Предметный мир
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок 14
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ЖАНРА - НАТЮРМОРТ.
Дата проведения урока________________________________
Цели: Углубить знания о натюрморте как жанре живописи, познакомить с историей возникновения данного жанра, с разнообразием натюрморта, научить выявлять отличительные особенности, привить интерес к предмету, создать условия для наблюдения и проникновения, учащихся в сущность предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека, его символики, одухотворенности и красоты;
развить творческий потенциал, эстетическое понятие, расширить кругозор учащихся, активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление;
воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность
Оборудование: презентация
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
III. Изучение нового материала.
Если видишь на картинке
Чудо – вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой
Может, чайник или чашка
С золоченою каймой.
А еще и так бывает,
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Свежих персиков и слив.
А еще в картине может
Нарисованным быть торт.
И такие мы картина
Называем …..
В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte - "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в одну группу - композицию. Натюрморт иметь самостоятельное значение, или быть частью композиции картины другого жанра – портрета, исторической или тематической картины.
В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается понимание прекрасного, которое присуще художнику в том времени, в котором он жил.
В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы более или менее участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла. До того, как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, лишь в той или иной мере входили в качестве атрибута в картины древности. Иногда такая деталь приобретала неожиданно глубокую значительность, получала собственный смысл.
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы и падения. Каждая эпоха, каждый
народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения
Предметы, сделанные умелыми, трудолюбивыми, мудрыми руками, несут на себе отпечаток мыслей, желаний, влечений человека. Они служат ему, радуют его, внушают законное чувство гордости. Недаром мы узнаем о давно исчезнувших с лица земли эпохах по тем черепкам посуды, домашней утвари и ритуальных предметов, которые становятся для археологов разрозненными страницами истории человечества.
Вглядываясь в окружающий мир, проникая пытливым умом в его законы, разгадывая увлекательные тайны жизни, художник все полнее и многостороннее отображает его в своем искусстве. Он не только изображает окружающий его мир, но и передает свое понимание, свое отношение к действительности.
История сложения и развития различных жанров живописи - живое свидетельство неустанной работы человеческого сознания, стремящегося охватить бесконечное многообразие деятельности, эстетически ее осмыслить.
В Древнем Египте натюрморт служил для обозначения положения человека в обществе, его благосостояния и рода занятий .
Римляне любили украшать стены своих домов изображениями напоминающими о пирах и праздничных застольях.
В искусстве средневековья изображение предметов было сопутствующим, дополняющим.
Натюрморт - сравнительно молодой жанр. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в XVII веке. История развития натюрморта интересна и поучительна.
Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах. Его возникновение связано с теми революционными историческими событиями, в результате которых эти страны, получив независимость, в начале XVII столетия вступили на путь буржуазного развития. Перед искусством открылись новые горизонты. Прямо не изображая исторических событий, художники по-новому взглянули на мир, новые ценности нашли в человеке. Их привлекали особенности национального быта, родной природы, вещей, хранящих на себе отпечаток трудов и дней простых людей.
Искусство натюрморта, сложившееся в XVII веке, определило основные качества этого жанра.
Со временем появились виды натюрморта.
Цветочный и со снедью, с бытовыми вещами или предметами рассказывающими о профессии и увлечении художника, с предметами искусства и культуры. Порой, в натюрмортах присутствуют вполне живые птицы, насекомые и даже животные и люди. В натюрморте может отображаться и время года и время суток. Предметы в натюрморте могут рассказать целую историю. Натюрморт может стать памятью о конкретном историческом событии. Предметы в натюрморте могут рассказать о разных странах. Натюрморты отображают разные исторические эпохи. В натюрморте художник может передать эмоции, настроение.
Так что же такое натюрморт. Набор красивых предметов или цветов нарисованных художником или нечто большее.
Обсуждение с учениками.
IV. Итог урока.
Натюрморт - Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека.
Домашнее задание:
Подобрать различные изображения предметов для коллажа – натюрморта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина. Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина.
Данный урок интересен для учителей начальных классов в школе для слабослышащих детей....
Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт
Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениям...
Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт и применение швейной терминологии.
Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении ус...
«Сценарные планы уроков музыки/ изобразительного искусства в 5-7 классах (с формулировкой личностных, метапредметных, предметных результатов). Натюрморт - изображение предметного мира.6 класс.»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Кафедра методики преподавания дисциплинхудожественно-эстетическо...
Тема урока: Что такое дисциплина? Тип урока: Урок формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
План урока: I. Орг. момент. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. III. Актуализация знаний. IV. Изучение нового материала. 1. Дисциплина общеобязат...
Об утверждении состава организационного комитета, предметно-методической комиссии, председателей жюри, предметного жюри и графиков их работы в период проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в городе Нефтеюганске в 2015-2016 учебном г
Приказ подтверждающий экспертную деятельность учителя в составе предметного жюри олимпиады...
Методическая разработка для методистов по предметным областям "Организация и методическое сопровождение школьного и районного этапов предметных олимпиад школьников Московского района Санкт-Петербурга"
Методическая разработка с целью организационно-методического сопровождения и поддержки организаторов школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...