Рабочая программа по изобразительному искусству (7 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_7_klass_izo.doc | 54.5 КБ |
ktp_izo_7_klass_35_chasov_po_uch.nemenskogo.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по изобразительному искусству для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Раздел II. Содержание программы.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА | 8 |
ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ | 7 |
ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ | 10 |
РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ | 10 |
Всего | 35 |
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 31; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов. Мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, а также местные промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
-различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
Раздел IV. Литература и средства обучения
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .
Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, -Волгоград: Учитель, 2007. -170 с.
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
ОБОРУДОВАНИЕ
- Учебные столы.
- Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
ТАБЛИЦЫ
- Хохлома
- Гжель
- Дымковская игрушка
- Жостово
- Введение в цветоведение.
- Декоративно-прикладное искусство.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Тела геометрические
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 7 класс (35 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Цели урока | Основные понятия | Тип урока | Оборудование | Межпредмет-ные связи | Домашнее задание | Дата | |
прове-дено | по плану | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства | 1 |
| Пластика, рельефы, динамика, живопись | Урок изучения нового материала | Подбор иллюстраций и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображениями фигуры человека. Видеоряд. | История, обществознание, литература | Подобрать репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций. | ||
2 | Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации. | 1 |
| Пропорции, канон, «золотое сечение» | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Тематические таблицы с изображением пропорций фигуры человека, его скелета и работы на заданную тему в технике аппликации; подбор иллюстраций и репродукций по теме; художественные материалы для работы в технике аппликации. | История, технология, математика | Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека | ||
3-4 | Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена) | 1 |
| Скульптура, каркас, пропорции | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Репродукции с изображением скульптур; тематические таблицы-схемы с изображением фигуры человека; художественные материалы для работы над скульптурой. | Математика, технология | Подобрать материал о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку) | ||
1 | ||||||||||
5 | «Великие скульптуры» | 1 |
| Скульптура, памятник | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Творческие работы учащихся; репродукции с изображением скульптур великих народов; литературный ряд. | История, обществознание, литература | Принести графические материалы для работы в технике рисунка | ||
6 | Изображение фигуры с использованием таблицы | 1 |
| Пропорции, набросок, эскиз | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Тематические схемы-таблицы с изображениями фигуры человека; художественные материалы для работы в технике рисунка. | Геометрия | Принести графические материалы для работы с натуры | ||
7 | Набросок фигуры человека с натуры | 1 |
| Набросок, рисунок, эскиз, пропорции | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Тематические таблицы с изображениями набросков фигуры человека с натуры; подбор иллюстраций с примерами и набросками художников; художественные материалы. | Геометрия | Подобрать материалы для тематической картины «Профессия» | ||
8 | Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия». | 1 |
| Набросок, эскиз, картина | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Репродукции картин. Изображающих человека в труде, отражающих профессию; творческие и поисковые работы учащихся; литературный ряд; художественные материалы. | Технология, литература, граждановедение | Принести графические материалы | ||
9 | Тематическая (сюжетная) картина | 1 |
| Сюжет, картина, жанр | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров; художественные материалы для практической работы; словарь художественных терминов. | История, литература | Подобрать материал по теме «Малые голландцы» | ||
10 | Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах»? | 1 |
| Жанр, сюжет. Бытовой жанр | урок-конференция | Список литературы для поисковой работы; творческие работы учащихся; репродукции картин голландских художников. | История, обществознание | Подобрать материал о творчестве художников: А.Венециано-ва, П.Федотова; «передвижников» | ||
11 | «Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианов, П.Федотов | 1 |
| Жанр, сюжет. Бытовой жанр | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Материалы для проведения поисковой работы; творческие работы учащихся; репродукции картин А.Венецианова, П.Федотова | История, обществознание | Подобрать материал о творчестве художников: А.Венецианова, П.Федотова; «передвижников» | ||
12 | «Передвижни-ки» | 1 |
