Воспитание творческой личности
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Статья, раскрывающая возможности уроков изобразительного искусства в воспитании творческой личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_2009.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание творческой личности
Наверное, любой родитель хотел воспитать своего ребенка творческой личностью. Что же такое творчество? Человека можно назвать творческим, если у него свободный полет воображения, фантазий, интуиции, которые могут привести к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.
Понятие творчества часто связано в талантом, гениальностью. На этот счет существует множество теорий и исследований. Можно ли воспитать гения? Пробье6тся ли талант, если его никак не развивать? Некоторые считают, что все дети гениальны от рождения, и если не подавлять их способности, а всячески им помогать, то можно подарить миру нового Леонардо. К сожалению, это не совсем так. Гениальность – понятие очень сложное, многие исследования, наоборот, говорят о том, что гением нельзя стать, им можно только родиться. А вот таланты есть у каждого человека от рождения. Их можно и нужно развивать. Но здесь появляется другая проблема – часто родители не хотят видеть истинных пристрастий ребенка, придумывая (совершенно искренне желая ему счастья) за него ему таланты.
Но можно быть талантливым человеком, но при этом не творческим. И тогда талант не реализуется полностью. Человек с радостью занимается любимым делом, работа спорится в его руках, но при этом он неспособен придумать что-то новое в своей области и остается лишь исполнителем. И, наоборот, в деле, не требующем особого таланта, человек творческий способен совершить переворот. Именно поэтому развитие таланта и творческих способностей – это разные вещи.
Истоки творчества, несомненно, лежат в субъективном эмоциональном опыте раннего детства. Для того, чтобы воспитать способность к творческому подходу в ребенке, необходимо измениться самим взрослым. Они слишком скованны, боятся играть, веселиться вместе с ребенком, постоянно соблюдая «правила взрослого поведения».
Поощряя творчество ребенка, нужно принимать, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем вы. Обучая малыша, не следуйте стереотипам, даже если у кого-то из знакомых был положительный опыт «именно такого» обучения. Исходите из задатков вашего ребенка. Ведь главное – это не воспитание таланта или гения, а то, будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребенка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.
Игры и игрушки
Ребенок играет, это его главное и самое важное занятие в детстве, он использует все предметы, которые найдет в своей игре. Может быть, это прозвучит и странно, но чем меньше у ребенка игрушек, тем более развито будет его воображение. Нет, я не призываю устроить своим детям тяжелое детство с деревянными палочками вместо солдатиков. Но избегайте игрушек, где уже все придумано за ребенка. Например, книжек-раскрасок, в которых даны образцы. Конечно, разные мозаики и игры типа «сложи узор» развивают внимание, усидчивость и творческие способности, но часто много внимания уделяется складыванию картинок по образцу, просите ребенка самостоятельно придумывать картины, узоры, сюжеты.
Маленьких детей нужно учить играть, показывать, что делать с той или иной игрой. Но никогда не препятствуйте их самостоятельному освоению игр, слова «не правильно» вообще неприменимы к творчеству, особенно детскому.
Делайте игрушки вместе с ребенком, придумывайте сюжеты для игр. Самостоятельно сшитая кукла гораздо более интересна ребенку, чем купленная.
Творческие игры-фантазии могут помочь не только в развитии ребенка, но и изменят взрослого. Совместное сочинение сказки или стихотворения, игра в рифмы с годовалым малышом – все это фундамент творческой активности. Всем известны игры, в которых взрослый изображает движения и звуки различных животных, предлагают покататься ребенку, любой предмет может превратиться в любое сказочное существо, стать одушевленным, любая домашняя работа может стать интересной игрой с захватывающими приключениями. Все эти забавы не только способствуют развитию воображения малыша, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.
Рисование
Рисовать многие дети могут начать с шести-восьми месяцев, если, конечно, дать им такую возможность. Многим это станет интересно после года, а кому-то и после двух. Это вовсе не означает, что у ребенка нет способностей или жажды творчества. Если уж говорить честно, это вообще ничего не означает, кроме того, что каждый ребенок – уникальная личность.
