Рабочая программа по изобразительному искусству (6 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_6_klass_izo.doc | 47.5 КБ |
ktp_izo_6_klass_35_chasov_po_uch.kuzina.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по изобразительному искусству для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией В.С.Кузина, 5-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Раздел II. Содержание программы.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок. | 11 |
Тематическое рисование | 11 |
Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники | 7 |
Беседы | 4 |
Тренировочные упражнения | 2 |
Всего | 35 |
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 30; уроков-бесед – 1; обобщающих работ - 4.
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 6 класса.
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.
Учащиеся должны уметь:
-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
- передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
- изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;
- выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;
- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;
- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
Раздел IV. Литература и средства обучения
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .
Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - 2-е изд., -Волгоград: Учитель, 2008. -223 с.
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.
Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
ОБОРУДОВАНИЕ
- Учебные столы.
- Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
ТАБЛИЦЫ
- Хохлома
- Гжель
- Дымковская игрушка
- Жостово
- Введение в цветоведение.
- Декоративно-прикладное искусство.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Тела геометрические
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 класс (35 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Цели и задачи урока | Тип урока | Деятельность учащихся на уроке | Вид контроля на уроке | Оборудование | Домашнее задание | Дата | |
проведено | по плану | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления. | 1 | Определить уровень подготовки учащихся; р Расширить знания о разнообразных возможностях художественных материалов; в вспомнить виды изобразительного искусства; познакомить учащихся с учебной и дополнительной литературой по предмету ИЗО; учить рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни, использовать законы композиции; воспитывать трудолюбие, усидчивость, товарищество, взаимопомощь. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Рисование того, что больше понравилось и запомнилось из летнего отдыха. Беседа, тематическое рисование; анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО; работа в тетради по ИЗО; знакомство с учебниками по ИЗО, правилами работы, инструментами. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. «Палитра осеннего леса», «Как дерево растёт»; | Художественные материалы | ||
2 | Полный цветовой круг | 1 | Развивать графические умения и навыки; изучить свойства цветов и приёмы поиска новых цветов; расширять знания о возможностях художественных материалов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Рисование полного цветового круга, используя обе группы цветов: хроматические и ахроматические. Учебное задание по живописи; основы цветоведения и изобразительной грамоты; система требований к работам; основные, смешанные, тёплые, холодные, контрастные, сближенные цвета. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
3 | Живописные и графические упражнения | 1 | Определить уровень подготовки детей; расширить знания о разнообразных возможностях художественных материалов; изучить основы цветоведения, графики; развивать графические умения и навыки, глазомер, аккуратность, усидчивость, внимание, аналитические способности, ассоциативное мышление. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Выполнение различных приёмов работы акварельными красками. Работа графическими и и живописными материалами; цветовая растяжка, графические упражнения (линией, штрихом, пятном, силуэтом и др.) | Письменный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
4 | Осенний лист, бабочка и фрукты | 1 | Развивать графические навыки; учить воспринимать и передавать пропорции, оттенки основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев, разных по форме бабочек; расширять знания о разнообразии художественных материалов и изобразительных средств; углубить знания о симметрии как одном из законов природы, окружающего мира; повторить навыки рисования симметричных предметов; освоить метод стилизации реальных форм в декоративные, упрощения ради художественной выразительности; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Живописная работа с цветами, с палитрой. Рисование с натуры, по памяти, по представлению, с таблиц; палитра осенних цветов; симметрия и её роль в природе, в изображении; окраска в природе; декоративность, тёплый и холодный колорит, сближенные цвета. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
