Природа в изобразительном искусстве
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Природа в изобразительном искусстве
Цель: научить использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах с натуры на пленере, устанавливать пропорциональное различие цветов, перспективное изменение обусловленного цвета на различных планах.
Оборудование: папка с листом бумаги, простой карандаш, ластик, акварель, кисточки, вода, рамка-видоискатель.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие класса. Организационный выход на пленер(школьный двор, сад или сквер).
2.Ввдение в тему
Учитель. Конечно, ребята интересней зарисовать живую ветку с распустившимися весенними цветами на природе, чем изображать искусную поделку.
Упражнения рисовать на пленере обогащают восприятие натуры, развивают наблюдательность и обогащают технические приемы в живописи.
Пленер - работа на открытом воздухе в естественных условиях, а не в стенах помещения. Термин пленер обычно употребляется в применении к пейзажу, отличающему многообразием и сложностью цветковых и тональных отношений и хорошо передающему световоздушную среду.
Общее с природы на пленере учит неисчерпаемой гармонии красок. Пейзаж ,передающий образ родной природы, - важная форма повышения живописной культуры и эстетического развития. Художнику для создания эмоциональной композиции необходимо учится видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы, состояние.
Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.
Увидеть интересный мотив композиции не так-то просто. Помощь в этом поможет рамка - видоискатель, которую несложно изготовить самим.
Главное, чтобы ее противоположные стороны оставались подвижными, тогда можно будет легко изменять формат и увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Если у вас нет рамки, то можно воспользоваться своими руками.
В поиске композиции пейзажа с помощью:
а) рамки - видоискатель
б) ладоней
Одна из главных композиционных задач - определить на плоскости этюда соотношения земли и неба. Горизонт не должен делить лист на две равные части. Этюд лучше смотрится ,когда на нем показано либо больше неба, либо больше земли, а не их пропорциональное равенство. Симметрия делает композицию невыразительной и скучной.
Цветовые отношения между отдельными объектами, участками и планами видимой натуры, правильная передача общего цветового состояния природы зависит от освещения. Освещения в пейзаже во многом определяем успех построения эмоционально-выразительного пейзажного этюда.
В пейзажном этюде на пленере необходимо писать с целого а не с деталей следуя принципу: от общего - к деталям, с последующим обобщением в начале прокладывают общие цветовые пятна, а затем, когда большие цветовые отношения установлены, переходят к проработке деталей. Полезно в качестве сюжета выбрать мотивы с ограниченным замкнутым пространством (например, школьный двор с его растительностью и частью строения).
Решив композицию этюда намечаем, на рабочем месте карандашом или стразу главные части пейзажного мотива и пропорция больших масс. С использованием светотени очень обобщенно определяем основные тональные отношения крупных частей пейзажа. В изображении пространства в пейзаже большую роль играет проборка формы живописных объектов. Для передачи глубины в пейзажи более конкретно прописывают формы предмета на переднем плане, по мере удаления формы предметов теряет объемность, приобретают силуэтный характер, цвет их ослабевает - соблюдается воздушная перспектива.
3.Самостоятельная работа.
Учитель во время работы консультирует учеников, направляет их деятельность, помогает.
4.Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока нетрадиционной техники в 6 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» По теме: «Пейзаж – настроение. Природа и человек».
Цели:Расширить знания учащихся о пейзаже, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок окружающ...
План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".
На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе "Волшебство цвета. Природа и художник"
Презентация рассказывает о волшебстве цвета. Содержит слайды с важными схемами по цветоведению....
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Красота родной природы» - рисование по памяти и представлению пейзажа с ярко выраженной эмоциональной трактовкой
Данная разработка урока по теме "Красота родной природы " поможет познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать навыки создания цветового единства изобр...
Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».
Показать, раскрыть тему природы у поэтов, художников, композиторов. На музыкальных примерах, стихах, картинах убедиться что природа разнообр...
"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.
Урок по изобразительному искусству. ФГОС. 6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока: Комбини...
Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского) (Часть 1)
Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное ...