Кошкин день.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) по теме
Конспект занятия к всемирному Дню кошек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_o_koshkakh.docx | 46.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема данного занятия: Кошкин день
Цель занятия: расширить представление об изображении кошек в искусстве
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные: формировать художественно – творческую активность; закрепить знания детей об анималистическом жанре в искусстве
Развивающие: развивать у детей внимание, творческое воображение; способствовать развитию навыков изображения домашних животных; формировать коммуникативные навыки общения (умение слушать, выступать перед аудиторией, задавать уточняющие вопросы); совершенствовать учебно - организационные умения (организовывать учебное место, осуществлять самоконтроль).
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к животным, ответственности за них и бережного отношения к ним; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Возрастная направленность занятия: группа 1 года обучения, возраст детей от 6 до 10 лет
Тип занятия: ознакомление с новым материалом
Технология: личностно - ориентированная
Содержание учебного материала: подобрано с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей обучающихся.
На занятии используются методы: объяснительно – иллюстративный (устный опрос, слово учителя, сообщения обучающихся); наглядный (фото, репродукции картин, слайды); частично – поисковый (перенос теоретических знаний на практику).
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Активные формы познавательной деятельности: викторина,эстафета, игровые моменты.
План занятия.
- Организационный момент.
- Подготовка к изучению нового материала
- Изучение нового учебного материала.
- Закрепление нового материала.
- Задание на дом.
Конспект занятия.
Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) | |
1. | Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия; • описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе занятия, настроя обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог)
| Данное занятие я начну с приветствия детей «Добрый день, друзья! Новой встрече рада я!», которое позволит мне создать в группе благоприятный морально-психологический настрой обучающихся на предстоящую совместную деятельность. Цель педагогического приема – воспитание доброжелательных отношений друг к другу, создание ситуации сплоченности группы детей и педагога. На данном этапе используются иллюстративный и словесный методы. После приветствия я сообщу детям: «Сегодня мы с вами продолжим разговор об анималистическом жанре в искусстве, а подробнее поговорим об одном домашнем животном, познакомимся, как его изображали художники и сами попробуем создать его образ. О ком идёт речь - узнайте из загадки: «Зелёные глаза – всем мышам гроза!» Конечно это кошка! «Сегодня кошка в гости к вам пришла, И пушиста и красива, обаятельна на диво! (Демонстрируется рисунок кошки, выполненный педагогом)». Говорю детям, что тема занятия - «Кошкин день» - не случайна и посвящена празднику, который отмечается 1 марта - (Вопрос детям: «Не знаете какой?»)– Всемирный день кошек. Эпиграфом к занятию я взяла слова знаменитого итальянского художника Леонардо да Винчи, который очень любил кошек: «Даже самое маленькое из кошачьих – шедевр!» С целью формирования позитивной мотивации на предстоящую учебную деятельность задам детям вопрос: «Кто из вас любит кошек?» Затем предложу: «Поднимите руку те, у кого дома они есть. Вот видите – добрая половина ребят держат дома этих милых пушистых зверюшек. Что вы можете сказать о них, какие они, кошки? (Гордые, независимые, отзывчивые, ловкие). За что мы их любим? (ласковые, добрые, весёлые, лечат людей). Какие вы знаете приметы, связанные с кошками? (При переезде на новую квартиру первой в дом пускают кошку; кошка умывается – к гостям; кошка спит, закрыв лицо лапой – к холодам; кошка скребёт пол – будет ветер или метель)». Оказывается, сейчас в мире насчитывается около 300 млн. домашних кошек. Давайте посмотрим какие разные они бывают». (Проводиться просмотр слайдов с изображением кошек.) Цель данного приема – активизация умственной деятельности детей. А также с помощью вербального метода – беседы происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания, наблюдения и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. |
2. | Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний:
• определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия; • определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей группы, с которой работает педагог; • описание методов мотивирования обучающихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса.
