Рабочие программы ( изо)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) по теме
Концепция программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2012.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2012.).
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 35 уроков.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Концепция программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
.
Цель учебного курса: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
- способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Рабочая программа содержит в себе 5 разделов: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы» ,«Тренировочные упражнения», «Декоративное рисование».
Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
- Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти – живопись, рисунок) – 16 часов
- Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники) – 20 часов
- Наблюдение за видимым миром (беседа) – 4 часа
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Задачи учебного курса:
∙ Формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
∙ Обеспечение условий понимания эмоционального смысла визуально-пространственной формы;
∙ Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей в пространственных формах;
∙ Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
∙ Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
∙ Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды;
∙ Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
∙ Овладение средствами художественного изображения;
∙ Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
специфика и уровень подготовки классов изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
специфика работы с интегрированными классом и учащимися ОВЗ 7 вида
Работа с такими детьми происходит дифференцированно с применением следующих методических приемов:
Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Упрощенные задания на дом
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания
- Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упрощенных упражнений
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты.
В шестом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
требования к знаниям и умениям ученика
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в шестом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства к концу учебного года должен
знать/понимать
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве;
- особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;
- центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);
- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;
-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.;
- искусств и памятники родного края;
- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;
- ведущие художественные музеи России и других стран;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашь
уметь
- Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция);
- Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.
- Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;
- Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
- Создать художественный образ в композициях;
- Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;
- Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
Учащиеся должны уметь:
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны:
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;
о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, овыразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
о роли художественной иллюстрации;
о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; ороли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;
об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
В процессе практической работы учащиеся должны:
иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественнопознавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;
иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
уметь анализировать произведения архитектуры;
знать основные этапы развития и истории архитектуры;
уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.
При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:
создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;
использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;
использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки и др.
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока. раздел | часы | Тип урока , формы и виды работ | Формы и методы контроля | Сроки | Примечание | ||||||||||||
1 четверть. Декоративные корни народного искусства. | ||||||||||||||||||
1. | Рисуем отгадки к народным загадкам. | 1ч | Устное народное творчество – основа для произведений изобразительного искусства. Иллюстрированная книга – объёмное произведение искусства. | Иллюстрирование русских народных загадок (рисование | ||||||||||||||
2. | Древние образы в народном искусстве. | 1ч | Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условно-символический характер. | Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня или композицию | ||||||||||||||
3. | Декор русской избы. | 1ч | Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре | Наброски с натуры модели домика. Работа над украшением элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными | ||||||||||||||
4 – 5. | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. | 2ч | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда | 1 вариант: Коллективная работа на тему «В русской избе» (с подмалёвком и аппликацией). 2 вариант: Нарисовать фрагмент интерьера избы
| ||||||||||||||
6. | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1ч | Карельские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. | Вырезание из плотной бумаги или картона выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью. Варианты:
| ||||||||||||||
7. | Образы и мотивы в орнаментах карельской вышивки. | 1ч | Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках | 1 вариант: 2 вариант: Русский народный орнамент в полосе. | ||||||||||||||
8. | Народный праздничный костюм. | 1ч | Красота русского народного костюма, его целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды. Форма | Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов | ||||||||||||||
9. | Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн? | 1ч | Формирование представлений о дизайне интерьера. Познакомить с работой дизайнера.Проект комнаты. | |||||||||||||||
2 четверть. Связь времён в народном искусстве. | ||||||||||||||||||
10. | Древние образы Промыслы нашего края. | 1ч | Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы, цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек. | 1 вариант: 2 вариант: | ||||||||||||||
11. | Богородская деревянная резная игрушка | 1ч | Деревянная резная игрушка | Выполнение эскиза игрушки с элементами движения по мотивам русских сказок, басен И. А. Крылова. | ||||||||||||||
12. | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие пр | 1ч | Слияние промысла | 1 вариант:Вырезание из бумаги форм посуды (тарелка) и украшение их росписью под Гжель (можно аппликацией).2 вариант:Выполнение эскиза изделия под Гжель (часы, подсвечник, сахарница…).3 вариант:Импровизация | ||||||||||||||
13. | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 1ч | Единство формы предмета и его декора в городецком промысле. Птица и конь – главные герои Городца, розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной | Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов. | ||||||||||||||
14. | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1ч | Разнообразие форм подносов | 1 вариант:Выполнение фрагмента жостовской росписи | ||||||||||||||
15. | Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.
| 1ч | «Золотая Хохлома» - роспись | Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи | ||||||||||||||
16 | Керамика Скопина (Рязань), Опошни (Полтава). | 1ч | Превращение обычных предметов в необычные в творчестве народных мастеров – создателей фигурных сосудов. Чудо-сосуды народного гончарного искусства. Художественное единство скульптурного начала и функциональности вещи | Выполнение эскиза | ||||||||||||||
17-18. | Промыслы нашего края. Роспись.. | 1ч | Ручная роспись свободным, кистевым приёмом. Сравнение видов росписи. | Выполнение фрагмента росписи
| ||||||||||||||
19. | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | 1ч | Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту | Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся. | ||||||||||||||
3 четверть. Декор – человек, общество, время. | ||||||||||||||||||
20. | Зачем людям украшения. | 1ч | Социальная функция декоративного искусства | Сообщение новых знаний. | ||||||||||||||
21. | Декор и положение человека | 1ч | Роль декоративного искусства | Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали. Использовать характерные знаки-символы. | ||||||||||||||
22 – 23. | Украшения | 2ч | Роль декоративного искусства | Эскиз сосуда | ||||||||||||||
24. | О чём рассказывают гербы и эмблемы. | 1ч | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие | 1 вариант: Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса. 2 вариант: Изображение герба города и рассказ о его возникновении. 3 вариант: Эскиз фирменного знака современных промышленных изделий. | ||||||||||||||
25-26. | Одежда говорит Декоративное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко). | 2ч | Строгая регламентация в одежде людей разных сословий в эпоху барокко. Суть декора – выявлять роли людей, их отношения | 1 вариант: Коллективная работа «Бал во дворце». 2 вариант: Декоративная открытка «Мисс Барокко».
| ||||||||||||||
27. | Современная одежда | 1ч | Национальные традиции | Эскизы современной одежды по мотивам национальных костюмов разных стран мира. | ||||||||||||||
28. | Роль декоративного искусства | 1ч | Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль его хозяина, которая сказывается на всём образном строе вещи. | Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся. | ||||||||||||||
4 четверть. Декоративное искусство в современном мире. | ||||||||||||||||||
29. | Современное повседневное | 1ч | Многообразие материалов | Сообщение новых знаний. Выступления детей. Посещение виртуальных музеев. | ||||||||||||||
30 – 31. | Современное декоративное искусство. Витраж. | 2ч | Монументальное искусство. Мозаика и витраж. | Выполнить имитацию витража по мотивам народных сказок или | ||||||||||||||
32-33 | Создание коллективной декоративной работы | 2ч | Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга. | Выполнить работу | ||||||||||||||
34 – 35. | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. | 2-3ч | Осознание учащимися своих творческих возможностей. Реализация творческого замысла в конкретном материале. | Коллективное (или индивидуальное) панно (материал произвольный) на тему «Украсим школу своими руками». |
Тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема урока , раздел урока | Кол-во часов | Тип урока виды работы Формы контроля | Формы контроля | Сроки | Примечание | |
план | |||||||
1. | Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления | 1 | Беседа тематическое рисование; | анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО | |||
2 | Полный цветовой круг | 1 | Изучение нового материала Учебное задание по живописи | основы цветоведения и изобразительной грамоты | |||
3. | Живописные и графические упражнения | 1 | Тематическое рисование Работа графическими и живописными материалами; | цветовая растяжка, графические упражнения | |||
4 | Осенний лист, бабочка и фрукты | 1 | Рисование с натуры, по памяти, по представлению Рисование с натуры, по памяти, по представлению | симметрия и ее роль в природе, в изображении; окраска в природе | |||
5. 6 | Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко; корзина с овощами | 2 | Рисование с натуры подбор цветов, близких натуре, использование палитры | анализ натуры, ее конструкции, цвета, светотени | |||
7 | В осеннем лесу | 1 | Тематическое рисование выбор положения листа в зависимости от сюжета | работа «по сухому», «по мокрому». | |||
8 | Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка) | 1 | Рисование с натуры, по памяти, сравнительная анатомия, зависимость строения от среды обитания, движения | элементы композиции | |||
9 | На дне морском | 1 | Тематическое рисование, рисование по памяти и с натуры живых объектов работа с трафаретом | живопись «по мокрому» (фон, рыба – 1 слой), «по сухому» (прописывание деталей, рыба) | |||
10 | Невиданный зверь | 1 | Тематическое рисование; рисунок-фантазия; рисунок-тест | анализ и синтез в изображении художника | |||
11 | Наброски с куклы-игрушки | 1 | Рисование с натуры анализ формы, светотени, цвета | ||||
12 13 | Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей телосложение) | 2 | Рисование с натуры: рисование фигуры человека от схемы; | последовательное ведение работы | |||
14 | Фигура человека в движении. Спорт. | 1 | декоративная работа составление фигуры человека из заготовок (элементов фигуры) на основе пропорции; поза, одежда, дополнения; | анализ произведений искусства | |||
15 | Две контрастные фигуры | 1 | Рисование по памяти карикатура как контраст | анализ произведений искусства | |||
16 | Новогодняя открытка, приглашение на бал | 1 | декоративное рисование конструирование макета открытки | последовательное ведение работы | |||
17 | Зимние забавы (развлечения, спорт). | 1 | Тематическое рисование разновидность современной книжной графики – комиксы | последовательное ведение работы | |||
18 19 | Мы рисуем инструменты | 2 | Наброски с натуры столярных, слесарных, строительных и др.инструментов анализ формы, пропорций, конструкций; | анализ формы, пропорций, конструкций; | |||
20 | Знаменитые архитектурные ансамбли, памятники Москвы, Санкт-Петербурга | 1 | Беседа-видеоэкскурсия просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся; | анализ произведений искусства | |||
21 | Наши новостройки | 1 | Декоративное рисование рисование построек с натуры, по наблюдению, по памяти, | анализ произведений искусства | |||
22 23 | Красота народного костюма | 2 | Декоративное рисование, аппликация, использование шаблонов, трафарета | Умение использовать шаблоны | |||
24 | Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению. | 1 | Беседа о творчестве русских художников Х1Х века; Репин, Суриков, передвижники; работа от эскиза | анализ произведений искусства | |||
25 | Материнство («Рождество» или «Новорожденный») | 1 | Тематическое рисование Просмотр зрительных материалов | анализ произведений живописи | |||
26 | Красота орнамента. Гипсовый трилистник. | 1 | Рисование с натуры Рисование орнамента | Обобщение и стилизация, поэтапная работа от общего к частному; штрих по форме | |||
27 28 | Иллюстрация к литературному произведению (по школьной программе) на основе отечественной истории, культуры. | 2 | Беседа на тему красоты русского деревянного, каменного зодчества сбор материала по теме | анализ произведений | |||
29 30 | Космические дали | 2 | Тематическое рисование декоративное конструирование – макет марки | Космонавтика: новая разновидность пейзажа | |||
31 | Разработка герба | 1 | декоративное рисование разработка герба школы | Поэтапная работа | 30 | ||
32 | Афиша цирка | 1 | декоративное рисование Беседа о разновидности графики – плакате | анализ произведений искусства | Май 7 | ||
33 | Человек и профессия. Поясной портрет | 1 | Рисование с натуры, по представлению, памяти беседа о портрете как жанре живописи, о знаменитых портретиста | Анализ портрета | 14 | ||
34 | Портрет-шутка | Рисунок-фантазия Беседа о художнике ХУ1 века Д.Аргимбольдо, гримерах в театре | создание портрета из овощей и фруктов | 21 | |||
35 | Весенний букет | Рисование с натуры натюрморта беседа о натюрморте в живописи | анализ произведений художников | 28 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2005.).
Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, целями художественного образования является:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
задачи:
• углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных видах и жанрах искусства: натюрморте, интерьере, архитектурном пейзаже, портрете, бытовом жанре, скульптуре, народном искусстве;
• формировать зрительскую компетентность в процессе дальнейшего знакомства с художественными произведениями разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства;
• знакомить с основными принципами художественных стилей и развивать чувство стиля и художественный вкус в процессе восприятия произведений, созданных отечественными и зарубежными художниками, и в процессе выполнения творческих работ учащимися;
• давать представления об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа;
• раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изображаемому;
• углублять представления учащихся о синкретичности народного искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза музыкального, театрального, устного и декоративно-прикладного творчества, а также о взаимодействии профессионального и народного искусства на примере архитектуры и культуры быта;
• продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования с использованием приемов художественной обработки материалов народными мастерами из различных центров традиционных художественных промыслов;
• развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к особенностям семейной культуры в разных слоях общества с помощью рисунка или пластического образа;
• развивать творческую активность учащихся через расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (семьи, школы, города, села)
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Работа на пленэре*
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Создание эскизов интерьера, транспорта (космический корабль).
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение архитектурных заповедников.
Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);
- значение изобразительного искусства в художественной культуре
уметь
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема, раздел урока | Часы | Тип урока виды работы | Формы контроля. | Сроки | Примечание |
1. | Изобразительное искусство в семье пластиче-ских искусств Виды изобразительного искусства (8 часов) | 1 | Урок формирования новых знаний , Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа | Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств | ||
2. | Рисунок -основа изобразительного творчества Виды изобразительного искусства | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.) с использованием графических материалов (карандаш, уголь, фломастер) | Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ | ||
3. | Линия и ее выразительные возможности Виды изобразительного искусства | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т. д.). Материалы: карандаш, уголь | Анализ результатов собственной художественной деятельности | ||
4. | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен Виды изобразительного искусства | 1 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков Изображение раз личных состоя | Просмотр и анализ работ | ||
5. | Цвет. Основы цве-товедения Виды изобразительного искусства | 1 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков. Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, | Просмотр и анализ работ | ||
6 | Цвет в произве дениях живописи Виды изобразительного искусства | 1 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихи | Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ | ||
7 | Объемные изображения в скульптуре Виды изобразительного искусства | 1 | Комбинированный Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе | Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ | ||
8 | Основы языка изображения Виды изобразительного искусства | 1 | Повторительно-обобщающий Конкурсные задания Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произве-дения искусства | Балльная оценка конкурсных заданий | ||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) | 1 | Урок формирования новых знаний Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве | Ответить на во произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?» | ||
10 | Изображение предметного мира: натюрморт Мир наших вещей. Натюрморт | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию , ритм. Материалы: бумага формата А4, карандаш, мелки Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран | Просмотр и анализ работ | ||
11 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира Мир наших вещей. Натюрморт | 1 | Комбинированный Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма) Иметь представление о многообразии и выразительности форм | Игра «Определи произведение и его автор?, по фрагменту» Просмотр и анализ работ | ||
12 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива Мир наших вещей. Натюрморт | 1 | Урок формирования новых знаний, умений Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага формата А4 | Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ | ||
13. | Освещение. Свет и тень Мир наших вещей. Натюрморт | 1 | Урок формирования новых знаний, умений Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4 Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры | Фронтальный квейи), Самоанализ работ учащимися | ||
14 | Натюрморт в графике. Мир наших вещей. Натюрморт | 1 | Комбинированный Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики | Просмотр и анализ работ | ||
15. | Цвет в натюрморте Мир наших вещей. Натюрморт | 1 | Комбинированный Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, бумага формата A3 Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра | Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества | ||
16 | Выразительные возможности натюрморта Мир наших вещей. Натюрморт | 1 | Урок-обобщение Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра | Защита проектов. Анализ и оценка результатов проекгной деятельности | ||
17 | Образ человека -главная тема искусства Вглядываясь в человека. Портрет | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр | - | ||
18. | Конструкция Головы человека и её пропорции Вглядываясь в человека. Портрет | 1 | Урок формирования новых знаний, умений Работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица (аппликация вьфезанных из бумаги форм | Просмотр и анализ работ | ||
19. | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | 1 | Комбинированный Выполнение автопортрета с натуры. Материалы: бумага формата А4, уголь, мелки, карандаш Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры | Просмотр и анализ работ | ||
20 | Портрет в графике Вглядываясь в человека. Портрет | 1 | Комбинированный Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль). Материалы: черная тушь, гуашь, бумага Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры | Просмотр, анализ и оценка работ | ||
21. | Портрет в скульптуре Вглядываясь в человека. Портрет | 1 | Комбинированный Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.) | Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного литературного героя. Анализ и оценка работ | ||
22 | Сатирические образы человека Вглядываясь в человека. Портрет | 1 | Комбинированный Изображение сатирических образов литературных героев (бумага формата А4, черная акварель или гелевая ручка, тушь) | Тест. Просмотр и анализ работ | ||
23. | Образные возможности освещения в портрете Вглядываясь в человека. Портрет | 1 | Комбинированный Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении (бумага формата А4, черная акварель, кисть) | Просмотр и анализ работ | ||
24. | Портрет в живописи Вглядываясь в человека. Портрет | 1 | Комбинированный Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра» и т. п.). Групповая работа | Тождество и контраст(сравнительный анализ произведений), Представление работ, анализ и оценивание | ||
25. | Роль цвета в портрете Вглядываясь в человека. Портрет | 1 | Комбинированный Анализ цветового решения образа в портрете. Материалы: бумага, гуашь, кисть Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи | Ответить на вопрос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Почему?». Просмотр и анализ работ | ||
26. | Великие портретисты Вглядываясь в человека. Портрет | 1 | Повторитель- но-обобщающий Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). | Презентация проектов на тему «Художники-портретисты и их произведения» | ||
27 28 | Жанры в изобразительном искусстве Человек и пространство в изобразительном искусстве | 2 | Комбинированный Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. | Сгруппировать предложенные произведения по жанрам | ||
29 | Человек и пространство в изобразительном искусстве | 1 | Урок-творческого применения знаний, умений, : навыков тельным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета) ности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению | много музыки"?». Просмотр, анализ и оценка работ | ||
32-33 | Городской пейзаж Человек и пространство в изобразительном искусстве | 2 | Урок-творческого применения знаний, умений, : навыков Работа над графической композицией «Мой город» (бумага формата A3, гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликации на картоне) Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | ||
34 35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл Человек и пространство в изобразительном искусстве | 2 | Повторитель- но-обобщающий Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. | Оценка конкурсных заданий |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для VIII общеобразовательных классов соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ основного общего образования.
Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в VIII – по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Тема, раздел урока | Часы | Тип урока, виды работы | Формы контроля | Сроки | Примечание | ||
Синтез искусств | ||||||||
1 2 3 | Роль изобразительного искусства в синтетических видах творчества. | 3 | беседа Учебное задание по живописи | Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. | ||||
Синтез искусств в архитектуре | ||||||||
4 5 6 | Архитектура — композиционная организация пространства. Виды архитектуры. | 3 | Перспективное изображение выбор положения листа в зависимости от сюжета | Архитектура — композиционная организация пространства. | ||||
7 8 | Конструкция здания: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. | 2 | Перспективное изображение Рисование с натуры, по памяти, по представлению | симметрия и ее роль | ||||
9 10 | Стили и направления в архитектуре. Античная архитектура | 2 | Тематическое рисование выбор положения листа в зависимости от сюжета | Зарисовки элементов архитектуры. | ||||
11 12 | Романский стиль. Готика. | 2 | Тематическое рисование Зарисовки элементов архитектуры. | Монументальность, суровость и лаконичность форм. | ||||
13 14 | Стили и направления в архитектуре ренессанса и нового времени В.В.Растрелли | 2 | Тематическое рисование Зарисовки элементов архитектуры. | Ренессанс. Барокко, рококо, классицизм, ампир. Основные черты. | ||||
15 16 | Стили в архитектуре конца 19 – 20 века. Ле Корбюзье. Ле Корбюзье. | 2 | Беседа-видеоэкскурсия просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся; | анализ произведений искусства | ||||
17 18 | Связь архитектуры и дизайна | 2 | Декоративное рисование Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой | последовательное ведение работы | ||||
Изображение в полиграфии и других направлениях дизайна | ||||||||
19 20 | Художники книги. Иллюстрирование произведений искусства. | 2 | Проектная работа Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. | анализ произведений искусства | ||||
21 22 23 | Образ – символ – знак. | 3 | Проектная работа Проектирование экслибриса, открытки. | Стилевое единство изображения и текста. | ||||
Синтез искусств в театре | ||||||||
24 25 | Пространственно-временные искусства. Театр. | 2 | Тематическое рисование Коллективный характер творчества в синтетических искусствах. | |||||
26 27 | Художник в театре. Сценография. | 2 | Проектная работа Создание эскиза оформления сцены. | последовательное ведение работы | ||||
Изображение в фотографии | ||||||||
28 29 | Знаменитые фотохудожники. | 2 | беседа сбор материала по теме | |||||
30 31 | Художественная фотография и ее особенности. | 2 | Проектная работа Создание фотоколлажа. | Изображение в фотографии и изобразительном искусстве | ||||
Синтетическая природа экранных искусств | ||||||||
32 33 | Выдающиеся мастера кино. | 2 | беседа сбор материала по теме | |||||
Изображение на компьютере | ||||||||
34 35 | Компьютерная графика и ее использование. | 2 | Компьютерная графика Выполнение эскизов оформления страниц сайта. . | Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство», автор Кузин В.С. , 2011 год, которая разработана на основании примерной программы по Изобразительному искусству Минобрнауки РФ.
В учебно-тематическом плане реализуется модифицированная программа «Изобразительное искусство », Кузин В.С., 35 часа. С учетом специфики класса выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило
цели обучения ИЗО:
• Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
На основании требований Государственного образовательного стандарта. В содержании учебно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения ИЗО:
• приобретение знаний основ художественной грамотности;
• овладение способами использования приобретенных знаний и умений;
• освоение компетенций: ценностно-смысловая, ценностно-ориентационная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;
– значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для восприятия и оценки произведений искусства;
– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
№ урока | Раздел. Тема урока | Часы | Сроки | Примечание | ||
Тип урока виды работы | Формы контроля | |||||
I | Эволюция изобразительных искусств: от карандаша к компьютеру, от папируса до полиграфии | Специфика изображения в полиграфии. Массовость и доступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии. | Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах | |||
1 | Вводный урок | |||||
2 | Язык изобразительных искусств. Композиция-основа построения изображения | |||||
3 | О гармонии и контрасте. Изобразительное понимание конфликта, сюжета, содержания. | Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Архитектура — композиционная организация пространства. симметрия и ее роль Зарисовки элементов архитектуры. | ||||
4 | Художественная выразительность и эмоциональная содержательность простейших изобразительных форм. | |||||
5 | Специфика изображения в полиграфии. Искусство книги. | |||||
6-7 | Многообразие полиграфического дизайна. Образ – символ -знак. | |||||
8-9 | Полиграфическая техника и ее возможности. О макетировании в полиграфии. | |||||
II | Фотография-расширение изобразительных возможностей искусства | Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники. | Монументальность, суровость и лаконичность форм. Ренессанс. Барокко, рококо, классицизм, ампир. Основные черты. анализ произведений искусства последовательное ведение работы анализ произведений искусства Стилевое единство изображения и текста. | |||
10 | От зари фотографии до наших дней. Грамота фотографирования. | |||||
11 | Роль света в фотографии | |||||
12 | Освещение и ракурс в фотопортрете. | |||||
13 | Пейзаж и видовая фотография | |||||
14 | Событийная репортажная фотография. Информативность фотоизображения | |||||
15-16 | О художественности фотографии. Сравнительный анализ изображения и живописи. | |||||
III | Эстафета изобразительных искусств(фотография –кино- телевидение) | Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Композиция и средства эмоциональной выразительности в фильме. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. | последовательное ведение работы Изображение в фотографии и изобразительном искусстве | |||
17 | Кино-синтетическое искусство. Изобразительная природа кинозрелища. | |||||
18 | Изобразительный язык кино и монтаж. | |||||
19 | Кино-пространственно-временное искусство | |||||
20 | Специфика изображения. О коллективности творчества в синтетических искусствах. | |||||
21-22 | Композиция и средство эмоциональной выразительности в фильме. | |||||
23 | Игровой фильм. Художник в кино и театре. | |||||
24 | Телевизионное изображение, его особенности и возможности. | |||||
25 | Новые способы получения изображения. | |||||
IV | Художник-зритель-современность. | Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин-выразитель ценности эпохи. | Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах | |||
26 | О природе художественного творчества. | |||||
27-28 | Роль искусства в обществе и жизни человека. | |||||
29 | Зритель. Вкус. Мода. Кич. | |||||
30 | Пластические искусства сегодня. | |||||
31-32 | Есть ли прогресс в искусстве. Вечные истины искусства. | |||||
33-35 | Наши работы. |
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУШЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ:
СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
• дополнительных пособия для учителя:
–Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства.- М.: Просвещение, 2011;
- Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 2008;
– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск,2009;
- Свиридова О.В. Изобразительное искусство: беседы, викторины, олимпиады -Волгоград, учитель,2010;
• дополнительных пособия для учащихся:
– Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2011;
– Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 2009;
– Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 2010;
– Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 2011;
- Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-334695-1384788787.jpg)
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-647104-1435777376.jpg)
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302223-1609746647.jpg)
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
Комментарии
Мне очень понравилась ваша
Мне очень понравилась ваша рабочая программа. Разработанные занятия актуальны, содержат новые педагогические технологии. Ваши методические разработки помогут и заинтересуют учителей изобразительного искусства. Педагог дополнительного образования. г.Когалым. Спасибо!