«Карнавальные маски»
методическая разработка (изобразительное искусство, 5 класс) по теме
Разработка открытого урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски»
История возникновения маски, предназначение. Маски народов мира. Выполнение карнавальной маски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_v_5_klasse.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски»
Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие творческих способностей на уроке. 2. Расширение знаний по предмету. 3. Создание объемных выразительных масок. 4. Использование различного материала для работы.
Материал: бумага белая А4, бумага цветная, картон, клей, ножницы, краски, кисти. Оснащение урока: 1. Натурный фонд – различные варианты масок. 2. Слайды, фотографии масок. 3. Работы учащихся и учителя. 4. Новые слова.
Музыкальный ряд: песня Игоря Саруханова “Маскарад”, Здоровьесберегающие технологии: физминутка, смена видов деятельности.
Ход урока 1. Организационный момент 2. Беседа. Учитель: Тема сегодняшнего урока – «Карнавальные маски».
1. Что такое маска и для чего она предназначалась?
Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то.
На протяжении всего существования люди делали маски. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища.
Маски имеют очень древнюю историю. С первобытных времен, надевая маски животных и исполняя ритуальные танцы, охотники как бы заманивали и побеждали зверей и страх перед ними, утверждая свое единство с природой.
2. Где возникли и как применялись первые театральные маски? В античном театре древней Греции и Рима. Средневековом театре в Италии (дель – арте). В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов гистрионов, в XII-XIII в. проникла в церковную драму, применялась и в мистериях. Восточном театре Китая и Индонезии. Один из видов традиционного индонезийского театра - театр масок - это разновидность пантомимы. Содержание пьесы излагает ведущий речитативом или в песенной форме, а актеры держат перед лицами маски. Нередко маска заменяется гримом. Развитие театрального искусства в Корее.
В глубокой древности маски (от латинского слова “личина”) были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.
3. На каких праздниках в наше время можно увидеть карнавальные маски?
Новый год, Рождество, масленица, карнавал, Хэллоуин.
Вы назвали несколько праздников, где применяются маски. Об одном из них и пойдет речь на нашем уроке. Со временем маскарады превратились в один из видов праздничных развлечений и были очень популярны, так как создавали мир, обратный существующему и полный ритуальных вольностей и свободы. С 7 января и до Крещения Господнего 19 января празднуют Коляду. Ребята, кто знает, что такое Коляда?
Слово «Коляды» произошло от римского «календы» – первые дни каждого месяца. Только белорусы сделали коляды не началом каждого месяца, а началом года. Из языческих в христианские зимние праздники перешел обычай: в Сочельник начинались колядки – хождение по избам с песнями.
Колядующие люди, ряженые - облаченные в маски и вывернутые наизнанку тулупы, или надевали что-то из гардероба противоположного пола, устраивали пляски и хороводы, рядились в костюмы нечисти и пугали друг друга, ходили по домам, просили угощение от хозяев дома. Ряженых часто называли словом «халява», отсюда пошло и выражение «получить на халяву» - то есть даром. Особенно любили делать страшные маски, которые с 16 века называют «рожи» и «хари». Маски изображали животных (быка, козу, оленя, медведя, волка, барана, аиста, петуха, рядились также нечестью – чертом, лешим, Бабой-Ягой, демоном, драконом, Наполняя улицы беспорядочным весельем, кривляньем, неимоверным шумом с петушиными криками и кошачьими воплями, ряженые старались напугать нечистую силу, нейтрализовать ее.
Еще одной традицией коляды была Коза. В ее роли обычно выступал самый веселый юноша – он надевал кожух, рога и пускался в пляс впереди толпы колядующих. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы.
После принятия христианства ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгут костры, а юноши и девушки наряжаются в маски коней, коз, коров, медведей и других животных и ходят по дворам, поют колядки – песни, прославляющие Коляду.
Со временем маски стали неотъемлемой частью карнавальных и маскарадных костюмов и именно в этом качестве дошли до наших дней. Просмотр различных видов масок. Здоровьесберегающие технологии: В середине урока, когда учащиеся начинают утомляться, проводится физминутка сидя. 1. Вращение головой влево, вправо, вперед, назад. Повторить 3-4 раза. 2. Закрыть глаза ладонями рук, глаза при этом открыты. Провести глазами линию по углам квадрата в одном и в обратном направлении, поморгать. Начертить глазами змейку, поморгать. Отдохнули немного, продолжаем работу над масками.
Задание: Создание выразительных характерных масок с использованием различного материала и техник. В конце урока – просмотр работ – карнавал масок. Учащиеся приступают к выполнению масок. Звучит музыка.
Для выполнение масок учащиеся используют: шаблоны масок, краски, цветную бумагу и картон, перья, блестки, мишуру, клей. Для прорезания глаз используется нож для резки бумаги, которым пользуется только учитель в целях безопасности на уроке.
Заключительный этап урока. Проверим, как вы запомнили новые слова, звучащие в ходе урока: разгадаем кроссворд.
Какое слово обозначало «получить даром» - халява. Как называли страшную маску? - харя. Как называли хождение по избам с песнями? - колядки. Как в древности в переводе с латинского называли маски? - личина. Люди, облаченные в маски на коляду - ряженые. Традиционный персонаж коляды – коза. Ключевое слово темы урока – маски. Молодцы, кроссворд разгадали, новые слова запомнили, а теперь пришло время устроить просмотр масок, сделанных учащимися. Учащиеся выходят, показывают маски и объясняют, что это за маска.
Выставление оценок.
л и ч и н а
р о ж и
х а р и
К о л я д а
х а л я в а
р я ж е н ы е
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по композиции.Тема:«Карнавальная феерия».Маски из папье-маше.
Разработка открытого урока по композиции...
Методическая разработка конспекта урока по дополнительному образованию "Карнавальные маски".
История создания Венецианских масок. Выполнение работы в технике папье - маше. Украшение маски декором. Выставка детских работ: декоративные маски....
Сценарий новогоднего корпоративного вечера «Карнавальная ночь в школе №120»
Сценарий новогоднего корпоративного вечера «Карнавальная ночь в школе №120»Автор – Педагог-организатор – Козлов Алексей Сергеевич(ГБОУ школа №120) 28 декабря 2012 годаНачало: 13.00Количество учас...
«Маска, маска. Я тебя знаю…» (Венецианский карнавал: история, традиции, маски)
Данная презентация полезна как учителям, так и обучающимся, на уроках изобразительного искусства при создании коллажей, разработке мини-проектов,. Также данный материал можно использовать в кружках ху...
интегрированный урок музыка. ИЗО, технология "Карнавальная маска" 4 класс
интегрированный урок музыка. ИЗО, технология "Карнавальная маска" 4 класс....
"Faschingsreise" (Карнавальное путешествие)
Разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку. В этой работе описан обычай празднования карнавалов в Германии, который похож на обычай празднования "Масленицы" в России. Мероприятие проводитс...
Мастер - класс "Маска, маска, я тебя знаю"
Цель – вовлечь участников семинара в активное диалоговое пространство.Задачи мастер – класса:1....