Предметный мир
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Беляева Жанна Валерьевна

Урок ИЗО для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 14

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ЖАНРА - НАТЮРМОРТ.

Дата проведения урока________________________________

Цели: Углубить знания о натюрморте как жанре живописи, познакомить с историей возникновения данного жанра, с разнообразием натюрморта, научить выявлять отличительные особенности, привить интерес к предмету, создать условия для наблюдения и проникновения, учащихся в сущность предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека, его символики, одухотворенности и красоты;

развить творческий потенциал, эстетическое понятие, расширить кругозор учащихся, активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление;

 воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность

Оборудование: презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы урока.

III. Изучение нового материала.

Если видишь на картинке

Чудо – вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;              

Стоит множество посуды,                                                                              

И стеклянной и простой                                                                                    

Может, чайник или чашка                                                                                  

С золоченою каймой.                        

А еще и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершение положим

Свежих персиков и слив.                                                                                  

А еще в картине может                                                                                          

Нарисованным быть торт.                                                                                          

И такие мы картина                                                                                            

Называем …..

В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte - "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в одну группу - композицию. Натюрморт иметь самостоятельное значение, или быть частью композиции  картины другого жанра – портрета, исторической или тематической картины.

В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается понимание прекрасного, которое присуще художнику  в том времени, в котором он жил.

В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы более или менее участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла. До того, как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, лишь в той или иной мере входили в качестве атрибута в картины древности. Иногда такая деталь приобретала неожиданно глубокую значительность, получала собственный смысл.

Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы и падения. Каждая эпоха, каждый
народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения

Предметы, сделанные умелыми, трудолюбивыми, мудрыми руками, несут на себе отпечаток мыслей, желаний, влечений человека. Они служат ему, радуют его, внушают законное чувство гордости. Недаром мы узнаем о давно исчезнувших с лица земли эпохах по тем черепкам посуды, домашней утвари и ритуальных предметов, которые становятся для археологов разрозненными страницами истории человечества.

Вглядываясь в окружающий мир, проникая пытливым умом в его законы, разгадывая увлекательные тайны жизни, художник все полнее и многостороннее отображает его в своем искусстве. Он не только изображает окружающий его мир, но и передает свое понимание, свое отношение к действительности.

История сложения и развития различных жанров живописи - живое свидетельство неустанной работы человеческого сознания, стремящегося охватить бесконечное многообразие деятельности, эстетически ее осмыслить.

В Древнем Египте натюрморт служил для обозначения положения человека в обществе, его благосостояния и рода занятий .

Римляне любили украшать стены своих домов изображениями напоминающими о пирах и праздничных застольях.

В искусстве средневековья изображение предметов было сопутствующим, дополняющим.

Натюрморт - сравнительно молодой жанр. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в XVII веке. История развития натюрморта интересна и поучительна.

Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах. Его возникновение связано с теми революционными историческими событиями, в результате которых эти страны, получив независимость, в начале XVII столетия вступили на путь буржуазного развития. Перед искусством открылись новые горизонты. Прямо не изображая исторических событий, художники по-новому взглянули на мир, новые ценности нашли в человеке. Их привлекали особенности национального быта, родной природы, вещей, хранящих на себе отпечаток трудов и дней простых людей.

Искусство натюрморта, сложившееся в XVII веке, определило основные качества этого жанра.

Со временем появились  виды натюрморта.

Цветочный и со снедью, с бытовыми вещами или предметами рассказывающими о профессии и увлечении художника, с предметами искусства и культуры. Порой, в натюрмортах присутствуют вполне живые  птицы, насекомые и даже животные и люди. В натюрморте может отображаться и время года и время суток. Предметы в натюрморте могут рассказать целую историю. Натюрморт может стать памятью о конкретном историческом событии. Предметы в натюрморте могут рассказать о разных странах. Натюрморты отображают разные исторические эпохи. В натюрморте художник может передать эмоции, настроение.

Так что же такое натюрморт. Набор красивых предметов или цветов нарисованных художником или нечто большее.

Обсуждение с учениками.

IV. Итог урока.

 Натюрморт - Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека.

Домашнее задание:

Подобрать  различные изображения предметов для коллажа – натюрморта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт

Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениям...

Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт и применение швейной терминологии.

Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении ус...

«Сценарные планы уроков музыки/ изобразительного искусства в 5-7 классах (с формулировкой личностных, метапредметных, предметных результатов). Натюрморт - изображение предметного мира.6 класс.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»  Кафедра методики преподавания дисциплинхудожественно-эстетическо...

Тема урока: Что такое дисциплина? Тип урока: Урок формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

План урока: I. Орг. момент. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. III. Актуализация знаний. IV. Изучение нового материала. 1. Дисциплина общеобязат...

Методическая разработка для методистов по предметным областям "Организация и методическое сопровождение школьного и районного этапов предметных олимпиад школьников Московского района Санкт-Петербурга"

Методическая разработка с целью организационно-методического сопровождения и поддержки организаторов школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...