Мастер-класс по ИЗО в 6 классе "Портрет литературного героя."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Данный урок продолжает серию уроков по теме "Портрет", это урок усвоения новых знаний. Задачи:
1. формировать умение передавать при изображении персонажа его характер, душевные качества через конструкцию, формы и пропорции головы с помощью графических материалов;
2. развивать образное видение на основе восприятия художественного текста;
3. воспитывать ценностное отношение к отечественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_literaturnogo_geroya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель ИЗО МКОУ «СОШ№11 с.Золотое Красноармейского района Саратовской области» Дороднова В.П.
6 класс.
«ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ»
Предмет (направленность): изобразительное искусство.
Цель: продолжить знакомство с особенностями жанра портрета на примере портрета литературного героя.
Задачи:
1. формировать умение передавать при изображении персонажа его характер, душевные качества через конструкцию, формы и пропорции головы с помощью графических материалов;
2. развивать образное видение на основе восприятия художественного текста;
3. воспитывать ценностное отношение к отечественной литературе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, аналитический, игровой, репродуктивный, практический.
Оборудование урока:
дидактическая игра-мозаика «Основные пропорции головы человека»,
изокроссворд «Средства художественной выразительности в графике»;
мини-призы;
уголь (цветные мелки), альбомы для каждого обучающегося.
Зрительный ряд: презентация репродукции, характеризующие различные виды портретов;
рисунки П.М. Боклевского «Типы из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»,
таблица «Индивидуальные черты лица».
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив – портрет литературного персонажа, цель - изображение портрета литературного персонажа графическими материалами),
Регулятивные:
- Постановка учебной задачи,
- Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата,
- Внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия,
- Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения,
- Воспитание волевой саморегуляции.
Познавательные:
- Общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (выразить личностные качества литературного героя средствами графики, опираясь на характеристику, данную писателем);
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
выбор эффективных способов решения задачи; рефлексия способов и условий действий;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; умение структурировать знания;
- Логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;
- Постановка и решение проблемы – формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные:
- Учёт позиции товарищей и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; продуктивно сотрудничать со сверстниками и с взрослыми.
Межпредметные связи: с литературой.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Приветствие.
Ребята, сегодня у нас не обычный урок. Мы проведем с вами мастер - класс. Время ограничено 20 мин.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1). У меня на столе лежать силуэтные портреты. Это мини-призы. За каждый успешный ответ в течение урока вы будете получать мини-приз (Приложение 1).
А в конце урока подсчитаем, у кого больше призов.
2). В течение ряда уроков вы знакомились с различными жанрами изобразительного искусства.
Вопрос: Как вы думаете, к какому жанру и почему можно отнести эти строки стихотворения поэта Н. Заболоцкого:
Любите живопись, поэты,
Лишь ей, единственной дано,
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно….
Ответ: Жанр Портрет. Именно в этом жанре художник может наиболее точно передать душевное состояние человека.(Первый мини-приз получает……)
3). Вопрос: Давайте посмотрим на экран и вспомним, с какими видами портретов вы уже познакомились?
Каковы особенности этих портретов?
(Ответы: :Камерный, парадный, автопортрет).
На экране остался еще один не названный портрет…
Вопрос: Как вы думаете, какой будет цель нашего сегодняшнего урока?
Ответ: познакомиться с ещё одним видом портрета).
Верно. Этот вид портрета – портрет литературного героя.
Какие же особенности имеет портрет литературного героя? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.
3. Актуализация знаний.
(На экран вывожу рисунки художника П. М. Боклевского).
1.Я буду зачитывать характеристику героя из поэмы В. Гоголя «Мёртвые души», с которой вы познакомитесь в старших классах, а вы должны отгадать какой тип из рисунков художника П.М. Боклевского соответствует описанию (Приложение 2):
«Лицо его…было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал далеко вперёд… Маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоко поросших бровей, как мыши, высунувши из тёмных нор остренькие морды…»
(Плюшкин)
«Не красавец, но и не дурной наружности… О чём бы ни был разговор, он всегда умел поддержать его. В разговорах…он умел искусно польстить каждому….»
(Чичиков)
2. Что вы можете сказать по портрету художника о Губернаторе?
Послушайте, как его характеризует автор:
«Был он не толст, не тонок собой, впрочем, был большой добряк».
Что вы можете сказать о Коробочке?
Вот что о ней говорит автор:
«Женщина пожилых лет…, одна из тех матушек, которые плачутся на неурожаи, убытки, …а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки».
4. Первичное усвоение новых знаний.
Вопрос: Так чем же портрет литературного героя отличается от уже знакомых нам видов портрета?
(Ответ: изображают не конкретного человека, а собирательный образ, передающий отношение писателя к персонажу).
Вы уже знакомы с основными пропорциями головы человека. Повторим их с помощью игры-мозаики. Соберите мозаику так, чтобы пропорции были гармоничными (Приложение 3).
5. Первичная проверка понимания.
Сравним классические пропорции с пропорциями на портретах литературных героев.
Вопрос: Какими средствами художник П.М. Боклевский добивается точности образа? Приведите примеры.
(Ответы: утрирует, заостряет черты лица, намеренно изменяет классические пропорции что бы усилить характер образа).
Итак ,ребята, давайте подведем итог урока. Мы достигли цели поставленной на сегодняшнем уроке, познакомились еще с одним видом портрета ( портрет литературного героя) и смогли дать ему характеристику. Давайте подсчитаем, сколько же вы заработали призов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс фрагмента урока по литературе 2 курс СПО " Знакомство с героями пьесы М.Горького "На дне". Конфликт в пьесе".
Мастер-класс рассчитан на 20 минут. Сообщается тема урока, определяются цели, проводится работа с текстом, обучающиеся дают характеристику героям пьесы и делают выводы.Мастер-класс сопровождается през...
Конспект мастер-класса "Тарелочка города-герои"
На занятии ребята учатся создавать своими руками подарок ветерану ко Дню Победы....
Мастер-класс "Герои и защитники Отечества"
Конспект мастер-класса по Истории искусства в 7 классе...
Мастер-класс «Конструирование дома для сказочных героев из коробок»
Цель: конструирование игрушечного домика из упаковочной коробки. Задачи: Изучить различные источники с идеями выполнения / конструирования домика из упаковочных коробок. - Сформировать макет (проект) ...
Литературная игра " По следам литературных героев"
Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...
Литературная композиция по страницам произведений о детстве "В стране литературных героев"
quot;Какой великий праздник - хорошая, правильная книга...Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял е...
Путь героя. Личностный потенциал литературного героя.
Урок «Путь героя», позволяет на примере литературных героев или биографии известных личностей показать, какие качества необходимы человеку для самостоятельного совершения выборов, пр...