Рабочие программы по изобразительному искусству 5-7 классы по Б. М. Неменскому
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Основная школа - это базовый этап художественного образования учащихся. На протяжении всего обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Программа строится так, чтобы дать школьникам представление о значении искусства в их личном становлении
Данные рабочие программы по изобразительному искусству для 5-7 классов составлены на основе учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского – М; «Просвещение», 2010. Целью которой является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочие программы по изо 5-7 Неменский | 62.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №3» городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании кафедры Согласовано Утверждаю
Художественно-эстетического цикла Зам. Директора_______ Шарипова Р.М. Директор МАОУ «Лицей № 3»
протокол № ___ от _______ 20___ г. «___» _________ 20____ г. ______________ Шиканова Л.В.
Зав. кафедрой ________ Васильева Н.В. Введено в действие приказом по школе
№ _______ от _________ 20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 5 классов
на 2013 – 2014 учебный год
Учитель Нуртдинова Светлана Рафаэлевна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе составлена на основании следующих документов:
- Федерального компонента государственного Стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта2004 г. №1089).
- Учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского – М; «Просвещение», 2010.
- Учебными планами МАОУ «Лицей №3» и годовым календарным учебным графиком МАОУ «Лицей №3» на 2013-2014 учебный год.
Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей и задач:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира;
- о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Контроль и проверка учебной работы предусматривает следующие формы: викторины, кроссворды, тестирование, отчётные выставки творческих работ, защита творческого проекта.
Рабочая программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 5 классе по 1 часу в неделю, 33-32 часа в год. Примерные даты в календарно-тематическом планировании данной рабочей программы соответствуют учебному плану, годовому календарному учебному графику и расписанию уроков на 2013-2014 учебный год МАОУ «Лицей №3». Но в течение учебного года в календарно-тематическом планировании рабочей программы возможны коррективы в фактических датах проведения уроков, связанные с объективными причинами: болезнь учителя, курсовая подготовка, карантин и т.п. В этих случаях фактическая дата проведения урока будет скорректирована и будет являться достоверной. Все изменения, произошедшие после корректировки, должны быть отражены в графе «Примечания».
Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.
Рабочая программа состоит из титульного листа, пояснительной записки, требований к уровню подготовки обучающихся, содержания учебного курса, календарно-тематического планирования, перечня учебно-методических средств.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 5 класса.
Обучающиеся должны знать:
• истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
• семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
• несколько народных художественных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
• пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
• различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
• различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
• выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
• уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
• умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
• владеть навыком работы в конкретном материале (бумагопластика, батик, роспись и т. п.).
Содержание программы учебного предмета
Общая тема:
«Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»
1 раздел. Древние корни народного искусства (8-9 ч.)
Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства – условно – символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступает здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.
- Древние образы в народном искусстве.
Традиционные образы народного (крестьянского) искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Орнамент как основа декоративного украшения.
- Декор русской избы.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной
структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
- Внутренний мир русской избы.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме: красный угол, печь.
- Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Органическое единство формы и красоты предметов русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки, рубеля. Выявление символического значения декоративных элементов.
- Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение.
- Народный праздничный костюм.
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северо-русский и южно-русский комплект одежды. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира в образном строе народной праздничной одежды.
- Народные праздничные обряды.
Обобщение темы четверти. Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природа, это коллективные ощущения целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символические значения.
2 раздел. Связь времен в народном искусстве (7 ч.)
Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде – городской. Задача второй четверти – дать учащимся представление об общности народных художественных промыслах и их различиях.
- Древние образы в современных народных игрушках.
Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы глиняных игрушек принадлежащих различным художественным промыслам. Единство форм и декора в игрушке.
- Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.
- Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
История развития промысла. Единство форм предмета и его декора. Основные элементы декоративной композиции и главные герои городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
- Искусство. Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма.
- Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Мастера декоративного искусства нашего города.
3 раздел. Декор – человек, общество, время. (8 ч.)
Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративного искусства в жизни общества. Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива.
- Зачем людям украшения.
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина.
- Декор и положение человека в обществе.
Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображений и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы.
- Одежда говорит о человеке.
Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно- прикладное искусство Китая и Западной Европы.
- О чем рассказывают гербы и эмблемы.
История возникновения герба. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.
- Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Обобщение темы. Итоговая игра-викторина по теме четверти.
4 раздел. Декоративное искусство в современном мире. (9-10 ч.)
Знакомство с современным выставочным прикладным искусством.
- Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно - прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, батик, моделирование одежды и т. д.) пластический язык материала и его роль в создании художественного образа.
- Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства.
Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж,бумагопластика, изонить, батик и т.д.). Поэтапное выполнение. Отчетная выставка работ.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Цели и задачи | 5а | 5б | 5в | Примечание | |||
по плану | факт | по плану | факт | по плану | факт | ||||
Древние корни народного искусства | |||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве | Знакомство с традиционными образами народного прикладного искусства, представление крестьянина о мире | 7.09 | 5.09 | 7.09 | ||||
2 | Декор русской избы | Знакомство с конструкцией и декором русской избы | 14.09 | 12.09 | 14.09 | ||||
3 | Внутренний мир русской избы | Знакомство с устройством внутреннего пространства избы: печь, красный угол, предметы быта | 21.09 | 19.09 | 21.09 | ||||
4 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов | 28.09 | 26.09 | 28.09 | ||||
5 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | Знакомство с условностями языка орнамента, орнаментальных построениях | 5.10 | 3.10 | 5.10 | ||||
6 7 | Народный праздничный костюм Народный праздничный костюм. Головной убор | Знакомство с разнообразием форм и украшением народного костюма, комплекса. Знакомство с разнообразием форм и украшением головными уборами | 19.10 26.10 | 10.10 17.10 | 19.10 26.10 | ||||
8 | Народные праздничные обряды | Обрядовые действия народных праздников, их значение в жизни, подведение итогов темы «Древние корни народного искусства» | 2.11 | 24.10 | 2.11 | ||||
9 | Народные праздничные обряды | 9.11 | 24.10 | 9.11 | |||||
Связь времен в народном искусстве | |||||||||
10 | Древние образы в современных народных игрушках | Знакомство с различными народными промыслами России, особенностями пластической формы игрушек | 16.11 | 31.10 | 16.11 | ||||
11 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | Знакомство с разнообразием и единством формы и декора | 30.11 | 7.11 | 30.11 | ||||
12 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | Знакомство с разнообразием и единством формы и декора, основными приемами городецкой росписи | 7.12 | 14.11 28.11 | 7.12 | ||||
13 | Искусство Городца. Роспись посуды | Закрепление темы предыдущего урока, использование знаний и умений при выполнении практической работы | 14.12 | 5.12 | 14.12 | ||||
14 | Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла | Знакомство с разнообразием и единством формы и декора, основными приемами жостовского письма | 21.12 | 12.12 | 21.12 | ||||
15 | Искусство Жостово. Роспись посуды | Закрепление темы предыдущего урока, использование знаний и умений при выполнении практической работы | 28.12 | 19.12 | 28.12 | ||||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни человека | Обобщение темы, проведение выставки работ учащихся | 11.01 | 26.12 | 11.01 | ||||
Декор – человек, общество, время | |||||||||
17 | Зачем людям украшения | Определить роль украшений в жизни людей | 18.01 | 9.01 | 18.01 | ||||
18 | Декор и положение человека в обществе | Знакомство с декоративным искусством Древнего Египта, символикой цвета в украшениях. | 25.01 | 16.01 | 25.01 | ||||
19 | Декор и положение человека в обществе | Знакомство с декоративным искусством Древнего Египта, символикой цвета в украшениях. | 1.02 | 23.01 | 1.02 | ||||
20 21 | Одежда говорит о человеке | Знакомство с искусством др.Китая, где одежда являлась знаком положения человека в обществе. | 8.02 15.02 | 30.01 6.02 | 8.02 15.02 | ||||
22 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | Знакомство с геральдикой. Символы и эмблемы в древнем и современном обществе | 1.03 | 13.02 | 1.03 | ||||
23 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | Знакомство с геральдикой. Символы и эмблемы в древнем и современном обществе | 15.03 | 27.02 | 15.03 | ||||
24 | Роль декоративного искусства в жизни человека | Обобщение темы, выставка работ учащихся | 22.03 | 6.03 | 22.03 | ||||
Декоративное искусство в современном мире | |||||||||
25 | Современное выставочное искусство | Знакомство с современными техниками и материалами в современном ДПИ | 29.03 | 13.03 | 29.03 | ||||
26 | Бумагопластика. | Знакомство с приёмами бумагопластики | 12.04 | 20.03 | 12.04 | ||||
27 | Бумагопластика. | создание композиции в технике «Бумагопластика» | 19.04 | 27.03 | 19.04 | ||||
28 | Изонить. | Приёмы работы в технике «изонить» | 26.04 | 10.04 | 26.04 | ||||
29 | Изонить. | создание композиции в технике «Изонить» | 3.05 | 17.04 | 3.05 | ||||
30 | Батик. | Роспись по ткани | 10.05 | 24.04 8.05 | 10.05 | ||||
31 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства | Подготовка к проектной работе, выбор материала | 17.05 | 15.05 | 17.05 | ||||
32 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства | создание композиции, выполнение работы, подготовка к выставке. | 24.05 | 20.05 | 24.05 | ||||
33 | Выставка творческих работ учащихся. | Подведение итогов. | 31.05 | 29.05 | 31.05 |
Перечень учебно-методических средств обучения.
- Авторская программа Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-9 классы. М., «Просвещение», 2010;
- Н.А. Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2012 ;
- Н.А. Горяева. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки для 5 класса – М.: Просвещение,2012
- Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2009.
- Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2010.
- Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007.
- Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2007.
- Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
- Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
- . Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
- Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
- Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
- Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
- Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского
Рабочая программа по изобразительнному искусству в 5 классе составлена на основе рабочих программ под редакцией Б.М.Неменского в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» для 7 класса на основе программы Б.М.Неменского (М., Просвещение, 2011 г.)
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа составлена с учётом статуса учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 6 класс по программе Неменского ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 кл ФГОС Неменский...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Б.М.Неменского
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерн...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.М.Неменского
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требо...
Рабочая программа по "Изобразительному искусству" в 5 классах на основе авторской программы Б.М. Неменского,
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способам...