Присела девочка на берегу пруда
материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Молокова Лада Вадимовна

 

Интегрированный урок (изобразительное  искусство и биология) по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alenushka.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                Открытый урок

        «Присела девочка на берегу пруда»

Интегрированный урок (изобразительное  искусство и биология)

                    по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»

Преподаватель ИЗО      Молокова Л.В.

Преподаватель природоведения  Небылицына Л.А.

                                             

Урок проводится в 5 «А» классе, классный руководитель  Небылицына Л.А.

Урок: «Вглядись в прекрасное» по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»

Цели  и задачи урока:

-способствовать развитию целостных представлений о неразрывной связи природы и человека.

-воспитывать чувство прекрасного через общение с шедеврами живописи.

Оборудование: картина В.М.Васнецова «Алёнушка», эскизы к картине – этюд сидящей девочки (1880) и «Пруд в Ахтырке» (1880), книги : «Жизнь животных. Птицы. Т. 6», «Фауна мира. Птицы. Т.2», «Толковый словарь русского языка В.Даля», Алан Пиз «Язык телодвижений», мультимедийная презентация.

Ход урока.

1.Звучит распевная русская мелодия.

Учитель ИЗО: Присела девочка на берегу пруда,

                          Коса распущена, оборвано платьишко,

                Босые ноги леденит холодный камень,

                На руки детские склонилась голова…

                Какая ж приключилась с ней беда?

                Иль злая мачеха прогнала на ночь глядя?

                Иль потеряла братца-непоседу-

                По лесу долго бегала, кричала,

                Присела отдохнуть, а встать  не может-

                Тяжёло горе, не даёт подняться.

                И лес притих. Умолкли птицы.

                Осинки перестали трепетать.

                Вода застыла - ни кругов, ни звука.

                Всё сторожит Алёнушки покой.

Ребята, перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Вам хорошо знакомы его картины, такие как «Три богатыря»,  «Иван Царевич на Сером Волке», «Ковёр-самолёт». Он был не просто в числе первых художников, обратившихся к сюжетам русского фольклора. Он первый из мастеров сумел передать былинно-сказочные сюжеты в духе сказок и былин.

Но сегодня мы обратимся к произведению, наиболее полно отразило веру в благотворно- исцеляющее воздействие искусства и красоты. Это «Алёнушка».

Летом 1880г. Виктор Михайлович жил в деревне Ахтырка. Он пишет пейзажные эскизы, передающие тревожное состояние природы. Вскоре появляется эскиз, сделанный маслом, -  босоногая крестьянская девочка сидит, поджав под себя ноги. Так постепенно складывался в сознании художника образ героини народной сказки.

Летом 1881 г. Васнецов начал работать над картиной. После многочисленных поправок картина, наконец, была закончена. Зрители увидели «Алёнушку» на очередной передвижной выставке.  «Так глубоко выразить душу, так поэтично представить тип, - для этого нужен талант художника», - писала критика о картине. Но никто не заметил того нового, что ввел в искусство Васнецов своей «Алёнушкой» .

2. Постановка проблемы: давайте же вместе, поработав над анализом картины, попытаемся ответить на вопрос: КАКОЕ ОТКРЫТИЕ СОВЕРШИЛ ХУДОЖНИК , НАПИСАВ ЭТУ КАРТИНУ ?

3. Организация работы в группах. Класс делится на 4 группы: «Экологи», «Орнитологи», «Живописцы», «Психологи». Каждая группа получает определённое задание на карточках, по окончанию обсуждения необходимо сделать вывод.

4.Преподаватель природоведения:

Экологи.

Вопрос

Предполагаемый ответ

1.Какие биоценозы изображены на картине?

Болото или пруд, еловый лес.

2.Почему пруд, а не река, ручей?

Стоячая вода, нет движения.

3.Какие изображены растения на картине?

Рогоз остролистный, осока метельчатая, хвостник, осина, ель.

4.Какие растения изображены на эскизе?

Берёзы, кувшинки.

5.Почему художник заменил некоторые растения?

Береза-символ света, а осина - печали.      Темные ели – надвигающаяся  беда.

6.Деревья на картине молодые или старые? Почему?

Молодые, как Аленушка.

7.Какое время года?

Начало осени – у осины начали желтеть листья

8.Какая погода?

Пасмурно. Грустно.

Вывод: природа на картине тоскует вместе с девушкой. Вода темная, стоячая, нет движения. Заросли осоки в темной воде будто оберегают Алёнушку от неверного шага. Охраняют её и молодые ёлочки.

Орнитологи

Вопрос

Предполагаемый ответ

1.Каких птиц изобразил художник?

Деревенская ласточка или касатка.

2.Прав ли был художник, изобразивший птиц открытых пространств у водоема?

Ласточки могут находиться на дереве рядом с водоёмом.

3.Сколько ласточек нарисовано? Почему?

5, возможно это семья ласточек после вылета птенцов из гнезда.

4.Определите по птицам время года.

Начало осени.

5.Почему именно ласточки, а не воробьи или вороны?

Ласточка – ласковое обращение к женщине, девушке.

Вывод: художник неслучайно  выбрал для картины именно ласточек. «Ласточка» - так ласково на Руси обращались к  девушке. Обычно весело щебечущие, здесь своим молчанием птицы подчёркивают печаль Алёнушки.

Преподаватель ИЗО:

Живописцы

Вопрос

Предполагаемый ответ

1.Какой колорит выбрал художник для картины?

Все оттенки зелёного, преимущественно темного цвета.

2.Почему?

Зелёный цвет – цвет спокойствия и умиротворения, цвет печали, тоски.

3.Как художник акцентировал внимание на Алёнушке?

Поместил на передний план, сарафан – яркое пятно.

4.Какова общая композиция картины?

На переднем плане – пруд, Алёнушка, на заднем – лес и край неба.

5.Сравните эскизы и картину. Что изменилось?

На этюде с сидящей девочкой не видно неба, на картине оно появилось, символизируя надежду. Изменился и цвет сарафана – на картине он выделен более ярким пятном.

Вывод: в серебристой темно-зеленой гамме чувствуется печаль и тоска. Но клочок неба над головой вселяет надежду.

                                       Психологи

Вопрос

Предполагаемый ответ

1.Почему на картине изображена девочка (а не мужчина или женщина)?

Дети вызывают естественное чувство жалости.

2.Обратите внимание на позу девочки. Почему она так сидит? Попробуйте проанализировать наклон головы, положение рук и ног.

Голова склонилась на бок, волосы распущены – выражение скорби. Руки и ноги скрещены – барьер от окружающего мира.

3.Обратите внимание на одежду. Что вы можете сказать о Алёнушке?

Одежда старая, рваная. Девочка очень бедна.

4.Сравните эскиз сидящей девочки и картину. Что изменилось?

На эскизе девочка смотрит на зрителя, на картине в воду – погружена в себя. На эскизе у девочки почти новое платье, на картине сарафан сильно изношен. На эскизе девочка сидит на лугу среди яркой зелени и светлых цветов, на картине  - темный пруд и лес.

5.Почему художник внес эти изменения в картину?

Чтобы подчеркнуть скорбь девочки, вызвать у зрителя чувство жалости и сострадания.

Вывод: вместе с девочкой грустят и деревья, и птицы, и зрители. Алёнушка – олицетворение женской печальной доли.

5. Вывод: Виктор Михайлович Васнецов уловил и сумел передать связь между состоянием природы и настроением человека. Природа на картине тоскует вместе с человеком, заставляя зрителя сопереживать. Такой образ человека и природы был нов для русского искусства.

6.Завершение урока. А какой вывод сделаете вы для себя о личности художника? (Он должен обладать глубокими познаниями в области  биологии, психологии, живописи, чтобы создать такой шедевр).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная разработка урока:"Решение задач на ПРУД".7 класс.

Это урок с использованием интерактивной доски по учебнику Грачёва А.В. и др.И мои первые шаги в работе с интерактивной доской....

Экологическая задача-действующая модель "Разведение карпов в пруду"

В основе этой действующей модели лежит закон Мальтуса о популяции рыб.При нормальных экологических условиях коэффициент прироста карповых равен П=1, коэффициент смертности С=0,02. При этом дина...

ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОДЫ В РОДНИКАХ И ПРУДАХ п. САУК-ДЕРЕ КРЫМСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Цель работы: выявление физико-химических показателей проб пресной воды в окрестностях п. Саук-Дере Крымского района, Краснодарского края для изучения гидроминерального ресурса территориального проекта...

Проектно - исследовательская работа. Тема: Экологическое состояние Вержнего пруда г.Дзержинский.

Цель работы: 1. Установить степень антропогенного влияния населения на экологическое состояние верхнего пруда города Дзержинского. 2.Узнать о состоянии экосистемы пруда....

Исследовательская работа "Видовой и весовой состав рыб Борчанского пруда Валуйского района"

В водоёмах Белгородской области в настоящее время обитает около 35 видов рыб, которые можно отнести к трём группам: местные, полупроходные и акклиматизированные. Наиболее часто встречаются местные вид...

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №1-3 (38-40) "Без труда не выловишь и рыбку из пруда"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок  «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...