урок по изо 5 класс:Истоки и современное развитие Гжели
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"
Тема: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 2 урок по теме
Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к малой Родине, ее истории и культуре.
Задачи урока:
1. Формировать знания о декоративно-прикладном искусстве и его применении; обеспечить в ходе урока усвоение новых знаний: об искусстве гжельского промысла и его особенностях.
2. Содействовать развитию предметных, учебно-познавательных компетенций: практических умений и навыков рисования с образца, специальных графических умений и навыков кистевой росписи, навыков работы с красками, составление узора по мотивам гжельской росписи.
3.Способствовать развитию компетенций самосовершенствования, саморазвития: навыков самостоятельного творческого мышления, усидчивости, внимания, аккуратности при работе с красками, умению работать коллективно в группах.
Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
4. Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду, развитие эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Средства обучения:
Для учителя: Компьютер, проектор, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс, репродукции или образцы декоративно-прикладного искусства, таблицы, презентация, фонограмма мелодий и песен о Гжели.
Для учащихся: модель для раскрашивания, гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, простой карандаш, стирательная резинка.
Методы: наглядно-иллюстративный, вербальный, наглядно-практический.
План урока (45 мин):
- Организационный момент.-0,5мин.
- Установочная беседа по теме урока – 3мин.
- Изучение нового материала. Знакомство с особенностью гжельской росписи - 5мин.
- Интерактив - 2 мин.
- Выступление Мамонтовой Г.Б. – 6,5 мин.
- Актуализация знаний – 3 мин
- Физминутка- 2 мин
- Практическая работа. Работа по заданному алгоритму – 20мин.
- Заключительная часть. Подведение итогов – 3 мин.
№ | Этапы уроков | Время | Ход урока | Слайды | Планируемые действия учеников |
1 | Оргмомент | 0,5 |
|
| |
2 | Установочная беседа по теме урока |
| Сегодня мы продолжаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. | С-3 | Слушают. |
3 | Изучение нового материала: |
| Гжель (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей. | С-4 С-5 С-6,7 С-8 С-9 | Слушают. |
4 | Интерактив | 1 | У меня есть необыкновенный петушок, он любит задавать вопросы. Отгадываем кроссворд: «Петушок» | С-10 | Ответы учащихся |
5 | Выступление Мамонтовой Г.Б. | 5 | Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. Сейчас на территории Гжельского куста работают много малых предприятий по изготовлению и росписи керамической посуды. Их создали и руководят ими, наши земляки, наши мамы и папы. Именно они смогли сохранить наш промысел в трудные дни и развивают Гжельский промысел сегодня. С таким человеком я и хочу вас сегодня познакомить. Мамонтова Галина Борисовна, в нашей школе учатся два ее сына, Иван и Дмитрий. Они расскажут нам о своем предприятии. | Слушают,беседуют. | |
6 | Физминутка |
| Выполните упражнения: |
| |
7 | Актуализация знаний |
| Ребята прежде, чем мы перейдем к практической работе, посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу. Необходимо положить на палитру синюю краску (ведь мастера гжели выполняют свои росписи кобальтовой краской); смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более бледному. В своей росписи вы можете использовать и различные приемы украшения бордюров. Необходимые таблицы на доске и у вас на столах. | С-12 | Повторяют за учителем «мазок на одну сторону» или «мазок тенями». |
8 | Практическая работа |
| Ребята, сегодня, мы разделились на две бригады, прошу выбрать бригадира. Каждая бригада будет расписывать свой сервиз, у меня на столе их два. Но вот незадача. Кто-то перепутал все предметы, и я не знаю как быть, может бригадиры мне помогут и рассортируют предметы по сервизам. ( бригадиры сортируют сервизы, а затем раздают их членам своих бригад для росписи) На белом подмалевке сделайте украшение в стиле гжельской росписи изображение розы, следите за заполнением всей формы рисунком. Наносите рисунок мазками. | С -13 | Изображают, составляют декоративно-сюжетные композиции. Слушают музыку. |
Работа по заданному алгоритму |
| Контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; контроль объема и качества выполненной работы. |
| ||
9 | Подведение итогов. Выставка работ учащихся. |
| – Какие работы вам больше понравились? Почему? – Кому, какой рисунок по душе? Почему? Попросим оценить работы наших мастеров семью Мамонтовых. | Ответы учащихся | |
Домашнее задание |
| Рассмотреть посуду: |
|
Приложение. На доске:
«Знакомство с истоками родного искусства –
это знакомство со своей Родиной.
В искусстве люди выражают свою душу,
свой склад ума и характера».
Б.М. Неменский,
академик, народный художник
«Работа хороша, если в ней польза и душа» (пословица)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ИЗО в 5 кл. "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"
Данное занятие позволило учащимся с помощью активных методов обучения получить новые знания, способствовало повышению мотивации к предмету, сплочению коллектива, повышению чувства ответственности за о...
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель.
Открытый урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского...
Тема урока: « Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Хохлома».
Проблема: Развитие познавательного интересаЦели:Образовательные: Познакомить учащихся с бытовыми предметами, расписанными хохломской росписью, проанализировать разнообразие её посудных форм, осо...
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема:"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс.
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс....
Урок кубановедения 5 класс "Истоки христианства на Северном Кавказе"
Урок по теме «Истоки христианства на Северном Кавказе» 1. Просмотреть и подробно разобрать презентацию2. Письменно ответить на вопрос (на последнем слайде)...
Разработка урока. «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ. ИСКУССТВО ГЖЕЛИ»
Тип урока: изучение нового материала.Вид занятия: декоративное рисование.Цель урока: ознакомить учащихся с искусством Гжели....
Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»
УМК «Изобразительное искусство» (автор: Неменский Б.М Н.А. Горяева, О.В. Островская, М.: Просвещение, 2013 г.)...