УДИВИТЕЛЬНЫЕ СОВЫ
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) по теме

Качнова Ольга Александровна

Конспект занятия  по изобразительному искусству для детей седьмого и восьмого года жизни 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sova.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский морской Центр  «Альбатрос»

города Домодедово Московской области

Конспект занятия  по изобразительному искусству для детей седьмого и восьмого года жизни

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СОВЫ

подготовила

 педагог дополнительного образования

 Качнова  Ольга Александровна

Домодедово 2013

Цель:

 - учить детей создавать образ совы, используя средства художественной выразительности живописи (цвет, композицию, фактуру).

Задачи:

- дать представление о птице сове, особенностях её внешнего вида, строения, образа жизни и среде обитания.

- вызвать у детей интерес к изображению совы.

- побуждать передавать в рисунке настроение и характер птицы (любопытная, задумчивая, удивленная, осторожная, строгая, мудрая).

- учить выбирать формат бумаги в соответствии с композицией рисунка.

- учить насыщать цвета серой краской. Закреплять знания детей о свойствах цвета.

- закреплять умение работать мазком или тычком кисти (по желанию детей).

- закреплять знания детей  о технике работы гуашью, её свойствах.

- развивать у детей наблюдательность, художественное восприятие.

- воспитывать  любовь к природе, бережное к ней отношение.

Материалы:  краски гуашевые, кисти мягкие №3, №5 (из белки), жесткая №5 (из щетины), вода, тряпочки, палитра, подмалёвок с предыдущего занятия, выполненный акварелью по-сырому (формат А-3).

Наглядные пособия: вариативные образцы изображения совы, таблица насыщения цветов серой краской, книжные иллюстрации с изображением совы, детские рисунки на данную тему.

Методические приемы: рассматривание картинок, образцов, беседа, проблемные вопросы,  рассказ педагога,  напоминание,  побуждение, индивидуальная работа.

Ход занятия:

   Педагог начинает рассказывать детям сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Художник, который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать. Решил Художник отправиться в далекие края, мир посмотреть да себя показать. Долго ли коротко ли шел Художник и наконец попал в царство Фауны – прекрасной волшебницы, царицы всего животного мира. Кого только в этом царстве-государстве не было: птицы в небесах летают, звери в лесах бродят, рыбы в морях плавают.

   Долго ли коротко ли шел Художник, стемнело уже, и вдруг видит он, что сидит на ветке удивительная птица. Ни мала она, да и невелика. С большою головой, а на голове будто очки надеты. Клюв острый, загнутый. Лапы сильные, когтистые. Пушистая. Сидит на ветке, головою вертит. Интересная птица, да вот как называется, Художник вспомнить не может.

- Ребята, а вы знаете как называется эта птица? Правильно, это сова. Что вы знаете о совах? Что можете о них рассказать?

   Дети включаются в обсуждение особенностей внешнего вида и жизни сов. Можно задать детям следующие вопросы: «Когда сова наиболее активна (днем или ночью?), «Чем (кем) питаются совы?», «Зачем сова головой вертит?», «Каких сов вы знаете?».  Педагог подытоживает ответы детей, рассказывает о совах, сопровождая свой рассказ демонстрацией картинок с изображением совы, книжных иллюстраций.

   - Ребята, сова – ночная птица. Днем совы спят в дупле, а ночью охотятся. У совы прекрасное зрение, она хорошо видит в темноте. И слух у совы хороший. Посмотрите, вокруг глаз у совы плотно растут короткие перышки,  кажется, будто сова большие круглые очки надела. Это лицевой диск. С его помощью она улавливает разные звуки. При этом шевелит диском, словно корчит рожицы, а головой вращает, как радарной установкой. У некоторых сов края диска приподнимаются, словно ушки или брови. Свою жертву сова отыскивает по шороху, писку. Она ловит мышей, мелких птиц. Из ее когтистых лап не вырваться даже зайцу. Сова съест зверька, потом выплюнет непереварившийся кусок шерсти и косточек.

   Существуют разные совы. Например, полярная сова, мохноногий сыч, серая неясыть,  филин, рыбная сова.

   Педагог обращается к детям:

-Ребята, посмотрите, все совы разные. Они различаются по внешнему виду и по настроению, характеру. Художники, которые рисовали сов,

 по-разному их изображали. Приглядитесь внимательно, какое настроение вы видите у сов на картинках?  Вспомните, каких сов вы видели в книгах, мультфильмах. Какие они по настроению, по характеру? Как бы вы о них сказали?

   Дети высказывают свое мнение о настроении и характерах ночных птиц.

   Педагог:

- Нашему Художнику очень понравилась эта интересная птица. Он захотел её нарисовать. Как вы думаете, как нашему Художнику лучше расположить лист бумаги? Если он будет рисовать сову сидя на ветке (или камешке), лист лучше расположить по вертикали. Так птица будет красиво смотреться на листе. А если бы наш Художник решил написать сову летящей, как он расположил бы лист? Правильно, по горизонтали. Сова широко расправляет в полете свои крылья. Горизонтальный формат бумаги (педагог показывает лист по горизонтали) – это стремление вширь. Вертикальный формат (опять демонстрирует) – стремление вверх.

   Педагог спрашивает детей, что еще поможет Художнику создать выразительную картину, какой главный помощник художника-живописца? (цвет). Обращает внимание на окраску перьев совы. Спрашивает у детей, какие цвета они видят в оперении птицы. Теплые это цвета или холодные? Яркие или приглушенные? Глухие или звонкие?

   Педагог:

- Ребята, сегодня я открою вам один секрет. Этот секрет знают многие художники, а теперь его будете знать и вы. Вы знаете, что есть на свете разноцветная страна, где правит король Палитра. Есть королевство белой и чёрной краски. А в королевстве принца Тумана главная – серая краска. Если серую краску добавлять в разные цвета, цвет станет загадочный, сонный, неповоротливый, тихий, сдержанный. Я думаю, что когда наш Художник рисовал сову, он обязательно добавлял серую краску, рисовал серые перышки, смешивал серый с другими цветами. А вы знаете, как получить серый цвет?

   Ребята отвечают, как получить серый ( смешать белый и чёрный). Педагог напоминает, что нужно подружить белую и чёрную краску. Объясняет детям, что серый может быть темным и светлым, говорит, как этого добиться.

   Далее педагог предлагает детям нарисовать сову. По желанию,  ребята могут рисовать лесную или рыбную сову, изобразить ее на ветке, в дупле, на камешке возле реки. Побуждает каждого ребенка подумать над тем, какой характер, какое настроение будет у его совы. Предлагает написать сову мазком или тычком кисти (можно использовать оба способа). Спрашивает у детей, с какой формой можно сравнить голову, тело совы (с овалом, кругом). Предлагает начать с наброска, его можно сделать охристой краской. Возможно показать приемы работы на мольберте. Сначала намечаем тело и голову совы, глаза, крылья, лапы, ветку или камешек, на котором сидит птица. Затем мазком или тычком кисти работаем от пятна, создаем живописное оперение птицы. Педагог может показать направление мазков кисти при рисовании лицевого диска совы, ее пёрышек-ушек.

   Перед началом самостоятельной работы детей проводится физкультминутка. Педагог предлагает детям медленно повертеть головой из стороны в сторону (как сова),  поухать,  показать, как сова машет крыльями в полете (руки перед грудью, ладони крест накрест, большие пальцы сцепляются, остальные пальцы машут в направлении к себе - от себя).

   Во время рисования педагог побуждает детей использовать разные цвета, насыщая их серой краской. Наблюдая за этапами работы, помогает рисующим создать целостный образ ночной птицы, задает корректирующие вопросы ( Как ты думаешь, как написать крылья, чтобы они не сливались с телом? Как твоя сова будет ловить мышей, где её пёрышки на лице? Могут ли пёрышки переливаться разными цветами?  Какое  настроение у твоей совы?).

   После завершения работы, педагог благодарит детей. Обращает их внимание на то, что на сегодняшнем занятии  они познакомились с удивительными птицами – совами, многое о них узнали. Говорит, что у всех получились разные совы, каждая со своим настроением. Ребята правильно выбрали формат бумаги (вертикальный или горизонтальный). Использовали при создании образа совы секрет художников – смешивали серую краску, добавляли ее в другие цвета. По-разному рисовали оперение совы – мазком или тычком кисти. Педагог говорит детям: «Художнику, который путешествовал по царству Фауны, ваши совы очень бы понравились. Ведь вы знаете секреты художников, они помогают вам создавать красивые рисунки».

Список использованной литературы

1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1977.

2. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. М., 2001.

3. Копцева Т.А. Природа и художник. М., 2006.

4. Нерсесова  О.Н. Забавное рисование. Альбом для рисования и раскрашивания. М., 1978.

5. Снегирёв Г. В дальневосточной тайге. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовой клуб "Мудрая сова"

В МОУ "Гимназия №3" уже два года работает правовой клуб "Мудрая сова",проводятся заседания по правовым вопросам современности,мы принимаем активное участие в работе Президентского проекта "Правовое во...

Мастер-класс "Витраж. Сова"

  Одна из самых популярных техник  – витражная роспись. Сегодня этот материал находится на пике моды, играет важнейшую роль в интерьере. В наши дни декоративно-прикладное искусс...

Интерактивная игра - тренажер по химии "Загадки Мудрой совы"

Данную игру целесообразно проводить на уроке  химии в 8 классе по теме «Относительная молекулярная масса» в качестве диагностики первичного усвоения материала урока, закрепления умений проводить ...

Открытое занятие "Удивительный мир экологиии" Тема " Удивительные существа- эти лягушки!"

Эпиграф занятия "Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны!"(Марк Твен)...

Дистанционный урок литературы. Даниэль Дефо. "Робинзон Крузо" - удивительная книга об удивительных приключениях. 5 класс

Предложен материал для самостоятельного изучения пятиклассниками  темы в условиях дистанционного обучения....