| Цель для обучающихся: на данном этапе занятия обучающиеся должны сконцентрировать свое внимание для психологического настроя работы на уроке, через эмоциональное отношение к кошкам, учиться выступать перед аудиторией уроке. Цель данного этапа для педагога: ввести детей в предлагаемый образовательный материал, развивать умение выступать перед аудиторией На данном этапе используются иллюстративный и словесный методы. Слово учителя: «Вы сегодня тоже подготовили фотографии своих кошек. Кто может немного рассказать о своём любимце?» А кто знает и сможет прочитать стихотворения о кошках? Сейчас мы проведём «Поэтическую эстафету» (прил.1). Предложу детям прочитать стихотворения и после прочтения, сказать какие повадки или черты характера кошки в них отмечаются. Для поддержания интереса детей использую сюрпризный момент – всем чтецам вручаю игрушечную кошку, которую они передают друг другу, как эстафетную палочку. Воспитательный момент – вопрос детям после прочтения стихотворений: «А вы как относитесь к своим кошкам? Не забываете их покормить, поиграть с ними?» Цель данного приёма - активизация связной речи обучающихся, формирование коммуникативных навыков. В качестве методов мотивирования, я буду предоставлять обучающимся возможность высказаться, обратить на себя внимание. После прочтения каждого рассказа или стихотворения я использую похвалу, одобрение, буду отмечать индивидуальные успехи детей. Если у кого – то из детей возникнут трудности в процессе чтения стихотворений, я буду ободрять, поддерживать ребёнка укреплять у него уверенность в себе. Критериями достижения целей и задач данного этапа для меня являются активное участие детей в желании рассказать о своих питомцах, эмоциональное прочтение стихотворений, самостоятельность мышления, заинтересованность в теме занятия. Обобщение данного этапа занятия - слово учителя: «Да, кошка существо очень интересное и милое, со своим характером и повадками, и всегда очень интересный объект для наблюдения и изображения ».
|
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе занятия); • определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися; • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей группы, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала | Для подготовки детей к третьему этапу работы, а именно изучению нового учебного материала я проведу викторину: «Знаменитые кошки и коты - герои сказок и мультфильмов». Цель для педагога – поддержание интереса к теме занятия, активизирование познавательной деятельности. Цель для обучающихся: активизация умственной деятельности Слово педагога: «Знаете ли вы знаменитых кошек? Некоторые кошки и коты стали супер знаменитыми, выступая в цирке, снимаясь на телевидении. Так американский кот Моррис в 1973 г. получил приз как лучший телеактёр по классу рекламы. Много талантливых «усатых» артистов в театре кошек Юрия Куклачёва, например кот Борис, которого вы видели в наших рекламах. Много знаменитых котов мы встречали в сказках и мультфильмах. Давайте их отгадаем!» (прил.2) Для оценивания на данном этапе используется словесное поощрение в качестве формулировок: «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Подумай еще!», «Не торопись!» Викторина соответствует возрастным особенностям обучающихся (дети любят отгадывать загадки) и позволит снять тревожность у некоторых детей, а так же поможет поддержать настрой детей на достижение цели занятия. Обобщение данного этапа: вместе с сказками кошка входит в жизнь человека с самого детства. Это загадочное, непредсказуемое существо, притягивающее к себе человека с незапамятной поры. Чтобы разгадать ее магическую тайну (если это вообще возможно), нам придется отправиться в странствия по далеким временам и землям. Третью часть занятия я начну с использования метода «создание проблемной ситуации». Для этого я обращусь к детям с вопросом: «Знаете ли вы историю кошки, откуда она к нам пришла и как её изображают в искусстве?» Перед учащимися стоит цель адекватного восприятия, осознания информации по теме занятия, заинтересованность в практической работе. Цель для педагога: создать установку на поисково – творческую деятельность, сформировать представление у детей об изображении кошки в искусстве, Рассказываю о происхождении кошки (прил. 3). Демонстрируются слайды с изображением кошки в Древнем Египте, Кота Баюна. Вторая часть рассказа - об изображении кошки в искусстве. Слово педагога: «Кошки всех времен остались на фресках и полотнах, мозаиках и витражах, даже на хрупких листах средневековых манускриптов. Их изображали на стекле, мраморе, фарфоре, керамике, хрустале и папье-маше. Грациозное, загадочное, непознанное - это животное стало темой для сотен художников всех направлений. В картинах кошка появились сначала лишь как небольшая деталь фона и лишь в 17 – 18 веке кошки на портретах (часто на руках у юных девушек) и в натюрмортах – стали весьма важным элементом композиции. Давйте посмотрим на кошек в картинах художников». Демонстрируются репродукции или слайды картин: Леонардо да Винчи «Мадонна с кошкой»; Дега «Девушка с кошкой», Снейдерс «Натюрморт с битой дичью» Ж. Б. Перроно «Портрет неизвестной девушки». Художники анималисты и сам жанр появились лишь в 18 веке, когда вырос спрос на портреты домашних питомцев. Голландская художница Генриетта Роннар всё своё творчество посвятила кошкам. Посмотрите, какие они милые и забавные. Понравились вам картины? Чем?». (Демонстрируются слайды её картин). Изложение основных положений нового учебного материала происходит с помощью наглядного, объяснительно - иллюстративного, частично - поискового методов. Критериями определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому учебному материалу: активное участие в обсуждении картин, непосредственный эмоциональный отклик. Методы мотивирования: возбуждение познавательного интереса, создание эффекта любопытства. Обобщение данного этапа занятия: «В течение тысячелетий многие художники рисовали кошку, заворожённые её пластикой и грацией, показывая нам это животное во всём многообразии его поведения». После объяснения материала и перед практическим заданием для профилактики утомляемости детей и снятия статического напряжения проведу динамическую паузу «Пантомима»: «Давайте, ребята, тоже изобразим кошку - как кошки умываются? Как потягиваются? Как напрягаются, когда сердится? Как царапается, выпуская коготки? Как шипит, завидев врага? Как мягко ступает?» Подготовки к самостоятельной работе: «Сегодня на занятии мы с вами тоже будем изображать кошку в разных видах искусства - в живописи, графике и скульптуре. Цель данного этапа для детей: творчески включаться в практическую работу по данной теме, закрепить знания основных терминов, соблюдать последовательность и аккуратность в работе. Цель для педагога: способствовать формированию умений и навыков изображать животных, проверить знания и умения полученные на предыдущих занятиях, стимулировать творческое применение знаний. Практическое задание детям – создать образ кошки в одном из видов искусства. Для лучшего результата (чтобы каждый ребёнок выразил себя наиболее адекватно в предпочитаемой технике), я разделю группу на подгруппы: «живописцы», «скульпторы», «графики» (исходя из индивидуальных способностей присутствующих на занятии детей). Педагог демонстрирует порядок изображения кошки (прил.4) В группе трое детей – гиперактивные, для концентрации их внимания на правильное выполнение задания создам у детей ощущение важности ситуации «Это очень ответственная работа». Критериями определения уровня внимания и интереса учащихся на данном этапе для меня являются осознанность выполняемых действий, самостоятельность изображения, творческое отношение к работе. Для мотивирования учебной активности обучающихся предлагается детям предположить, где они смогут использовать полученные навыки изображения животных. Педагог говорит, что за интересные работы от имени кошек им будут вручены особые медали. |
4. | Закрепление нового материала, предполагающее: • постановку конкретной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе занятия); • определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал. | Закрепление провожу с целью: стимулировать мыслительную деятельность учащихся, формировать навыки и умения анализировать свою работу; получить информацию о том, насколько успешно поняли обучающиеся объяснения. Подводя итог занятия, дам вербальную оценку работе учащихся на уроке и предложу ребятам дать самооценку своей деятельности, озвучивая, что на занятии получилось, и что не смогли сделать, что узнали нового. (Так каждый обучающийся ставит перед собой проблему, которую он будет решать на следующем занятии.) Педагог спрашивает, что нового и интересного они узнали на занятии. В конце занятия благодарю всех ребят за старание и увлечённость искусством и вручаю всем медали с изображением кошки. Критерии оценивания выполненных работ (для педагога): новизна содержания ( личностное отношение автора), композиция и точность, совершенство выражения. Показателем усвоения нового материала является активность обучающихся при проведении итога урока и обсуждении работ, рост художественного мастерства обучающихся. Если часть обучающихся не освоила новый материал, я приглашу их на индивидуальные занятия, где мы ещё раз выполним задание по данной теме. Возможно выполнение задания в другой технике. В конце повторения – воспитательный момент: «Давайте ещё раз озвучим, как мы должны относиться к домашним питомцам? Да, домашние животные нуждаются в постоянной заботе человека. Всегда помните слова Антуана де Сент – Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили!» |
5. | Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом; • определение и разъяснение обучающимися критериев успешного выполнения домашнего задания. | Для закрепления полученных в ходе занятия знаний я предложу детям создать портрет своего любимца кота. В ходе выполнения домашнего задания обучающиеся должны сформировать умения и навыки самостоятельной работы. Перед педагогом стоит цель: систематизировать и определить уровень усвоения изученного материала, воспитание организованности, ответственности. Критерии успешного выполнения домашнего задания: творческий подход, выразительность рисунка. |
Приложение 1. Стихотворения о кошках.
