урок по изо 5 класс:Истоки и современное развитие Гжели
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Карасева Татьяна Анатольевна

Разработка урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 13_marta.doc639.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"

Тема: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 2 урок по теме

Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к малой Родине, ее истории и культуре.

Задачи урока:

1. Формировать знания о декоративно-прикладном искусстве и его  применении; обеспечить в ходе урока усвоение новых знаний: об искусстве гжельского промысла и его особенностях.

2. Содействовать развитию предметных, учебно-познавательных компетенций:  практических умений и навыков рисования с образца,  специальных графических умений и навыков кистевой росписи, навыков работы с красками, составление узора по мотивам гжельской росписи.

3.Способствовать развитию компетенций самосовершенствования, саморазвития: навыков самостоятельного творческого мышления, усидчивости, внимания, аккуратности при работе с красками, умению работать коллективно в группах.

Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

4. Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду, развитие эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Средства обучения:

Для учителя: Компьютер, проектор, учебник  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс, репродукции или образцы декоративно-прикладного искусства, таблицы, презентация, фонограмма мелодий и песен о Гжели. 

Для учащихся:  модель для раскрашивания,  гуашь,  кисти,  баночка для воды,  лист бумаги, салфетка,  простой карандаш,  стирательная резинка.

Методы: наглядно-иллюстративный, вербальный, наглядно-практический.

План урока (45 мин):

  1. Организационный момент.-0,5мин.
  2. Установочная беседа по теме урока – 3мин.
  3. Изучение нового материала.  Знакомство с особенностью гжельской росписи - 5мин.
  4. Интерактив - 2 мин.
  5. Выступление Мамонтовой Г.Б. – 6,5 мин.
  6. Актуализация знаний – 3 мин
  7. Физминутка- 2 мин
  8. Практическая работа. Работа по заданному алгоритму – 20мин.
  9. Заключительная часть. Подведение итогов – 3 мин.

Этапы уроков

Время

Ход урока

Слайды

Планируемые действия учеников

1

Оргмомент

0,5

 

 

2

Установочная беседа по теме урока

 

Сегодня мы продолжаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы… Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.
Глиняная посуда –
керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.
Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, –
майолика.
Фаянсовая посуда – из белой глины.
А вот
фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.
Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

С-3

 Слушают.
Смотрят

3

Изучение нового материала:
Знакомство с особенностью гжельской росписи.

 

Гжель (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.
Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенных синей росписью.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да, прежде всего, своим цветом. Много десятилетий он одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Самый излюбленный узор
 – гжельская роза.
Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда прописана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности.

 А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

С-4




С-5







С-6,7








С-8








С-9

 Слушают.
Смотрят

4

Интерактив

1

У меня есть необыкновенный петушок, он любит задавать вопросы.

Отгадываем кроссворд: «Петушок»

С-10

Ответы учащихся

5

Выступление Мамонтовой Г.Б.

5

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.

Сейчас на территории Гжельского куста работают много малых предприятий по изготовлению и росписи керамической посуды. Их создали и руководят ими, наши земляки, наши мамы и папы. Именно они смогли сохранить наш промысел в трудные дни и развивают Гжельский промысел сегодня.

С таким человеком я и хочу вас сегодня познакомить.

Мамонтова Галина Борисовна, в нашей школе учатся два ее сына, Иван и Дмитрий. Они расскажут нам о своем предприятии.

 Слушают,беседуют.

6

Физминутка

 

Выполните упражнения:
Исходное положение – стоя, ноги вместе.
Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.
Упражнения повторите 8-10 раз.
Исходное положение – стоя, ноги вместе.
Наклоните корпус вперед и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и влево.
Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение повторите 4-6 раз.

 

7

Актуализация знаний

 

Ребята прежде, чем мы перейдем к практической работе, посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу. Необходимо положить на палитру синюю краску (ведь мастера гжели выполняют свои росписи кобальтовой краской); смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более бледному.
Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, – концом. (Попробуйте).

В своей росписи вы можете использовать и различные приемы украшения бордюров. Необходимые таблицы на доске и у вас на столах.

С-12

 Повторяют  за учителем «мазок на одну сторону» или «мазок тенями».

8

Практическая работа

 

Ребята, сегодня, мы разделились на две бригады, прошу выбрать бригадира. Каждая бригада будет расписывать свой сервиз, у меня на столе их два. Но вот незадача. Кто-то перепутал все предметы, и я не знаю  как быть, может бригадиры мне помогут и рассортируют предметы по сервизам. ( бригадиры сортируют сервизы, а затем раздают их членам своих бригад для росписи)

На белом подмалевке сделайте украшение в стиле гжельской росписи изображение розы, следите за заполнением всей формы рисунком. Наносите рисунок мазками.

С -13

Изображают, составляют декоративно-сюжетные композиции. Слушают музыку.

Работа по заданному алгоритму

 

Контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; контроль объема и качества выполненной работы.

 

9

Подведение итогов. Выставка работ учащихся.

 

– Какие работы вам больше понравились? Почему?
– В какой из работ наиболее яркая гжельская роспись?

– Кому,  какой рисунок по душе?  Почему?

 Попросим оценить работы наших мастеров семью Мамонтовых.

 Ответы учащихся

Домашнее задание

 

Рассмотреть посуду:
какая у нее форма, роспись, материал.
Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная, сувенирная).

 

Приложение.         На доске:

«Знакомство с истоками родного искусства –
это знакомство со своей Родиной.
В искусстве люди выражают свою душу,
свой склад ума и характера».

Б.М. Неменский,
академик, народный художник

«Работа хороша, если в ней польза и душа» (пословица)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ИЗО в 5 кл. "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"

Данное занятие позволило учащимся с помощью активных методов обучения получить новые знания, способствовало повышению мотивации к предмету, сплочению коллектива, повышению чувства ответственности за о...

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель.

Открытый урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского...

Тема урока: « Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Хохлома».

Проблема: Развитие познавательного интересаЦели:Образовательные: Познакомить учащихся с бытовыми предметами, расписанными хохломской росписью, проанализировать разнообразие её посудных форм, осо...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема:"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс.

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс....

Урок кубановедения 5 класс "Истоки христианства на Северном Кавказе"

Урок по теме «Истоки христианства на Северном Кавказе» 1. Просмотреть и подробно разобрать презентацию2. Письменно ответить на вопрос (на последнем слайде)...

Разработка урока. «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ. ИСКУССТВО ГЖЕЛИ»

Тип урока: изучение нового материала.Вид занятия: декоративное рисование.Цель урока: ознакомить учащихся с искусством Гжели....

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

УМК «Изобразительное искусство» (автор: Неменский Б.М Н.А. Горяева, О.В. Островская, М.: Просвещение, 2013 г.)...