5 | Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблока | 1 | Расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области; учить анализированию выразительных изобразительных средств (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок), которые используют художники при создании картины, форму сложных предметов, разложив её до простейших составных форм, конструкции предметов; закрепить умение в использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения; рисовать с натуры доступными графическими средствами; уметь сравнить свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки; соблюдать последовательность графического и живописного изображения; использовать возможности цвета, цветового контраста, тёплого и холодного колорита; развивать зрительную память в передаче впечатлений; пробудить фантазию, умение комбинировать детали. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Выполнение гризайля — одноцветная живопись с разбором светотеневых и тональных соотношений Рисование с натуры; анализ натуры, её конструкция, цвета, светотени; беседа «Натюрморт в живописи»; карандаш, линейное изображение, конструкция; определение цветовых сочетаний | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
6 | Рисование натюрморта: корзина с овощами | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Выполнение 3 и 4-го этапа работы. Рисование с натуры; анализ натуры, её конструкция, цвета, светотени; беседа «Натюрморт в живописи»; подбор цветов, близких по натуре, использование палитры, живопись «по мокрому», «по сухому» | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | |||
7 | В осеннем лесу, парке | 1 | Проводить словесное и изобразительное описание осенней природы и учить использовать свойства линейной, воздушной перспективы; изучать строение деревьев, кустарников, передавать эти знания и наблюдения в рисунках; показать связь человека и природы; развивать экологическое мышление; обучать навыкам выделения и развития сюжетного центра композиции (основную идею, основных героев), создания определённого колорита, передачи настроения через цвет; продолжить освоение техники живописи «мазком»; обобщить впечатления учащихся от экскурсии в лес или парк. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Обсуждение рисунка; Этапы выполнения: - поиск самого интересного мотива; - работа в формате; - выполнение в цвете; - детальная проработка. Тематическое рисование; элементы композиции, перспективы; фигура человека в пейзаже; выбор положения листа в зависимости от сюжета; жанр пейзажа, его виды, беседа «Пейзаж в живописи»; «работа по сухому», «по мокрому». | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
8 | Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка). | 1 | Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве; ознакомить с творчеством художников-анималистов; провести сравнительный анализ анатомии животных, сходных по строению тела, связать особенности внешнего облика со средой обитания; развивать навыки композиции, владения графическими материалами и средствами художественной выразительности; воспитывать культуру поведения. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Рисование животного, которое особенно часто используют художники в своих картинах — коня. Рисование с натуры, по памяти, с таблиц, иллюстраций, реальных объектов. Анималистика в ИЗО; беседа о художниках (Ватагин, Чарушин и др.); сравнительная анатомия, зависимость строения от среды обитания, движения; элементы композиции; графические материалы. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Сделать карандашом наброски лошадей, собак, кошек с натуры, с фотографией, репродукций, иллюстраций. Рисунок в цвете. | ||
9 | На дне морском. | 1 | Закрепить знания об анималистическом жанре; совершенствовать умения рисовать животных; углубить знания о размерах, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении тела животного; учить видеть общее и индивидуальное в строении тела животных; показать принцип работы с трафаретом; воспитывать взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность, коллективистские качества, экологическую культуру. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Тематическое рисование, рисование по памяти и с натуры живых объектов; работа с трафаретом (рыба); маскировка, мимикрия в природе у птиц, животных; композиция, сюжет; живопись «по-мокрому». | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
10 | Невиданный зверь | 1 | Закреплять знания о жанре анималистики; анализировать, сравнивать анатомию разных живых существ, выделять общее и различное, уметь связать особенности внешнего вида животного (птицы, рыбы) со средой обитания, особенностями образа жизни; развивать графические навыки; совершенствовать способности образного мышления и представления; воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, аккуратность, внимание, дисциплину. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Тематическое рисование; рисунок-фантазия; рисунок-тест; анализ и синтез в изображении художника; анималистика. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
11 | Наброски с куклы-игрушки | 1 | Анализировать пропорции, конструктивно-анатомическое строение объёмной формы; совершенствовать умение последовательного ведения работы; подготовить переход от рисования с натуры куклы к рисованию с натуры человека. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Рисование с натуры, живопись; анализ формы, светотени, цвета. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