Б. Заходер.
Плачет киска в коридоре
У неё большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
…..
Я кошка, кошка, кошка,
Знакома вам немножко,
Но близкого знакомства
Ни с кем я не вожу.
За лакомый кусочек
Могу вам спеть разочек,
Пригреюсь на часочек –
И снова ухожу.
……..
Кошка первой входит в дом
И живёт подолгу в нём
То мяучит, то играет,
То куда – то исчезает.
Исчезает далеко,
А когда придёт обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьёт сырое молоко.
А. Гришин.
Говорит мне тихо кошка:
«Пожалей меня немножко!»
Не пойму я кошку эту:
Я ей тычу в рот конфету.
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок поднёс.
Я обнял её за шею:
Вот как я тебя жалею!
Ну чего ты хочешь, кошка?
Говорит она: немножко
Хоть немножко пожалей –
Отпусти меня скорей!
В. Орлов
Почему ты плачешь, киска?
У меня пустая миска,
Съела я кусочек сала
И теперь мне грустно стало.
Почему же стало грустно?
Потому что было вкусно!
А. Барто
Котёнок возится с клубком,
То подползёт к нему тайком,
На клубок начнёт кидаться,
Толкнёт его, отпрыгнет вбок
Никак не может догадаться
Что здесь не мышка, а клубок
Приложение 2.
Викторина « Знаменитые коты – героев сказок и мультфильмов».
Кошка входит в нашу жизнь чуть ли не с самого рождения – в сказках.
Сейчас мы проведём викторину «Как я знаю котов – героев сказок и мультфильмов?»
1. Кот, любивший повторять: «Ребята, давайте жить дружно»?
2. Кот, который умел доить корову?
3. В какой сказке у кошки сгорел дом?
4. Кот, любивший исчезать, оставляя после себя широкую улыбку?
5. В каком мультфильме кот всё время терпит неудачи в ловле мышонка.
6. Кот, который притворялся слепым и был хитрым обманщиком.
7. В какой сказке кошка помогает тянуть из земли большой овощ.
8. Кот, который съел людоеда?
9. В какой сказке кот был музыкантом и со своей группой путешествовал по городам?
10.В какой сказке кошка любила повторять «Правильно говоришь, правильно говоришь..»
Приложение 3. Рассказ о кошках.
Какова ж история кошки? Оказывается, 6 тысяч лет назад мир не подозревал о существовании домашних кошек. Исключение составляли жители Древнего Египта, которые довольно быстро поняли, что за полезное дикое животное они привезли в качестве военного трофея с территории соседней страны Нубии. Кошки – дикарки быстро освоились на новых землях, став незаменимыми защитниками зернохранилищ от полчищ крыс и мышей. И вскоре заслуженно стали объектом поклонения всего народа – священным животным. Кошку почитали как живое воплощение богини Бастет – богини радости, домашнего очага и плодородия. И изображали в виде женщины с головой кошки или просто кошки. (Демонстрируются изображения богини Бастет). Египтяне строили храмы, посвящённые кошкам, любили и уважали их как членов семьи. Вывозить их из страны было строжайше запрещено. И только в 4 веке нашей эры древние римляне завоевав Египет, впервые завезли кошек в Европу. И началось их триумфальное шествие по миру.
Но в разных странах и в разные времена к кошке относились по – разному. Так в Европе в средние века кошку преследовали, считали, что в ней поселился дьявол, особенно не везло чёрным котам. В Японии кошек держали в библиотеках, чтобы они охраняли от крыс ценные книги, но потом появилось предание, что кошки – это оборотни, и их перестали считать полезными животными. Викинги же обожествляли кошку, считая её земным воплощением богини любви.
. На Руси к кошке всегда относились с уважением и любовью, она считалась хранительницей дома. По славянской мифологии кот сотворён из рукавицы Девы Марии, бережёт детей и гонит прочь нечисть. В сказаниях на Руси прославился кот Баюн. Живёт этот кот в тридевятом государстве, на самом краю света, сидит на столбе – ось мира охраняет и бает, «песнь заводит» и «сказки говорит», сон навевает на всех, кто к нему подойти пытается.
Кошки всех времен остались на фресках и полотнах, мозаиках и витражах, даже на хрупких листах средневековых манускриптов. Их изображали на стекле, мраморе, фарфоре, керамике, хрустале и папье-маше. Грациозное, загадочное, непознанное - это животное стало темой для сотен художников всех направлений.
В течение тысячелетий многие художники рисовали кошку, заворожённые её пластикой и грацией, показывая нам это животное во всём многообразии его поведения.
В картинах она появились сначала лишь как небольшая деталь фона и лишь в 17 – 18 веке кошки на портретах (на руках у юных девушек) и в натюрмортах – стали весьма важным элементом композиции. Давайте посмотрим на кошек в картинах художников. Демонстрируются репродукции или слайды картин: Леонардо да Винчи «Мадонна с кошкой»; Дега «Девушка с кошкой», Снейдерс «Натюрморт с битой дичью»Ж. Б. Перроно «Портрет неизвестной девушки».
Художники анималисты появились лишь в 18 веке, когда вырос спрос на портреты домашних питомцев. Голландская художница Генриетта Роннар всё своё творчество посвятила кошкам. Посмотрите какие они милые и забавные в её работах. Демонстрируются репродукции или слайды её картин. Понравились вам картины? Чем?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы спасаем кошкин дом.
Презентация "Мы спасаем кошкин дом" сделана для учащихся начальной школы....
План-конспект открытого занятия "Огонь-страшная сила" по сказке "Кошкин дом"
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Огонь – страшная сила». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Профилактика пожарной безопасности. Рассказать омерах предосторожности и предупреждении пожаров. Закрепление полученных знаний, умений ...
Сценарий спектакля для кукольного театра "Кошкин дом"
Это сценарий для постановки в кружке "Кукольный театр". Он адаптирован для учащихся начальной школы. Сложность представит изготовление декораций и реквизита. Но, если проявить фантазию и провести реви...
Инсценировка сказки "Кошкин дом" на английском языке
В данном материале приводится инсценировка сказки "Кошкин дом" в стихотворной форме, с которой мои ученики выступали на фестивале иностранных языков "Открытый мир"...
Кошкин дом (конкурсная игра)
Мероприятие, которое можно организовать как для учеников одного класса, так и для параллели 7 классов. Расширяет кругозор, развивает умение играть в команде....
Социальный проект "Кошкин день"
Дети видят на улицах посёлка, города брошенных, бродячих животных. Часто такие животные представляют угрозу, нападая на людей и других животных. Чтобы предотвратить ситуацию, необходимо проводить с де...
Презентация "Мы в ответе за тех, кого приучили" к мероприятию "Кошкин день в школьной библиотеке."
Презентация "Мы в ответе за тех, кого приучили" к мероприятию "Кошкин день в школьной библиотеке."...