"Осенний калейдоскоп", 3 класс.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) на тему
Представленный мной методический материал может быть полезен не только для учителей,но и воспитателей, работающих по любой образовательной программе.
В данном конспекте тема "Осенний калейдоскоп" раскрывается в создании осеннего образа - портрета через использование нетрадиционной техники (папье-маше, осенние листья, живопись).
Занятие способствует развитию творческого потенциала детей, интереса к предмету ИЗО, развитию эстетического вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie2.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Осенний калейдоскоп» 3 класс
Тип занятия – комбинированный
Цель: Обобщить знания младших школьников о жанрах изоискусства
(портрет, натюрморт) через их объединение в творческом задании при
работе с папье – маше и природным материалом;
Задачи: Закрепить знания младших школьников по жанрам изоискусства, через
знакомство с репродукциями картин известных художников (Людмилы
Архиповой, Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева, Сергея Смирнова,
Джузеппе Арчимбольдо), с фотоработами Клауса Энрике;
развивать зрительное восприятие, творческое мышление, фантазию,
умение воплощать свой замысел в работе;
воспитывать духовно-нравственные качества личности младших
школьников через приобщение их к традициям своего народа, изучение
изодеятельности художника, формирование эстетического вкуса.
Оборудование: для учеников – лист А4 (цветной картон), формы из папье-маше, осенние листья (гербарий), краски (гуашь), кисти, баночка с водой, салфетки, клей ПВА; фартук, нарукавники.
для учителя – ТСО – презентация из репродукций картин в жанре пейзаж, натюрморт, портрет; элементы костюмов сказочных героев (корона осени, осенние листья, колпаки ярмарочных зазывал), плакат «Осенний калейдоскоп».
Сценарий занятия:
I.Организационно - мотивационный этап.(1-2 мин)
1. Приветствие. Проверка готовности мл. школьников.
2. Чтение загадки:
- Ребята, отгадайте загадку и узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
ученица:
«Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я - ….? (осень) (ученица надевает себе корону царицы Осени)
- Правильно угадали, молодцы!
- Многие поэты, музыканты посвятили мне свои произведения, но запечатлеть мой образ на века может только творчество кого? (художников)
- Да, вы правильно заметили.
учитель:
- Осень, мы рады тебе! Полюбуйся вместе с нами на работу известного художника, который посвятил её тебе.
- А вы, друзья мои, попробуйте вспомнить как называется это произведение?
II. Поисковый этап. (15 мин)
- ТСО - работа по слайду № 1 презентации: звучит музыка А. Вивальди при появлении картины И.Левитана «Золотая осень».
- Какое настроение вызывает такая красота осени и почему?
(Своими золотыми, тёплыми красками образ осени
вызывает восхищение, радостное настроение)
- Да, вы правы, у меня тоже возникло такое настроение.
- Ребята, вы вспомнили название этого произведения?
(Осенний пейзаж, «Золотая осень» И. Левитана)
- Молодцы, правильно ответили! Что такое пейзаж?
(Это изображение природы.)
- Закрепление значения понятия «Натюрморт».
- Ребята, осенью природа меняет свой наряд на золотой.
А что же ещё происходит осенью? Послушайте стихотворение и ответьте
на этот вопрос.
(чтение стих. Т. Боковой «Праздник Урожая» учениками)
1-й ученик:
«Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды».
2-й ученик:
«На полях идёт уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
Запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай -
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!»
- Молодцы, ребята! Выразительно рассказали!
- Так что же ещё, происходит осенью? (сбор урожая)
- Правильно! Именно так и называется это стихотворение: «Праздник урожая»
Татьяны Боковой.
ТСО – работа по слайду №2 с изображением натюрморта «Натюрморт с фруктами и фиалками». Архипова Людмила.
- Ребята, посмотрите на работу художника Людмилы Архиповой.
Скажите, какие чувства она вызывает у вас и почему?
(Радостное, потому написана яркими, тёплыми красками;
вкусное, потому что изображены спелые, сочные плоды)
- Вспомните, как называют картины с похожими сюжетами? (натюрморт)
- А что такое натюрморт? (…это изображение предметов неживой природы)
- Как бы вы назвали этот натюрморт? («Натюрморт с фруктами»)
- Друзья мои, вы – молодцы! Почти правильно ответили.Это «Натюрморт с фруктами и фиалками».
- Краткая беседа о традициях своего народа.
/ ТСО – работа по слайду № 3 - изображение ярмарки Бориса Кустодиева «Ярмарка» с музыкальным сопровождением русской народной песни «Барыня» /
- Осенью, дети, люди не только занимались сбором урожая, но и веселились.
Физминутка: движения под музыку проводят ярмарочные зазывалы – «торговцы» и хором говорят слова)
Ученики: «Мы – ребята удалые!
Мы – ребята озорные!
Веселимся и поём!
Всех на ярмарку зовём!»
Учитель:
- Ярмарка? Что это такое? Когда она появилась? – об этом нам сейчас расскажет /Ф.И. ученика/
/ТСО: Просмотр слайда № 4 – «Ярмарка» Сергея Смирнова.
Краткое сообщение о ярмарке/.
Ученик:
«Ярмарка – значит торговля. В старой России ежегодно устраивали до 3000 ярмарок. Первые ярмарки появлялись на пересечении торговых дорог, трудно было пройти мимо, ведь это ярмарка! На ней продавали разные товары: плодовый урожай для запасов на зиму, сладости, предметы быта, орудия труда, домашний скот и др. На ярмарке люди не только продавали и покупали товары, но и общались, делились своим мастерством.
