Элективный курс "Я- дизайнер" 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
В ходе изучения элективного курса учащиеся обзорно познакомятся с такими направлениями дизайна как промышленный проект, графический дизайн среды и др. Происходит своеобразный синтез искусства и черчения. Точные расчеты помогают найти гармонию. Содержание данного курса направлено на изучение сущности понятия «дизайн», профессий, связанных с деятельностью в области дизайна, принципов композиции, правил выполнения эскиза, этапов проектирования и создания оригинальных изделий из различных материалов с учетом закономерностей дизайна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-dizayner.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Я – дизайнер» построена таким образом, чтобы у школьников сложились представления о специфике дизайна и его роли в жизни, об источниках развития искусства, о творческой художественной деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира вещей, продуктов технического производства, природной среды. Особенностью курса является проникновение в суть предмета, его изначальную важность, воспитание способности видеть в природе прекрасное и переносить его в свое творчество. Другими словами, развитие способности создавать предметы, интерьер, соответствующие конкретному человеку, определенной среде.
Дизайн (англ.design – проектировать, чертить, конструировать) в широком смысле слова – любое проектирование, т.е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. В узком смысле – новый вид художественно – конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX веке. Его цель – организация целостной эстетической среды жизни человека, проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, удобна и при этом ещё и красива. Научная основа дизайна – техническая эстетика.
Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения красоты и пользы, но и во всем многообразии ее связей в процессе функционирования, т.е. с учетом того, как предмет будет трансформироваться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т.д. Смысл дизайна – комплексный системный подход к проектированию каждой вещи.
Актуальность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Содержание курса:
В ходе изучения элективного курса учащиеся обзорно познакомятся с такими направлениями дизайна как промышленный проект, графический дизайн среды и др. Происходит своеобразный синтез искусства и черчения. Точные расчеты помогают найти гармонию. Содержание данного курса направлено на изучение сущности понятия «дизайн», профессий, связанных с деятельностью в области дизайна, принципов композиции, правил выполнения эскиза, этапов проектирования и создания оригинальных изделий из различных материалов с учетом закономерностей дизайна.
В учебно-тематическом планировании отражены основные направления деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства: аппликация, квиллинг, плетение из газетных трубочек, папье-маше, роспись камней и смешанные техники. Выбор данных направлений обусловлен следующими критериями: сравнительно маленькие затраты на материалы, возможность освоения дисциплин за короткий период.
Цель: Развитие индивидуальных интересов, склонностей и способностей с помощью художественно - эстетического образования и воспитания в условиях общеобразовательной школы.
Общеобразовательные задачи: расширение и углубление знаний, освоение практических знаний учащихся о мире пластических искусств, таких, как изобразительное, декоративно-прикладное, овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности на основе творческого опыта.
Воспитательные задачи: воспитание нравственных и эстетических чувств, любовь к родной природе, Родине, народному искусству, осознанного творческого подхода к работе, отношения к результатам своего труда, формирование и развитие интереса к изобразительному искусству, к различным прикладным технологиям, формирование эстетических вкусов и представлений.
Практические задачи: развитие и совершенствование мастерства в обучении различным изобразительным техникам, приемам, овладение дизайнерскими навыками, повышение качественного уровня при выполнении практических заданий.
Это предполагает:
Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся в новых социально-экономических условиях личности, для этого учащиеся должны быть способны:
--определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия, ее производстве
--находить и использовать необходимую информацию
--выдвигать идеи решения возникающих задач
--планировать, организовывать и выполнять работу
--оценивать результаты работы на каждом из этапов
Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, информации в конечный продукт.
Подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению.
Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Развитие разносторонних качеств личности.
В процессе преподавания курса должны быть решены следующие задачи:
Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства.
Развитие эстетического чувства и художественной инициативы учащихся.
Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.
Воспитание трудолюбия, предприимчивости, человечности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения.
Программа элективного курса «Я- дизайнер» рассчитана на учащихся 6 класса, реализация программы 2 полугодие 2012-2013 учебного года. -19 часов, 1 час в неделю.
Основной формой обучения по программе является урок, на котором используются групповые и индивидуальные формы организации учебно-творческой деятельности обучающихся.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных дизайнеров программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества
Техническое оснащение: иллюстрированные альбомы и книги, авторские работы преподавателя и детей, фотоальбомы, наглядные пособия, образцы, раздаточный материал: (шаблоны, схемы), эскизы, стенд по технике безопасности при работе с ножницами и электронагревательными приборами, ножницы, ножницы «зигзаг», карандаши, линейки, клей ПВА, ручки, фломастеры, картон, кусочки ткани, бутылки разных форм, баночки, краски для ткани, штрих, гуашь, газеты, скрепки, , блестки, бисер, пластилин, альбомы, тетрадь для записей.
