План-конспект внеклассного мероприятия по изобразительному искусству. Тема: «Масленицу провожаем - света, солнца ожидаем». для учащихся 1-4 классов.
план-конспект занятия (изобразительное искусство) по теме
В современные дни утрачивается связь с историей исконно русских праздников. Поэтому содержание материала к данному мероприятию построено таким образом , чтобы вызвать интерес к истории , культуре и традициям русского народа. Данное мероприятие способствует сплочению классных коллективов, участвующих в Мастер- классе ,повышает эффективность работы по воспитанию патриотизма и гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_master_klassa.docx | 862.41 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект внеклассного мероприятия
по изобразительному искусству.
Тема:
«Масленицу провожаем - света, солнца ожидаем».
для учащихся 1-4 классов.
Учитель ИЗО
МБОУ «ООШ №25» г. Майкоп
Бардюг И.М.
Дата проведения: 14.03.13.- 12.00
Тема : «Масленицу провожаем - света, солнца ожидаем».
Тип занятия: Мастер – класс.
Цель : знакомство с народными традициями в проведении праздника масленицы.
Задачи мероприятия:
Развивающие:
- 1. Развитие творческого подхода в моделировании образа.
- 2. Развитие творческого мышления.
Познавательные и воспитательные:
- 3. Расширение кругозора.
Обучающие:
- 4. Развитие навыков прикладной работы.
Методы, используемые на занятии:
- Объяснительно-иллюстративный: использование зрительного ряда при объяснении темы, а именно, просмотр и обсуждение слайдов презентации на тему занятия, а также просмотр и разбор технологии изготовления готовых поделок, выполненных руками детей.
- Проблемное изложение: разработать свое солнышко на бумажной тарелочке и передать свой образ солнышка живописными средствами.
Оборудование: 1. Для учителя: компьютер, проектор, презентация, иллюстрация картины Кустодиева Б.М. «Масленица», празднично оформленная доска и стол (самовар, блины, расписанные в русском стиле утварь, куклы –масленицы изготовленные руками детей).
2.Для детей: бумага формат А-4, графические и живописные материалы, кисти, палитра, баночка, тряпочка, бумажные тарелочки, цветные кружки (красный, зеленый, желтый).
Организация занятия:
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Сообщение темы и цели занятия (2 мин.)
3. Беседа по теме с использованием презентации (9 мин.)
4. Разбор и демонстрация различных технологий изготовления поделки.(8 мин.)
5. Динамическая пауза (2 мин).
6. Творческая работа учащихся (20 мин.)
7. Подведение итогов (2 мин.)
Ход и содержание мероприятия..
- Организационный момент:
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли подготовили для занятия?»
- Сообщение темы и цели занятия:
Учитель: «Тема нашегомероприятия «Масленицу провожаем - света, солнца ожидаем!». Вы знаете, что сейчас идет масленичная неделя. В старину говорили : «Масленица – кормилица нынче именинница».(слайд 1,2)
Эпиграфом сегодняшней темы могут стать слова А.С. Пушкина
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины
У них на масленице жирной
Водились русские блины». (слайд 3)
И сегодня мы познакомимся с народными традициями в проведении праздника масленицы.
3.Беседа. Учитель:
Масленица- древнеславянский праздник «проводы зимы», которым отмечается переход к весне. «Приходи, весна, с радостью, с великой милостью», «Масленицу провожаем- света, солнца ожидаем», «И кончилась твоя власть , Зима! Весна на пороге».(слайд 6).
Исстари называли масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, душа моя масленица. Издавна сложились убеждения, что «не потешить на широкую масленицу- значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить».(слайд 7). Поэтому масленицу праздновали широко приговаривая: «Касаточка масленица, ты с чем пришла? С пышными блинами, да с ясным солнышком». И хозяйки пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, зазывали себе гостей, кормили, поили медом (слайд8). Всю масленичную неделю праздновали весело и раздольно (слайд 9).
Каждый день на масленичной неделе имеет свое название:
Понедельник- «ВСТРЕЧА». (слайд «встреча»10)
К первому дню масленицы устраиваются ледяные горы, балаганы для скоморохов, качели. Приготавливали утром соломенную куклу- масленицу. Эту куклу на салазках ввозили в гору с причитанием встречи: «Приезжай ко мне, Масленица, в гости на широкий двор, на горах покататься, сердцем потешиться, умом повеселиться, речью насладиться». Дети сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!». Встреча заканчивалась кулачными боями.
Вторник- «ЗАИГРЫШИ» (слайд 11 Б.М.Кустодиев «Масленица»).
С утра приглашались девицы и молодцы покататься на горках, поесть блинов. Потом их отпускали потешиться на горы. Здесь молодцы высматривали невест, а девицы украдкой поглядывали на суженных.
Среда- «ЛАКОМКА» (слайд12)
Тещи приглашали зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.
А теперь поразмышляйте, мою загадку разгадайте:
« Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?»
Ученики: «Блин».
Учитель: У русского народа блин считается символом солнца. А почему?
Ученики: Блин круглый, румяный, теплый.
Учитель:
Четверг- «ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ или РАЗГУЛ»(слайд13).
Начинался масленичный разгул катанием на санях, потехами: куклу- чучело, украшенное лоскутами и бубенчиками ,в сопровождении народа возили на санях (слайд 14). Проводили обряды, кулачные бои, а в назначенное место сходились петь песни (слайд 15).
Пятница- «ТЕЩЕНЫ ВЕЧЕРКИ» (слайд16).
В этот день зятья угощали своих тещ блинами иногда всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу на блины.
Суббота- «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ» (слайд17).
Молодая невестка приглашала родных к себе. В субботу дети строили снежный городок с башнями и воротами, затем разделялись на две половины: одна старалась охранять городок, другая должна была, силой взять его.
Василий Иванович Суриков в жанровой картине «Взятие снежного городка» передал накал страстей, сам дух старинной народной игры. (слайд18 картина Сурикова В.И.)
Воскресение-«ПРОВОДЫ, ПРОЩАНИЕ», «ПРЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ» (слайд19).
Проводы масленицы и прощание масленицы сопровождалось различными обрядами. «Боярыню Масленицу»- соломенную куклу торжественно сжигали, приговаривая: «Полно, зимушка, зимовать, весна идет!», а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными бывало после ужина, в этот день просили прощение и все обиды прощались. Встретить весну необходимо было с чистой совестью.
Ребята, а какие народные приметы вы знаете?
Ученики:
Народные приметы: 1 Если на масленицу в понедельник идет снег- это к урожаю огурцов.
2 Если во вторник идет снег- к урожаю грибов.
3 В среду снег- к урожаю хлебов.
4 Если в четверг будет тепло- сей больше пшеницы. Урожай будет.
Учитель:
О русской масленице сохранилось много поговорок, какие из них вам знакомы?
Ученики:
1 «Не житье, а масленица».
2 «Не все коту масленица, будет и великий пост».
3 «Масленица неделю гуляет»
4 «Милости просим к нам о масленице со своим добром, с честным животом»
5 «Пируй и гуляй, а про пост, вспоминай» и т.д.
Учитель:
Возрождается сейчас масленица, воскрешает народ традиции и обряды. В старину соломенная кукла была обрядовой , ею встречали жениха и невесту. Такую куклу называли домашней масленицей, которая символом крепкого достатка и здорового потомства молодой семьи. По-прежнему стали радостно провожать мы зиму, встречая весну. Гуляния, забавы, веселья иногда до утра с песнями и прибаутками, и даже блины румяные с пылу с жару.
4.Разбор и демонстрация различных технологий изготовления тарелочки
Учитель: демонстрирует поделки изготовленные руками детей, разбирает технологию изготовления, материалы.
5. Динамическая пауза: праздничную динамическую паузу проводит ученица облаченная в русский народный костюм:
Масленица к нам идет широкая (руки в стороны).
Солнышко стоит высокое (руки вверх).
К солнышку тянемся, потянемся (тянем руки вверх).
До земли Масленице кланяемся (наклон вперед).
Мы за блинчиком идем (руки вытягиваем вперед).
Дружно праздник проведем (руки на плечи).
Вот и солнце закатилось, наша Маслена закрылась.
(руки поднимаются вверх и опускаются через стороны вниз, выдох).
6. Творческая работа учащихся. Используя полученные знания, учащиеся создают свой неповторимый образ солнышка. Рисуют эскиз, делают проработку деталей .
Учитель: направляет ход работы, отмечает интересные идеи. Используется музыкальное сопровождение («Танец скоморохов»).
7. Подведение итогов. Учитель: демонстрация детских работ, комментарий, оценка. Рефлексия – как подведение итогов проведенного мероприятия. Слайд с показом 3 цветов: красный круг – мне было интересно на уроке, узнал много нового, зеленый круг – не все понял, хочу узнать больше, желтый – мне было скучно.
Ученики: используя заготовленные круги (цветная бумага) выражают свое мнение. Поднимают все красные кружки.
Учитель: Спасибо всем за прекрасное содружество! Поздравляю вас с праздником Весны! Желаю чаще обращаться к творчеству. Оно делает нашу жизнь наполненной и осмысленной.
Пусть будет этот День Весны
Для Вас особенно чудесным!
И полным ясной глубины,
И пряных запахов древесных.
Пусть алый цвет и бирюза
Рождают праздничность и песни,
пусть будут яркими глаза,
И будут радостными вести!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого внеклассного мероприятия "Веселые старты"
План-конспектоткрытого внеклассногомероприятия"Веселые старты"...
План-конспект открытого внеклассного мероприятия" Пасха.Светлое Христово Воскресение "
Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит:...
План-конспект открытого внеклассного мероприятия
Цели и задачи:Популяризация физической культуры, привлечение учащихся к занятиям физической культурой, воспитание чувства коллективизма и товарищества....
План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий
Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...
План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий
Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...
План-конспект открытого внеклассного мероприятия Математический бой для 5 класса
Математический бой для 5 класса.Цель: развитие математических способностей и интереса к математике.Оборудование: ...
План-конспект открытого внеклассного мероприятия «Семья. Семейные ценности и традиции»
Этот сценарий поможет вам провести незабываемый праздник, посвященный семье!...