Виды и жанры изобразительного искусства
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Войлокова Ольга Александровна

Однажды, странствуя по просторам интернета, я наткнулась на очень занимательный материал.
Внесла в него свои коррективы и делюсь с Вами!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_i_zhanry_izo.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Вид занятий: Беседа об искусстве.

Цель: расширение знаний у учащихся о  разнообразии видов и жанров изобразительного искусства, а также знакомство с выдающимися произведениями этого искусства и великими мастерами.

Задачи:

Образовательные:

закрепить знания о  видах и жанрах изобразительного искусства;

продолжать работу над развитием умения различать виды и жанры изобразительного искусства;

познакомить учащихся с отдельными жанрами, особенностями их выражения в произведениях изобразительного искусства (анималистический жанр),выработать у учащихся интерес к работам художников-анималистов;

знакомить учащихся с техникой изображения животного в движении;

Коррекционно-развивающие:

осуществлять коррекцию недостатков сенсорного развития учащихся;

формировать умения воспринимать и различать величину, форму, положение геометрических фигур при изображении и передаче движения животного;

устранять недостатки владения техникой рисования.

Воспитательные:

продолжать воспитывать любовь к изобразительному искусству;

способствовать повышению эстетической культуры воспитанников;

прививать любовь к животным.

Форма работы на занятии: совместно-индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура (слайды репродукций картин, кроссворд), репродукции картин, рисунки и скульптуры В.Ватагина, стихотворения о жанрах изобразительного искусства, музыкальные записи, простой карандаш, альбомный лист, резинка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся.

2) Проверка психологической готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы занятия, повторение ранее изученного

Учитель. Ребята, мы сегодня с вами превратимся в юных художников. Оденьте, пожалуйста, эти беретки и шарфы. Будем выглядеть настоящими художниками. Вы готовы к уроку? Садитесь удобно и внимательно слушайте меня.

(Стук в дверь. Заносят посылку с письмом.)

Ой, какая-то посылка и письмо. Давайте-ка прочитаем письмо.

«Здравствуйте, юные художники!

 Я приготовила подарки для тех ребят, которые активно будут работать на уроке, хорошо и правильно будут отвечать на вопросы учителя. Удачи вам!

 С наилучшими пожеланиями Белка»

Ну, ребята, давайте постараемся заслужить подарки Белки. А что там, мы узнаем в конце урока.

 Итак, сейчас мы  продолжим говорить с вами о видах и жанрах изобразительного искусства.

 С древнейших времен, по мере развития изобразительного искусства, выделялись его виды. Давайте вспомним, что такое вид? Нам неоднократно доводилось видеть рисунки, выполненные карандашом или углем на бумаге; картины, написанные красками на холсте, памятники – гранитные или мраморные; здания храмов и музеев. Как вы знаете, все это – произведения изобразительного искусства различных его видов.

 Мы с вами на уроках рассматривали различные картины, отгадывали кроссворды в ноутбуке, а сегодня у нас в классе большой экран. И нам всем будет очень хорошо видны все картины и задания.

 Просмотрите, пожалуйста,  на экран и определите, к какому виду мы отнесем представленное изображение.

(Слайд 1. «Живопись») Ответы детей: Работа выполненная в цвете, красками, на плоскости.

 (Слайд 2. «Графика») Ответы детей: Работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок.

– А теперь взгляните на изображения различных сооружений, зданий и определите, к какому виду они относятся.

(Слайд 3. «Архитектура») Ответы детей: Искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений.

(Слайд 4. «Скульптура») Ответы детей: Работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки.

– Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили виды изобразительного искусства, которые изучали.  А сейчас перейдем к жанрам изобразительного искусства, с которыми мы знакомы.

 Давайте вспомним, что такое жанр.

Жанр – это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других. И  в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить ее жанр. Другим словом, отличаем мы жанры картин по их содержанию.

– Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение и отгадайте, о каком жанре  изобразительного искусства идет речь.

(Слайд 7. «Пейзаж»)

Если видишь на картине

 Нарисована река,

 Или ель и белый иней,

 Или сад и облака,

 Или снежная равнина,

 Или поле и шалаш,

 Обязательно картина называется пейзаж. (Изображение природы)

(Слайд 8. «Натюрморт»)

Натюрморт (фр.язык)-мёртвая натура. Натюрморты могут быть составлены из предметов быта, из фруктов, овощей, хлебо-булочных изделий, из предметов декоративного искусства. Натюрморт-это группа предметов. Натюрморт может быть выполнен графически, акварелью, гуашью, темперой. Художники, которые работали над натюрмортами П. Хруцкий “Цветы и плоды”, П. Кончаловский, И. Машков и т.д.

– Давайте все вместе прочитаем это стихотворение, громко и четко произнося слова.

Если видишь на картине

 Чашку кофе на столе,

 Или морс в большом графине,

 Или розу в хрустале,

 Или бронзовую вазу,

 Или грушу, или торт,

 Или все предметы сразу,

 Знай, что это – натюрморт. (Изображение предметов: цветов, дичи, утвари)

(Слайд 9. «Портрет»)

Портрет-это изображение человека. Автопортрет-это рисование самого себя. Портрет может быть парадный и камерный. Портреты бывают погрудные, поясные и представляющие фигуру человека полностью. Портрет может быть выполнен на пленере и в интерьере. Портреты пишутся графически, маслом, акварелью. О.Кипренский “Портрет А.С. Пушкина”, В. Серов “Автопортрет”, И. Репин “Портрет Надюшки”.

Если видишь, что с картины

 Смотрит кто-нибудь на нас,

 Или принц в плаще старинном,

 Или вроде верхолаз,

 Летчик или балерина,

 Или Колька, твой сосед,

 Обязательно картина называется портрет. (Изображение человека)

(Слайд  10. «Батальный»)

Если видишь на картине танки

 В бой лавиною пошли

 Или быстрые тачанки,

 Или в море – корабли

 Иль штыков мерцая сталью,

 В бой пехота поднята –

 Называется … (батальным)

 Жанр картин таких всегда. (Изображение военных действий)

(Слайд 11.  «Исторический»)

Жанр изобразительного искусства, посвященный знаменательным событиям прошлого и настоящего. (Изображение исторических событий)

(Слайд 12.  «Марина»)

Жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа.  

(Слайд 13. «Бытовой»)

 Если видишь на картине

 Повседневный труд людской

 За прилавком в магазине

 Или в швейной мастерской,

 На заводе или в школе,

 Это навсегда усвой –

 Жанр картины –  …(бытовой)

III. Предъявление нового материала

– Сегодня мы на уроке узнаем еще об одном жанре изобразительного искусства. Называется этот жанр – анималистический. (Слайд 14)

 Как вы понимаете это слово? Может где-то слышали вы его (Ответы детей). Телевизор любите смотреть? Есть кабельное телевидение? Канал «Animal» смотрите? И кого там постоянно показывают? (Ответы детей) Да, животных. Поэтому и назвали этот канал «Animal» т.е. в переводе с английского языка – животные.

 Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Слайд 15)

Если видишь на картине

 Нарисован слон,

 Крокодил, жираф, горилла,

 Кошка, иль питон,

 Или звери Аргентины,

 Иль пингвин Арктический,

 Значит, жанр такой картины –

Анималистический. (Изображение животных)

Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках  и в скульптуре древнейших времен. Картины, где изображены животные, называют анималистическим, а художников – анималистами. Художники-анималисты: В. Ватагин, В. Серов, А. Дюрер.

 Давайте все вместе прочитаем это слово с доски.

 Животных изображали карандашом, красками, углем и одним из русских художников-анималистов был Василий Ватагин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов

(Слайд 16. В. Ватагин).

– Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.

(Слайды 17, 18, 19 с работами художника В. Ватагина. Рассматривание и обсуждение.)

– Обратите внимание на то, как художник, верно, передает всю пластику и выразительность образа животного с его характером (рассматривание картин). Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера, крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции: большая голова, длинные ноги и короткие лапы, выгнутая спина, большие и маленькие глаза; через выразительные детали: лохматую и гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.

Рассмотрим следующие работы художника.

 В одном рисунке художник В.Ватагин создал суровый и грозный образ зверя, а в другом – печальный.

(Слайд 21. В.Ватагин. Пантера. Тушь. Перо.)

На этом рисунке в образе грозной пантеры художнику удалось выразить свое отношение: он любуется ее силой, мощным телом и решительным характером.

(Слайд 21. В.Ватагин. Бегемот. Карандаш)

А на этом рисунке художник изобразил бегемота медлительным и неповоротливым. Ему удалось нарисовать животного грустным и печальным.

– Ребята, мы сегодня с вами узнали еще об одном жанре изобразительного искусства, где изображаются животные. Как он называется? (Ответы детей).

 – А как называют художников, которые изображают животных? (Ответы детей).

– Сейчас мы с вами отгадаем кроссворд и проверим наши знания о видах и жанрах изобразительного искусства.

(Кроссворд «Жанры изобразительного искусства» на слайдах)

– Молодцы, ребята!  Мы еще не раз будем возвращаться к этим терминам и использовать их на занятиях и в жизни.

IV. Актуализация знаний учащихся

– Скажите, пожалуйста, ребята. Вы любите животных?  У вас есть домашние животные? Мы с вами уже говорили, что художник В.Ватагин очень любил животных и рисовал только их.  Давайте мы с вами тоже попробуем нарисовать своих любимых животных. Мы выполним графическую работу. А какие материалы нам для этого нужны? (Ответы детей).

Возьмите листочки (1/2 альбомного листа), простой карандаш, резинку и попытайтесь нарисовать свое любимое животное. Приступая к работе, не забывайте о правилах изображения (напоминаются правила: не нажимать на карандаш, не махать карандашом, чтобы не поранить соседа).

Итак, расположите лист вертикально или горизонтально, кому как удобно.

Я люблю кошку. (Слайд 23) Посмотрите, как я буду рисовать ее. Кошка может быть ласковой и доброй. Но если ее котятам грозит опасность, она всем своим видом как бы говорит: «Не подходи, берегись!» (Слайд 24, 25)

Сначала мы рассмотрим ее (Рассматриваем игрушечную кошку). Сравним, на какие геометрические фигуры похожи части ее тела: голова, туловище, уши. Голова в форме круга, туловище в виде овала, уши в виде треугольников.

(Педагогический рисунок на доске. Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах)

Каким образом мы должны превратить эти геометрические фигуры в кошку и передать пластичность кошки? (Ответы детей).

Плавными линиями я соединяю эти геометрические фигуры и дорисовываю необходимые детали животного.

V. Практическая работа детей

Задания: выполнить графический рисунок любимого животного, используя геометрические фигуры (используется простой карандаш).

Целевые обходы педагога:

1) Проверка организации учащимися рабочего места.

 2) Наблюдение за правильностью выполнения приемов работы.

 3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

 4) Контроль за объемом и качеством выполненной работы.

– Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочем месте.

VI. Итог занятия

1) Выставка работ учащихся.

2) Самоанализ деятельности учащихся.

3) Беседа по вопросам:

– Что вы нового узнали на уроке?

 – Смогли ли вы решить сложную задачу изображения животного с помощью геометрических фигур?

 – Были ли у вас затруднения в работе, как вы их преодолевали?

 – Довольны ли вы своей работой?

 – Какой из представленных рисунков вам понравился более всего и почему?

– Ну, думаю, что пора нам узнать, что за подарки приготовила нам Белка.

«Здравствуйте, юные художники!

 Я приготовила подарки для тех ребят, которые активно будут работать на занятии, хорошо и правильно будут отвечать на вопросы учителя. Удачи вам!

 С наилучшими пожеланиями Белка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл детско-юношеских мастер-классов "Виды и жанры изобразительного искусства"

Цикл состоит из 20 МК, и представляет из себя краткий учебный курс по знакомству детей с 6 до 14 лет с основными жанрами изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. Цикл имеет с теоре...

"Виды и жанры изобразительного искусства". Презентация. Методические разработки к урокам ИЗО и МХК.

Виды и жанры изобразительного искусства в художественных произведениях....

тест по ИЗО 6 класс "Виды и жанры изобразительного искусства"

тест по ИЗО 6 класс " Виды и жанры изобразительного искусства"...

Тестовая контрольная работа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса по теме «Виды и жанры изобразительного искусства»

Предлагаемый тест позволяет провести проверку знаний учащихся 5 классов по теме «Виды и жанры изобразительного искусства». Тест состоит из трех частей, которые представляют собой три уровня слож...

Карточки по ИЗО "Виды и жанры изобразительного искусства"

Карточки-задания для проведения проверочных тестов на тему "Виды и жанры изобразительного искусства"....

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс

Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...