Предоставляя малышу возможность рисовать, подумайте о формате бумаги, предложите ребенку на выбор большие и маленькие листы, пусть он выберет сам, как любой художник выбирает формат будущей картины. Идеальными материалами для раннего творчества является также глина, бумага для вырезания, цветная бумага, песок, пластилин, соленое тесто, камушки, перышки, макароны и крупы… Список можно продолжать до бесконечности. Сначала происходит знакомство с материалом, и ребенок изучает то, что ему дали, тянет в рот. Он с удивлением наблюдает за изменениями формы, появлением рисунка – это само по себе ценный опыт. Затем он начинает понимать, что сам является тем действующим началом, которое приводит к изменениям на бумаге. Здесь важно соблюдать меру, сочетая самостоятельность ребенка с общением и обучением, которое призвано ему помогать.
Что мешает быть творческим человеком?
Главное, о чем нужно знать, чтобы стать творческим человеком – это о своей возможности творить. Тяга любого ребенка к творчеству очень велика, но велико и сопротивление окружающих взрослых. Нет, совершенно не со зла родители хотят показать мир своему малышу во всем его многообразии, а в итоге дрессируют его, заставляя поражать окружающих своими удивительными познаниями. Так ребенок в первый раз сталкивается с дилеммой – выучить или придумать самому. Главные авторитеты – родители – подсказывают, что первое им интереснее. Или родители просто ругают ребенка за все неудобные проявления – намусорил, налил воды, испачкался и т.д.
Второй этап – детский сад. Индивидуальный подход к ребенку – это очень хорошо, но в обычных детских садах, в которых учится большинство детей (и не только российских) идут по принципу «а сейчас мы все»… «рисуем то-то», «танцуем так-то», «делаем такие-то движения»… Ребенок учится уживаться в коллективе, но тут же получает роль – лидер или исполнитель. Первое – никем из взрослых не приветствуется, можно нажить большие неприятности, если все время придумывать новые интересные игры.
Третий этап – школа. Здесь на развитии творческих способностей в 70 процентах случаев можно поставить крест даже в самой хорошей школе. Остальные 30 процентов либо имеют богатую творческую жизнь вне школы, развиваясь в студиях или кружках, либо имеют очень высокую мотивацию учебы в школе. Почему? Есть дети, для которых школьная программа слаба, им её недостаточно для развития, никогда не напрягаясь, они многое теряют не по своей вине. Среднему ребенку все нормально в программе средней школе, но обычно к моменту туда попадания ему УЖЕ неинтересно учиться, он выполняет требования, но не больше. Слабому ученику все дается с трудом, ему просто не подходит программа, но формируется комплекс неполноценности (даже если он делает вид, что ему все равно), который никак не поможет в будущем.
Возникает резонный вопрос – что делать? Избегать школы и детского сада совершенно необязательно. Есть очень простой и действенный способ развивать ребенка творчески:
Не ругаться на ребенка по пустякам (испачкался, просыпал что-то, навел жуткий бардак, упал в лужу…)
Не ругаться, если он чего-то не понимает (иначе он просто больше не попытается чего-то понять)
Не ругаться за плохие оценки (оценки – это условность, вы всегда лучше знаете способности вашего ребенка)
Если ребенка ругают – он начинает бояться, а страх – это главный враг творчества. Страх сделать что-то не так, страх самовыражения. Любите своего ребенка, помогайте ему самостоятельно искать свой путь в жизни, не навязывайте готовых взрослых решений, и всегда принимайте его таким, какой он есть. Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание творческой личности через исследовательскую деятельность
В работе описано как на протяжениинескольких лет я создавала с ребятами проекты...
Технологическое образование как средство воспитания творческой личности
Статья рассказывает о развитии творчества на уроках технологии!...
Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.
Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...
Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.
Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...
Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.
Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...
Организация разных видов проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка как форма воспитания творческой личности.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности л...
Воспитание творческой личности в различных формах деятельности в ДШИ
В настоящее время общественность серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодежи. Это не что иное, как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих ...