Роспись по стеклу "Мороз и солнце"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования ИЗО и ДПИ. В работе описана техникнология росписи по стеклу акриловыми красками и может быть использована в работе с детьми с 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология росписи по стеклу акриловыми красками | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Методическая разработка
«Мороз и солнце»
Педагог дополнительного образования
Гросу Виктория
Санкт-Петербург
2009
Прежде чем представить, что и как получается у нас с детьми в области декорирования стекла и изделий из него, предлагаю совершить небольшую экскурсию. Немного об истории происхождения стекла, декорирования стекла, некоторых классических технологий, которые мы с детьми имеем возможность имитировать, благодаря новым разработанным художественным материалам.
Стекло известно людям уже около 55 веков. Самые древние образцы обнаружены в Египте. В Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к 2000 году до нашей эры.
Раскопки свидетельствуют, что на Руси знали секреты производства стекла более тысячи лет назад. А первое упоминание о русском стекольном заводе (он был построен под Москвой возле деревни Духанино) относится к 1634 году. Несмотря на столь древнюю историю, массовый характер производство стекла приобрело лишь в конце прошлого столетия благодаря изобретению печи Сименса-Мартина и заводскому производству соды. А уж листовое стекло - вещь и вовсе современная. Технология его изготовления была разработана в нашем веке.
Песок послужил человеку исходным материалом для создания первого искусственного вещества – стекла, несмотря на природную хрупкость прочно вошедшего в человеческий быт в виде посуды, украшений, скульптуры.
Удивительно, но стекло не обрело своей мифологии. Нет богов, одаривших человечество этим удивительным веществом. Отсутствие мифов подчеркивает, что из всех материалов стекло досталось людям много позже прочих, было добыто собственным человеческим умом и изобретательностью. Стеклянные изделия вошли в жизнь человека значительно позднее дерева, камня, керамики и даже металлов. Это связано с тем, что стекло – материал искусственный, в чистом виде практически не встречается, обнаружить его случайно невозможно. Стекло обладает уникальным свойством – прозрачностью, единственное отрицательное свойство стекла – хрупкость.
Роспись на стекле была известна еще в VIII-I веках до н.э. Считается, что это новшество внедрили древнеегипетские мастера. Первоначально для росписи своих изделий они использовали масляные краски, однако те быстро стирались. Позднее египтяне научились изготовлять эмали, нестираемые и чрезвычайно декоративные (эмаль – это стекловидное вещество, наносимое на металлические, керамические и стеклянные изделия и закрепляемое затем на их поверхности путем обжига в специальных печах).
В XII-XV веках декорирование стекла эмалями достигло необычайных высот в странах Ближнего Востока, и в первую очередь в Сирии. В XVI-XVII веках украшали стекло полихромными эмалями уже по всей Центральной и Восточной Европе. Другим способом росписи стекла является живопись прозрачными эмалями и красками. Прозрачные росписи по стеклу создают особый световоздушный эффект, что придает изделиям из него особую изысканность. Впервые такая роспись появилась в Саксонии в конце XVIII века. Дрезденский художник по фарфору Самуэль Мон разработал прозрачные эмали и использовал их, в отличие от витражной росписи, на небольших полых предметах (в основном стаканах). До настоящего времени декораторы стекла постоянно используют новые разработки и технические приемы. Помимо многоцветных росписей на стекле использовались монохромные, росписи выполненные одним цветом. В разных странах в разные периоды преобладал тот или иной цвет, та или иная техника. Это и витражная техника шварцлотом (выполнялась черной или коричневой краской, обжигалась после росписи), роспись белой эмалью, техника гризайль (тонкая роспись, выполняется одним, серым или коричневым цветом с варьированием его оттенков и светотени), роспись золотом (золотые росписи придавали изделиям из стекла вид драгоценной посуды). Известные с древнейших времен люстровые краски приготовляются на основе примесей различных металлов (люстровые росписи используются для создания сложных живописных композиций).
Одним из самых известных способов декорирования стеклянных изделий является техника стеклянной «филиграни», получившая название «венецианская нить» (выложенные в нужном порядке тонкие стеклянные прутики при прокатывании по ним горячей стеклянной заготовки прилипали к ней, образуя на поверхности будущего сосуда геометрический орнамент). Другим видом стеклянного декорирования являлось многоцветное мозаичное стекло, отличавшееся ювелирной тонкостью и живописностью – «миллефиори» (тысяча цветов), (цветные стеклянные трубочки – дроты спекались пучком так, что в сечении получался какой-либо рисунок, затем сплавленный пучок резался поперек на тонкие пластинки, на срезах которых и оказывались разнообразные мозаичные изображения; сами дроты изготовлялись из прозрачного и опакового стекла молочного, розового, красного, зеленого и других цветов; из полученных пластинок выкладывали и живописные мозаики).
Произведения из стекла отличаются огромным разнообразием. И при этом каждая художественная техника, передавая произведению свою «энергию», сообщает ему тот или иной характер.
Художественное стекло со второй половины XX века вышло за рамки утилитарной сферы и стало осваивать пространство выставочных залов, где превратилось в самоценные художественные объекты, рассчитанные исключительно на эмоциональное восприятие.
Идея росписи по стеклу с детьми возникла не просто так, не на пустом месте. Дети, большие и маленькие, очень любят украшать все, что сделано их руками или готовые предметы, которыми обязательно можно пользоваться (утилитарные), и это лишь одна из причин.
Много лет занимаясь керамикой, а особенно декорированием керамических изделий, я влюбилась в это занятие и конечно хотела поделиться этими знаниями и умениями с детьми. Существует огромное количество различных техник и способов декорирования керамики, но это либо дорого, либо не всегда возможно в наших условиях. И тем не менее мир не стоит на месте, появляются новые технологии, новые материалы, которые доступны по цене и технике работы с ними и безопасны для детей и имитируют некоторые техники и способы росписи керамических изделий, а также позволяют декорировать стекло. Я не просто так начала с керамики с декорирования керамики. Ведь способы декора керамики и стекла очень похожи и технология практически такая же. А так как мы имеем дело с имитацией, то здесь такая параллель совершенно уместна. Но если керамика по сути своей очень «земная», то стекло – воздушное, прозрачное и призывает еще больше фантазировать, используя эти его свойства.
Я часто захожу в магазин товаров для художников (с детства сохранилась слабость покупать именно такие товары), и как-то раз мне предложили попробовать новые краски, которые выпустил наш Петербургский завод красок. Я очень обрадовалась, это были акриловые краски по стеклу и керамике и специальные контуры по стеклу и керамике. Первым изделием, расписанным этими контурами и красками был глиняный горшок для цветов. Получилось очень неплохо и я сразу же включила это в работу с детьми. Дети расписали и горшки и даже посадили в них цветы.
Сколько было счастья. Но останавливаться не хотелось, ведь на этих красках было отмечено и для работы по стеклу.
Первое с чего мы начали это с плоского стекла - как с чистого листа бумаги. Но лист бумаги имеет цвет, а стекло нет. И самую первую идею росписи подала моя дочь совершенно случайно. Морозным днем мы ехали с ней в трамвае домой, она обратила мое внимание на то, как пробивается солнечный луч сквозь узоры, нарисованные морозом на стекле. Зрелище было потрясающее, морозные узоры наполнились нежными цветами и я подумала, как можно передать это, только не на бумаге. Вспомнив про краски, мы с дочкой в этот же день расписали стекло. Попробовали с детьми и я предложила расписать способом «мертвый край».
Ниже я предлагаю план этого занятия:
В начале занятия педагог представляет работы, выполненные в технике «росписи по стеклу», обсуждаются общие композиционные и технические моменты.
Следующим этапом обсуждение темы - «Мороз и солнце…». Имеется в виду некоторая абстрактная композиция, составленная из линий и точек. В общих чертах педагог объясняет, как добиться композиционного равновесия в данном формате (основные принципы композиции).
В основе композиции на выбранную тему – узоры из природы, т.е. узоры на стекле морозным утром, что они напоминают, какие ассоциации вызывают, может это простое сплетение линий, линий тонких и толстых, а может это подобно монотипии, природа создала пейзаж, портрет и т.д. (Хороший метод для развития абстрактного и образного мышления). Дальше мы говорим о «линии» (об их многообразии) – волнообразные, зигзагами, прямые сплошные, прерывистые, тонкие и толстые, а какие выберет тот или иной человек для выполнения композиции на заданную тему? Линия, изгибаясь, превращается в ленту, лента, закручиваясь, становится завитком. Очень интересные узоры можно придумать, сочетая разные линии, также следует помнит, что в узоре важна не только форма линий, полосок, но также их расположение, интервалы между ними, их толщина – именно это придает узоры легкость, плавность или плотность и жесткость, и конечно же неповторимость.
Следующим этапом, педагог обращает внимание на то, что между линиями, которые некоторым образом пересеклись, получились закрытые со всех сторон плоскости. С этого момента необходимо рассказать о технике «мертвый край». Эта техника, которая используется во многих видах декоративно-прикладного искусства, таких как: батик (роспись по ткани), керамика, в изготовлении изделий из металла и т.д.
В получившиеся плоскости, закрытые со всех сторон границей, можно залить краску (в батике – краска для ткани, в керамике и металле – глазурь), а в нашем случае краску по стеклу.
Прежде чем приступить к работе с цветом, педагог предлагает совершить увлекательное путешествие в «страну цвета». Итак, некоторые принципы цветоведения: основные цвета: красный, желтый, синий, составные: оранжевый, зеленый, фиолетовый и т.д.; контрастные пары: красный-зеленый, желтый - фиолетовый, синий - оранжевый; теплые цвета: красный, желтый, оранжевый; холодные: синий, голубой, фиолетовый. Как с помощью белой краски получить более светлые, разные по тону цвета, что получиться, если смешать между собой цвета из контрастных пар.
Практика
Подбираем стекло. Стекло кладется на цветной лист бумаги, на котором задано основное движение будущей композиции, т.е. несколько главных линий (таким образом, мы начинаем работу от «частного к общему»). Следующим этапом педагог объясняет и показывает, как пользоваться специальными контурами по стеклу, с помощью которых линии с бумаги переносятся на стекло. Продолжая создавать композицию из линий, обращаем внимание на принцип от «частного к общему» и от «общего к частному», т.е., сделав основной рисунок, возвращаемся к отдельным фрагментам и работаем над детализированием, добавляем линии и точки, создавая некоторую фактуру, и снова, закончив работу над отдельными фрагментами композиции, возвращаемся к общей композиции, объединяя фрагменты.
Закончив рисунок контурами, переходим к цвету. Педагог объясняет технологию «заливки» (какой консистенции должна быть краска и т.д.). Выбрав цветовую гамму, начинаем работу по уже знакомому принципу «от частного к общему», а затем «от общего к частному». Все время работы над композицией педагог рядом, вместе с автором обсуждаются сложные композиционные и технические моменты. Стекло периодически разворачивают другой стороной, чтобы быть уверенным в том, что цвет подобран относительно верно. В конце занятия все получившиеся работы выставляются, и происходит обмен впечатлениями. Во время таких занятий, которые требуют некоторой усидчивости, рекомендуется прослушивание спокойной классической музыки, которая создает настроение тихого, морозного, зимнего утра…
Дальше хотелось попробовать декорировать объем, мы взяли обычные стеклянные бутылки. Но расписывать бутылки просто так было не очень интересно и подвернулась интересная тема, надо было придумать необычный светильник. Подставкой для настольной лампы и стала стеклянная бутылка, которую расписали, а абажур мы сделали с помощью каркаса из проволоки и в дальнейшем других материалов. Очень интересно было создавать эти подставки, ведь у каждого ребенка была своя идея лампы, у кого-то это была дамочка в шляпе, у кого то домик с крышей, дерево с кроной и т.д. Очень радовало, что дети, совершенно интуитивно, использовали прозрачность стекла и оставляли некоторые участки стекла без декора, без краски. Результат превысил ожидания, ребятам очень понравилась идея, многие сделали подобные работы самостоятельно дома, были даже родители, которые «заразились» и тоже участвовали в процессе. Наши настольные лампы участвовали в экспозиции и были отмечены положительными отзывами.
С ребятами постарше я попробовала сделать предметы для оформления интерьера. Это были тоже стеклянные бутылки необычной формы, которые надо было декорировать в соответствии с интерьером, в котором они будут существовать (интерьер мы выбирали из журнала), форма бутылки тоже диктовала каким должен быть декор. Как я уже писала выше эту работу мы делали с ребятами постарше, по этому была возможность поработать более сложными элементами росписи, а именно контурами по стеклу, используя графичность линий и минимум цвета, и конечно же используя прозрачность и форму.
Хочется отметить еще одну интересную работу, которую удалось сделать с детьми – это роспись стеклянного подсвечника. Стекло и огонь, огонь, который будет внутри этого подсвечника, он будет подчеркивать цвет своим светом и просочится туда, где просто стекло, а используя, появившиеся совершенно необычные с блестками и перламутровые праздничные контуры для работы по стеклу, мы сделали сказочный, волшебный подсвечник. Подсвечники мы расписывали перед новогодними, рождественскими праздниками и настроение в нашей мастерской было торжественным и немного волшебным. Мы обязательно пробовали зажигать свечу в каждом получившемся подсвечнике, выключая искусственное освещение. И каждый ребенок принес в свой дом подарок, сделанный своими руками, ведь подсвечники были совершенно одинаковыми по форме, но каждый уносил свое произведение искусств, не похожее на другое.
Умения и навыки, которые ребята получили расписывая стекло и стеклянные предметы, понадобились в декорировании фарфора ( настенных тарелок и чашек с блюдцами). Декор этот был всего лишь имитацией (использование акриловых красок, не требующих обжига), но получились совершенно уникальные предметы для украшения интерьера и опыт работы с декорированием объемных предметов.
Интересно было декорировать стеклянные вазы, вазы были необычной формы и в этом была сложность, надо было либо подчеркнуть эту форму декором, либо разрушить эту форму декором. Использовались различные способы и техники декора.
Еще одна работа, которую хочется отметить, это коллективная работа, которая выполнялась двумя группами, ребятами шести – семи лет и ребятами восьми – десяти лет. Родители одной моей ученицы, увидев как дети увлечены росписью по стеклу, принесли в студию огромную «бывшую» стеклянную полку, полка была длинной и я вспомнила трамвай, я уже точно знала, что это будет то самое трамвайное стекло с морозными узорами. Детям помладше я предложила нарисовать на кусках картона вид из окна трамвая, автобуса, машины, кто на чем приезжает, получились очень красивые виды, мы их соединили в одну работу. А ребята постарше, у них лучше получалось работать контурами по стеклу, расписали «бывшую полку» морозными узорами (каждый свой кусочек). Полка моментально превратилась в окно трамвая. Осталось соединить две эти работы. Необычность этой работы заключалась в том, что были использованы различные техники и материалы, а также в работе участвовали все ребята.
Детям нравится все новое и интересное, они не боятся экспериментировать, и очень любят украшать окружающий их мир. Даже когда они рисуют совершенно обычные картинки на маленьких листах бумаги карандашами, они спрашивают – красиво?
Эпилог
Очень хочется верить, что искусство декорирования (украшения) различных окружающих нас предметов, которое когда-то покорило меня, будет интересно и полезно ребятам, которые познакомились с ним лишь немного. У нас впереди еще много экспериментов, проб и освоения новых художественных материалов и техник, и обязательно будут интересные работы и идеи, в том числе и на стекле.
Знакомство с новыми техниками и технологиями, опыт и навыки, приобретенные на занятиях, посвященных росписи по стеклу.
Гросу Виктория
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер - класса по программе "Художественная роспись" для обучающихся 7-10 лет "Роспись браслета в технике " Хохломская роспись"
Конспект мастер - класса содержит технологическую карту поэтапного выполнения элементов росписи для детей без специальных наыков . Предполагается обучение детей простым элементам Хох...
Мастер-класс. Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись
Тема мастер-класса "Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись" рассчитана для обучающихся 7 класса, входит в раздел "Декоративно-прикладное искусство". Урок усвоения...
Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись ". Сувенир. Роспись по дереву.
Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись "Сувенир. Роспись по дереву....
Презентация работ учащихся творческого объединения «Художественная роспись», освоивших дополнительную образовательную программу «Художественная роспись»
Презентация работ учащихся творческого объединения «Художественная роспись», освоившие дополнительную образовательную программу «Художественная роспись», автор программы и руководитель творческих раб...
Конспект занятия "Роспись кухонной утвари. Петриковская роспись"
Знакомство учащихся с петриковской росписью....
Презентация "Роспись кухонной утвари. Петриковская роспись"
Презентация к занятию "Роспись кухонной утвари"...
Занятие-путешествие "Роспись по дереву. Урало - сибирская роспись"
Занятие-путешествие "Роспись по дереву. Урало - сибирская роспись"...