Народы степей. Урок ИЗО 4 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Музыкальный урок с презентацией по стандартам второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narody_stepey.rar | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»3 четверть «Каждый народ- художник».
Тема урока: Искусство народов степей.(4 класс)
Тип урока: урок-путешествие.
Практическая работа: работа по группам:
1 группа «Иголочка»- изготовление жилища казахов, украшение его аппликативными цветными орнаментами.
2 группа «Ниточка»- изображение фигур людей в казахской национальной одежде.
3 группа «Узелок»- украшение казахского ковра национальным орнаментом.
Зрительный ряд: презентация «Искусство народа степей».
Музыкальный ряд: отрывки музыкальных произведений разных народов (Север, Кавказ, Казахстан).
Оборудование для учителя: ИКТ, панно на доске «Степь» (пейзаж, который к концу урока должен быть населён фигурами людей в национальной одежде и изображением юрт (при большем количестве детей возможно население животными)), заготовка для ковра, закрашенная в красный цвет, конвертики с аппликативным материалом для ковра (орнаментом) и раздаточным материалом по группам /Приложения 1,2,3,/
Оборудование для учащихся: бумага, краски, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага, губка.
Технологическая карта изучения темы
Цель | Формирование представлений о богатстве и многообразии художественных культур мира; познакомить с искусством народов степей. | |
Задачи | 1) обучающие: понимать связь художественного образа культуры народов степей с природными условиями жизни народа; уметь различать национальные мотивы в орнаменте, подбирать орнамент и украшать ковер и одежду в традициях казахского народа, умение изготавливать юрту способом вырезания и украшения аппликацией; | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности и применение их в процессе выполнения работы (аппликация, декоративная работа). Умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ; умение рассуждать о многоообразии представлений о красоте у народов мира, способности в самых разнообразных условиях создавать свою самобытную художественную культуру. | Личностные: уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. | |
Основные понятия | Кочевники, юрта, орнамент, домбра, тюбетейка, белдемше, тускииз. |
Организация пространства
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Окружающий мир (знание других национальностей). Музыка (национальные мелодии, музыкальные инструменты). География (знание природных особенностей других регионов). | Группо вая, индивидуаль ная |
|
Ход урока
- Оргмомент.
Организация начала урока, по группам раздаётся текст в зависимости от названия группы:
1 группа «Иголочка»- «Юрта»
2 группа «Ниточка»- «Костюм»
- группа «Узелок»- «Орнамент»
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я очень рада вас видеть на своём уроке.
- Введение в тему.
1-й этап. Мотивация к деятельности
Цель: определение настроения детей на начало урока, мотивировать учащихся на изучение темы, создание проблемной ситуации. | (Слайд 1) - Начнем урок мы с того, что определим, с каким настроением вы пришли ко мне на урок. На столах у вас выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению на начало урока. (На доске заполнить табличку рефлексии с подсчётом оценки настроения на начало урока). - Чему был посвящён наш прошлый урок? Давайте же вспомним, какие жилища строят разные народы. (Слайд 2) Анимация по щелчку. Дети перечисляют узнанные жилища разных народов: иглу, чум, сакля, вигвам, … На изображении юрты дети затрудняются. Возникает проблема. -Что это за жилище, кто его построил, кто в нем живет? Это жилище степных кочевников. Называется оно- юрта. Хотите ли вы побольше о нём узнать? |
Самоопределение: определение темы урока , нужно ли мне это знать; зачем мне это нужно.. | - Давайте определим тему нашего урока. Учитель корректирует. (Слайд 3)Запись темы на доске. - Ребята, а вам в будущем пригодятся эти знания или нет, для чего? |
2-й этап. Учебно-познавательная деятельность
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания |
Актуализация знаний учащихся | (Слайд 4) - Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие и узнать, какие дома строят жители степей, приспосабливаясь к климатическим условиям. Ведь люди научились жить и в горах, и в низинах, затапливаемых водой во время разливов рек, и среди снегов, и среди раскаленных песков. Всюду, где живет человек, есть необходимое жилище. Свой дом каждый народ с любовью украшает и населяет различными предметами. Так что же за жилище – юрта. (Сообщение 1 группы)./Приложение 1/(Слайды 5-6). Какие новые слова нам встретились? Выписываем на доску. |
