план урока "Глинянная игрушка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Карбовская Александра

Предварительный просмотр:

План-конспект урока ИЗО (5 класс) «Глиняная народная игрушка. Выполнение эскиза игрушки по народным мотивам» 

Карбовская  Александра  Викторовна,
преподаватель изобразительного искусства
МБОУ «Школа искусств»

Цель: Ознакомление с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества.

Задачи:

Образовательные:
- формировать навыки рисования по представлению,
- закреплять графические навыки в изображении глиняных игрушек по народным мотивам,
- ознакомить с особенностями орнаментальной росписи глиняной игрушки,
- закреплять навыки кистевой росписи в изображении
г узора  по народным мотивам.
Развивающие:
- развивать художественный вкус и творческие способности детей в создании самостоятельных декоративных композиций,
- углублять познания о народном декоративно-прикладном искусстве на примере глиняной игрушки,
- развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять общее и различное в предметах декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные:
- создавать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушек из различных центров народных промыслов.  (Дымково,  Филимоново, Абашево);
- воспитывать у учащихся любовь и интерес к народному декоративно-прикладному искусству; бережное отношение к традициям своего народа;
- воспитывать у школьников стремление создавать красивые изделия.

Оборудование:

- для преподавателя:

  • репродукции и фотоматериалы с образцами народных глиняных игрушек;
  • таблицы-схемы росписи глиняных игрушек на бумажных носителях;
    - для учащихся:
  •  бумага Ф А4,
  • акварельные краски,
  • кисти,
  • простой карандаш,
  • ножницы.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Рассказ преподавателя «Глиняная игрушка, как вид искусства, её история».
  4. Анализ особенностей глиняных игрушек различных центров (Дымково, Филимоново, Абашево). Форма и колорит.
  5. Создание эскиза своей игрушки по народным мотивам (работа карандашом).
  6. Роспись эскиза игрушки в соответствии с народными традициями росписи.
  7. Самостоятельная работа учащихся.
  8. Выставка работ учащихся.
  9. Итог урока.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята!  

 Сегодня мы с вами познакомимся с глиинянными  игрушками, узнаем от куда они  появились в нашей стране. И нарисуем их.

2. Сообщение темы урока.

3.  Рассказ учителя «Глиняная игрушка, как вид искусства. Её история.  Народные центры».

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она не всегда предназначалась только игры, а чаще всего была предметом украшения народного  быта – малая бытовая скульптура.
Древнейшие глиняные игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н.э. В славянских погребениях VI-VIII в.в н.э. обнаружены фигурки коньков и погремушки.
Несколько сотен игрушек XIV-XVII в.в было обнаружено  при археологических раскопках в Москве в Замоскворечье и на территории бывшей Гончарной слободы.
Глиняную игрушку на Руси делали с незапамятных времён почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством.
Мужчины – гончары делали посуду, а женщины и дети лепили и расписывали игрушки.
Самые обычные домашние животные превращались в руках мастеров в сказочные, фантастические существа:
Конечки-бегуночки
Коровушки-кормилицы
Петухи-индюки.
Барыни. Наездники.
Глиняные игрушки были самым ярким украшением ярмарок , на которых проходило праздничное народное гулянье с озорным и весёлым названием – Свистунья. На этом празднике на разные голоса звенел пересвист глиняных свистулек, и бросали друг в друга расписные глиняные шары.
Названия глиняных игрушек происходили от названия деревни или города, где их лепили.
Со временем сложились центры глиняной игрушки со своими особенностями лепки и росписи.
Игрушки этих центров неповторимы, их нельзя спутать друг с другом.
Особенно стали известны глиняные игрушки из      с.Дымково (Вятская обл.), Филимоново (Тульская обл.) и Абашево (Пензенская обл.).
(Рассказ преподавателя сопровождается показом иллюстраций народных глиняных игрушек из различных центров).