12-13 | Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в лёгкой одежде, не скрывающей телосло-жение) | 1 | Дать представление о портрете как жанре живописи; познакомить с произведениями выдающихся мастеров-портретистов; учить анализировать пропорции конструктивно-анатомического строения тела человека, объёмной формы; формировать умение выполнять наброски с натуры человека различными способами (графически, живописно), тоновую и цветовую разработку формы; совершенствовать умения последовательного ведения работы и передачи в рисунке выразительных средств разными приёмами работы акварелью, гуашью. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Рисование с натуры: 1-й урок — мальчик, графика; 2-й урок — девочка, живопись; беседа «Портрет в творчестве русских художников»; пропорции фигуры (1:6, 1:7), модель (позируют школьники); знакомство с пластической анатомией, скелетом, мускулатурой; общее и отличительное; рисование фигуры человека от схемы; последовательное ведение работы. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
1 | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | |||||||
14 | Фигура человека в движении. Спорт. | 1 | Закреплять знания о пропорциях тела человека; совершенствовать умения и навыки в изображении фигуры человека с соблюдением анатомии тела разными изобразительными материалами и способами; развивать зрительную память, воображение, глазомер, творческое восприятие мира, наблюдательность. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Аппликация; декоративная работа на основе наблюдений за натурой - человеком; человек в движении с атрибутами спорта; составление фигуры человека из-за заготовок (элементов фигуры) на основе пропорции; поза, одежда, дополнения; анализ произведений искусства. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
15 | Две контрастные фигуры | 1 | Ознакомить учащихся с понятием контраст в изобразительном искусстве, его разновидностями; закрепить навыки передачи пропорций; развивать самоконтроль, дисциплину. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Рисование по памяти, с натуры реальных объектов; контраст в изобразительном искусстве, его разновидности, художественный образ; карикатура как контраст; фигуры во весь рост. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
16 | Новогодняя открытка, приглашение на бал. | 1 | Совершенствовать навыки рисования, аппликации, гармоничного сочетания разных техник; развивать глазомер, аккуратность, усидчивость, тонкую моторику руки, социально важные качества, аналитические способности, вкус; ознакомить с графикой и её разновидностью — прикладной графикой; укреплять межпредметные связи. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Графика, её виды, прикладная графика; язык графики; элементы открытки, условность цвета, изображения, краткость текста, доходчивость, ясность; промграфика; шрифт; декоративное рисование и аппликация, на их основе — конструирование макета открытки. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
17 | Две контрастные фигуры | 1 | Ознакомить учащихся с понятием контраст в изобразительном искусстве, его разновидностями; закрепить навыки передачи пропорций, конструктивно-анатомического строения фигуры человека; совершенствовать умения последовательного ведения работы; развивать самоконтроль, дисциплину; уметь создавать выразительный художественный образ. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Рисование по памяти, с натуры реальных объектов; контраст в изобразительном искусстве, его разновидности, художественный образ; карикатура как контраст; фигуры во весь рост. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
18 | Зимние забавы (развлече-ния, спорт). Комиксы | 1 | Ознакомить учащихся с комиксами как с разновидностью современной книжной графики, найти общие корни с книгой и кино, компьютерной графикой; развивать графические умения и навыки, образное представление, фантазию, логику; направлять активность, внимание детей в творческую работу; воспитывать взаимную вежливость, товарищество, аккуратность, дисциплину. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Тематическое рисование; разновидность современной книжной графики — комиксы; общие корни с книгой (литертурная основа, текст, развитие сюжета) и кино («покадровое» построение, «мультяшность»); просмотр мультфильм. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
19-20 | Мы рисуем инструменты | 1 | Учить анализировать конструкцию предметов, расчленяя её до простейших составляющих их форм; передавать пространственное предрасположение отдельный частей предметов с учётом знаний линейной перспективы, светотень штриховкой; показывать перспективные сокращения плоскостей, граней, правильно определять углы перспективного сокращения; осуществлять межпредметные связи. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Наброски с натуры столярных, слесарных, строительных и др. инструментов; анализ формы, пропорций, конструкций; геометрическая основа формы; перспективные сокращения; техника работы графическими материалами. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
1 | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | |||||||||
21 | Знаменитые архитектур-ные ансамбли, памятники Москвы, Санкт-Петербурга. | 1 | Ознакомить учащихся с архитектурой как видом изобразительного искусства и наиболее значительными памятниками Москвы и Санкт-Петербурга; привить интерес к отечественному и культурному наследию; воспитывать патриотизм и гордость за достижения своего народа; развивать художественно-эстетический вкус учащихся. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Беседа-видеоэкскурсия; работа в тетради по ИЗО; просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся; архитектура как вид ИЗО; архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
22 | Наши новострой-ки. | 1 | Ознакомить учащихся с архитектурой как видом изобразительного искусства, архитектурными памятниками родного края, страны; учить рисовать постройки с натуры, по наблюдению и по памяти; уметь анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих предметах; передавать свои впечатления в рисунках; изучать основные закономерности наблюдательной, воздушной перспективы, светотени, композиции; осваивать различные приёмы работы с карандашом, акварелью, гуашью; работать от эскиза. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Тематическое рисование; рисование построек с натуры, по наблюдению, по памяти, с таблиц; призматические формы в окружающей жизни; перспективы с одной, двумя точками схода; работа от эскиза; анализ произведений искусства. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
23-24 | Красота народного костюма (русского). | 1 | Познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами, техникой аппликации; укреплять межпредметные связи (литература, история, география). | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Декоративное рисование, аппликация. Использование шаблонов, трафарета; беседа о социально-историческом значении русского народного костюма, его символике; части одежды, виды, традиции разных областей; костюм — наследие культуры; 1-й урок — эскиз костюма на основе фигуры (куклы), цвет; 2-й урок — деталирование, элементы из аппликации (узоры, фон, пейзаж, изба, трава, цветы). | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
1 | ||||||||||
25 | Русский быт в прошлые века. Иллюстра-ции к литератур-ному произ-ведению. | 1 | Ознакомить учащихся с творчеством выдающихся русских художников 19 века; учить выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу к ней; уметь с помощью изобразительных средств выражать своё отношение к персонажам своего сюжета, пользоваться правилами композиции, перспективы, светотени, передавать тоном и цветом объём и пространство; ознакомить с книжной графикой как разновидностью графики. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Беседа о творчестве русских художников 19 века; Репин, Суриков, передвижники; тематическое рисование — иллюстрация к литературному произведению, близкому по теме к анализируемым живописным произведениям (Н.Некрасов, А.Кольцов, А.Майков и др.); работа от эскиза. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
26 | Материнство («Рождест-во» или «Новорож-денный»). | 1 | Ознакомить с темой женской красоты, материнства в изобразительном искусстве, иконописи; показать взаимопроникновение светской темы материнства и библейских сюжетов; ознакомить с историей праздника 8 марта и аналогичными праздниками в других странах; развивать пространственное мышление, графические навыки, образное видение; закреплять навыки правильной организации рабочего места, аккуратности, точности; воспитывать эстетическое чувство, художественный вкус, творческое воображение; укреплять межпредметные связи (литература, история). | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Тематическое рисование; тема женской красоты, материнства в изобразительном искусстве; взаимосвязь светской темы и библейских сюжетов, общее и различное; анализ произведений живописи. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
27 | Красота орнамента. Гипсовый трилистник. | 1 | Ознакомить с видами орнамента; освоить этапы работы от общего к частному, технику штриховки «по форме»; знать и передавать закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основы линейной и воздушной перспективы, светотени; уметь пользоваться различными приёмами работы карандашом, акварелью, гуашью, лепки из пластилина; добиваться точной и образной передачи действительных предметов; систематизировать знания о скульптуре. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Рисование с натуры гипсового орнамента. Возможные варианты:
Обобщение и стилизация, поэтапная работа от общего к частному; штрих по форме. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
28-29 | Иллюстрация к литературному произведению (по школьной программе) на основе отечественной истории, культуры. | 1 | Познакомить с лучшими образцами русского деревянного и каменного зодчества, с принципами оформления интерьера избы, мелкой деревянной пластикой в крестьянском быте; развивать навыки пользования перспективой, композиционными приёмами; учить анализировать конструктивное строение изображаемых предметов перспективой с одной точкой схода в интерьере, правилами цветоведения; уметь выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу к ней с помощью изобразительных средств, выражать своё отношение к персонажам сюжета; владеть различными приёмами работы карандашом, акварелью, гуашью, другими материалами; укреплять межпредметные связи (история, география, краеведение, литература). | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Беседа на тему красоты русского деревянного, каменного зодчества, искусства плотников и каменщиков, об интерьере крестьянской, боярской избы; символике; о художественных промыслах; анализ произведений искусства; тематическое рисование — иллюстрация к произведениям С.Аксакова «Аленький цветочек», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», «Руслан и Людмила; сбор материала по теме; композиция, перспектива. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
1 | ||||||||||
30 | Космические дали. | 1 | Рассказать о достижениях в космонавтике, роли России в продвижении человека в космос; способствовать патриотическому воспитанию детей, созданию у них праздничного настроения, гордости за страну и предков; рассказать о красках космоса, о художнике-космонавте А.Леонове, дважды герое Советского союза, и художнике А.Соколове, о новом виде пейзажа — космическом; овладеть методикой работы от эскиза к работе в формате; развивать графические навыки, навыки ровной заливки цветом в пределах заданного контура, работы «по сухому», «по мокрому»; развивать творческую фантазию, эстетическое восприятие действительности, вкус; рассказать о процессе макетирования на производстве (журнал, марка, книга), о филателии как разновидности прикладной графики, об изобразительных элементах марки (страна, год выпуска, название рисунка и др.) | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Тематическое рисование, декоративное конструирование — макет марки (аппликативное оформление рисунка); рисунок — фантазия. Космонавтика: новая разновидность пейзажа; обязательные элементы пейзажа. Филателия как разновидность прикладной графики. Работа от эскиза (3 варианта) к большому формату. Элементы марки: год, страна, название и пр. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
31 | Разработка герба. | 1 | Познакомить детей с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем, с гербами русских городов в разное историческое время, историей герба родного города; воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины, к старшим поколениям; развивать графические навыки, владение композицией, эстетический вкус. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Геральдика, её история; условность изображений, символика в композиции герба, роль линии, цвета; герб страны, родного города; разработка герба (личного, школы, класса, кабинета, города); декоративное рисование; принципы композиции. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
32 | Афиша цирка. | 1 | Ознакомить с работой художника-графика в области плаката; учить понимать назначение, художественный язык плаката; уметь использовать художественные средства выразительности для создания образа плаката. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Беседа о разновидности графики — плакате: плакат и его виды; средства художественной выразительности плаката; анализ произведений искусства; декоративное рисование. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
33 | Человек и профессия. Поясной портрет. | 1 | Развивать графические навыки; формировать художественный вкус; активизировать творческое воображение; содействовать формированию эстетического отношения к действительности; укреплять межпредметные связи; воспитывать уважение к людям труда; изучать анатомию человека. Пропорции и мимику лица; ознакомиться с образцами изобразительного искусства по теме, с творчеством отдельных художников. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Рисование с натуры, по представлению, памяти, с таблиц; беседа о портрете как жанре живописи, о знаменитых портретистах (О.Кипренский, К.Брюллов, В.Тропинин, И.Репин и т.д.); разновидности портрета; пластика и анатомия тела человека, головы, мимика; униформа, профессиональные предметы и орудия труда. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
34 | Портрет-шутка. | 1 | Изучить пропрцию и мимику лица; развивать зрительную память, глазомер, пространственное мышление, творческий склад ума, фантазию, художественный вкус, воображение, ассоциативное мышление; систематизировать знания учащихся по жанру портрета, его разновидностям; формировать умение найти координаторные точки лица (оопорные); ознакомить детей с творчеством художника Джузеппе Аргимбольдо (1527-1593г.). | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Рисунок-фантазия; реальность и фантазия в творчестве; анализ и синтез; символика. Беседа о художнике 16 века Д.Аргимбольдо, гримёрах в театре; создание портрета из овощей и фруктов, сохранив пропорции лица. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы | ||
35 | Весенний букет. | 1 | Учить рисовать цветы с натуры, по памяти, используя правила расположения рисунка на листе, зрительного равновесия форм, цвета, ритма; уметь выбирать точку зрения и формат для изображения натюрморта; развивать глазомер, аналитические способности, умение сравнивать свой рисунок с изображаемым объектом, графические умения и навыки; учить любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов; воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, бережное отношение к ней; обобщить знания детей по теме «Натюрморт»; укреплять межпредметные связи (чтение, биология). | Урок комплексного применения ЗУН учащихся: - практикум | Рисование с натуры натюрморта: цветы в вазе, фрукты; беседа о натюрморте в живописи, анализ произведений художников; выбор точки зрения, компоновки в формате; разнообразие форм цветов. Подведение итогов. | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Художественные материалы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...