| Жанр, сюжет. Бытовой жанр. Третьяковская галерея, меценат. | урок-беседа | Репродукции картин художников-передвижников; портрет П.М. Третьякова, репродукции с изображением галереи; творческие работы учащихся; музыкальный ряд — русская народная песня «Дубинушка»; литературный ряд. | История, обществознание, экономика, музыка, литература | Познакомимся с творчеством художников бытового жанра 20 века. | ||
13 | Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» | 1 |
| Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея, меценат | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Видеоряд-видеофильм «Третьяковская галерея»; рабочая тетрадь. | История, обществознание, экономика, музыка, литература | Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи. | ||
14-15 | Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» | 1 |
| Композиция, эскизы, колорит, сюжет | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Репродукции картин бытового жанра, с которыми познакомились учащиеся на предыдущих уроках; материал собранный учащимися при подготовке к работе над тематической картиной; художественные картины. | Подобрать материал по темам и проблемам 2 четверти. | |||
1 | ||||||||||
16 | Историческая тема в искусстве. Творчество В.И.Сурикова | 1 |
| Исторический жанр, сюжет, содержание | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Репродукции картин; подбор иллюстраций по теме. | История, обществознание, литература | Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему. | ||
17-19 | Сложный мир исторической картины | 1 |
| Исторический жанр, сюжет, содержание, эскиз, набросок | урок-практикум | Репродукции картин с историческим сюжетом; материалы, собранные учащимися при подготовке к работе над картиной; художественные материалы. | История, обществознание, литература | |||
1 | ||||||||||
1 | ||||||||||
20 | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 |
| Сюжет, содержание, колорит, «художественный язык» | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Репродукции картин для тематической беседы и практической работы. | Познакомиться с картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи» | |||
21 | Великие темы жизни и творчества русских художников. К.Брюллов «Последний день Помпеи» | 1 |
| Сюжет, содержание, колорит, «художественный язык» | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Репродукции картин; музыкальный ряд; видеофильм «Античный дворик»; литературный ряд. | История, обществознание, литература | Подобрать материал о творчестве И.Билибина и В.Васнецова. | ||
22 | Сказочно-билинный жанр. Волшебный мир сказки | 1 |
| Сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», сказочно-билинный жанр. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Подбор репродукций работ И.Билибина по сказкам, а также книг с его иллюстрациями; подбор репродукций картин В.Васнецова; творческие работы учащихся; художественные материалы. | История, обществознание, литература | Познакомить-ся с картиной Рембрандта «Возвраще-ние блудного сына» | ||
23 | Библейская тема в изобразитель-ном искусстве. Всепрощающая любовь. (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»). | 1 |
| Библейский жанр, сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», сказочно-билинный жанр. | урок-беседа | Репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»; плакаты с эпиграфами; музыкальный ряд; видеозаписи. | История, обществознание, литература | Провести поисковую работу на тему «Великие музеи мира» по предложенному списку. | ||
24 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | 1 |
| Музей, галерея, выставочный зал; типы музеев | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Список литературы для проведения поисковой работы; тематические таблицы; поисковые работы учащихся. | История, обществознание, литература | Перечислить музеи родного города. | ||
25 | Эрмитаж — сокровищница мировой культуры. | 1 |
| Музей, коллекция, выставочный зал. | Урок - видеоэкскурсия | Видеофильм из серии «Эрмитаж»; рабочая тетрадь; литературный ряд. | История, литература | Подготовиться к экскурсии в городской музей. | ||
26 | Художественные музеи моего города (края) | 1 |
развивать творческую и познавательную активность. | Музей, коллекция, выставочный зал. | Урок - экскурсия | План проведения тематической беседы; вопросы учащихся по истории и художественной коллекции музея. | История, литература, краеведение | Повторить пройденный материал по темам 1 -3 четверти | ||
27 | Знакомые картины и художники | 1 |
| Обобщающий урок - викторина | Карточки-задания; кроссворды; литературный ряд; видеоряд. | История, литература, краеведение | Придумать задание или кроссворды для тематической викторины. | |||
28-31 | Плакат и его виды. Шрифты. | 1 |
| Плакат, шрифт, шрифтовая композиция. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Репродукции плакатов ведущих мастеров, современных художников на различные темы; художественные материалы; материалы, собранные учащимися; тематические таблицы по оформительской графике. | История, литература, экономика, биология, технология | Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностях выполнения. | ||
1 | ||||||||||
1 | ||||||||||
1 | ||||||||||
32-35 | Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. | 1 |
| Книга, обложка, переплёт, титул, иллюстрация, страница. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Тематические таблицы; подбор книг с различными вариантами оформления обложки, титульного листа, книжной страницы; художественные материалы. | История, литература, экономика, биология, технология | |||
1 | ||||||||||
1 | ||||||||||
1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...