Одной из самых известных на Руси ярмарок была Курская Коренная, которая славилась большим количеством товаров, урожаем. Одним из символов урожая Курского края стало яблоко – «Антоновка». Вячеслав Клыков, скульптор-земляк в нашем городе установил скульптуру, посвящённую ежегодным большим урожаям этого вкусного яблока.
Куряне чтут свои традиции, поэтому Коренная ярмарка дошла и до наших дней. С каждым годом она становится всё популярнее».
- Спасибо за интересное сообщение.
- Мы снова продолжаем говорить о творческой работе художников, которые в своих картинах восхищаются красотой трудящегося человека.
ТСО: слайд№5 – Портрет трудящегося человека З.Серебряковой «Жатва», «Крестьянка с квасником»
- Дети, скажите какое настроение вызывают картины Зинаиды Серебряковой и почему?
( радостное из-за ярких красок, улыбающихся, лиц женщин – тружениц…)
- Вспомните, как называются в изоискусстве картины с таким сюжетом?
(портрет)
- Молодцы, не забыли! Ребята, а что такое портрет? (изображение человека)
- Правильно!
III. Практический этап.(20 мин)
1. Сообщение задания, требования к работам учеников.
– Ребята, мы вспомнили с вами сейчас жанры изоискусства – «портрет» и «натюрморт». Подумайте, как можно объединить эти жанры в нашей работе. (Маленькая подсказка вам – обратите внимание, что лежит у вас на столах - это поможет угадать задание на сегодняшнем занятии.)
(Мы создадим портреты сказочных осенних героев
из фигур папье – маше в виде фруктов и овощей).
ТСО: слайд № 6,7 – Портреты и фотографии сказочных существ из осенних плодов Джузеппе Арчимбольдо и Клауса Энрике)
- Молодцы, вы угадали!
- Посмотрите на работы художников, которые создали такие необыкновенные, интересные образы.
- Перед вами портрет римского монарха Рудольфа II в виде бога Вертумна (римского бога плодородия и растений) Джузеппе Арчимбольдо, итальянского художника.
- Чем интересен такой портрет? (Тем, что создан из овощей и фруктов)
- Клаус Энрике, фотограф из Нью-Йорка, создал ряд оригинальных портретов, изготовленных исключительно из овощей, фруктов и цветов. /Просмотр слайда/
- Ребята, как вы думаете, что помогает художникам создавать такие образы?
(фантазия, основа – лицо человека с его чертами, др.)
Задание:
- Сейчас, дорогие мои, попробуйте создать сказочные осенние образы из подготовленных вами форм папье – маше в виде фруктов и овощей.
- Как можно выполнить такое задание?
( На основу (из цветного картона) – форму головы наклеить фигуры из папье - маше в виде осенних плодов, чтобы показать черты лица – глаза, нос, рот, а осенние листья – использовать вместо волос. Потом раскрасить получившуюся голову подходящими красками в цвет осенних плодов).
- Правильно! Молодцы! Вижу вы уже включили свою фантазию.
Требования к работе:
- Ваши осенние образы должны быть яркими, выразительными, аккуратными. Придумайте им названия.
- Самостоятельная работа учеников.
Повтор правил работы с художественными материалами (кистями, красками)
- Дети, если у вас возникнут вопросы – поднимите руку.
IV. РЕФЛЕКСИЯ. (2 мин)
- Экспресс-выставка, любование работами.
- Ребята, скажите какое настроение вызывают ваши работы у вас? Почему
такое? (Хорошее, потому что мы старались)
- Дети, представьте своих героев.
- Молодцы! Очень интересно.
- Ребята, как вы думаете, где ещё можно использовать такие необыкновенные
образы?
(Как маска для сценок в классе, для подарка на праздник)
- Верно!
- Скажите, вам понравилось наше занятие? Чем?
-Спасибо за внимание! Вам, дети – за старание!
2. Беседа с «Осенью».
Осень:
- Ребята – молодцы!
- Вы сегодня танцевали, весело играли, хорошо потрудились!
- В память о нашей сегодняшней встрече хочу вам подарить осенние букетики.
Сберегите их! До следующей встречи!
Ученики:
- Спасибо, Осень! До встречи!
3. Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка"Осенний калейдоскоп"
Это методическая разработка праздника осени, в котором принимают участие учащиеся 5-7 кл....
Праздник осени "Осенний калейдоскоп"
Сценарий проведения праздника для школьников 5-9 классов...
сценарий для учащихся 5-7 классов "Осений калейдоскоп"
конкурсы на осеннюю тематику для учащихся 5-7 классов...
Сценарий осеннего утренника "Осенний калейдоскоп"
Этот материал поможет для подготовки осеннего праздника для подготовительных групп....
МЕРОПРИЯТИЕ «ОСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП» 9 КЛАСС
Мероприятие в коррекционной школе...
Презентация игровой конкурсной программы Мисс осень. Викторина Осенний калейдоскоп
Презентация игровой конкурсной программы Мисс осень. Викторина Осенний калейдоскоп...
Осенний калейдоскоп, КВН для учащихся 7-8 классов
Веклассное мероприятие для 7, 8 классов рамках проведения декады "Зоотой осени". Вопросы соответствуют возрастным особенностям учащихся, способствуют познавательной активности....