"Как начиналась галерея"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема раздела: Искусство открывает новые грани мира.
Тема урока: Как начиналась галерея.
Тип урока: с использованием активных методов обучения
Целеполагания: после урока учащиеся смогут
-рассказать кто такой П.М. Третьяков ;
-дать ответ на вопрос «Как создавалась галерея?»;
-определить одни из первых работ в коллекции Третьякова;
-оценить значение Третьяковской галереи для культуры России.
Ресурсы урока:
-фотография Третьяковской галереи;
- И. Репин «Портрет Третьякова П.М.»;
-подборка картин из коллекции П.М. Третьякова;
Технологическая карта урока
этапы | Методы и приемы обучения | время |
1 этап Мотивация | Чтение стихотворения Андрея Усачева «Часы». Краткий анализ стихотворения. Показ детям фотографий Третьяковской галереи и портрета П.М. Третьякова. Вопросы к классу: -Кто может ответить, что изображено на этой фотографии?(фото галереи) -Кто может ответить, кто изображен на этой картине? | Не более 3-х минут |
2 этап Изучение нового материала | План. 1.Знакомство с П.М. Третьяковым. 2. Знакомство с первыми экспонатами коллекции. 3. История создания галереи. | |
Вопрос 1. | Чтение и анализ текста «Третьяков П.М.» Вопросы классу: -Кто такой Павел Михайлович? -Какой основной идеи придерживался Павел Михайлович в собирании своей коллекции? -С какой целью Третьяков создавал свою коллекцию? | 8-10 мин. |
Вопрос 2 | Знакомство с первыми экспонатами коллекции. Просмотр первых экспонатов из коллекции Третьякова. Краткий анализ картины Шильдера «Искушение». Вопросы к классу: -Как вы думаете, каково настроение данного произведения? -Какую ситуацию или сюжет изобразил художник по вашему мнению? -С работами какого известного вам художника можно сравнить эту работу? | 7-8 мин. |
Вопрос 3 | «Как создавалась галерея?» Чтение и анализ отрывка из книги Н. Ненарокова «Почетный гражданин Москвы». Вопросы к классу: -Какие картины были в коллекции Третьякова, о которых было сказано в тексте? -Какие из них знакомы вам? -Какая проблема возникла у Третьякова с приобретением новой картины? -Как он решил эти проблемы? -Сравните образ Третьякова представленный на портрете Репина и тот, который дает нам автор произведения. Соответствует ли портрет описанию? | 5-6мин. |
Вопрос 4. | Значение коллекции. Класс делиться на 2 группы: -Одна группа доказывает отсутствие важности собрания Третьякова и ищет доводы в пользу своего суждения. -Другая группа доказывает обратное. Затем обсуждение доводов. | 9-10 мин. |
3 этап Рефлексия | Повторный просмотр слайдов с изображением портрета Третьякова, фотографии здания Третьяковской галереи, картины Шельдера «Искушение». Вопросы к классу: -Теперь вы знаете что здесь изображено? -Ребята, так как вы думаете, велико ли значение коллекции Павла Михайловича для культурного наследия нашей родины? | 2-3 мин. |
4 этап | Домашнее задание. 1.Подумайте, если бы вы создавали свою собственную коллекцию, какие произведения вошли бы в неё? 2.Подготовить мини сообщения о известных коллекционерах и меценатах. | 1-2 мин |
5 этап | Оценивание | 1 мин. |
Ход урока.
- Мотивация.
Часы уходят за днями дни.
Часы спешат за веком век.
-Куда торопитесь, часы?
Спросил однажды человек.
Часы ужасно удивились.
Задумались.
Остановились.
Вопрос к классу:
-Как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке
Учитель показывает слайды с изображением:
-Государственной Третьяковской галереи;
-портрета Третьякова П.М.;
-картина Шильдера «Искушение».
Ученикам задаются вопросы, что изображено на слайдах.
2.Изучение новой информации.
Вопрос 1.
Учитель предлагает организовать работу с текстом о Третьякове П.М.
Третьяков Павел Михайлович - сын купца 2-й гильдии. Получил хорошее домашнее образование и работал c отцом, проявив огромную работоспособность и сметку. Расширяя дело отца, Третьяков с братом Сергеем построили бумагопрядильные фабрики, на которых работало около 5 тыс. чел. Увлеченный искусством, выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков посвятил свою жизнь одной идее, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в... полезных учреждениях»., одной цели — собиранию произведений русской школы живописи. Он приступил к собирательству в переломные для русской культуры годы, будучи убежден, что искусство России находится на пороге национального самоутверждения, что "наша русская школа не последнею будет". И он действительно создал такое полезное учреждение — первый русский общедоступный музей, в котором национальная живопись предстала не в разрозненных художественных явлениях, но как нечто единое и цельное. Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников»— И. Н. Крамской или В. В. Стасов,— оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету. |
Вопросы к классу:
-Кто такой Павел Михайлович?
-Какой основной идеи придерживался Павел Михайлович в собирании своей коллекции?
-С какой целью Третьяков создавал свою коллекцию?
Запись в тетрадь:
-Третьяков Павел Михайлович- (1832 -1898 ) — российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.
Вопрос 2.
Знакомство с первыми экспонатами коллекции.
Просмотр слайдов(7) с первыми экспонатами коллекции Третьякова.
Краткий анализ картины Шильдера
Вопросы к классу:
-Как вы думаете, каково настроение данного произведения?
-Какую ситуацию или сюжет изобразил художник по вашему мнению?
-С работами какого известного вам художника можно сравнить эту работу?
Вопрос 3.
«Как создавалась галерея?»
Чтение и анализ отрывка из книги Н. Ненарокова «Почетный гражданин Москвы».
…Павел Михайлович Третьяков… ходил из комнаты в комнату, раздумывая, куда же поместить новые приобретения. В кабинете все забито битком. Против окон — «Княжна Тараканова», над большим диваном — «Привал арестантов», над угловым, по одной стене — «Охотники». В широком простенке — «Рыболов» и «Странник» тоже Перова. Нет, в гостиной явно негде было вешать. Павел Михайлович опять перешел в
столовую и наконец с трудом выбрал место. Развешивая картины, он приговаривал,
вздыхая:
— Тесно, до чего тесно!
— Перестань покупать, — лукаво прищурился Александр Степанович Каминский, пришедший с Соней проведать родных.
Павел Михайлович, обернувшись, молча наградил его негодующим взглядом. Архитектор обезоруживающе улыбнулся в ответ и спокойно, весело посоветовал:
— Тогда строй помещение.
Третьяков оставил картины, посмотрел на зятя.
— Думаешь? Я и сам так считаю. Давно уже, — сказал он, помолчав, — А за проект возьмешься?..
…Он вышел на воздух... и погрузился в густую тень грушевого сада. Третьякову было бесконечно жаль уничтожать этот славный уголок сада. Но место его уже принадлежало галерее.
— Откладывать нечего, Саша. Пора начинать. Только, будь другом, последи, чтоб с грушами поаккуратнее…
Вопросы к классу:
-Какие картины были в коллекции Третьякова, о которых было сказано в тексте?
(Слайд 8)
-Какие из них знакомы вам?
-Какая проблема возникла у Третьякова с приобретением новой картины?
-Как он решил эти проблемы?
-Сравните образ Третьякова представленный на портрете Репина и тот, который дает нам автор произведения. Соответствует ли портрет описанию?
4.Вопрос. Значение коллекции.
Класс делиться на 2 группы:
-Одна группа доказывает отсутствие важности собрания Третьякова и ищет доводы в пользу своего суждения.
-Другая группа доказывает обратное.
Затем обсуждение доводов.
3 этап. Рефлексия.
Повторный просмотр слайдов (8) с изображением портрета Третьякова, фотографии здания Третьяковской галереи, картины Шельдера «Искушение».
Вопросы к классу:
-Теперь вы знаете что здесь изображено?
Учитель предлагает посмотреть на список художников, чьи работы входят в коллекцию Третьяковской галереи.
-Ребята, так каково значение коллекции Павла Михайловича для культурного наследия России?
4.Домашнее задание.
1.Подумайте, если бы вы создавали свою собственную коллекцию, какие произведения вошли бы в неё?
2.Подготовить мини сообщение о других известных коллекционерах и меценатах.
5. Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Галерея Красной книги" - экскурсия по страницам Красной книги Омской области
Цель: показать необходимость бережного отношения, охраны редких видов растений и животных. Задачи: Развитие творческих способностей, через фантазию и выдумку; Воспитание и пропаганда разумного...
Галерея квилинга
Презентация 12 лучших работ в технике КВИЛИНГ...
Портретная галерея учёных
Материал к внеклассному мероприятию "Великие учёные" (Архимед, Леонардо да Винчи, Галилей, Ньютон, Эйнштейн...
Неделя психологии "Завтра начинается сегодня, будущее начинается сейчас"
Неделя психологии в школе - просветительско-профилактическое мероприятие. Данная неделя была посвящена профилактике алкоголя и табакокурения и традиционно прошла под названием «Завтра начинается сегод...
презентация. как начиналась галерея
Презентация состоит из 16 слайдов. Предназначена для уроков искусства в 8-м классе....
Презентация предмета Искусство Урок Как начиналась галерея
8 класс П.М. Третьяков. Как образовалась Государственная Третьяковская галерея....
конспект урока "Как начиналась галерея"
конспект урока "Как начиналась галерея"...