4. Анализ особенностей глиняных игрушек из различных центров (форма и колорит).
- Внимательно рассмотрите глиняные игрушки из разных мест нашей страны.
- Назовите наиболее распространённые темы, которые используют мастера в глиняных игрушках (фигурки людей: барышень и всадников, коньков, оленей, баранов).
- Сравните глиняные игрушки. Что общего в их пластике, и чем они различаются?

Дымковская игрушка:
Линии игрушек плавные, неторопливые, в их очертании нет мелких и лишних деталей.
Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными глиняными игрушками благодаря её колориту.
Они самые нарядные.
Белые, как сахар, а по белому яркие узоры расписаны.
Геометрические узоры из небольших кругов, овалов, точек, полос, клеток.
Цвета: малиновые, зелёные, тёмно-синие, оранжевые, жёлтые.

Филимоновская игрушка:
Весёлая и нарядная.
Поперёк туловища и шеи идут пёстрые полоски. А так же узоры из крестов, точек, полос, кругов, треугольников, ёлочки. Узоры в полосе.
У Абашевских игрушечных фигурок высокие вытянутые шеи. Каждая игрушка раскрашена в один цвет: красный, т-зелёный или густой синий. Головы животных украшают красивые ветвистые рога,  окрашенные золотой или серебряной краской).
- На таблицах изображены возможные схемы росписи гл. игрушек.
Круги большие и маленькие - это большие и маленькие  «солнышки»;
Прямые горизонтальные линии – земля;
Волнистые линии – вода;
Круг – символ солнца;
Квадрат – символ земли;
Ромб – символ плодородия.

5.. Создание эскиза своей игрушки по народным мотивам. Роспись эскиза игрушки в соответствии с народными традициями.

6.

- А теперь представьте себе, что вы народные умельцы-игрушечники. И живёте в одном из сёл: Дымково, Абашево, Филимоново.
Вам предстоит создать контурное изображение своей игрушки, самостоятельно сочинить узор и расписать игрушку в соответствии с народными традициями.
- Но прежде, чем приступите к работе, вспомним основное правило работы карандашом (линии проводим еле заметными).
- Что нужно помнить при работе с красками?

7. Самостоятельная работа учащихся.

8. Выставка работ учеников (анализ работ учащимися).

9. Подведение итогов.

- С какими центрами народной глиняной игрушки познакомились на уроке?
- Сумеете теперь отличить дымковскую и Абашевскую, Филимоновскую игрушку друг от друга? По каким признакам?

Ответы учащихся.

Урок закончен.

Домашнее задание.

Использованые интернет-ресурсы
ru.wikipedia.org
rukukla.ru
Dymkovo.com
filimonofskay-igrushka.ru
articles.agronationale.ru
glina.teploruk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 5 классе "Дымковские игрушки"

В пятом классе изучаются связи декоративной группы искусств  с жизнью. Мир декоративного искусства – это мир со своими традициям...

План-конспект урока в 5 классе. Древние образы в народных игрушках. Щепные птицы.

Урок- знакомство с древнейшим ремеслом на земле русской. Изготовление игрушек и оберегов из самого доступного материала - дерева. Развитие творческой фантазии  и дальнейшее раз...

План-конспект урока в 5 классе: "Древний промысел. Дымковская игрушка"

История появления промысла. Этапы росписи. Роспись игрушки....

Развернутый план занятия "Технология раскроя и пошива мягкой игрушки"

Учебный материал "Технология раскроя и пошива мягкой игрушки" представлен в виде разработки занятия с использованием компьютерной презентации и предназначен для проведения занятия по курсу «Мягкая игр...

План - конспект занятия "Дымковская игрушка"

Применение метода СДО на занятиии декоративно-прикладным творчеством....

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки...


 

Комментарии

Очень хороший урок. Грамотно составлен ход урока и продуман каждый его этап. Я обязательно воспользуюсь Вашим конспектом для проведения своего урока. Вам, Александра Викторовна, творческих успехов в работе.

Маковская Анна Владимировна

Очень интересно! Народное творчество многранно и увлекательно. Элементы, предложенные вами очень удобно использовать. Спасибо!