Метод учебных проектов на уроках ИЗО
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Выполнение учениками коллективных работ на уроках изобразительного исскусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность на уроках ИЗО | 903.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства
Из опыта работы учителя ИЗО Ильиной Л.Н. ГОУ СОШ№1244
- Модернизация образования и метод учебных проектов.
Гуманизация современного образования предполагает поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, принятие его личностных интересов, запросов, т.е. создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей, для его самоопределения. Это возможно реализовать только в том случае, если работа учителя будет направлена на формирование творческой личности учащегося.
Сильным средством модернизации образования может стать ученическое проектирование.
Для ученика метод учебных проектов – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя, приложить свои знания. Результат работы интересен и значим для ученика.
Для учителя проектная работа дает возможность формировать и развивать все общеучебные умения и навыки учащихся.
- Место проектного урока в классно-урочной системе по предмету ИЗО
Программа по изобразительному искусству предусматривает практическую работу учащихся на уроке не только индивидуальную, но и коллективную творческую деятельность, конечный продукт которых – создание коллективного выставочного панно в технике коллажа детских работ.
Через метод коллективных работ осуществляются основные принципы структуры программы по ИЗО (по Неменскому Б.М.) :
Принцип творческой самореализации учащихся |
Принцип реализации связи искусства с жизнью |
Совместный труд обладает качествами, способными стимулировать интерес к изобразительной деятельности и развивать творческую активность детей. Детям нравится работать сообща, их радует сопричастность к полученному общему художественному продукту.
3.Совместно – индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.
Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется на первом этапе при разработки идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце работы, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. Методика организации работы над общей композицией имеет ряд общих положений:
Заранее продумать цвет, размер и положение общей плоскости-фона;
выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции;
определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах;
продумать процесс выполнения коллективной композиции. Назначить помощников по монтажу общей композиции.
Достоинством совместно-индивидуальной деятельности учащихся является возможность проследить вклад каждого ученика в коллективный результат и достойно оценить его работ
3. Выставочный художественно-творческий проект.
Итоговая художественно- практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческого проекта.
Индивидуально – коллективные работы по программе прекрасно перетекают в этот метод работы. Это позволит сформировать исследовательские и созидательные интересы учащихся и получить более совершенный и завершенный продукт. Проанализировав учебный план предметного обучения, выявила уроки, объединенные тематическим блоком.
На основании этих блоков разработаны серии проектных уроков.
Серии проектных уроков
класс | Четв. | № урока | Тема урока | Тема художественно-творческого проекта |
1 | 3 | 5 | «Красивый цветок» | «Букет для мамы» |
2 | 4 | 2 3 | «Сказочный домик» «Сказочный персонаж» | «Сказочная страна» |
3 | 2 2 | 1 2 3 4 5 6 7 | «Памятники архитектуры» «Дом, в котором я живу» «Транспорт на улицах города» «Реклама на улицах» «Книга в твоем доме» «Оформление обложки» «Иллюстрации в книге» | «Моя улица» «Макет книги» |
4 | 2 2 3 | 1 2 3 4 5 6 1 2 3 | «Связь жилья с природой» «Русская изба» «Русский национальный костюм» «Башни Кремля» «Каменный город» «Постройки древнего города» «Архитектура Древней Греции» «Жители Эллады» «Праздники Древней Греции» | «Деревня-деревяный мир» «Московский Кремль» «Художественный образ древней Греции» |
5 | 1 2 3 | 2 3 4 4 5 6 5 6 7 | «Интерьер крестьянского дома» «Предметы быта крестьян» «Жители деревни» «Хохломская роспись» «Городецкая роспись» «Жостово» «Сословная одежда» «Мода и стиль» «Костюм 17 века» | « Макет интерьера крестьянского дома» «Ярмарка изделий художественных промыслов» «Бал во дворце» |
6 | 3 | 7 8 | «Печатная графика» «Печать по трафарету» | 1«Наскальная живопись» 2«Графический пейзаж» |
7 | 3 | 1 2 3 4 | «Историческая картина» «Архитектурные постройки» «Одежда» «Как проходили рыцарские турниры» | «Рыцарские турниры» |
4.Возрастные особенности учащихся и коллективная изобразительная деятельность
При организации коллективной деятельности учащихся следует учитывать возрастные особенности учащихся.
