"Осенний калейдоскоп", 3 класс.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) на тему

Представленный  мной методический материал может быть полезен не только для учителей,но и воспитателей, работающих по любой образовательной программе.

В данном конспекте  тема "Осенний калейдоскоп" раскрывается в создании осеннего образа - портрета через использование нетрадиционной техники (папье-маше, осенние листья, живопись).

Занятие способствует развитию творческого потенциала детей, интереса к предмету ИЗО, развитию эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie2.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Осенний калейдоскоп»                                                                          3 класс

Тип занятия – комбинированный

Цель:   Обобщить знания младших школьников о жанрах изоискусства                

            (портрет, натюрморт) через их объединение в творческом задании  при    

            работе с папье – маше и природным материалом;

Задачи: Закрепить знания младших школьников  по жанрам изоискусства,  через

            знакомство с репродукциями картин  известных художников (Людмилы    

           Архиповой, Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева, Сергея Смирнова,    

           Джузеппе Арчимбольдо), с фотоработами Клауса Энрике;

            развивать зрительное восприятие, творческое мышление, фантазию,  

            умение воплощать  свой замысел в работе;

            воспитывать духовно-нравственные качества личности младших  

            школьников через приобщение их к традициям своего народа, изучение  

            изодеятельности  художника, формирование эстетического вкуса.

Оборудование:   для учеников – лист А4 (цветной картон), формы из папье-маше, осенние  листья (гербарий), краски (гуашь), кисти, баночка с водой, салфетки, клей ПВА; фартук, нарукавники.

                             для учителя – ТСО – презентация из репродукций картин в жанре пейзаж, натюрморт, портрет; элементы костюмов сказочных героев (корона осени, осенние листья, колпаки ярмарочных зазывал), плакат «Осенний калейдоскоп».

Сценарий     занятия:

I.Организационно - мотивационный этап.(1-2 мин)

  1. Приветствие. Проверка готовности мл. школьников.

  2. Чтение загадки:

         - Ребята,  отгадайте загадку и узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

ученица:

      «Несу я урожаи,

        Поля вновь засеваю,

        Птиц к югу отправляю,

        Деревья  раздеваю,

        Но не касаюсь сосен и ёлочек.

        Я - ….?                          (осень) (ученица надевает себе корону царицы Осени)

        -  Правильно угадали, молодцы!

        - Многие поэты, музыканты посвятили мне свои произведения, но  запечатлеть мой образ на века может  только творчество кого?        (художников)

        - Да, вы правильно заметили.

  учитель:

        - Осень, мы рады тебе! Полюбуйся  вместе с нами на работу известного художника, который  посвятил  её  тебе.

       - А вы, друзья мои, попробуйте вспомнить  как называется это произведение?

II. Поисковый этап. (15 мин)

  1. ТСО - работа по слайду № 1 презентации: звучит музыка А. Вивальди  при появлении  картины И.Левитана «Золотая осень».

- Какое настроение вызывает  такая красота осени и почему?

                                          (Своими  золотыми, тёплыми  красками  образ  осени

                                               вызывает  восхищение,  радостное настроение)

- Да, вы правы, у меня тоже возникло такое настроение.

- Ребята, вы вспомнили  название этого произведения?

                                        (Осенний пейзаж, «Золотая осень» И. Левитана)

- Молодцы, правильно ответили! Что такое пейзаж?

                                        (Это изображение природы.)

  1. Закрепление  значения  понятия  «Натюрморт».

      - Ребята, осенью природа меняет  свой  наряд на золотой.

        А что же ещё происходит осенью?  Послушайте стихотворение  и  ответьте      

       на  этот  вопрос.

        (чтение стих. Т. Боковой  «Праздник Урожая» учениками)

       1-й ученик:  

       «Осень скверы украшает

         Разноцветною листвой.

         Осень кормит урожаем

         Птиц, зверей и нас с тобой.

         И в садах, и в огороде,

         И в лесу, и у воды.

         Приготовила природа

         Всевозможные плоды».

        2-й ученик:  

       «На полях идёт уборка -

         Собирают люди хлеб.

         Тащит мышка зёрна в норку,

         Чтобы был зимой обед.

         Сушат белочки коренья,

         Запасают пчёлы мёд.

         Варит бабушка варенье,

         В погреб яблоки кладёт.

         Уродился урожай -

         Собирай дары природы!

         В холод, в стужу, в непогоду

         Пригодится урожай!»

 - Молодцы, ребята! Выразительно рассказали!

 - Так что же ещё, происходит осенью?       (сбор урожая)

- Правильно! Именно так  и называется это стихотворение: «Праздник урожая»        

  Татьяны Боковой.

 

ТСО – работа по слайду №2 с изображением натюрморта  «Натюрморт  с  фруктами  и  фиалками». Архипова Людмила.

 - Ребята, посмотрите на работу художника Людмилы  Архиповой.

   Скажите, какие чувства она вызывает у вас и почему?

                                          (Радостное, потому написана яркими, тёплыми красками;                                  

                                              вкусное, потому  что  изображены   спелые, сочные плоды)

 - Вспомните, как называют  картины с похожими сюжетами?  (натюрморт)

 -  А что такое натюрморт?    (…это изображение  предметов неживой природы)

 - Как бы вы назвали этот натюрморт?                  («Натюрморт  с  фруктами»)

 - Друзья мои, вы – молодцы! Почти правильно ответили.Это «Натюрморт с фруктами и фиалками».

  1. Краткая беседа о традициях своего народа.

/ ТСО – работа по  слайду № 3 - изображение ярмарки Бориса Кустодиева «Ярмарка» с  музыкальным сопровождением русской народной песни «Барыня»  /

- Осенью, дети, люди не только занимались сбором урожая, но и веселились.

Физминутка: движения  под музыку проводят ярмарочные зазывалы – «торговцы» и хором говорят слова)

Ученики: «Мы – ребята удалые!

                 Мы – ребята озорные!

                 Веселимся  и поём!

                 Всех  на  ярмарку зовём!»

Учитель:

 - Ярмарка? Что это такое? Когда она появилась? – об этом нам сейчас расскажет /Ф.И. ученика/

/ТСО: Просмотр  слайда № 4 – «Ярмарка» Сергея Смирнова.                                       

Краткое сообщение о ярмарке/.

Ученик:

       «Ярмарка – значит  торговля. В старой России ежегодно устраивали до 3000 ярмарок.  Первые ярмарки появлялись на пересечении торговых дорог, трудно было пройти мимо, ведь это ярмарка! На ней продавали разные товары: плодовый урожай для запасов на зиму, сладости, предметы быта, орудия труда, домашний скот и др. На ярмарке люди не только продавали и покупали товары, но и общались, делились своим мастерством.

      Одной из самых известных на Руси  ярмарок была Курская Коренная, которая славилась большим количеством товаров, урожаем. Одним из символов  урожая Курского края стало яблоко – «Антоновка». Вячеслав Клыков, скульптор-земляк  в нашем городе установил скульптуру, посвящённую ежегодным большим урожаям этого вкусного яблока.

        Куряне чтут свои традиции, поэтому  Коренная ярмарка  дошла и до наших дней. С каждым годом она становится всё популярнее».

 - Спасибо за интересное сообщение.  

-  Мы  снова продолжаем говорить  о  творческой  работе   художников, которые   в  своих  картинах   восхищаются  красотой  трудящегося человека.

ТСО:  слайд№5 – Портрет   трудящегося   человека  З.Серебряковой «Жатва», «Крестьянка с квасником»

 - Дети, скажите какое настроение вызывают картины  Зинаиды Серебряковой  и почему?

                         ( радостное  из-за ярких красок,  улыбающихся,  лиц  женщин – тружениц…)

 - Вспомните, как называются в изоискусстве  картины с таким сюжетом?  

                                                                                                                              (портрет)

 - Молодцы, не забыли!  Ребята, а что такое портрет?              (изображение человека)

 - Правильно!

III.  Практический   этап.(20 мин)

       1. Сообщение задания, требования к работам учеников.