Расширение знаний | – А еще каждый народ придумывал свои узоры. Такие узоры называются национальными. Мы с вами знакомимся со степным народом- казахами, нашими соседями с юго- западной стороны. Раньше Казахская республика была в составе СССР, но после распада союза стала отдельным государством - Казахстаном.(Слайд 8) (Сообщение 2 группы). /Приложение 2/.(Слайды 8-11) ). Какие новые слова нам встретились? Выписываем на доску. |
Расширение знаний. Цель: познакомить с национальным казахским костюмом, цветом орнамента, музыкальным инструментом- домброй. Знакомство с терминами: юрта, тюбетейка, домбра, белдемше. | - Каждый ли народ имеет свой национальный костюм, как вы считаете? (Сообщение 3 группы). /Приложение 3/(Слайды 12-13) Звучат звуки домбры. ). Какие новые слова нам встретились? Выписываем на доску. |
Музыкально- развлекательная физминутка. | - Впереди нас ждет много интересного, но сначала давайте отдохнем и поиграем в игру: «Угадай, какой национальности принадлежит мелодия». (Слайды 14-17 ). (Учитель предлагает учащимся прослушать отрывки из национальных мелодий разных народов. На русской народной мелодии предлагается немного отдохнуть и потанцевать). |
3-й этап Практическая работа в группах.
Сообщение плана работы. | – А как вы думаете, что мы будем делать с вами на уроке, какова цель нашего урока? За один урок мы должны показать все изученные сегодня направления в искусстве казахов. Как это можно успеть? ( Работа в группах по разным направлениям). Каждая группа имеет разноуровневые по сложности задания для детей: либо работа по образцу, либо самостоятельное творчество. |
Практическая работа в группах. | - На столах у вас лежат необходимые для работы инструменты. Что вы видите? Как правильно работать ножницами, клеем? Каждая группа определяет порядок своей работы и приступает к выполнению задания. Учитель проводит работу в группах: уточняет, корректирует, поясняет. В процессе работы звучит казахская мелодия. |
4-й этап. Оценка результатов деятельности и закрепление.
Цель: учить давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. | По окончании работы заполняется панно фигурками людей и изображением юрт, ковер заполняется орнаментом, всё вывешивается на доске. - Посмотрите, какие интересные и чудесные работы у нас получились! Каждый из вас внес свой вклад в общую работу. Давайте оценим коллективную работу тюльпаном, который тоже наклеим на панно внизу, образуя таким образом поле тюльпанов.(Слайд 19) Анализ оценки работы детьми в форме диалога: почему, что понравилось или что не понравилось. |
Вопросы на закрепление. Цель: организация закрепления изученного материала. | (Слайд 20).
|
Рефлексия. Оценка настроения детей на конец урока с целью определения влияния урока на детей. | - А теперь давайте посмотрим на ваше настроение в конце урока. - Мы отлично поработали, большое спасибо вам за работу на уроке. |
Таблица определения настроения детей на начало и конец урока.
Критерий | Начало урока (Количество) | Конец урока (количество) |
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мордва – крупнейший финно-угорский народ». Конспект урока по географиив 9 классе
Межпредметный интегрированный урок (география, история, искусство). Цель - определить самобытность мордовского народа....
"Песня-душа народа"открытый урок по музыке в 5 классе
- раскрыть учащимся роль песни в жизни русского человека, в нравственном воспитании;- способствовать развитию навыков анализов текстов лирических песен, раскрывающих замечательные качества русского на...
Урок "Самый уральский народ: башкиры" география 8 класс
Урок НРЭО 8 класс при изучении темы "Население России"....
Урок Культуры народов Ямала в 5 классе
конспект урока по культуре народов Ямала для 5 класса...
4 класс " Кампозитор - имя ему народ "( 2 урок)
Конспект урока...
Презентации Обычаи, обряды и традиции русского народа к урокам ИЗО в 5 классе для каждого урока
Презентации Обычаи, обряды и традиции русского народа к урокам ИЗО в 5 классе для каждого урока...
Конспект урока 6 класс урока музыки по теме: Музыкальный фольклор народов России
Обряды и обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена ...