Методическая разработка по теме "Декоративный натюрморт"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Трубаева Татьяна Валерьевна

Публикую обобщённый материал-разработку по теме "Декоративный натюрморт". Считаю, что данная тема интересна тем, что разнообразит такую обычную и немного скучную тему как "Натюрморт". Начинаю дававть эту тему с 1-го класса, постепенно усложняя задания , но на основе уже того ,что известно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_dekorativnyy_natyurmort.rar18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Сафоновская детская школа искусств №2»

Методическая разработка

по дисциплине: «ЖИВОПИСЬ» 

«ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ»

Выполнила преподаватель

художественного отделения

(первой категории)

МБОУ ДОД «Сафоновская ДШИ№2»

Трубаева Татьяна Валерьевна

Г.Сафоново 2012г.

Декоративный натюрморт.

 Часто классические уроки вызывают у учеников скуку или, того хуже, творческую апатию. Нужно устроить праздник! Хотя бы обычному натюрморту – пусть преобразятся предметы, заиграют краски и случится чудо творчества!

 Работая в детской школе искусств, я задалась вопросом: как научить детей мыслить нестандартно и креативно.

Для реализации этой задачи есть огромное множество способов. Один из них – это декоративный натюрморт.

Жанр натюрморта наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. В нём работали многие большие мастера, и история мирового искусства даёт нам множество разнообразных по своей стилистике образцов декоративного  натюрморта.

Рассмотрим, как решали эти вопросы художники, работающие в декоративной манере. Автор может создать в натюрморте сложный образ, имеющий определённое значение, как, например, петроградские натюрморты К. Петрова-Водкина, обострённые по постановке и композиции, включающие в себя философское осмысление современности.

Мастера фовизма (А. Матисс, А. Дерен) шли по пути выявления декоративно-экспрессионистических возможностей цвета и фактуры, используя активные сочетания основных цветов и сочные фактурные мазки.

Для натюрмортов А.Лентулова, Р.Фалька, Н.Гончаровой характерен культ единства формы и цвета, процесс интерпретации, стилизации натуры в их натюрмортах идёт в этом направлении.

Представители кубизма (П.Пикассо, Ж.Брак) стремились утвердить новые методы передачи пространства и формы, используя аналитический способ изображения предметов разложением их на простейшие геометрические объёмы, «вскрывая» их внутреннюю структуру. Цвет в натюрмортах кубистов, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объём, придавая холстам декоративное начало и превращая их в красочные плоскостные панно. Пикассо создал серию натюрмортов, в которых стремился к чистоте простейших форм, максимально упрощая предметы. Он изобрёл строго организованную систему плоских цветовых пятен, взаимосвязанных и тщательным образом распределяемых по плоскости холста. Использование модификаций в виде фактурных пятен приводили к дополнительным цветовым эффектам.

Фовисты, протестуя против художественных традиций 19 века, создавали колористические контрасты интенсивных пятен и острые композиционные ритмы, часто обращаясь к «примитивному», а также средневековому и восточному искусству. Натюрморты Матисса – одного из лидеров фовизма – отличаются изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов и полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов.

Декоративные натюрморты И.Машкова были созданы под влиянием кубистов и фовистов. Художник активно применяет цветовые и фактурные средства, передавая пластическую жизнь предмета в среде, преувеличивает размеры объектов для достижения эффекта зрелости, тяжести цветового плода, пользуется экспрессией контурного рисунка и сочной манерой письма.

Как и Машков, для утверждения декоративности Б.Кустодиев использует в натюрмортах сочетания чистых открытых цветов: жёлтого, красного, синего, зелёного. Он писал: «Если меня что и привлекает, так это декоративность. Композиция и картина, написанная не натурально, а условно – красиво».

Очень декоративны праздничные по колориту натюрморты М.Сарьяна, находившегося под влиянием А.Матисса и П.Гогена. «Необходимо побороть в себе школу, серую и навязчивую, и найти свою собственную технику, не пользуясь чужим. Я стал искать прочные простые формы и краски для передачи живописного существа действительности. Моя цель – простыми средствами, избегая всякой нагромождённости, достигнуть наибольшей выразительности, в частности, избавиться от компромиссных полутонов», - утверждал художник.

Много работавший в области натюрморта А.Куприн близок к кубистам: натура изображается у него так, чтобы была ясна её геометрическая первооснова. Предметы выполнены упрощённо, схематично. Контуры и объёмы их предельно лаконичны. Художник нарушает формы предмета, сжимает, пользуется большими плоскостями, планы наслаиваются друг на друга, лишь намекая на глубину. Стремление к обобщению свойственно натюрмортам А.Куприна и в цветовом решении картины, её общая гармония устанавливается заранее, подчиняя всё. Декоративность и преднамеренная плоскостность композиции, чистые, иногда несколько утрированные цвета, резкое упрощение контура, простота форм – качества, которые в синтезе работают на стиль автора.

Ознакомившись с наследием нескольких наиболее ярких и ставших классиками художников, я предлагаю блок заданий, разработанных и апробированных мной на уроках, которые постепенно, шаг за шагом, через весь курс обучения на художественном отделении школы искусств, развивают у ребёнка изобразительную творческую активность.

Работая,  кажется,  с незыблемым – с натюрмортом (с мёртвой натурой) – мои ученики постепенно начинают импровизировать. Но для того, чтобы пробудить желание идти нестандартным путём, преподаватель должен дать учащимся «инструмент» - знания, которыми можно воспользоваться во время работы. Это, например, способы стилизации: явления     оверлеппинга            ( наложения), членение плоскости на части путём насыщения орнаментом, дробление изображения, введение постоянного модуля и фиксация его цветом.

Ученикам объясняется, что если станковый натюрморт – это вполне самостоятельное произведение, то не имеет значения и среда, в которой ему жить: в жилом, промышленном интерьере, офисе или экспонироваться на вернисаже. И совсем другое дело – это декоративные произведения, в частности, декоративный натюрморт: он отличается от станкового своей несамостоятельностью. Уже при работе над ним художник мысленно или практическим путём закладывает среду, интерьер, в котором он будет находиться.

Поэтому в декоративной работе и, в частности, в декоративном натюрморте, особое внимание уделяется цветовому строю работы. На работах ученики знакомятся с разными способами гармонизации цвета. За счёт ограниченной цветовой палитры в работах образуется целостный цветовой строй. Импровизируя на тему натюрморта, цветовой строй в предложенной постановке может быть изменён или дополнен. Да и сам натюрморт является только темой для творческой работы. В декоративной работе предметы могут перемещаться, дополняться или вообще убираться,  всё в соответствии с творческим замыслом. Условием создания декоративной работы является стилизация форм предметов натюрморта.

Детей нужно научить создавать самостоятельные, стилистически целостные произведения.

На единство стиля будет работать и заданный заранее учителем цветовой строй, способы подачи изобразительных линий (они могут быть пластичными или рубленными). В основу изображения должна быть заложена какая-то общая идея, которую юный автор на протяжении всей работы будет держать в голове. Например,  стилистическое направление в искусстве, историческая или географическая принадлежность и их колористические традиции, геометрия и даже фактурность. Это приведёт к стилистической целостности работы.

Ниже я привожу примеры заданий для разных классов ДШИ.

Первый класс.

Задачи:

Продемонстрировать приём гармонизации цвета через сочетание двух любых цветов (не лежащих рядом) в тёплой или холодной части спектра и чёрной и белой краски.

Познакомить со следующими приёмами:

-все предметы изображаются фронтально (вид сбоку), в изображении исключается объём;

-предметы в натюрморте упрощаются и доводятся до предметных символов;

-предметы ставятся на одну горизонталь;

-декоративность достигается за счёт введения орнамента по горизонтали или через ритмичные полосы, с повторением рапорта, этот приём работает на стилистическое единство;

-читаемость всех частей в натюрморте достигается за счёт контрастных сочетаний тёмных и светлых элементов.

Требования к работе:

При выполнении линейного поиска следует учесть:

- при изображении формы предметов их нужно упрощать до простых геометрических фигур;

-необходимо постоянно помнить о целостности и уравновешенности в листе.

Для достижения тоновой выразительности в работе предварительно делается тоновой поиск (эскиз). Декоративность и стилистическое единство достигается через использование следующих приёмов:

-Введение орнаментов по всей композиционной плоскости. Он будет выполнять  роль  связующего элемента, объединяя отдельные изображаемые участки композиции в единый ансамбль. Орнамент составляется из простых геометрических форм по всей полосе изображаемого участка с повторением рапортов. Необходимо также позаботиться о том, чтобы композиция не перегрузилась и не была бы трудна для восприятия за счёт введения усложнённого орнамента, чтобы не получился обратный эффект.

-В работе используются два любых цвета (не лежащих рядом) из тёплой или холодной части спектра и чёрная и белая краски.  При смешении красок  в различных пропорциях  высветленные белой краской и приглушённые чёрной цвета дают множество тоновых сочетаний.  Гармоничность цветового строя достигается благодаря ограниченности цветовой палитры.

Второй класс.

Задачи:

Познакомить учащихся со следующими декоративными приёмами:

-использование обратной перспективы, совмещение различных ракурсов в одной работе;

-выстраивание предметов с мягкими гнущимися осями. За счёт этого работа становится динамичной;

-для достижения стилистической целостности линии при изображении предметов могут быть либо пластичными, либо рубленными;

-декоративность достигается за счёт членения плоскости, усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно основной идее построения композиции.

Требования к работе:

Работа должна быть максимально живой, эмоционально воздействовать на зрителя через цветовой строй и динамику движения линий.

При работе с реальной натурой ученикам предлагается максимально проявить свою индивидуальность.

В работе нужно вычленить главное, сделать на нём акцент, утрировать его пластику, подчинить этому основному предмету всё остальное в композиции, например: вертикали доминирующего кувшина, выразительность декоративного задника, своеобразие красоты букета цветов.

Третий класс.

Примерное задание №1.

Задачи:

Познакомить учащихся со следующими декоративными приёмами:

-дробление плоскости на мозаичные части;

-использование обводки.

Требования к работе:

Дроблением всего изображения на мелкие участки можно добиться создания или усиления декоративности. Это может быть модуль какого-то кусочка, созданного искусственным делениям линиями, или модуль мазка. Этот приём создаёт и эффект нарядности, возникает своего рода неправильный узор из мелких элементов, создаётся как бы раппортная сетка из повторяющихся площадей отдельных кусочков.

Если этот эффект нежелателен, возможно введение тёмного контура. Рисующий контур можно ввести также в тех случаях, когда цвета изображения не очень удачно сочетаются друг с другом.

Примерное задание №2.

Задачи:

Познакомить учащихся с декоративным приёмом «оверлеппинг» (частичное совпадение или наложение одной формы на другую).

Требования к работе:

Предлагаю рассмотреть два случая «оверлеппинга».

-Один объект находится впереди другого, и контур переднего предмета изображается полностью. А предмет, находящийся на дальнем плане, частично перекрыт, и контур его прерывается в двух местах.

-Ситуация та же: один объект впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, так как одно и тоже пространство принадлежит сразу двум объектам.

В первом случае контур одной из изобразительных частей заблокирован в двух точках пересечения; объект, имеющий непрерывный контур, будет восприниматься находящимся впереди другого, а объект с прерванным контуром займёт заднюю позицию.  

Четвёртый класс.

Задачи:

Познакомить детей со следующим декоративным приёмом – рассечение композиционной плоскости листа и смещение деталей изображаемых предметов.

Творчески переработав постановку, придумать тему и создать стилистически целостный натюрморт и пространство за ним. (Примечание: большую роль при выполнении задания играет постановка. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою характерную особенность, композиционную зацепку, повод или мотив для переработки и стилизации; маловыразительная постановка не даст желаемых результатов.) Закрепить полученные ранее знания, умения и навыки.

Литература.

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция – М.; ВЛАДОС, 2004

Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий – СПБ.; БХВ – Петербург, 2004

Штаничева Н.С.; Денисенко В.И. Живопись; Учебное пособие для вузов. – М.; Академический Проспект, 2009

Голованова М. Главное «Не изображать, а выражать». – Художественная школа №5/2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Натюрморт из двух предметов на светлом фоне и маленькой яркой драпировкой. Методическая разработка по предмету живопись, 1 класс (10-12 лет) Корчагина Елена Владимировна преподаватель художественного отделения

натюрморт является одним из основных заданий в курсе предмета «Живопись». Начиная с простейших постановок «микронатюрмортов», постепенно добавляя и усложняя их в ходе обучения, решаются многие ц...

Методическая разработка урока по Изо 6 класса "Натюрморт в технике коллажа".

В конспекте урока указаны цели и задачи; какие наглядные пособия использованы для урока. Знакомство учащихся с техникой коллажа. Поэтапная разработка практической работы. Выставка детских работ: натюр...

Методическая разработка "Натюрморт . Графика"

Методическая разработка "Натюрморт . Графика"...

Методическая разработка к поделки "Натюрморт с цветами".

Методическая разработка по изготовлению  аппликации  иззасушеннях листьев и цветов  в  сочитании  с акварельными красками....

Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»

Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»...

Методическая разработка. Тема: "Весенний натюрморт".

Методическая разработка. Тема: "Весенний натюрморт". План-конспект открытого занятия и презентация....

Методическая разработка "Уроки живописи. Натюрморт"

Учебной программой на художественном отделении предусмотренно выполнение учебных заданий в жанре натюрморт. Данная методическая разработка предлагает рекомендации для обучения живописи по дополнительн...