"Декор русской избы"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Декор русской избы- к уроку ИЗО 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekor_russkoy_izby.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2. Тема: «ДПИ. Декор русской избы»

(слайд 1 )

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни. Познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище, сформировать понятия духовное и материальное.

  1. Организационный момент.
  2. Введение.

Знаете ли вы, как появилось декоративно-прикладное искусство?

(слайд 2 )С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.

Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

(слайд 3 )Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, и защиты от грозных стихий и злых духов.

Так появилось декоративно-прикладное искусство.

3.        Формирование новых знаний.

Декоративно-прикладное искусство- это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.

С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создавать безопасное пространство.

Зачем людям дом? (учащиеся отвечают на вопрос)

Кров- это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.

(слайд 4 )Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

-Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?

-Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?

Дерево- постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.

Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти свойства дали начало замечательному ремеслу- резьбе по дереву.

Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.

(слайд 5 )Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом. На крыше дома обязательно должен быть конь- охлупень. Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.

(слайд 6 )Украшении фронтона-, «лица» дома, использовались ромбы, точки- отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

(слайд 7 )Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа- русалки, львы- собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и подводный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор- символы земли, выше- в диковинных птиц и образы солнца.

Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества.

(слайд 8 )Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, и его небольшое пространство отражало принцип устройства мира. Потолок- небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- свет.

Потолок- часто украшался символами солнца, стены -растительным орнаментом.

(слайд 9 )Простой крестьянский дом состоял из одного простого помещения, условно поделённого на два основных центра- духовный и материальный.

-Что вы понимаете под словом материальный? (мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благополучия.)

(щелчок) В крестьянском доме источником всего этого была печь- кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь- распространенные персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

-Какие сказки вы знаете, где говорится о печи? Печь заботиться о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяет материальный мир дома.

-А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды в доме? (женщина)

  (щелчок)   Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной.

 (слайд 10 )   В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный от слова «душа». Это атмосфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями. Для того чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными полотенцами. Рядом стоял обеденный стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

(слайд 11 )А полотенца были очень нарядными и считались оберегами.

(слайд 12 )От двери до боковой стены была устроена лавка- конник, на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Вертикальная доска часто изображала коня, отсюда и название. Это место было мужской половиной. |  

(щелчок)  Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы-(щелчок)  полати, на них спали.

(слайд 13 )Почти в каждой избе имелся ткацкий станок и , конечно, (щелчок) детская колыбель в виде лодочки, подвешенной к потолку. Небогато устройство простой крестьянской избы. Но даже незатейливые предметы быта русской семьи обязательно украшались декоративной резьбой и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными коньками, диковинными цветами, зверями и птицами.

4.        Практическое задание. (слайд 14 )

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Материалы.

Бумага, мелки, простые карандаши, можно пастель, акварель, гуашь (смешанная техника)

  1. Анализ работ.
  2. Домашнее задание.

Подобрать иллюстрации по теме «Интерьер народного жилища, предметы народного быта».

7.        Использованная литература:

Н.А.Горяева, О.В.Островская учебник«ИЗО 5 класс» стр.6-13.

Н.П. Костерин «Учебное рисование»

Энциклопедический словарь юного художника

Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов» стр.21.

Л.А. Неменская «Искусство и ты» стр.42, 58-61, 70-71, 72

Л.А. Неменская «Каждый народ- художник» стр.20-29         .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Декор русской избы"

Декор русской избы- к уроку ИЗО для 5 класса ....

Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...

Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...

Презентация для учеников 4 класса "Декор русской избы"

Презентация поможет учащимся лучше узнать историю страны, традиции, испытать гордость за русских мастеров....

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"

Урок изобразительного искусства  в 5 классе "Древние корни народного искусства,  декор русской избы"...

Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС

Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС...

Технологическая карта 5 класс, тема: Декор русской избы

Данная разработка ТК составлена с учетом ФГОС в 5 классе по изобразительному искусству. В ней представлен вариант задания для учащихся по основной программе и детей с ЗПР...