Проект "Для радости души музыкальные инструменты хороши"
проект по музыке по теме
Одна из актуальных задач - формирование и развитие более богатого сенсорного опыта старших дошкольников с ТНР в элементарном музицировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_vosstanovlen_1.doc | 86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект "Для радости души музыкальные инструменты хороши"
Дата публикации:
Раздел: Музыка
Автор: Жданова Лидия Валентиновна, музыкальный руководитель МДОУ «Детского сада №218 для детей с тяжёлыми нарушениями речи г. Ярославль
Актуальность :
Одна из задач дошкольного детства -« … формирование, совершенствовние и обогащение звукового сенсорного опыта дошкольников. Звуковой сенсорный опыт помогает раскрывать звучащую сторону предметного мира. В образовательной области «Познавательное развитие!» ФГОС ДО предлагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружащего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [1]
В старшем возрасте звуковой сенсорный опыт помогает осваивать более сложные задачи речевого развития, готовит к звуковому анализу слова, развивает звуковую и интонационную культуру речи. Становится для ребёнка средством самовыражения в игре, художественной деятельности, в познании дети учатся не только слушать, но и слышать.
Чем богаче звуковой сенсорный опыт ребёнка, тем больше перспектив у него в развитии музыкальности и музыкальных способностей.» [1]
Ожидаемые результаты: «… приобретение элементарных навыков и умений в самостоятельной музыкально- эстетической деятельности - передача настроения в звукоивлечении, в играх с музыкальными детскими и самодельными инструментами, применение опыта в музыкальных и речевых импровизациях, сопровождении и озвучивании сказочных историй, в конечном итоге развитие творчества с эффектом удовольствия, эмоциональной наполненности, потребности в музыкально – творческом самовыражении с учётом эстетических ценностей во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, природой, окружающим миром.» [2]
Цель: Приобщение детей и родителей к элементарному музицированию в быту, как средству формирования и развития богатого сенсорного опыта дошкольников старшего возраста.
Задачи:
-Знакомство с свойствами и видами разных музыкальных инструментов,
-Воспитание интереса к самоизвлечению звуков на различных музыкальных инструментах, к детским оркестрам .
- Развитие коммуникации ( общения взрослого и ребёнка в процессе совместной игры ), творческого сознания , эстетического вкуса детей на музыкальном песенно-танцевальном и игровом материале ;
Тип проекта: творческий, межпредметный
Сроки: краткосрочный (2 недели)
Руководитель проекта: музыкальный руководитель Жданова Л.В.
Участники проекта: музыкальный руководитель, логопеды, воспитатели групп, родители.
Интеграция образовательных областей:
Музыка: Развитие эстетического вкуса детей на музыкальном песенно-танцевальном и игровом творчестве
Физическое развитие: Развитие ловкости, быстроты реакции, координации движений.
Познание: Развитие творческого сознания; знания о самодельных музыкальных инструментах и обычных музыкальных инструментах; их свойствах и возможностях.
Коммуникация: Общение со сверстниками и взрослыми субъектами ДОУ; активизация и развитие словаря детей при описании музыкальных инструментов; песни , стихи, монологовая и диалоговая речь.
Социализация: Развитие детей в игровой деятельности, развитие музыкально-эстетического вкуса.
Изобразительная деятельность: Развитие творческих способностей и воображения у детей; знакомство с разными формами и цветом музыкальных инструментов овладение навыком работы в аппликации, штриховке разными способами ; развитие чувства цвета, формы, композиции; воспитание интереса и бережного отношения к предметам музыкального мира.
Художественная литература: Знакомство со стихотворениями «Барабан» Н.П.Бобкова, «Бубен» Н.Я.Соломыкина, «Ложки» Н.Я.Соломыкина, «Трещотка» Н.П.Бобкова. и др., Сказки : «Чудо свистулька», «Как Зебра Полоскина полюбила пианино», «Быль-небыль про музыкальные инструменты» Автор сказки: Ирис Ревю, и др.
Основные направления проекта: цикл занятий: музыкальные игры, песни и танцы с муз. инструментами; по изобразительной деятельности – рисование и аппликации гитары, скрипки, барабана и т.п. ""; по развитию речи – стихи, поговорки, пословицы о балалайке, гармошке, бубне и т.п.", беседы и просмотры видео –роликов песен о музыкальных инструментах, мультфильм «Первая скрипка»
Продукт проектной деятельности - изготовление самодельных музыкальных инструментов для пополнения развивающей музыкальной среды : итоговое проведение вечера «Играем с Угадаем» в форме «Музыкальной гостиной» с детьми, сотрудниками детского сада и родителями
Содержание проекта
Этапы Описание Время реализации Ответственные
I Подготовит. -работа с методической литературой; -подбор музыкального репертуара; - разработка конспекта мероприятия; -подбор стихов. С 3.04. по 10.04. 2017г.
-Музыкальный руководитель, воспитатели. логопеды
II Основной (период проведенияС 11.04. по 18.04. 2017г). -чтение художественной литературы; -проведение циклов занятий специалистами ДОУ; исполнение песен по теме, слушание звучания шумовых ударных и струнных муз. инструментов, игры с муз.инструментами, изготовление рисунков и аппликаций по данной теме: изготовление в домашних условиях самодельных детских музыкальных инструментов:
-просмотр видео- фильмов « Как звучат Музыкальные инструменты 1 и 2 часть, советский мультфильм «Первая скрипка»;
- чтение «Быль-небыль про музыкальные инструменты» Автор сказки: Ирис Ревю; авторская сказка Н.Беляковой « Чудо -свистулька», разучивание стихов «Бубен» Г. Дядиной, «Колокольчик» И.Семененко и др.
- исполнение песен «Весёлый музыкант» муз.Е.Тиличеевой, «весёлый колокольчик» муз.Г.И.Анисимовой по теме, слушание звучания шумовых ударных и струнных муз. инструментов, игры с муз.инструментами «Оркестр» («Ой, утушка луговая» русс.нар.мел. обр. Т.Ломовой) , «С бубнами» польская нар.мел.обр. Т.Ломовой, «Барабан» и др.
- Проведение выставки «Музыкальный инструмент своими руками», ( работы детей и родителей).;
- изготовление аппликаций и рисунков по теме музыкальные инструменты
- изготовление детских музыкальных инструментов
- музыкальный руководитель ,логопеды , воспитатели групп, родители
III Итоговый
-проведение итогового познавательно- развлекательного мероприятия «Играем с Угадаем» в форме «Музыкальной гостинной» ; организация мини- выставки «Музыкальные инструменты своими руками»
-Музыкальный руководитель, логопед, воспитатели групп, родители.
Информационно-методическое обеспечение: мультимедийное оборудование , презентация к мероприятию «Из истории происхождения музыкальных инструментов», Слайд –шоу по теме сказки С.Маршака «Сказка о глупом мышонке». (для озвучивания текста самодельными и детскими музыкальными инструментами)
Материалы и оборудование: самодельные и детские музыкальные инструменты, иллюстрации, картинки, книги по теме «музыкальные инструменты», пианино, ноты
Аппликации "Музыкальные инструменты", рисунки по теме «Металлофон, балалайка, труба» , изготовление самодельных музыкальных инструментов - барабан, металлофон, погремушки, маракасы.
Программное содержание:
Развитие творческих способностей и воображения у детей; овладение работы с предметами и материалами окружающей среды ; развитие чувство цвета, формы, композиции; воспитание интереса и бережного отношения к детским музыкальным инструментам
Материал: цветная бумага, газетная бумаза, целлофановые пакеты, раскраски с изображением детских музыкальных инструментов (металлофон, балалайка, барабан и т.д.), пластиковые и металлические баночки разной формы, различные наполнители (горох, пшено, камешки, песок, вода, бусинки и др.), цветные карандаши, кисточки, краски, фольга, цветная изолента, всевозможные наклейки, металлические и деревянные ложки и т.п.
Музыкально-игровой репертуар:
Песни «Весёлый музыкант» Сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко, звуки детских музыкальных инструментов в аудио записи , распевки «Труба» муз.Е.Тиличеевой, сл.Н.Найдёновой, «Бубенчики» муз.Е.Тиличеевой, сл.Л.Дымовой, «Барабан» Муз.Е.Тиличеевой, сл. Н. Найдёновой ,«Дудочка» муз.В.Карасевой, сл.Н.Френкель
Сценарий познавательно- развлекательного мероприятия «Поиграем с Угадаем»
В зале звучит песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» автор Булат Окуджава
Ведущий: Добро пожаловать на детский праздник к нам.
И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.
Мы в музыкальном зале рады видеть всех.
Всегда звучат здесь песни, звонкий смех.
Мы очень просим, дорогие Вас.
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.
А если Вам пришлось немного опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь,
Пройдите в зал и у дверей садитесь.
И не забудьте снять пальто и шапки,
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках,
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»
Ещё хотим, друзья, Вам предложить
Свои таланты в зале проявить,
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть.
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами
И знайте, мы всегда ждём встреч приятных с Вами!
Вед.: Сегодня мы поговорим о том, что русская душа широка, многогранна, и может петь она под звук баяна, а может плакать под скрипки смычок.
Но разве в этом дело, а дело в том, что в нашей жизни с нами всегда рядом присутствует гармошка иль ложки деревянные и много разного ещё и если в руки мы возьмём , то в царство звуков сразу попадём.
Давайте посмотрим откуда взялись музыкальные инструменты
Показ презентации «Из истории происхождения музыкальных инструментов»
Ведущий :Есть у меня один знакомый клоун по имени Угадай.
Имя у него , как видите , не совсем обычное, оно больше похоже на прозвище. Но клоуну его имя очень даже нравится. Знаете почему? Потому что когда он знакомится с ребятами и называет своё имя – Угадай,- ребятам сразу же становится весело, они улыбаются и хотят поиграть с клоуном. А это как раз ему и надо, ведь Угадай – клоун, ему нравится всех веселить и играть в разные игры.
А ещё любит Угадай всевозможные загадки. Видно , не зря его Угадаем зовут. Одну только загадку никак разгадать не может, что ему больше нравится: загадывать загадки или отгадывать. Ребята, хотите с клоуном познакомиться?
Под музыку шуточного характера ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛОУН Угадай-ка
Клоун :«Здорово ,ребятишки , девчонки и мальчишки! Веселись и не скучай, с вами клоун Угадай! Ребята, а вы загадки любите ? Любите?! Я тоже очень люблю загадки. А что вам больше нравится : загадывать загадки или отгадывать ?»
Если дети отвечают «Загадывать» , то клоун говорит : «Вот и хорошо, и я тоже люблю загадывать загадки». Если дети отвечают «Отгадывать» , то клоун говорит : «Вот и хорошо , сейчас я вам буду загадки загадывать, а вы будете отгадывать. Если вы угадаете мои загадки, то узнаете ,кто мои лучшие друзья».
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка).
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый… (барабан).
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент —
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
(Гитара)
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть – не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)
В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поет-заливается, как называется?
(Скрипка)
Клоун Угадай : «Вы правильно отгадали загадки и теперь знаете , кто мои лучшие друзья. А хотите тоже быть моими лучшим друзьями? Что ж тогда , как водится , давайте лично знакомиться».
(каждый из детей называет клоуну своё имя или пропевает)
Ведущий: Есть у нашего клоуна одно необычное увлечение. Клоуну нравится слушать звуки , особенно голоса разных музыкальных инструментов. Ведь голоса у всех разные, они отличаются друг от друга , давайте мы вместе поиграем в игру «Угадай, какой инструмент звучит, назови его и покажи руками как на нём играют.
Проведение игры «Угадай инструмент по звучанию» используются фрагменты аудиозаписи (балалайка, гитара, скрипка, арфа, саксафон, труба, бубен, барабан и др.)
Ведущий: : «Ребята, хотите знать , почему у клоунов всегда много друзей и приятелей? (ответы детей) Потому что клоуны добрые , общительные и весёлые».
Вот он какой, наш весёлый клоун Угадай. В день рождения Угадай приглашает к себе множество гостей. Он специально придумывает новые игры и забавы, устраивает для гостей цирковое представление , разные аттракционы и конкурсы.
Игры Угадая
1.СОРОКА . Цель : развивать наблюдательность , ориентировку в пространстве.
Оборудование : корзинка , разные музыкальные инструменты по количеству играющих детей.
Ход игры: дети становятся свободно. Ребёнок, исполняющий роль сороки, держит в руке корзинку с музыкальными инструментами и говорит :
Я сорока- белобока,
Вам игрушки принесла,
Вы свою запоминайте,
А потом их спрячу я.
Каждый ребёнок достаёт из корзинки муз. инструмент, запоминает её и на звучание спокойной музыки кладёт обратно в корзину. Дети стайкой идут к противоположной стене и стоят с закрытыми глазами. Пока музыка звучит , «сорока» расставляет игрушки по всему залу. С окончанием музыки дети начинают искать свои музыкальные инструменты и ищут до тех пор , пока «сорока» не скажет:
Лучше , лучше вы ищите
И внимательней смотрите.
Кто пропажу принесёт –
Тот играть в оркестр начнёт.
Дети находят свои инструменты , встают в ряд и играют на них в оркестр.
Сорокой становится тот ребёнок , который первый найдёт свой муз. инструмент.
Муз. пауза - видео песня о муз. инструменте «Балалайка» (авторы и исполнители песни «Балалайка» А.Чумаков, А.Панайотов)
Угадай-ка: Очень бубен я люблю и играть на нём начну.
Вы, ребята, выходите и про бубен стихи расскажите.
Дети: В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит.
Бубен радостно звенит.
Подошел к нему медведь,
Чтобы малышу подпеть.
В лапах тот же инструмент,
Удивительный момент.
Бубенцов бубновых звон
Слышится со всех сторон.
Бубен — это вам не шутка.
Молодцы у нас мишутки.
Угадай- кА: А теперь, друзья, с бубнами весёлая игра.
В хоровод все становитесь, дружно за руки беритесь!
«Игра с Бубнами» выбираются 3 водящих «Музыканта» им даются бубны и в середине хоровода под музыку они ударяют в них выделяя сильную долю, остальные участники выполняют движения в хороводе, 1 часть музыки - идут по кругу, взявшись за руки. 2 часть выполняют 2 хлопка и сужение круга, 2 хлопка и расширение круга, затем танцующие приседают и закрывают глаза, «Музыканты» выбирают следующих водящих, положив бубны сзади играющих. Игра повт.2-3 раза.
Ведущий: Снова песню я включаю про музыкальный инструмент «Скрипка» (исполняется один куплет песни «Не тревожь мне душу скрипка…» автор В.Меладзе)
Клоун Угадай-ка: Колокольчиком звеню и ребятам говорю, кто про колокольчик нам расскажет, тот талант свой покажет
Дети :Колокольчик — музыкант,
У него большой талант
Радость людям приносить,
Может он весь день звонить.
Пусть он кроха и юнец.
Колокол — его отец —
Музыкальный инструмент,
Нужный всем в любой момент.
Громко колокол поет,
В колокольнях он живет.
Людям музыка его
Ближе и родней всего.
На моем велосипеде
Колокольчик есть из меди.
Служит он вместо звонка.
Слышен звон издалека.
Исполняется песня «Весёлый колокольчик» Г.И.Анисимовой
Угадай –ка: (с завязанными глазами кричит) Ой, ничего, не вижу, совсем ничего не вижу.
Ведущий: Что случилось, почему, я никак не пойму, зачем ты Угадай-ка глаза завязал этим платком?
Клоун: А для того, чтоб меня и спросили зачем? А я отвечу : Угадай –ка?
Ведущий: Дай-ка я спрошу у наших гостей. (ответы детей и взрослых)
Наверно, ты приготовился к следующей игре.. «Жмурка»
проводится игра
«Жмурка» с музыкальными инструментами. Водящему завязывают глаза , он должен по звуку колокольчика найти того, кто играет и назвать его имя.
2 вариант детям даются 4-5 разных муз. инструментов, водящий по звуку угадывает какой инструмент звучит и назвать его.
Ведущий: Тут мы сядем, отдохнём и услышим песню о гитаре… (исполняется 1-й куплет песни «Пой гитара» Автор музыки - Темистокле Попа. Автор слов - Роберт Рождественский.)
Клоун Угадай-ка: В руки палочки возьму и играть с ними начну, вы, друзья мне помогайте, в круг скорей сюда вставайте и присядьте на коленки.
Игра с палочками
Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу
Ведущий: А сейчас я вам расскажу сказку и мы все с вами попытаемся её озвучить музыкальными и немузыкальными инструментами.
Сказка о глупом мышонке С.Маршак
Пела ночью мышка в норке: шелест бумаги
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки треугольник или колокольчик
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать, шелест бумаги
Стала утку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя утка, погремушка
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
- Га-га-га, усни, малютка! металлофон
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок шелест бумаги
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать, шелест бумаги
Стала жабу в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра, , кастаньета
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
- И-го-го! - поет лошадка. Деревянные ложки
осказках.ру - oskazkax.ru
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош. Шелест бумаги
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать, колотушка, погремушка
Непослушного баюкать:
- Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок: шелест бумаги
- Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
- Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка: бубен
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок: шелест бумаги
- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука бульканье воды
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет...
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка: металлофон
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать, шелест бумаги
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать... все участвующие инструменты
Ведущий: Предлагаю завершить нашу встречу с Клоуном Угадаем общим танцем с музыкальными инструментами под названием «Дружба».
Исполняется танец
Ведущий: Спасибо тебе Клоун Угадай за то, что познакомил нас с удивительно интересными играми. Я надеюсь, что музыкальные инструменты и самодельные и покупные легко, плавно и надёжно войдут в нашу с вами жизнь, обогащая её яркими впечатлениями и развивая нашу чувственную сферу, а также улучшая качество общения в семье и в социуме. Те игры и песни, которые, Вы взрослые, увидели и услышали, можно включать в свои повседневную домашнюю деятельность.
Наша музыкальная гостиная закрывается
Спасибо за внимание!
Используемая литература:
1. А.В.Дергунская .Статья «Обогащение звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста в детском саду» . Журнал «Справочник музыкального руководителя» №9, сентябрь 2015г.С.6 )
2. И.В.Груздева . Статья «Современный процесс музыкально- эстетического воспитания детей дошкольного возраста» (основные подходы) журнал «Справочник музыкального руководителя» №12, декабрь 2015г. С.20.)
3.Авторская комплексная программа «От рождения, до школы» под ред. А.Н.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: -М; Мозаика- Синтез, 2014
4.Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР 9общее недоразвитие речи с 3-х до 7-ми лет)Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО: Санкт-Петербург 2014
5.Т.Э.Тютюнникова. кн. «Уроки музыки: Система обучения К.Орфа»: ООО «Издательство АСТ» -М. 2001
6.Т.А.Рокитянская, кн «Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3-х до 9–ти лет». – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002
7.Г.И.Анисимова. кн. «Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду. – СПб: КАРО, - С.- Петербург 2008
8.С.И.Бекина, Т..П.Ломова, Е.Н.Соковнина. Музыка и движение. (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). –М,: «Просвещение» 1984
Есть материалы, используемые с интернет ресурсов