Урок изобразительного искусства "Зимние узоры"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Тип урока: заочная экскурсия с элементами творчества
Вид урока: рисование по памяти и представлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_risovaniyu.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства
Тема: «Зимние узоры»
Тип урока: заочная экскурсия с элементами творчества.
Вид урока: рисование по памяти и представлению.
Цель:
Формирование способности видеть красоту реальной действительности путём наблюдения. Учить детей рисовать объекты и несложные сюжеты по представлению. Дать понятие о линии и пятне как художественно - выразительных средствах живописи. Воспитывать аккуратность при работе.
Задачи:
закреплять умение изображать по памяти и представлению; формировать художественно-графические умения; знакомить с произведениями живописи и народного творчества; обучать навыку работы в смешанной технике;
развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание; развивать ассоциативное мышление.
Изобразительный ряд: репродукции картин – Иван Шишкин «Зима», Василий Суриков «Взятие снежного городка», Алексей Саврасов» «Зима», Борис Кустодиев «Лыжники», Константин Крыжицкий «Лес зимой», Лев Каменев «Зимняя дорога», фотографии зимних пейзажей, цветов во льду, детей зимой, образец педагогического рисунка.
Литературный ряд: стихотворение А.С. Пушкин «Зимняя дорога», С. Есенин «Береза», М.Ю. Лермонтова «На севере диком», загадки о зиме.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
– Тему урока я вам пока не скажу, пусть это останется тайной, но вы эту тайну сможете скоро разгадать.
Отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
2. Актуализация опорных знаний
– Ребята, посмотрите на этот рисунок. На мой взгляд, на нём очень пусто, и поэтому сложно понять, что хотел рассказать нам художник. (На листе ватмана изображен дом и дерево) Давайте дополним этот рисунок. Я буду загадывать вам загадки. Вы, пожалуйста, дослушайте загадку до конца, а потом можете отвечать хором.
1. Вся я с ног до головы
Вылеплена с толком.
И глаза черным-черны,
и в руках метелка. (Снежная баба)
2. Чернокрылый, красногрудый
Он у нас найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
3. Вился, вился белый рой.
Сел на землю - стал горой. (Сугроб)
4. Висит под крышей
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосульки)
5. Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала
На поля, озёрышки
Белый пух да пёрышки. (Снежная туча)
Рисунок на листе ватмана дополняется изображением снеговика, снегиря, сугроба, сосулек, тучи.
– Какой красивая картина у нас получилась. Теперь можно подобрать название для неё. Как бы вы её назвали?
Зимушка-зима
– Итак, вы уже на один шажок приблизились к разгадке темы урока. Ваши рисунки будут связаны с зимним временем года.
IV. Анализ произведений изобразительного искусства.
– Ребята, а вы любите зиму? Почему?
– Красота русской природы в зимнее время года нашла своё отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов.
– А где можно увидеть произведения изобразительного искусства?
– Ребята, а вы хотели бы побывать на выставке?
– Давайте совершим с вами заочную экскурсию. Представим, что ваши парты превратились в снегоходы. Построились в ряды и поехали, включили зажигание, переключили скорость и поехали!
– Называется наша выставка:
Зимние узоры
– Вот и первый зал:
Зал живописи
Живопись – это изображение на плоскости посредством красок.
– Здесь представлены картины Иван Шишкин «Зима», Василий Суриков «Взятие снежного городка», Алексей Саврасов» «Зима», Борис Кустодиев «Лыжники», Константин Крыжицкий «Лес зимой», Лев Каменев «Зимняя дорога».
Рассмотрим репродукции картин. Что вы видите? (Ответы)
Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы.
Величественная и многообразная русская живопись всегда радует зрителей своим непостоянством и совершенством художественных форм. В этом особенность произведений знаменитых мастеров искусства. Они всегда удивляли своим необыкновенным подходом к работе.
Живописцы тонко почувствовали состояние природы в зимний день. На снегу лежат голубоватые тени, небо покрыто облаками, предметы четко вырисовываются на фоне снега.
И сразу вспоминаются полные очарования строки стихотворения А.С. Пушкин «Зимняя дорога», С. Есенин «Береза»
– Вот мы переходим во второй зал, который называется
«Фотогалерея»
Здесь представлены фотографии зимних пейзажей, цветов во льду, детей нашей школы зимой.
– Нам осталось побывать в последнем зале. Здесь представлены работы необычного художника.
Оказывается, и у природы есть свои сказочные картины, и увидеть их можно на оконном стекле. Последний зал называется:
Волшебное окно
– Пока вы, ребята, рассматриваете эти слайды, я прочитаю вам одно стихотворение.
Какой это мастер на стёкла нанёс
Деревья и травы, и заросли роз?
Сотворил он нежную снежинку,
Из воды создав хрустальный лёд.
На стекле узорную картинку
Кисточкой волшебной создаёт.
На одном стекле начертил узор,
На другом – серебром нанёс пышный бор.
Рано утром подойду к окну,
Буду в том бору слушать тишину.
Увижу, как дрожат веточки берёз.
Сказку на стекле начертил мороз.
– И вам, ребята, предстоит рисовать узоры на стекле. Вот вы и узнали тему урока.
– Сейчас мы будем возвращаться с выставки обратно, но не в класс, а в мастерскую волшебников.
4. Физкультминутка – релаксация
По дороге мы немножко разомнемся.
– Физминутка «Зимой»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
5. Объяснение учителя
– Вот мы и прибыли в мастерскую. А вот и ваши волшебные кисточки.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй,
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
– Вы видели на слайдах какие прекрасные рисунки получаются с помощью волшебных кисточек. Я и вас научу так рисовать, только смотрите и слушайте внимательно.
– Проверим, всё ли необходимое есть у вас на парте. В баночках приготовлена белая гуашь – любимый цвет зимы, а также кисточки, губки, салфеточки, трафареты, и модель оконной рамы. (Модели оконных рам выполняются из картонной рамки формата А4 и прозрачного файла)
– Итак, первый способ выполнения работы. Я беру сухую губку, обмакиваю её край в баночку с гуашью и начинаю наносить на прозрачное «окошко» фон.
Затем деревянным концом кисточки начинаю рисовать, пока не высох фон.
– Второй способ – рисование ворсистой стороной кисточки. Сухой кисточкой берём гуашь и мазками рисуем сказочные узоры, снежинки, деревья и т.д.
– Есть и третий способ – набивка по трафарету. Прикладываем трафарет, крепко держим и начинаем губкой выполнять набивку. Затем очень аккуратно убираем трафарет и узор готов.
6. Самостоятельная работа
Учащиеся, под руководством учителя, приступают к выполнению работ.
7. Итог урока
За несколько минут до звонка, учитель вывешивает на доску модель многоэтажного дома с окошками из чёрного картона, на котором будет собрана выставка детских работ.
(Окошки формата А4.)
– Ребята, посмотрите, какие тёмные, мрачные окошки у этого дома. Но мы ведь с вами волшебники и можем нанести сказочные узоры на каждое окошко. Скорее несите свои прекрасные рисунки со сказочными узорами и прикрепляйте на тёмные окошки этого домика. (В это время включить детскую песенку «Где водятся волшебники»)
– Итак, мы возвращаемся из мастерской волшебников обратно в наш класс. Садитесь за свои парты.
– Какая прекрасная выставка у вас, ребятки, получилась.
– Вы все, ребята, молодцы. Все выполнили свои работы на «отлично».
– Урок окончен. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока на тему: "Узоры на морозном окне"
Конспект урока по предмету композиция для подготовительной группы ДХШ,....
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Моделирование фрагмента урока на тему «Узоры на крыльях» в 1 классе с демонстрацией педагогического рисунка бабочки.
Методика рисования бабочки и узоров на ее крыльях в 1 классе....
Урок изобразительного искусства во 2 классе. «Что такое ритм пятен. Узоры на крыльях»
Урок изобразительного искусства во 2 классе...
6 класс ИЗО. Урок 2-3. ТЕМА УРОКА: «Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путём упрощения их рисунка».
Поурочное планирование по ИЗО 6 класс для детей с ограниченными возможностями 8 вида....
Урок:"Декоративное рисование узора для косынки"
Приучение пальцев рук к точным, целенаправленным движениям, способствующие развитию и коррекции зрительно-двигательной координации....
Конспект урока изобразительного искусства 2 класс в школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам (интеллектуальные нарушения) по теме: «Рисование декоративного узора для косынки»
Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способносте...