  – Ребята, мы вспомнили с вами сейчас жанры изоискусства  – «портрет» и     «натюрморт». Подумайте, как можно объединить эти жанры  в нашей работе.   (Маленькая   подсказка  вам – обратите внимание, что лежит у вас на столах - это поможет   угадать задание на сегодняшнем занятии.)                                                    

                                                  (Мы создадим портреты сказочных  осенних героев  

                                                               из  фигур папье – маше в виде фруктов и овощей).

ТСО: слайд № 6,7 – Портреты  и  фотографии  сказочных существ   из осенних   плодов Джузеппе Арчимбольдо и Клауса Энрике)

 - Молодцы,  вы угадали!

- Посмотрите на работы художников, которые создали такие необыкновенные, интересные образы.

 - Перед  вами портрет  римского монарха Рудольфа II в виде бога Вертумна (римского бога плодородия и растений) Джузеппе Арчимбольдо, итальянского художника.

-  Чем интересен  такой портрет?   (Тем, что создан из овощей и фруктов)

- Клаус Энрике, фотограф из Нью-Йорка, создал ряд оригинальных портретов, изготовленных исключительно из овощей, фруктов и цветов.     /Просмотр слайда/

- Ребята,  как вы думаете, что помогает художникам создавать  такие образы?

                                                          (фантазия, основа – лицо человека с его чертами, др.)

Задание:    

-  Сейчас, дорогие мои, попробуйте создать сказочные осенние образы из подготовленных вами форм  папье – маше в виде фруктов и овощей.

- Как   можно  выполнить  такое  задание?

  ( На основу (из цветного картона) – форму головы  наклеить  фигуры из папье - маше в виде осенних  плодов, чтобы показать черты лица – глаза, нос, рот, а осенние листья –  использовать  вместо волос. Потом  раскрасить получившуюся  голову подходящими красками в цвет    осенних  плодов).

 - Правильно! Молодцы! Вижу вы уже включили свою фантазию.

Требования к работе:

-  Ваши осенние образы  должны быть яркими, выразительными, аккуратными. Придумайте им названия.

  1. Самостоятельная  работа  учеников.

          Повтор правил  работы с художественными материалами (кистями, красками)

     - Дети, если у вас возникнут вопросы – поднимите руку.

IV. РЕФЛЕКСИЯ. (2 мин)

  1. Экспресс-выставка, любование работами.

    - Ребята, скажите какое настроение вызывают ваши работы у вас? Почему    

      такое? (Хорошее, потому что мы старались)

     - Дети, представьте  своих   героев.

     - Молодцы! Очень интересно.

     - Ребята, как вы думаете, где ещё можно использовать такие   необыкновенные      

       образы?  

       (Как  маска для сценок в классе, для подарка на праздник)

     - Верно!

     - Скажите, вам понравилось наше занятие? Чем?

     -Спасибо за внимание! Вам, дети – за старание!

      2. Беседа с «Осенью».

        Осень: 

     -  Ребята – молодцы!

     - Вы сегодня танцевали,  весело играли, хорошо потрудились!

     - В память о нашей сегодняшней встрече  хочу вам подарить осенние букетики.    

       Сберегите  их! До следующей встречи!

        Ученики:

     - Спасибо, Осень! До встречи!

        3. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Осенний калейдоскоп"

Это методическая разработка праздника осени, в котором принимают участие учащиеся 5-7 кл....

Праздник осени "Осенний калейдоскоп"

Сценарий проведения праздника для школьников 5-9 классов...

сценарий для учащихся 5-7 классов "Осений калейдоскоп"

конкурсы на осеннюю тематику для учащихся 5-7 классов...

Сценарий осеннего утренника "Осенний калейдоскоп"

Этот материал поможет для подготовки осеннего праздника для подготовительных групп....

МЕРОПРИЯТИЕ «ОСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП» 9 КЛАСС

Мероприятие в коррекционной школе...

Презентация игровой конкурсной программы Мисс осень. Викторина Осенний калейдоскоп

Презентация игровой конкурсной программы Мисс осень. Викторина Осенний калейдоскоп...

Осенний калейдоскоп, КВН для учащихся 7-8 классов

Веклассное мероприятие для 7, 8 классов рамках проведения декады "Зоотой осени". Вопросы соответствуют возрастным особенностям учащихся, способствуют познавательной активности....