Карбовская Александра Викторовна, преподаватель изобразительного искусства МБОУ «Школа искусств» Цель: Ознакомление с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества. Задачи: Образовательные: - формировать навыки рисования по представлению, - закреплять графические навыки в изображении глиняных игрушек по народным мотивам, - ознакомить с особенностями орнаментальной росписи глиняной игрушки, - закреплять навыки кистевой росписи в изображении г узора по народным мотивам. Развивающие: - развивать художественный вкус и творческие способности детей в создании самостоятельных декоративных композиций, - углублять познания о народном декоративно-прикладном искусстве на примере глиняной игрушки, - развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять общее и различное в предметах декоративно-прикладного искусства. Воспитательные: - создавать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушек из различных центров народных промыслов. (Дымково, Филимоново, Абашево); - воспитывать у учащихся любовь и интерес к народному декоративно-прикладному искусству; бережное отношение к традициям своего народа; - воспитывать у школьников стремление создавать красивые изделия. Оборудование: - для преподавателя: - репродукции и фотоматериалы с образцами народных глиняных игрушек;
- таблицы-схемы росписи глиняных игрушек на бумажных носителях;
- для учащихся:
- бумага Ф А4,
- акварельные краски,
- кисти,
- простой карандаш,
- ножницы.
План урока - Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
- Рассказ преподавателя «Глиняная игрушка, как вид искусства, её история».
- Анализ особенностей глиняных игрушек различных центров (Дымково, Филимоново, Абашево). Форма и колорит.
- Создание эскиза своей игрушки по народным мотивам (работа карандашом).
- Роспись эскиза игрушки в соответствии с народными традициями росписи.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Выставка работ учащихся.
- Итог урока.
Ход урока 1.Организационный момент. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с глиинянными игрушками, узнаем от куда они появились в нашей стране. И нарисуем их. 2. Сообщение темы урока. 3. Рассказ учителя «Глиняная игрушка, как вид искусства. Её история. Народные центры». Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она не всегда предназначалась только игры, а чаще всего была предметом украшения народного быта – малая бытовая скульптура. Древнейшие глиняные игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н.э. В славянских погребениях VI-VIII в.в н.э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. Несколько сотен игрушек XIV-XVII в.в было обнаружено при археологических раскопках в Москве в Замоскворечье и на территории бывшей Гончарной слободы. Глиняную игрушку на Руси делали с незапамятных времён почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Мужчины – гончары делали посуду, а женщины и дети лепили и расписывали игрушки. Самые обычные домашние животные превращались в руках мастеров в сказочные, фантастические существа: Конечки-бегуночки Коровушки-кормилицы Петухи-индюки. Барыни. Наездники. Глиняные игрушки были самым ярким украшением ярмарок , на которых проходило праздничное народное гулянье с озорным и весёлым названием – Свистунья. На этом празднике на разные голоса звенел пересвист глиняных свистулек, и бросали друг в друга расписные глиняные шары. Названия глиняных игрушек происходили от названия деревни или города, где их лепили. Со временем сложились центры глиняной игрушки со своими особенностями лепки и росписи. Игрушки этих центров неповторимы, их нельзя спутать друг с другом. Особенно стали известны глиняные игрушки из с.Дымково (Вятская обл.), Филимоново (Тульская обл.) и Абашево (Пензенская обл.). (Рассказ преподавателя сопровождается показом иллюстраций народных глиняных игрушек из различных центров). 4. Анализ особенностей глиняных игрушек из различных центров (форма и колорит). - Внимательно рассмотрите глиняные игрушки из разных мест нашей страны. - Назовите наиболее распространённые темы, которые используют мастера в глиняных игрушках (фигурки людей: барышень и всадников, коньков, оленей, баранов). - Сравните глиняные игрушки. Что общего в их пластике, и чем они различаются? Дымковская игрушка: Линии игрушек плавные, неторопливые, в их очертании нет мелких и лишних деталей. Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными глиняными игрушками благодаря её колориту. Они самые нарядные. Белые, как сахар, а по белому яркие узоры расписаны. Геометрические узоры из небольших кругов, овалов, точек, полос, клеток. Цвета: малиновые, зелёные, тёмно-синие, оранжевые, жёлтые. Филимоновская игрушка: Весёлая и нарядная. Поперёк туловища и шеи идут пёстрые полоски. А так же узоры из крестов, точек, полос, кругов, треугольников, ёлочки. Узоры в полосе. У Абашевских игрушечных фигурок высокие вытянутые шеи. Каждая игрушка раскрашена в один цвет: красный, т-зелёный или густой синий. Головы животных украшают красивые ветвистые рога, окрашенные золотой или серебряной краской). - На таблицах изображены возможные схемы росписи гл. игрушек. Круги большие и маленькие - это большие и маленькие «солнышки»; Прямые горизонтальные линии – земля; Волнистые линии – вода; Круг – символ солнца; Квадрат – символ земли; Ромб – символ плодородия. 5.. Создание эскиза своей игрушки по народным мотивам. Роспись эскиза игрушки в соответствии с народными традициями. 6. - А теперь представьте себе, что вы народные умельцы-игрушечники. И живёте в одном из сёл: Дымково, Абашево, Филимоново. Вам предстоит создать контурное изображение своей игрушки, самостоятельно сочинить узор и расписать игрушку в соответствии с народными традициями. - Но прежде, чем приступите к работе, вспомним основное правило работы карандашом (линии проводим еле заметными). - Что нужно помнить при работе с красками? 7. Самостоятельная работа учащихся. 8. Выставка работ учеников (анализ работ учащимися). 9. Подведение итогов. - С какими центрами народной глиняной игрушки познакомились на уроке? - Сумеете теперь отличить дымковскую и Абашевскую, Филимоновскую игрушку друг от друга? По каким признакам? Ответы учащихся. Урок закончен. Домашнее задание.
Использованые интернет-ресурсы ru.wikipedia.org rukukla.ru Dymkovo.com filimonofskay-igrushka.ru articles.agronationale.ru glina.teploruk.ru |
Комментарии
Очень хороший урок. Грамотно
Очень хороший урок. Грамотно составлен ход урока и продуман каждый его этап. Я обязательно воспользуюсь Вашим конспектом для проведения своего урока. Вам, Александра Викторовна, творческих успехов в работе.
Очень интересно! Народное
Очень интересно! Народное творчество многранно и увлекательно. Элементы, предложенные вами очень удобно использовать. Спасибо!