Содержание программы
Графический дизайн
Графический дизайн и его направления. Понятие о шрифтах. Многообразие типов шрифтов. Техники выполнения шрифтов. Выполнение шрифтовой надписи с использованием таблиц (техника и гарнитура по выбору учащегося).
Проектирование печатной продукции. Графический дизайн (график-дизайн) как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы).
Ландшафтный дизайн.
Дизайн среды и его направления. Направления дизайна среды: ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Просмотр иллюстраций, слайдов с примерами садово-парковой архитектуры. Эскиз оформления пришкольного участка.
Архитектура Дизайн и архитектура. Понятие архитектурной графики. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Проект-фрагмент пешеходной зоны.
Промышленный дизайн
Промышленный дизайн и его направления
Понятие о промышленном (индустриальном дизайне). Многообразие направлений промышленного дизайна (проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды и т.д.). Понятие формообразования. Зависимость формы от функции предмета.
Бумажная фантазия.
Вводное занятие. Правила техники безопасности. История бумажной пластики.
Аппликация
Из истории аппликации. Инструменты и приспособления. Общие сведения о работе с бумагой. Характеристика материала. Комбинирование приёмов вырезания с приёмами обрывания. Знакомство с техникой аппликации народных мастеров («вырезанки».)
Квиллинг.
Квиллинг. Бумажная филигрань – квиллинг. История появления квиллинга. Виды. Плоскостные и объемные композиции
Основные элементы квиллинга. Материалы и инструменты. Способы изготовления отдельных элементов. Сборка и оформление изделия.
Папье-маше.
История появления. Виды папье-маше. Материалы. Технология изготовления изделий. Изготовление формы. Способы приготовления бумажной массы. Послойное ведение работы. Обработка и шлифовка изделия. . Раскрашивание и оформление изделия.
Плетение из газетных трубочек.
История появления. Технология плетения. Особенности и рекомендации. Технология окрашивания и оформления работы.
Декорирование вещей (Хенд майд)
Декорирование вещей (Хенд майд). Значимость вещи сделанной своими руками в разное время и разных странах. Способы декорирования вещей. Материалы и инструменты. Смешанные техники.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Должен знать:
Основные виды работы с бумагой;
Общие сведения о работе с бумагой;
Способы соединения и крепления бумаги;
Способы приготовления массы для папье-маше;
Основы орнаментальной композиции;
Технику вырезания и скручивания бумаги;
Процесс изготовления художественных изделий из бумаги;
Требования техники безопасности и личной гигиены при изготовлении художественных изделий из бумаги;
Характерные особенности художественных изделий из бумаги.
Должен уметь:
Подбирать цветовую гамму;
Проводить раскрой;
Выполнять способы вырезания, скручивания, соединения и крепления бумажных заготовок;
Изготавливать сувенирные изделия из бумаги;
Работать в парах и коллективно.
Показатели результативности:
позитивная динамика познавательного интереса;
накопление детьми опыта и социальных установок
удовлетворенность всех обучающихся.
По окончании обучения элективного курса дети будут знать: правила техники безопасности при работе с инструментами, названия заявленных техник; основные орнаментальные стили; основные принципы построения компоновки и декоративной композиции; свойства бумаги и её применение в дизайне, частично виды изобразительной деятельности; виды профессий;
научатся: пользоваться всеми художественными материалами при выполнении работы; выполнять самостоятельно работу средней сложности в бумаге; осуществлять поэтапное планирование своей деятельности при выполнении изделия; организовывать и содержать в порядке своё рабочее место; работать в группе;
обучаюшиеся получат развитие личностные качества: усидчивость, терпение, аккуратность; сопереживание, взаимопомощь; самокритичность, самоконтроль.
Способы определения ожидаемых результатов.
Теоретические знания по основным разделам учебно-методического плана программы выявляются посредством опроса, тестирования и наблюдений. Владение специальной терминологией - с помощью собеседования. Практические умения и навыки, предусмотренные программой, выявляются при самостоятельной работе. Творческие навыки (элементарный уровень креативности, репродуктивный, творческий) - посредством контрольных заданий и наблюдений за детьми. Осуществлять также через наблюдение можно за общеучебными умениями и навыками (например, легко ли ребенок считывает схему «оригами»); умение слушать- слышать педагога, вести дискуссию; способность организовать своё рабочее место; аккуратно выполнять работу; помнить о технике безопасности.
Контроль и проверка уровня понимания учащимися теоретических вопросов осуществляется при анализе практических и творческих работ учащихся, где наглядно отслеживается степень и качество усвоения материала. Данный вид контроля дает информацию о пробелах в пройденной теоретической части курса у каждого учащегося, что помогает в планировании восполнения знаний и оказании помощи при их усвоении.
Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данной образовательной программе.
В ходе исследования выявлены и подтверждены следующие критерии развития информационно-графической культуры учащихся: мотивационная готовность к художественно-творческой деятельности; возможность творческого решения поставленных задач различными средствами художественной выразительности. На основе данных критериев выявлены следующие уровни развития ученика: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень
представлен слабым продуктивным творческим характером, неглубокими знаниями дизайн-технологий.
Средний уровень
указывает на продуктивный творческий характер деятельности. Данный уровень характеризуется достаточной ориентацией в дизайнерской среде.
Высокий уровень
показывает продуктивный творческий характер деятельности, самостоятельный поиск новых оригинальных решений поставленных творческих задач, посредством знаний и умений в области дизайна.
Уровни | Оценка |
Низкий | Средний | Высокий |
Отсутствие работы | Отсутствие работы | Отсутствие работы | 2 |
Работа не аккуратная, небрежная, грязная. | Работа не аккуратная, небрежная. | Не старательная. Низкий уровень сложности. | 3 |
Задание выполнено, но далеко не качественно. | Задание выполнено на низком уровне сложности. | Выполнено, но не старательно. | 4 |
Старательное выполнение задания. | Выполнено чисто, до конца. | Выполнено на высоком уровне сложности. | 5 |
Список рекомендуемой литературы для учителя:
. Аверьянов А.П., Гушина Л.В. // мастерилка Батик. - М., - 2000.
Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “hand made”. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2006 .
Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. - 2003. - №2
Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. (Мир вашего ребенка)
5. Жолобчук А. Я. «Подарки из батика»; АСТ Москва 2006г.
6. Кастль-Брайтнер К. «Текстильный дизайн. Современная роспись по ткани»; АСТ Москва 2008г.
Кулик И.А.Выжигание по ткани. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003 .
Римкевич Е.А. Орнамент и композиция. - г. Армавир, 2000 .
Хазенбанк В., Хенике Э. Сделай сам. Берлин: Фольк унд Виссен, 1998.
Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).
Шалда В.В.Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
1. Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “hand made”. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2006 .
2. Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. (Мир вашего ребенка)
3. Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).
4. Шалда В.В.Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
Интернет ресурсы:
1. Энциклопедия Технологий и Методик Автор Патлах Вячеслав Владимирович. г.Пенза 2007-2011 гг., Код доступа [http://www.patlah.ru]
2. Энциклопедия самоделок - Код доступа [http://samodelki.org.ua]
3. Шевчикова Т.А. Завитки квиллинг //ПроШколу.ру, 2007-2011 Код доступа [http://www.proshkolu.ru/user/tatschv/file/454611/ ]
4. Цветы из ткани //сайт «Лоскуток» Код доступа http://loskutok.narod.ru/index.htm]
5. Квиллинг, бумагокручение - мастер классы, уроки, обучение, открытки, поделки, схемы// luntiki.ru Ежка. Детское творчество, поделки, стихи для детей – Код доступа [http://luntiki.ru/blog/kwilling]
6. Квиллинг - искусство бумагокручения/хбби // Мой компас2007-2010 , - Код доступа [http://moikompas.ru/compas/quilling]
Тематическое планирование элективного курса «Я -дизайнер»
№ | Наименование разделов |
|
| Дата |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
4 |
| 1 |
5 |
|
| 1 |
6 |
|
|
7 | Интерьер |
| 1 |
8 |
|
|
9 | Бумажная фантазия. | 1.Аппликация | 1 |
10-11 | 2.Квиллинг. | 2 |
12 | 3. Папье-маше. | 1 |
13-15 | 4.Плетение из газетных трубочек. | 3 |
16-18 | Декорирование вещей | 1.Смешанные техники | 3 |
19 | Итоговый урок | 1 |
итого | 19ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по элективному курсу 9 класс
Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...
Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....
Элективный курс. 10 класс
Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....
Элективный курс 11 класс "Физика человека"
Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное на 34 часа....
Элективный курс 9 класс русский язык
Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...
Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)
Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над рассуждени...
программы по информатике 5-9 (Босова Л.Л.) и 10-11 классы(Угринович Н.Д.),элективный курс 11 класс
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатиза...