"Декор русской избы"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок 2. Тема: «ДПИ. Декор русской избы»
(слайд 1 )
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни. Познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище, сформировать понятия духовное и материальное.
- Организационный момент.
- Введение.
Знаете ли вы, как появилось декоративно-прикладное искусство?
(слайд 2 )С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.
Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.
Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
(слайд 3 )Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, и защиты от грозных стихий и злых духов.
Так появилось декоративно-прикладное искусство.
3. Формирование новых знаний.
Декоративно-прикладное искусство- это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.
С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создавать безопасное пространство.
Зачем людям дом? (учащиеся отвечают на вопрос)
Кров- это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.
(слайд 4 )Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.
-Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?
-Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?
Дерево- постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.
Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти свойства дали начало замечательному ремеслу- резьбе по дереву.
Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.
(слайд 5 )Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом. На крыше дома обязательно должен быть конь- охлупень. Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.
(слайд 6 )Украшении фронтона-, «лица» дома, использовались ромбы, точки- отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.
(слайд 7 )Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа- русалки, львы- собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и подводный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор- символы земли, выше- в диковинных птиц и образы солнца.
Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества.
(слайд 8 )Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, и его небольшое пространство отражало принцип устройства мира. Потолок- небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- свет.
Потолок- часто украшался символами солнца, стены -растительным орнаментом.
(слайд 9 )Простой крестьянский дом состоял из одного простого помещения, условно поделённого на два основных центра- духовный и материальный.
-Что вы понимаете под словом материальный? (мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благополучия.)
(щелчок) В крестьянском доме источником всего этого была печь- кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь- распространенные персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
-Какие сказки вы знаете, где говорится о печи? Печь заботиться о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяет материальный мир дома.
-А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды в доме? (женщина)
(щелчок) Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной.
(слайд 10 ) В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный от слова «душа». Это атмосфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями. Для того чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными полотенцами. Рядом стоял обеденный стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.
(слайд 11 )А полотенца были очень нарядными и считались оберегами.
(слайд 12 )От двери до боковой стены была устроена лавка- конник, на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Вертикальная доска часто изображала коня, отсюда и название. Это место было мужской половиной. |
(щелчок) Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы-(щелчок) полати, на них спали.
(слайд 13 )Почти в каждой избе имелся ткацкий станок и , конечно, (щелчок) детская колыбель в виде лодочки, подвешенной к потолку. Небогато устройство простой крестьянской избы. Но даже незатейливые предметы быта русской семьи обязательно украшались декоративной резьбой и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными коньками, диковинными цветами, зверями и птицами.
4. Практическое задание. (слайд 14 )
Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.
Материалы.
Бумага, мелки, простые карандаши, можно пастель, акварель, гуашь (смешанная техника)
- Анализ работ.
- Домашнее задание.
Подобрать иллюстрации по теме «Интерьер народного жилища, предметы народного быта».
7. Использованная литература:
Н.А.Горяева, О.В.Островская учебник«ИЗО 5 класс» стр.6-13.
Н.П. Костерин «Учебное рисование»
Энциклопедический словарь юного художника
Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов» стр.21.
Л.А. Неменская «Искусство и ты» стр.42, 58-61, 70-71, 72
Л.А. Неменская «Каждый народ- художник» стр.20-29 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Декор русской избы"
Декор русской избы- к уроку ИЗО для 5 класса ....
Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...
Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...
Презентация для учеников 4 класса "Декор русской избы"
Презентация поможет учащимся лучше узнать историю страны, традиции, испытать гордость за русских мастеров....
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"...
Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС
Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС...
Технологическая карта 5 класс, тема: Декор русской избы
Данная разработка ТК составлена с учетом ФГОС в 5 классе по изобразительному искусству. В ней представлен вариант задания для учащихся по основной программе и детей с ЗПР...