Ведущий вид деятельности у учеников начальной школы – учебная и единственным авторитетом у учеников является учитель. Роль организатора коллективной деятельности в начальной школе выполняет учитель. Он ставит учебную задачу или занимательную проблему (в зависимости от сценария) урока, руководит поиском путей ее решения, формулирует и определяет индивидуальные задания. Во время индивидуальной работы учитель корректирует их работу. На заключительном этапе, когда организуется коллективная композиция, учителю помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа учеников.. в конце урока все школьники принимают участие в анализе результатов коллективной деятельности. На уроках в начальных классах используются игровые ситуации, что способствует развитию у детей заинтересованности в совместном результате, активизирует организационный момент коллективной деятельности. С другой стороны, совместная изобразительная деятельность во многом схожа с ролевой игрой, когда учащиеся, уподобляясь волшебникам, мастерам, художникам, выполняют творческую работу, легко решая сложные учебные задачи. В начальной школе происходит процесс развития культуры общения и взаимообмена эмоционально-интеллектуальным опытом.
В отличие от младших школьников, у которых интерес к изобразительному творчеству высок, у подростков он значительно ниже. Основной причиной является развитие объективной оценки собственных способностей, неудовлетворенность низкими результатами художественной деятельности. Подростковый кризис в изобразительном творчестве вызван конфликтом между желаниями и возможностями. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Именно общение в процессе совместной работы может стать эффективным средством сохранения интереса учащихся к изобразительному творчеству. Если результат индивидуальной деятельности зачастую не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит все ожидания. Коллективное творчество удовлетворяет все возрастные амбиции подростка:
- Ему дана возможность общаться со сверстниками
- Найдено соответствие между «хочу» и «могу»
- Результат его труда социально и практически значим.
Общение подростков в ходе совместной изобразительной работы обретает новый характер, коллективное творчество заставляет их четко формулировать мысли и излагать их доступно для других, подростки развивают логическое мышление, позволяющее обосновывать свою идею, защищать проект и результат работы.
Для того, чтобы учащиеся четко представляли объем предстоящей работы показ образцов коллективных работ прошлых лет.
На проектных уроках создается эмоционально – образная система познания, учитель организовывает живое общение между детьми и художественными произведениями, так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка.
Одна из задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в самом себе, в другом человеке и в окружающем мире. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.
5. Этапы работы над выполнением выставочного проекта
В начальной школе совместно – индивидуальная работа выполняется в течении одного или нескольких проектных уроков. Каждый урок имеет четкую структуру.
1.Вводная беседа или знакомство с новым материалом
2.Формулировка идеи проекта (возможна игровая ситуация)
3.Определение задачи - что нам необходимо для этого сделать (анализ задания)
4. Организация совместной деятельности и руководство ее процессом
5. Составление коллективной композиции и ее анализ
6. Оценка результата совместного творчества.
Последовательность выполнения учебного проекта
средняя школа
Этапы выполнения учебного проекта | Последовательность выполнения учебного проекта |
Подготовительный этап |
|
Основной этап |
|
Заключительный этап |
|
6. Заключение
Проектная деятельность является одним из способов поддержания и развития учебной мотивации даже в такой специфической области, требующей наличия природных задатков и индивидуальных способностей, области изобразительного творчества. В процессе работы над проектом ученики выходят за рамки предметного школьного содержания, получают представление о месте этого знания в ряду культурных общечеловеческих ценностей, приобретают свои собственные смысловые акценты. Работа над проектом позволит расширить взгляд узкопредметный на изученные явления до межпредметного и надпредметного.
В процессе практической работы учащиеся получили творческий опыт в создании тематической композиции, предполагающий сбор художественно – познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиска способа ее выражения. Они прошли путь создания тематической картины подобный тому, который проходит профессиональный художник. Ребята открыли самих себя и осознали свои потенциальные способности.
Результат совместной деятельности – коллективное панно служит украшением интерьера школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...
Метод учебного проекта на уроках английского языка в начальной школе.
В свете реализации ФГОС происходит поворот образования от "знаниевой " к личночтно-ориентированной деятельности.Поэтому хорошими технологиями являются те, которые способствуют практ...
Статья : Метод учебных проектов на уроках истории и обществознания.
Данный материал представляет собой краткое представление личного опыта применения метода проектирования ....
Метод учебных проектов на уроках истории и обществознания.
Данный материал не исчерпывающее методическое исследование. а краткое представление личного опыта применения метода проектирования ....
Статья "Метод учебных проектов на уроках математики"
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата....
Статья по теме: Использование метода учебного проекта на уроках математики.
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытст...
Статья "Метод учебных проектов на уроках математики"
Использование метода учебных проетов на уроках математики...