Поурочные планы 4 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Слабая Наталья Игоревна

Поурочные планы 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_4_klass_pourochnye.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Дата:

Тема урока: 1. «Мой Казахстан».

Цель урока: изображение пейзажа по наблюдениям

Оборудование урока: 

Для учителя: репродукции картин казахстанских художников, фотографии пейзажей, таблицы «Цветоведение» и «Перспектива».

Для учащихся: художественные материалы - альбомные листы, простые карандаши, ластик, акварель, кисти, баночки для воды.

Этапы урока

1. Орг. Момент.

2. Объяснение новой темы.

3. Практическая часть.

4. Домашнее задание.

5. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов урока.

                                                                          Задачи

  1. формировать у учащихся художественно-графические умения применять выразительные возможности приемов      акварельной живописи;
  2. развивать умение сочетать в композиции главные и дополнительные элементы пейзажа;
  3. воспитывать у детей чувство патриотизма, любви и бережного отношения к родной природе.

                                                               

Ход урока.

1. Урок начинается с организационного момента. Учащиеся знакомятся с темой и целью урока, а также готовят необходимые принадлежности.

2. Объяснение новой темы с использованием наглядных пособий.

В ходе обсуждения с учащимися фотографий и репродукций, изображающих природу Казахстана, предложите ребятам поделиться впечатлениями о природе родного края, о пейзажах, которые они наблюдали во время прогулок или загородных поездок. На данном уроке ребятам предстоит не только любоваться пейзажами, но и самим изображать пейзаж, используя свои наблюдения и воспоминания.

Напоминаем учащимся, что картины, на которых изображена природа, называются пейзажами.

Анализируя репродукции картин, помещенных в учебнике, совместно с учениками определяем этапы работы над будущим рисунком.

Первый этап - наблюдение природы. Художник не перерисовывает все увиденное, а продумывает, анализирует и выбирает самый яркий и выразительный пейзаж, т. е. работает над композицией.

Второй этап - наблюдение за цветом в природе. Чем лучше художник с помощью цвета сможет передать состояние природы, тем убедительней получится пейзаж.

Третий этап — работа над рисунком пейзажа. Соединяя свои наблюдения природы и знания законов композиции, перспективы, цветоведе-и и ч, светотени, художник и создает свое произведение.

Предложите ребятам изобразить природу родного края.

Приемами устного рисования ученики определяют композицию своего рисунка.

Используя таблицу, напоминаем ребятам правила воздушной перспективы: дальние объекты изображаем светлее, ближние - насыщеннее. А также учимся использовать правила цветоведения: холодные цвета отдаляют объекты, а теплые - приближают их.

Напоминаем: для того, чтобы изобразить пейзаж разноплановым, необходимо разместить объекты, которые находятся близко, в нижней части листа, ближе к зрителю. Это передний план. Изображаем ближние предметы крупно, ярко, с прорисовкой мелких деталей. Другие объекты мы нарисуем чуть дальше, т. е. выше на листе. Они будут чуть меньше -это средний план. И, наконец, изобразим предметы, которые находятся вдали, в верхней части листа. Это дальний план.

На уроке учащиеся продолжают осваивать приемы работы акварелью. Акварельные краски помогут передать и насыщенность зелени, и прозрачность неба, а также теплый солнечный свет и холодные тени.

Подводя итоги, анализируем детские работы, отмечая, как средствами цвета учащиеся передают пространство и глубину в пейзаже, а также освещение.

         

3. Практическая часть (учащиеся используя акварель рисуют композиционное произведение на тему «Мой Казахстан» на листе формата А4).

4. Задание на дом: закончить работу

5. Закрепление.

6.  Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки и отмечаются самые активные и успешные дети данного урока.

Класс: 4

Дата:

Тема урока: 2. «Осенний букет».

Цель урока: углубление представлений учащихся об изобразительных и выразительных возможностях композиции и цвета.

Оборудование урока: 

Дляучителя: Репродукции натюрмортов; несложный постановочный натюрморт с осенними листьями, фруктами, овощами, таблица «Этапы рисования натюрморта».

Для учащихся: Осенние листья, фрукты, овощи, альбомные листы, гуашь, простые карандаши, ластик, кисти, баночка для воды.

Этапы урока

1. Орг. Момент.

2. Объяснение новой темы.

3. Практическая часть.

4. Домашнее задание.

5. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов урока.

                                                                          Задачи

- дать четвероклассникам элементарные представления о светотени; формировать у учащихся художественно-графические умения;

развивать у учащихся знание законов композиции, развивать у детей потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи настроения;

содействовать формированию эстетического отношения к действительности и искусству.

Ход урока.

1. Урок начинается с организационного момента. Учащиеся знакомятся с темой и целью урока, а также готовят необходимые принадлежности.

2. Для того чтобы создать соответствующее эмоциональное состояние, беседуем с учениками о красках осени. Предлагаем ребятам понаблюдать, как прекрасны насыщенные краски осенних листьев, а осенние цветы и плоды радуют своим разноцветьем. Все это будет темой для яркого осеннего натюрморта.

Напоминаем учащимся, что натюрморт (переводится как «застывшая, замершая природа») - это группа неодушевленных предметов, объединенных в единую композицию по смыслу.

Предложите учащимся самим составить натюрморт. Объясняем этапы его составления:

  1. предметы натюрморта должны быть тематически объединены. Ведь странно, если среди осенних цветов и фруктов вдруг окажется, например, футбольный мяч.
  2. композиция натюрморта должна выглядеть естественно. Не стоит раскладывать предметы натюрморта в ряд, словно на витрине магазина.
  3. расположение предметов, в целом, должно представлять собой группу гармонично сочетающихся по смыслу, размеру и цвету предметов.
  4. цвет в натюрморте гоже играет свою роль. Цвета предметов не могут существовать сами по себе. Они должны быть подчинены общему тону и цвету. Внимательно рассматривая натюрморт, можно без труда определить, какие предметы темнее, а какие светлее и как перекликаются цвета предметов.

Просим учащихся нарисовать составленный натюрморт Во время индивидуальной работы с детьми можно дать следующие рекомендации:

  1. очень важна правильная компоновка рисунка на листе;
  2. выполнение рисунка начинается с определения композиции. Рисунок должен быть выполнен тонкими линиями, чтобы они не просвечивали сквозь красочный слой;

  1. при рисовании не стоит увлекаться мелкими деталями, это раздробит работу;
  2. используем в своей работе яркие, но не кричащие цвета, рисунок должен быть гармоничным.

При подведении итогов ребята сами могут отметить самые яркие, правдивые, убедительные работы.

3. Практическая часть (учащиеся используя акварель рисуют композиционное произведение на тему «Осенний букет» на листе формата А4).

4. Задание на дом: эскизы листочков

5. Закрепление.

6. Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки и отмечаются самые активные и успешные дети данного урока.

Класс: 4

Дата:

Тема урока: 3 - 4. «Юрта».

Цель урока: ознакомление учащихся с национальной архитектурой.

Оборудование урока: 

Для учителя: наглядный материал - фотографии и рисунки юрты, репродукции с изображением орнаментальных рельефов, образцы рельефа с изображением юрты.

Для учащихся: листы картона, глина, стеки, клеенка-подложка или специальная дощечка для работы с пластилином.

Этапы урока

1. Орг. Момент.

2. Объяснение новой темы.

3. Практическая часть.

4. Домашнее задание.

5. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов урока.

                                                                          Задачи

  1. объяснить декоративные приемы в работе с глиной, закрепить понятия «стилизация», совершенствовать скульптурные навыки и умения.
  2. развивать навыки и умения в лепке, развивать внимание и наблюдательность, моторику рук;

воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к народному искусству.

Ход урока.

1. Урок начинается с организационного момента. Учащиеся знакомятся с темой и целью урока, а также готовят необходимые принадлежности.

2. В начале урока предлагаем ученикам рассмотреть репродукции картин, фотографии с изображением юрты. Просим их рассказать, что они знают о юрте. Затем следует познакомить детей с историей и особенностями строения юрты -традиционного жилища казахского народа.

Справка для учителя

Юрта — одно из великих изобретений кочевников, идеальная сборно-разборная конструкция их жилища. Во все времена юрта служила практичным и удобным жильем. Воспринимавший природу как естественное .жилище кочевник создавал свой собственный дом по природным законам. Отшлифовывая мастерство и обогащаясь опытом предков, он сделал свое жилище мобильным и легким при сборке и разборке. С помощью одного верблюда и двух лошадей вся конструкция юрты, ее убранство и предметы обихода легко перевозились с места на место. В ее строении сполна отразился динамизм кочевой жизни. Юрта сохраняет прохладу воздуха в жаркие летние дни, оберегает от пронзительных холодных ветров зимой, не промокает от потоков осенних дождей.

Практически все виды традиционных ремесел казахов, возникших испокон века, задействованы в обстановке и декоре внутреннего убранства юрты. Здесь соревнуются друг с другом красочное многоцветьеорнаментальных узоров, фактурное и пластическое богатство резьбы по дереву, вышивки войлочных ковров, чневых циновок, изделии из кожи и металла. Тем самым создается неповторимая полифония цвета и линий казахского жилища. Растительные узоры текеметов - постилочных войлочных ковров, абстрактные, космогонические орнаменты баскуров - тканых узорных лент, опоясывающих по внутреннему периметру юрту, украшенная замысловатой резьбой и инкрустацией мебель отражают представления казаха-кочевника об устройстве и красоте мира, в котором он .живет. Здесь оживают отголоски языческих культов солнца и неба, небесных светил, представления о цикличной смене времен, узнаваемой в обобщенных символах орнамента растительного и животного мира степи.

Неповторимый облик этого жилища, созданного из войлока и гибкого прута, стал сегодня для каждого казахстаща емким символом Родины. Верхняя часть юрты — шанырак — нашла свое отражение в государственной символике. Шанырак во все времена олицетворял продолжение рода, покровительство ушедших, но дорогих сердцу предков, благосклонность небесных светил. Он отражал представления человека о жизни и мироздании, о преемственности поколений и единстве времен.

Объявляем тему урока. Объясняем учащимся, что выполнять нашу работу «Юрта» мы будем в технике декоративного рельефа.

Демонстрируем образец рельефа и обращаем внимание учащихся на уже знакомые им приемы стилизации и обобщения.

Демонстрация образца декоративного рельефа поможет ребятам понять его особенности и возможности технологии его выполнения. В нем большое значение имеют объем и фактура.

Напоминаем учащимся, что рельеф - это вид скульптуры. Изображение на рельефе располагается на плоскости и является полуобъемным.

Показываем учащимся последовательность выполнения работы:

-        Подготовим фон нашего рельефа - раскатываем и формируем ос-
нову-плинт из куска глины.

- Разминаем и раскатываем в пластины (толщина 3-5 мм) куски глины на подложке или дощечке.

  1. Острым концом стеки на пластинах намечаем рисунок юрты и вырезаем его по намеченному рисунку.
  2. Слегка смачиваем основание-плинт водой.

- Перенесем и прикрепим, плотно прижимая, нашу юрту на фон-основание, стекой прорисуем детали и украшения-орнаменты.

Во время индивидуальной работы помогаем ребятам:

  1. правильно работать с глиной;
  2. экономично использовать материал;
  3. правильно разместить и закрепить детали на основании.

В конце урока можно выставить на столах все детские работы, это поможет учащимся сравнить и оценить их.

3. Практическая часть (учащиеся используя акварель рисуют «Юрту» на листе формата А4).

4. Задание на дом: закончить

5. Закрепление.

6. Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки и отмечаются самые активные и успешные дети данного урока.

                                       

Класс: 4

Дата:

Тема урока: 5. «Орнамент».

Цель урока: закрепление знаний об орнаменте

Оборудование урока: 

Для учителя: фотографии или слайды произведений прикладного искусства, украшенных орнаментом, методические таблицы «Цветовой круг», «Виды орнамента», «Типы орнамента».

Для учащихся: альбомные листы, карандаш, ластик, цветная бумага, ножницы, клей.

Этапы урока

1. Орг. Момент.

2. Объяснение новой темы.

3. Практическая часть.

4. Домашнее задание.

5. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов урока.

                                                                          Задачи

  1. продолжить знакомство с орнаментом, активизировать творческое воображение;
  2. развивать графические умения в передаче декоративных мотивов, способствовать развитию художественного           вкуса;
  3. воспитывать у детей чувство патриотизма, любви и бережного отношения к народному искусству.

Ход урока.

1. Урок начинается с организационного момента. Учащиеся знакомятся с темой и целью урока, а также готовят необходимые принадлежности.

2. Продолжаем знакомство с орнаментом.

Рассматривая с учащимися фотографии и предметы быта, украшенные орнаментом, поясняем, что декоративно-прикладное искусство - это искусство народное. А народ не просто создает предметы быта и находит им нужную форму и выражение, но еще и стремится сохранить для потомков найденную в этих вещах красоту и передать ее нам по наследству. Во все времена народные мастера стремились сделать вещи и полезными и красивыми. Украшая предметы быта, народные художники придумали огромное количество декоративных узоров - орнаментов.

Напоминаем, что орнамент - это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, который в далеком прошлом нес в себе глубокий символический и магический смысл, знаковость. Это было еще в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15- 10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира, например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т.д. Но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась:

украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент», с латинского «ornamentum», означает «украшение».

Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия. Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно-образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражаются характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, в которую он возник.

Источником создания орнаментов всегда была природа. Растения, животные, птицы, рыбы, камни, вода, облака - весь окружающий мир дарит человеку бесконечное множество орнаментальных форм.

Орнамент состоит из одного или нескольких декоративных элементов. Различные сочетания этих элементов создают три основные формы орнамента - замкнутый, ленточный, сетчатый.

Замкнутый орнамент - его элементы сгруппированы так, что создают замкнутое движение (орнаменты в круге, квадрате, треугольнике, многоугольнике и т. д.).

Ленточный орнамент - в нем декоративные элементы создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту.

Сетчатый орнамент - это орнамент, в котором элементы, повторяясь, образуют сетку.

В организации самостоятельной работы детей над эскизами важная роль принадлежит таблице цветового круга.

Учащиеся уже хорошо знакомы с основными и дополнительными цветами, научились понимать гармоническое сочетание этих цветов. Следует продолжать развивать чувство цвета. Обращаем внимание ребят на группы теплых и холодных цветов, на их сочетание для получения выразительной по цвету композиции. Умелое использование сочетания этих цветов поможет учащимся сделать свои работы яркими и выразительными.

Предложите учащимся на основе образцов орнаментов самостоятельно создать свою орнаментальную композицию.

Во время индивидуальной работы с детьми можно дать следующие рекомендации:

  1. При рисовании орнамента необходимо правильно расположить изображение на листе.
  2. Рисовать элементы орнамента следует, соблюдая оси симметрии.
  3. Раскрашивая элементы орнамента, следует помнить об общей цветовой гармонии рисунка.

При подведении итогов на классной доске оформляем выставку из детских работ, и у учащихся появится возможность сравнить свою работу с работами одноклассников.

3. Практическая часть (учащиеся используя цветную бумагу оформляют тарелку «орнаментом» на листе формата А4).

4. Задание на дом: закончить работу

5. Закрепление.

6. Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки и отмечаются самые активные и успешные дети данного урока.

Класс: 4

Дата:

Тема урока: 6. «Искусство шрифта».

Цель урока: ознакомление с одним из видов графического искусства -шрифтом.

Оборудование урока: Для учителя: различные образцы шрифтов.

Для учащихся: альбомные листы, простые карандаши, ластик, черная гелевая ручка.

Этапы урока

1. Орг. Момент.

2. Объяснение новой темы.

3. Практическая часть.

4. Домашнее задание.

5. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов урока.

                                                                          Задачи

  1. закрепить знания об искусстве шрифта; активизировать творческое воображение;
  2. развивать графические умения и навыки: работа с линией, штрихом, пятном;
  3. содействовать формированию эстетического отношения учащихся к действительности и искусству графики.

Ход урока.

1. Урок начинается с организационного момента. Учащиеся знакомятся с темой и целью урока, а также готовят необходимые принадлежности.

2. Рассматривая с учащимися образцы шрифтов (лучше брать крупные, увеличенные изображения), познакомьте их с историей шрифта, назовите различные виды шрифтов (рукописный, рисованный, гравированный, типографский) и продемонстрируйте их.

Анализируя текст, мы можем говорить о его композиции, пропорциях, ритме, цветовом решении, образной выразительности - обо всех тех особенностях, которые характерны для художественного произведения. Объясняем, что шрифт не просто обозначает алфавитную систему письма, но является одним из графических искусств. Многие поколения художников работали над созданием рисунков шрифтов. Благодаря их кропотливому труду, творчеству каждый шрифт имеет свой неповторимый художественный образ. Построения букв, сочетания их в слова, а слов в строчки, композиция всей шрифтовой надписи - для этого требуются не только умения и навыки, но и художественный вкус.

Слово «графика» происходит от греческого «графо», что по-русски значит «пишу», «рисую». Само это название показывает, как много общего между письмом и рисунком. Художник рисует на бумаге тем же самым, чем пишет, пером, карандашом. Более того, основным выразительным средством графики является не живописное богатство цвета, а линия, штрих. Основу шрифта составляет писание; характер каждого рисунка шрифта зависит от инструмента, при помощи которого он выполняется; каждая техника исполнения более всего соответствует какому-либо определенному стилю шрифта.

С этой точки зрения интересно рассмотреть художественные возможности, которыми обладает шрифт. На первый взгляд может показаться, что шрифт должен просто-напросто фиксировать определенный текст и передавать его смысл. Разумеется, главная цель любой надписи состоит в том, чтобы сообщать людям заключенный в ее словах смысл, но наряду с этим на нас воздействует и пластический и цветовой облик надписи. В этом легко убедиться, внимательно вглядываясь в об-ложки и титульные листы книг, в рекламные плакаты, в произведения промышленной графики и т.п. Надписи, которые мы в них находим, представляют собой своеобразные орнаментальные построения, в которых в определенном порядке чередуются геометрические «мотивы» — значки букв.

Поэтому начертание каждой буквы, ее «рисунок» и способ композиционно-ритмического объединения букв в слове и слов в строке обладают эмоциональной выразительностью, сходной с той, какую мы наблюдали в геометрическом орнаменте. Не случайно в старину, и на Руси и особенно широко на Востоке, орнаментальный декор в архитектуре и посуде так часто строился на шрифтовой основе, а в рукописных книгах средневековья весь текст рисовался обычно как орнаментальный узор.

У наших предков были серьезные основания рассматривать каллиграфию как вид искусства, и вытеснение рукописи книгопечатанием не могло уничтожить тех возможностей эмоциональной выразительности, которые заключены в графическом обозначении на бумаге человеческих мыслей. Эти возможности продолжают использоваться потому, что часто возникает потребность в том, чтобы читатель не только понял смысл надписи, но и почувствовал ее «эмоциональный ореол».

В самом деле, в зависимости от одного только начертания букв то oice самое слово может производить совершенно различные эмоциональные впечатления. Но это только один способ получения необходимой выразительности шрифта. Дополнительные возможности предоставляет тут художнику многообразие композиционных сочетаний букв в слове: они могут строиться точно в ряд, как солдаты в строю, могут весело пританцовывать, ломая строй и образуя игривый хоровод, а могут тесно и опасливо жаться друг к дружке, нерасторжимо спаиваясь в слове.

Выразительные возможности шрифта обогащаются использованием цвета: один и тот же текст будет по-разному восприниматься, если он написан черными буквами на белом фоне или красными на черном фоне; если все составляющие его буквы одного цвета или разных цветов.

Огромное значение имеет, помимо всего сказанного, и отношение размера надписи к площади листа и ее расположение на нем точно в центре, вверху или внизу, строго горизонтально, диагонально и т.д. Искусство оформления книги дает много примеров разнообразного применения всех этих средств.

Предложите ребятам выполнить свой рисованный шрифт — нарисовать буквы в виде животного или какого-либо предмета.

Демонстрируем на доске последовательность рисования шрифта - сначала продумаем, как разместить объект на листе бумаги (вертикально или горизонтально), затем легонько простым карандашом строим общий абрис поначалу в виде простых геометрических форм - треугольники, круги, квадраты. Найдя и точно вымерив расположение, симметричность и взаимоотношение крупных форм, переходим к изображению букв, вписывая их в нужный нам объем.

Затем переходим к рисованию гелевой ручкой. Объясните учащимся, что в рисунках необходимо избегать обилия черноты, оставляя ее лишь в нескольких «особо черных» местах (пятно). Контур изображения (линия) может менять толщину, некоторые участки лучше «притенить» штрихом.

При подведении итогов отмечаем лучшие работы, наиболее точно и интересно передающие «характер» слова.

3. Практическая часть (учащиеся используя гелевую ручку пишут различные шрифты на листе формата А4).

4. Задание на дом: написать шрифты

5. Закрепление.

6. Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки и отмечаются самые активные и успешные дети данного урока.

Класс: 4

Дата:

Тема урока: 7. «Сказка о животных».

Цель урока: формирование представления об особенностях работы над изображением в объеме, различными скульптурными материалами (камень, глина, дерево, пластилин, стекло, фарфор, металл, бетон).

Оборудование урока: 

Для учителя: репродукции работ художников-анималистов, фотографии и скульптурки животных, игрушки, изображающие животных.

Для учащихся: дощечка-подставка, пластилин, стеки, тряпка, банка с водой.

Этапы урока

1. Орг. Момент.

2. Объяснение новой темы.

3. Практическая часть.

4. Домашнее задание.

5. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов урока.

                                                                          Задачи

-  познакомить с работой художника-скульптора, научить составлять композицию, выдерживать пропорции скульптуры;

- развивать творческие способности, художественную культуру; развивать наблюдательность и внимание к природе;

- содействовать формированию эстетического отношения к действительности и искусству.                                                             

Ход урока.

1. Урок начинается с организационного момента. Учащиеся знакомятся с темой и целью урока, а также готовят необходимые принадлежности.

2. На этом уроке мы продолжаем разговор о скульптуре. Латинское слово «sculptura» означает «вырезать», «высекать», «ваять». Скульптура имеет объем и форму, эти произведения можно рассмотреть со всех сторон (исключением является рельеф - полуобъемное скульптурное изображение). Скульптор вырезает, высекает, выпиливает свое произведение из твердого материала (дерева, камня) или ваяет из более мягкого и податливого (глины, пластилина). Произведение скульптора создается путем удаления лишней массы или наоборот — путем прибавления, наращивания массы, либо способом отливки (металл). Скульптура иногда бывает окрашенной или тонированной (из гипса, дерева, металла).

Попросите учащихся привести примеры материалов, которые может использовать скульптор. (Камень, дерево, металл, бетон, стекло, глина, гипс, пластмасса, пластилин и пр.)

Объявите тему урока.

Предложите ученикам рассказать о своих любимых домашних животных, о том, как они выглядят, какой у них характер, какие повадки.

Лепить из пластилина мы будем двухфигурную композицию — круглую скульптуру, состоящую из двух персонажей.

Начинать работу нужно с композиции. Наша скульптура не механически поставленные рядом фигуры, а связанная группа. Значит всё - и движения и жесты должны быть подчинены главной идее скульптуры.

Этапы работы над скульптурой:

Начинаем лепку с определения размера изображения и объемного построения обобщенных форм. Первоначальный объем делают несколько меньше, чтобы постепенно наращивать форму кусочками пластилина.

Уточняем объем выявлением общего и характерного, пропорциональных отношений.

Далее от общего переходим к определению деталей, от главного - к второстепенному. В процессе лепки все время нужно видеть целое, чтобы понять, какую же его часть составляет та или иная деталь.

Последняя стадия лепки композиции - детальная проработка всего объема. Делают это стекой, тщательно «рисуя» тут же слегка приглаживая поверхность объемной формы.

Индивидуальная работа с учащимися. Анализ общих ошибок (с помощью работ учащихся, схем и таблиц на доске, пояснений и устного анализа). Уточнение формы, движения.

Подводим итоги. При этом основные требования к работам следующие: правильное соблюдение пропорций; точная передача движения; тщательная работа над мелкими деталями; общая выразительность и завершенность.

         

3. Практическая часть (учащиеся используя  пластилин лепят композиционное произведение на тему «Сказка о животных»).

4. Задание на дом: закончить работу

5. Закрепление.

6.  Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки и отмечаются самые активные и успешные дети данного урока.

Класс: 4

Дата:

Тема урока: 8-9. «Натюрморт».

Цель урока: формирование чувства композиции; чувства восприятия и передачи пропорций.

Оборудование урока: 

Для учителя: наглядный материал - несложный постановочный натюрморт, таблицы «Линейная перспектива», «Светотень», рисунки и репродукции графических натюрмортов.

Для учащихся: альбомные листы, простые карандаши, ластик.

Этапы урока

1. Орг. Момент.

2. Объяснение новой темы.

3. Практическая часть.

4. Домашнее задание.

5. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов урока.

                                                                          Задачи

- углублять знания линейной перспективы;
- развивать графические умения и навыки;

- содействовать формированию эстетического отношения к действительности и искусству.

Ход урока.

1. Урок начинается с организационного момента. Учащиеся знакомятся с темой и целью урока, а также готовят необходимые принадлежности.

2. В начале урока составим натюрморт из нескольких несложных предметов (например, кувшин или простая ваза и несколько яблок). Демонстрируем учащимся, как нужно сгруппировать предметы так, чтобы их форма четко воспринималась со всех сторон.

Объясните учащимся, что на уроке им предстоит рисовать натюрморт с натуры. Рассматриваем вместе с детьми постановочный натюрморт. Поясняем, что прежде чем рисовать сложные предметы, необходимо понять, как рисовать простые. Поэтому демонстрируем на доске последовательность рисования натюрморта, подробно описывая каждый

этап. Рисуя натюрморт, мы показываем, как передавать положение предметов в пространстве, их пропорции и форму. Объясняем также, пользуясь таблицей «Линейная перспектива», правила применения линейной перспективы. Необходимо наглядно показать учащимся, как изменяется форма объекта по мере удаления его от зрителя.

Особое внимание уделяем светотени. Совместно с учащимися определяем самый светлый участок на предметах (блик), полутени, падающие и собственные тени предметов.

Этапы рисования с натуры:

Определяем соотношение высоты и ширины всей группы предметов в целом. Легкими линиями намечаем нижний край изображения и верхний. Потом определяем ширину натюрморта относительно высоты. Обозначаем левый и правый края рисунка.

Намечаем основание каждого предмета, а затем определяем его пропорции. Для того чтобы упростить процесс работы, сложные объекты «разбиваем» на составляющие их геометрические фигуры.

Строим линейный рисунок - тонкими линиями прорисовываем предметы. Не забываем обозначить их ось симметрии.

Объясняем правила рисования круга в перспективе.

Намечаем плоскость, на которой стоят предметы, и границы падающих теней. Уточняем перспективные сокращения.

Сравниваем рисунок с натурой и уточняем расположение предметов, а также очертания круглых форм в перспективе.

Определяем самое светлое и самое темное место на рисунке, обозначаем тени и полутени. При тональном выполнении рисунка сначала заштриховываются теневые места, а затем освещенные (не забудьте продемонстрировать приемы штриховки). Чтобы выявить пространственное положение предметов, ближний предмет нужно прорисовать четче, чем отдаленный.

В ходе выполнения самостоятельной работы следует напомнить учащимся, что им необходимо соблюдать правильную последовательность работы, а также не забывать о правильном композиционном размещении рисунка на альбомном листе. Напоминаем детям о возможностях тона при передаче объема объектов.

При подведении итогов отмечаем лучшие работы, наиболее точно передающие натуру.

3. Практическая часть (учащиеся используя акварель рисуют «Натюрморт» на листе формата А4).

4. Задание на дом: закончить работу

5. Закрепление.

6.  Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки и отмечаются самые активные и успешные дети данного урока.

Класс: 4

Дата:

Тема урока: 10. «Пейзаж».

Цель урока: знакомство с различными видами пейзажа, формирование живописных навыков и умений.

Оборудование урока: 

Для учителя: наглядный материал – фотографии природы, репродукции различных видов природы.

Для учащихся: альбомные листы, простые карандаши, ластик, акварель.

Этапы урока

1. Орг. Момент.

2. Объяснение новой темы.

3. Практическая часть.

4. Домашнее задание.

5. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов урока.

                                                                          Задачи

- продолжить работу над картинами природы;

- развивать внимание и наблюдательность; развивать любовь к природе и эстетическое отношение к действительности;

- содействовать формированию эстетического отношения к действительности и искусству.

Ход урока.

1. Урок начинается с организационного момента. Учащиеся знакомятся с темой и целью урока, а также готовят необходимые принадлежности.

2. Учащиеся вспоминают, как называются картины, на которых изображена природа (пейзаж). Рассматриваем с детьми репродукции с различными видами пейзажа.

Сельский пейзаж отображает поэзию деревенской жизни и ее естественную связь с окружающей природой.

Городской пейзаж отличается видами построенной руками человека пространственной среды, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

В парковом пейзаже изображаются уголки природы, созданные для отдыха людей. Эта природа оказывается то геометрически строгой, то со свободной планировкой и гармоничным сочетанием природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.

Морской пейзаж (марина) рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии.

Архитектурный пейзаж похож на городской. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник выделяет изображение памятников архитектуры на фоне природы.

В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека – созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий.

По мимо сюжета художнику очень важно передать и состояние, и настроение в пейзаже. Ведь у природы, так же как и у человека, может быть разное настроение. Она может быть радостной, грустной, печальной, грозной, спокойной. Просто надо научиться видеть и понимать красоту природы в любом ее состоянии.

Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, состояния воздуха может меняться. Всякое состояние природы может передать живопись с помощью красок. Используя цвет, цветовые сочетания, гармонию холодных и теплых тонов.

Во время работы с учащимися напоминаем им:

- Сюжет пейзажа должен отображать настроение.

- Недостаточно использовать в рисунке только теплые и холодные, большую роль может сыграть оттенки.

-  

3. Практическая часть (учащиеся используя акварель рисуют «Пейзаж городской » на листе формата А4).

4. Задание на дом: закончить работу

5. Закрепление.

6.  Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки и отмечаются самые активные и успешные дети данного урока.

Класс: 4

Дата:

Тема урока: 17-18. «Мой класс».

Цель урока: ознакомление учащихся с жанром сюжетной картины.

Оборудование урока: 

Для учителя: наглядный материал – репродукции сюжетных картин.

Для учащихся: альбомные листы, простые карандаши, ластик, акварель, гуашь.

Этапы урока

1. Орг. Момент.

2. Объяснение новой темы.

3. Практическая часть.

4. Домашнее задание.

5. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов урока.

                                                                          Задачи

- формировать графические навыки и умения рисования сложной композиции;

- развивать внимание и наблюдательность;

- содействовать формированию эстетического отношения к действительности и искусству.

Ход урока.

1. Урок начинается с организационного момента. Учащиеся знакомятся с темой и целью урока, а также готовят необходимые принадлежности.

2. На доске оформим выставку из репродукций различных сюжетных картин. Используем разные их виды, чтобы у учеников формировался правильный образ сюжетной картины.

Дать обучающимся возможность внимательно рассмотреть репродукции картин, затем попросить рассказать о том, что они увидели.

Определяем понятие «сюжетная композиция» и рассмотрим ее виды.

Сюжетная картина – это художественное изображение сцен жизни людей и окружающей их действительности.

Бытовая картина – рассказывает об обычной повседневной жизни людей, их нравах и обычаях.

Историческая картина – изображает реальные исторические события и исторических персонажей.

Батальная картина – это изображение военных битв и сражений.

Композиция сюжетной картины определяется ее замыслом, той или иной идеей, которая волнует автора. Когда найдена тема, художник начинает работу по изучению исторического, документального, портретного или пейзажного материала. В результате изучения такого материала в творческом воображении рождается сюжет картины.

Объяснение ребятам задания – нарисовать сюжетную картину на тему «Мой класс».

Сначала необходимо предложить ученикам определить сюжет своего будущего рисунка. Чтобы ученики поняли, кА это делается, можно провести небольшой практикум по словесному рисованию. После этого, как определен сюжет, ребята приступают к рисованию.

- Работа начинается с карандашного наброска.

- Напоминаем о композиции: о том, как лучше разместить рисунок на листе. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким, основной сюжет лучше расположить в центре листа.

- Для передачи сюжета вовсе не обязательно рисовать большое количество персонажей, достаточно двух – трех.

- В наброске выполняется только самое основное, детали можно будет дополнить красками.

- После того как карандашный набросок будет закончен, можно приступать к работе красками.

3. Практическая часть (учащиеся используя акварель рисуют «Мо класс » на листе формата А4).

4. Задание на дом: закончить работу

5. Закрепление.

6.  Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки и отмечаются самые активные и успешные дети данного урока.

Класс: 4

Дата:

Тема урока: 23. «Архитектурные зарисовки».

Цель урока: построение линейного рисунка

Оборудование урока: 

Для учителя: наглядный материал – рисунки и фотографии зданий, таблица «Линейная перспектива».

Для учащихся: альбомные листы, простые карандаши, ластик,

Этапы урока

1. Орг. Момент.

2. Объяснение новой темы.

3. Практическая часть.

4. Домашнее задание.

5. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов урока.

                                                                          Задачи

- закрепить графические навыки и умения выполнения архитектурных зарисовок

- развивать внимательности и наблюдательность

- воспитывать эстетическое отношение к действительности

                                                               

Ход урока.

1. организационный момент.

Учащиеся знакомятся с темой и целью урока, а также готовят необходимые принадлежности.

2. Урок можно провести на пленэре либо перед уроком организовать небольшую прогулку вокруг школы, во время которой предложить ребятам рассмотреть окружающие школу здания.

Возвратившись в класс, ребята могут поделиться своими впечатлениями. Напоминаем обучающимся, что архитектура  - это искусство проектировать и строить здания и другие сооружения, необходимые людям для их жизни и деятельности, в соответствии назначением, современными техническими возможностями и понятиями общества о красоте.

Вместе с учащимися вспоминаем тему «Рисование геометрических тел» и просим их ответить на вопросы: какую форму имеет здание, какое геометрическое тело оно напоминает? Затем обращаем внимание на детали здания. Выясняем, какие здесь встречаются знакомые геометрические тела.

Прежде чем приступить к рисованию, рассмотрим правила линейной перспективы для рисования больших объектов. Все предметы зрительно уменьшаются по мере удаления их от нас, наблюдателей. Так природа устроила наше зрение, чтобы мы лучше ориентировались в пространстве. Поэтому, чтобы изобразить изменения формы здания в пространстве, дальний угол здания мы будем изображать чуть ниже, чем ближний.

Следует обязательно продемонстрировать последовательность рисования здания на доске:

-  используем в работе простой карандаш

- определяем соотношение высоты и ширины здания.

- намечаем плоскость где расположено здание

- изображаем окружающий пейзаж

         

3. Практическая часть (учащиеся используя простой карандаш рисуют композиционное произведение на тему «Архитектура» на листе формата А4).

4. Задание на дом: закончить работу

5. Закрепление.

6.  Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки и отмечаются самые активные и успешные дети данного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы по технологии (девочки) 6 класс

Планы составлены по программе СимоненкоВ.Д....

Поурочные планы по технологии (девочки) 8 класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой

ПОУРОЧНЫЕ  ПЛАНЫ ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ В  10  КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И. Власенкова и Л.М.    Рыбченковой   ...

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И.ВЛАСЕНКОВА и Л.М.РЫБЧЕНКОВОЙ

ПОУРОЧНЫЕ       ПЛАНЫ ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ В  11  КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И.ВЛАСЕНКОВА    и Л.М.РЫБЧЕНКОВОЙ...

Поурочный план урока по теме "Атмосферное давление" 7 класс

Представлен полный поурочный план по теме "Атмосферное давление" на татарском языке. Урок этот интересен тем,что ученики сами делают опыты, объясняют физичесие явления опираясь на свои знания, проходи...

Поурочные планы по обществознанию 11 класс. Кравченко

Поурочные планы по обществознанию 11 класс. Кравченко...

Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология

Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология...