Занятие на тему: "Мамин портрет".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Занятие знакомит детей с историей праздника "День матери". Так же дети изучают пропорцию головы, построение лица, выполняют характерный портрет матери, рисунок по памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mamin_portret._.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Мамин портрет».
Цель: выполнить портрет своей матери.
Задачи:
-познакомить с историей праздника день матери, показать роль искусства в понимании роли и красоты матери;
- развивать пространственное мышление, чувство восхищения матерью, высшее проявление красоты – материнство (мать и дитя).
- изучить пропорцию головы, построение лица, рисунок по памяти (характерный портрет мамы);
- воспитывать любовь, понимание к самому близкому человеку – матери, правильное отношение к маме.
Оборудование: детские рисунки «портрет матери», репродукции художников: Рафаэль «Сиктинская мадонна», Пикассо «Мать и дитя», Рубенс «Елена Фраумен с детьми», Б.Неменский «Тишина», икона «Владимирская богоматерь» и использование слайд-шоу с изображением мам и их детей. Таблица по изучению пропорций лица, тест «проверь себя».
Материал: альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисти.
Музыкальный ряд: группа «Барбарики» Далеко от мамы.
Литературный ряд: стих Саконская Н. «Разговор о маме», высказывание Островского, пословицы о маме и поговорки.
План занятия.
1.Организационный момент. Сообщение темы, цели занятия.
2. Изложение нового материала:
а) Обзор и беседа по репродукциям. Просмотр слайдов.
б) Чтение высказываний писателей и философов.
в) Вопросно-ответная беседа с детьми по новому материалу.
3. Объяснение задания. Тест «проверь себя».
4. Практическая творческая работа обучающихся.
5. Физ– минутка.
6. Представление детских работ.
7. Подведение итогов. Заключительное слово педагога.
Ход занятия 1.Организационный момент.
От чистого сердца, Простыми словами.
Давайте, друзья, Потолкуем о маме.
("Разговор о маме", Саконская Н.)
Мы сегодня с вами будем говорить о маме, материнской ласке и любви. (Слайды 1,2) И в качестве подарка, подарим маме ее портрет.
На слайде высказывание А.Н.Островского: “Есть прекрасное существо на свете, перед которым весь мир в долгу – это мать”.
День матери - праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Спасибо вам!.. (слайд 3)
-Зачем мы отмечаем этот праздник?
Праздник отмечается в последнее воскресенье ноября. И хотя праздник отмечается всего 14 год, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого.
-Чем отличается 8 марта и День матери? (он не подчеркивает почетное звание матери.)
Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.
День матери отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству, добра и почитания женщины-Матери.
Мама... Как много в этом слове. Мама - самый дорогой и близкий на свете человек, который, тебя любит, каким бы ты ни был. Мама тебе верит, она всегда тебя ждет домой. Не забудьте поздравить свою дорогую маму. Поздравьте! (слайд 4-9)
А теперь я хочу показать вам репродукции художников , чтоб вы увидели и поняли роль искусства в понимании роли и красоты матери;
2. Изложение нового материала.
а) Обзор и беседа по репродукциям.
Слово “икона” - греческое; оно означает “образ”. “Богоматерь Владимирская” - создана в первой половине XII века. Первые иконы Богоматери были написаны ещё при её жизни, и написал их ученик Иисуса Христа апостол Лука. Икона “Богоматерь Владимирская” считается покровительницей, защитницей Русской земли. Икона эта, почитаема на Руси, находится в Государственной Третьяковской галерее. Слайды10,11,12,13
Вглядитесь в неё: лик Богоматери печален, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях. Склонив голову к младенцу Иисусу, который нежно прижимается к её щеке, Богоматерь умоляющим жестом протягивает к нему левую руку, словно прося у Иисуса защиты для всех нас. Младенец же Иисус изображён по-детски трогательным. Взгляд его исполнен мудрости и силы. Лики Богоматери и Иисуса Христа прекрасны, исполнены самых добрых чувств.
Произведение Рафаэля Санти “Сикстинская Мадонна”. Так называют ее по имени монастыря, для которого был написан этот образ. Она идет к людям юная величавая, бережно и осторожно, с большой любовью неся своего ребенка, что-то тревожное затаив в душе. Она знает, что несет не просто своего ребенка, а великого сына Земли – спасителя Мира. В ней самой замерло желание спасти и сохранить своего сына, оградить от всех бед и несчастий.
Прошло много лет, когда Мать-Мария несла на руках своего сына, но ее образ отражается в облике современных матерей. Еще одно произведение Б. Неменский, мы слышим эту тишину, ласка и безграничная любовь, то же желание оградить своего ребенка, уберечь. Ребенок на картине спокойный, чувствует себя защищенным.
- Ребята, какими качествами должна обладать мать?
-Расскажите о своей маме, какая она, что она любит?
-Какие слова можно сказать о маме? Мама всегда рядом, всю жизнь. Она дала тебе жизнь, выкормила тебя маленького, научила ходить, говорить…. Слайды 14-22.
Мама каждому из вас дарит свою безграничную любовь и ласку. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – хороший или плохой отзывается в материнской душе радостью или болью, счастьем или страданием. В своей безграничной любви к вам, она порой забывает о том, что прейдет время, когда у нее не останется сил для того, чтобы давать вам материальные радости жизни, у нее останутся силы на то, чтобы любить тебя. Твое недоброе слово – царапина на материнской душе. Мать перенесет все: и беду и горе. Но от каждой царапины навсегда остается ранка – помни об этом.
- Берегите своих матерей! Беречь мать – значит, заботится о чистоте источника, из которого ты пил с первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновенья своей жизни.
Самое главное в жизни – это почитание старших поколений – закон нашей жизни. Уважать старших надо потому, что они мудрее, духовно богаче нас и могут передавать свой жизненный опыт. Будьте хорошими детьми своих матерей.
б) Чтение высказываний писателей, философов о матери.
1) Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери… (М.Горький)
2) Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. (В.Г.Белинский)
3) Это великое предназначение женщины – быть матерью, хранительницей домашнего очага. ( В.И.Белов)
4) Вовремя, при жизни их должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. (А.Г.Алексин)
6) Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости… (В.М.Шукшин)
7) Горжусь, что имел подобную мать, ни о чём и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не светло, как о ней. ( И.А.Гончаров)
8) Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери. (А.П.Чехов)
9) Великое чувство. Его до конца
Мы живо в душе сохраняем.
Мы любим сестру, и жену, и отца. Но в муках мы мать понимаем. ( Н.А.Некрасов)
10) Мать единственное на земле божество, не знающее атеистов. (Э.Легуве)
Три несчастья есть у человека: смерть, старость, плохие дети – гласит украинская народная мудрость. Старость – неотвратима, Смерть неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей твоих, но и от вас самих – детей.
в) Вопросно-ответная беседа с детьми по изученному материалу.
Итак, мы говорим о портрете, нам нужно вспомнить:
- Что такое портрет?
- Какие типы портретов вы знаете?
- Попробуйте определить типы портретов среди представленных на доске произведений.
На доске представлены таблицы по изучению правильных пропорций лица.
- На какие части делится лицо человека? Слайд 23
- Какие это части лица?
- В какой части располагается нос и глаза?
3. Объяснение задания.
Сегодня мы рисуем наших мам. Расположим лист вертикально. Рисуем крупным планом лицо. Давайте правильно разметим элементы портрета на листе. Слайд 24
- Лицо представляет собой овал. Мы расположим овал так, чтобы он занял большую часть листа. Повторим пропорции лица. У всех они разные, но мы с вами в своём упражнении сделаем, как рисовали великие художники. Сначала рисуем подмалевок в форме овала.
- Делим овал пополам по горизонтали - на этом уровне у нас будут глаза.
- Мысленно делим овал пополам по вертикали – на этой линии у нас должен располагаться нос и рот.
- Уши находятся на уровне глаз и носа.
- Посмотрите, где располагаются шея? Плечи?
- Обратите внимание, что будет самым светлым на лице при рисовании?
Найдите тёмные части лица. Не забудьте, что шея находится в тени, потому что на неё падает тень от подбородка. Тест проверь себя, слайд 25,26
4.Практическая творческая работа учащихся.
Вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет конкретного человека, т.е. мамы с её чертами лица.
С любовью постарайтесь передать образ мамы, вспомните характер своей мамы, постарайтесь передать его в рисунке. Предложить некоторым учащимся по предварительной разметке проложите тени на лице и шее, обратите внимание на веки, нос, линию губ, углубления у подбородка. Напомнить, что тени прокладываются в последний момент.
5. Физ – минутка.
- Кто пришел ко мне с утра?
- Кто сказал «Вставать пора?»
- Кашу кто успел сварить?
- Чаю в чашку кто налил?
- Кто косички мне заплел?
- Целый дом один подмел?
- Кто меня поцелован?
- Кто ребячий любит смех?
- Кто на свете лучше всех?
6. Представление детских работ.
- Ребята, с какими произведениями художников мы познакомились?
- Что общее объединяет все эти разные по изображению картины?
- Что такое портрет?
- Какие виды портретов мы сегодня рассмотрели?
-Что кроме внешнего сходства художник передает в портрете?
7. Подведение итогов .
Каждый из вас должен постараться оправдать надежды своей матери. Слайд27
Давайте вернемся 9 лет назад, что произошло в вашей жизни? Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились ее глаза! Тогда мамочка первый раз взглянула на своего малыша - и поняла, что ее ребенок - самый лучший, самый красивый и самый любимый. Слайды 28-33
Сейчас вы подросли, но мама любит вас крепко и нежно. Мамы будут любить вас ровно столько, сколько будут жить на свете - помните об этом всегда! И сколько бы вам не было лет - 5 или 50, вам всегда будет нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше ваша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 7 классе по теме "Мамины любимые глаза", посвященный Дню Матери
Материал может использоваться на классном часе не только в 7 классе, но и в 5, 6, 8. Здесь есть подборка (из интернета) различных игр, которые способствуют не только эмоциональной разрядке ребят, но и...
Окружной конкурс практических материалов для учителей-логопедов ДОУ Лексическая тема: «Мамин праздник»
Вашему вниманию представлены материалы по лексической теме «Мамин праздник». Данная тема является составной частью совместной образовательной деятельности те...
Загадки, дидактические и подвижные игры по лексической теме "Мамин праздник"
Предлагаю вашему вниманию подборку загадок, дидактических и подвижных игр, которые можно использовать в своей работе как логопедам, так и воспитателям. Лексическая тема «Мамин праздник»....
Конспект открытого урока в 7 классе школы I вида с использованием ЦОР Тема: «Мамины помощники»
Конспект открытого урока в 7 классе школы I вида с использованием ЦОРТема: «Мамины помощники»...
2.12 Средняя группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Мамин праздник"
Средняя группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР)...
1.21. Старшая группа. Март, 1-я неделя. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Мамин праздник"
Старшая группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР)...
Разработка занятия: Автоматизация звука «Ш». Тема «Мамин праздник».
Технологическая карта индивидуального занятия содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученикам, предполагаемы...