Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 5 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_5_klass.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 6 г. Невинномысска
«Согласовано» зам. директора по УВР ________________Е.А.Котлярова Протокол № _________________ «___» _августа_ 2011 г. | « Согласовано» зав. кафедрой _________________________________ «___» _августа_ 2011 г. | «Утверждаю» директор лицея ____________С. Б. Денисюк Приказ № _____________ «___» _августа_ 2011 г. |
Рабочая программа по предмету
«Изобразительное искусство и художественный труд»
для 5 класса
Программа предназначена для реализации в 2011-2012 учебном году.
Автор - составитель программы
учитель изобразительного искусства
Кутепова Елена Петровна.
Рассмотрено на заседании
научно-методического совета МОУ Лицей № 6
протокол № _________ от «_______»_____________ 2011 года.
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные содержательные линии
Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Обучение в V классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.
Необходимо иметь в виду, что освоить, осознать отдельно образный язык и социальную роль декоративно-прикладного искусства невозможно. Содержание искусства можно воспринимать адекватно, лишь осваивая специфику образного языка.
Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор — человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т. е. его главной коммуникативной функции. Школьников подводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности — так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.
В процессе восприятия произведений народного, классического, современного декоративно-прикладного искусства центральным вопросом для формирования художественного мышления является вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что?» и «как?», помогающий установить в сознании ученика смысловую связь между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Цели обучения
Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.
Формой проведения занятий по программе является урок. На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Древние корни народного искусства. Древняя Русь | 9 |
Связь времен в народном искусстве | 7 |
Декор, человек, общество, время | 10 |
Современное декоративное искусство | 8 |
Всего | 34 |
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 30; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Древние корни народного искусства. Древняя Русь (9 часов)
Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. Крестьянский дом (1 час)
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы(1 час).
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифоэпических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно - символический характер.
Конструкция и декор предметов народного быта(2 часа).
Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта(1 час).
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Народная праздничная одежда(2 часа).
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Праздничные народные гулянья(1 час).
Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (7 часов)
Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора в игрушках (2 часа).
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие (2 часа).
Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка, особенности формы, цветовая гамма, органичное единство формы и декора. Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.
Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Натюрморт (2 часа).
Вводная беседа о широком распространении изделий народных мастеров в современной жизни людей. Обращается внимание на жизнерадостный колорит, который вносят изделия народных промыслов в нашу жизнь. Принцип гармонизации композиции на основе цветовых ритмов, цветовой доминанты.
Современный интерес к народным промыслам в нашей жизни(1 час).
Итоговый урок в форме беседы, викторины с интересными заданиями, загадками. Выступления поисковых групп об истории возникновения того или иного промысла, задаются вопросы о символике языка в народном искусстве. Выставка выполненных за 2 четверть работ.
Декор, человек, общество, время (10 часов)
Введение в проблематику четверти. Человек и декор одежды (1 час).
Роль декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.
Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива, грамотное использование в своей жизни предметов декоративного искусства.
Создание поисковых групп для сбора материала по декоративному искусству Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма.
Из истории декоративного искусства. Роль ДПИ в классовом обществе(3 часа).
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества.
Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе (2 часа).
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.
Части классического герба, изобразительные формы. Взятые из жизни и мифологии, их символическое значение, символика цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.
Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества (3 часа).
Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи, определенной страны; строгая регламентация одежды для людей разных сословий, например, эпоха средневековья, когда по внешнему виду (прежде всего, по одежде) легко определить и конкретное занятие человека, и его место в иерархической структуре общества. Закрепить эмоциональный интерес к стилевому единству декоративного искусства
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества(1 час).
Итоговая игра – викторина по теме четверти. Обращается внимание на чувство времени в декоративном искусстве. Работы детей выполненные в течении четверти, выступления поисковых групп с включением собранных поисковыми группами открыток, репродукций.
Современное декоративное искусство (8 часов)
Современное повседневное и выставочное декоративное искусство. Современная интерпретация древних образов декоративного искусства (2 часа).
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен и т. д.). новое понимание красоты современными мастерами декоративно – прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа.
Декоративная работа для украшения интерьера. Витраж (3 часа).
Обсуждение идеи художественного оформления интерьера школы декоративным панно обсуждение высказываемых предложений. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров.
Декоративная работа для интерьера (2 часа).
Реализация выбранного замысла в определенном материале. Технология работы с выбранными материалами. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Расчленение композиции на фрагменты. Монтаж декоративной работы.
Отчетная выставка работ за год (1 час).
РАЗДЕЛ IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Кол. часов | Тема урока. Воспитательные, образовательные и практические задачи урока | Материалы Зрительный ряд | Задание | ||
I четверть. Тема четверти: «Древние корни народного искусства. Древняя Русь» (9 часов). | ||||||
1. | 1 час | Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. Крестьянский дом. - Воспитание любви к русскому народному искусству. -Изучение органичного единства крестьянского жилища и природы, слияния конструкции с декором. -Знакомство с народными мастерами: гончары, резчики, строители, плотники и др. Использование народными мастерами природных материалов. | Бумага, графический материал Фото, репродукции с изображением крестьянских домов, интерьеров, «Кижи. Музей деревянного зодчества» и др. | Беседа с показом репродукций и фото. Зарисовки фасадов русской избы | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
2. | 1 час | Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. -Воспитание любви и уважения к русскому народному искусству. -Знакомство с конструкцией и декором крестьянской избы. Символика формы и цвета. Цветовой декор дома. -Представление о мироздании. Древние образы: конь, птица, солярные знаки и др. | Бумага, тушь, перо (палочка). Бумага белая и цветная (красная, желтая, черная). Учебные таблицы с символическими знаками, фото с изображением прялок, вышивок. Образцы вышивок, резьбы по дереву и др. | Импровизации на тему: «Древние образы». Выполнение узоров на полотенцах, подзорах, росписях и резьбе по дереву. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
3-4. | 2 часа | Конструкция и декор предметов народного быта. -Воспитание уважения к народному искусству. Своеобразие ДПИ. -Знакомство с символикой образов в декоре крестьянской избы. Связь утилитарного назначения и декора предметов быта (прялка, ковш, солонка, туесок). Ограничение палитры росписи, резьба по дереву. -Народная вышивка: полотенца, подзоры, передники и т.д. Традиционные цвета. | Бумага цветная, ножницы, картон, краски, кисти. Репродукции с изображением народной мебели, посуды, вышивок и др. | 1 урок Вырезание из картона форм различных предметов народного быта. 2 урок Роспись орнаментом. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
5. | 1 час | Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. -Воспитание бережного отношения к народному искусству. -Знакомство с интерьером народного жилища, символикой образов народного декора. -Изучение построения перспективы внутреннего пространства с точками схода. | Бумага, краски, кисти. Изображения интерьеров русской избы, таблицы с построением перспективы интерьера, наглядный материал с предметами старинной народной мебелью, посудой и т.д. | Выполнение эскиза: « В русской избе». | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
6-8. | 2 часа | Народная праздничная одежда. -Воспитание бережного отношения к русскому национальному костюму, его возрождения. -Знакомство с народным костюмом как символом мироздания. Символика орнамента и цвета в народной одежде. Структура костюма, его многообразие. -Изучение многообразия костюма: головной убор-образ неба, вышивка подолов - пашня, концы пояса – подземный мир. | Цветная бумага, клей, ножницы, каркас (пластиковая бутылка). Фото с изображением фигур в русском народном костюме, таблицы с отдельными элементами костюма (рубахи, сарафаны, головные уборы, пояса и т.д.). | 1 урок Беседа. 2 урок Конструирование из бумаги предметов одежды. 3 урок Украшение элементов костюма орнаментом. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
9. | 1 час | Праздничные народные гулянья. -Обобщение изученного материала за первую четверть. -Знакомство с народными праздничными гуляниями (масленица, праздник урожая, коляда и т.д.) -Оформление выставки работ за первую четверть. | Бумага, краски, кисти. Детские работы за первую четверть. Иллюстративный материал за первую четверть. Репродукции картин с народными гуляньями. | Беседа. Выполнение эскиза праздничных народных гуляний «Ярмарка», «Посиделки», «Колядки» и т.д. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
II четверть. Тема четверти: « Связь времен в народном искусстве» (7 часов). | ||||||
1-2. (10-11) | 2 часа | Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора в игрушках. -Дать понятие о древних образах в народном искусстве (конь, всадник). -Познакомить с промыслом глиняной игрушки (Дымково, Романово, Филимоново и др.) -Изучить приемы лепки и росписи игрушки по народным мотивам. | 1 урок. Пластилин, стеки. 2 урок. Гуашь, кисти, заготовка из пластилина. Образцы глиняных игрушек, фото с изображением игрушек, таблицы с приемами лепки и элементами росписи игрушек. | 1 урок. Лепка из пластилина народной игрушки. 2 урок. Роспись игрушек. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
3-4. (12-13) | 2 часа | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. -Знакомство с творчеством народных мастеров. Воспитание уважения к их мастерству. -Расширение знаний о народных промыслах и их возрождении. Единство формы и декора в предметах народных промыслов. -Познакомить с такими народными промыслами как: Хохлома, Городец, Жостово, Гжель. | 1 урок. Картон, ножницы, карандаш. 2 урок. Краски, кисти, заготовка из картона. Образцы предметов народных промыслов, фото с изображением различных предметов, таблицы с приемами росписи по мотивам народных промыслов. | Работа над проектами импровизациями по мотивам народных промыслов. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
5-6. (14-15) | 2 часа | Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Натюрморт. -Повышение интереса учащихся к предметам народного быта. -Развитие композиционных навыков. Составление композиции из предметов народного быта. -Рассмотрение цветовых ритмов, цветовой доминанты, колорита в натюрморте. | Белая бумага, кисти, краски. Постановка натюрморта состоящего из предметов народных промыслов, работы художников и детские работы прошлых лет с изображением натюрмортов. | Изображение декоративного натюрморта с натуры. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
7. (16) | 1 час | Современный интерес к народным промыслам в нашей жизни. -Обобщение знаний за II четверть. -Развитие вкуса, использование предметов народных промыслов в украшении интерьеров, костюмов. -Знакомство с искусством кружева (Вологодские, Елецкие), платки. | Навощенная бумага (техника граттаж). Работы учащихся за четверть. Иллюстративный материал за II четверть. | Беседа. Зарисовка кружев. (белым по черному фону). | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
III четверть. Тема четверти: «Декор, человек, общество, время» (10 часов). | ||||||
1. (17) | 1 час | Введение в проблематику четверти. Человек и декор одежды. -Дать первоначальные сведения о принадлежности декора одежды разным социальным группам в разные исторические периоды. -Познакомиться коротко с декоративным искусством Древнего Египта, Древней Греции, Средневековой Европы. -Рассмотреть предметы декоративно-прикладного искусства: мебель, одежда, украшения, аксессуары. | Репродукции, фото с изображением предметов декоративно- прикладного искусства: «Древнего Египта», «Древней Греции», «Средневековой Западной Европы» и др. | Беседа. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
2-4. (18-20) | 3 часа | Из истории декоративного искусства. Роль ДПИ в классовом обществе. -Познакомить с прикладным искусством древних народов. Символика украшений, знаки, цвет. -Дать понятие единству стиля архитектуры и одежды. Одежда и ее декор. -Рассмотреть различные украшения Древних Египтян, Древнегреческие вазы их формы, назначение, декор. | 1 урок. Соленое тесто, стеки, формочки, бусы, тесемки и др. (фольга). 2 урок. Пластилин, стеки, пластиковые формочки. 3 урок. Гуашь, кисти, готовая заготовка. | 1 урок. Изготовление из соленого теста макетов украшений (ожерелья, браслеты, подвески). 2 урок. Изготовление из пластилина, с применением пластмассовых готовых форм, греческих ваз. 3 урок. Роспись формы | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
5-6. (21-22) | 2 часа | Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе. -Расширение знаний о декоративном искусстве народов мира. -Знакомство с языком декоративного искусства, понятиями - геральдика, герб, эмблематика, эмблема. -Изучение символики цвета в классической геральдике, разновидностей форм щитов, деления щитов. | Бумага белая и цветная, клей, ножницы, краски, кисти, фломастеры. Изображения различных гербов и эмблем. Детские работы. Таблицы учителя. | Эскиз герба или эмблемы: «Эмблема класса», «Герб семьи», «Герб города», «Герб клуба». | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
7-9. (23-25) | 3часа | Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. -Расширение знаний о декоративном искусстве средневековой Европы. Стилевое единство формы и декора одежды, предметов быта, архитектуры. -Знакомство с художественными стилями, цветами одежды в разные эпохи. Сословная одежда высших слоев общества, цеховая, крестьянская. -Рассмотрение предметов окружения человека: кареты, мебель, посуда, подсвечники и др. | Бумага цветная и белая, лоскуты ткани, клей, ножницы, краски, кисти. Изображения костюмов средневековой Европы, сословные одежды. | Коллективное панно: «Бал во дворце», «Три толстяка», «Золушка на балу». | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
10. (26) | 1 час | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. -Обобщение изученного материала за четверть. -Выставка детских работ за третью четверть. -Игра-викторина. | Работы детей и иллюстративный материал за III четверть. | Выставка детских работ. Игра-викторина. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
IV четверть. Тема четверти: «Современное декоративное искусство» (8 часов). | ||||||
1-2. (27-28) | 2 часа | Современное повседневное и выставочное декоративное искусство. Современная интерпретация древних образов декоративного искусства. -Знакомство с работами художников - дизайнеров. Развитие творческого воображения. -Использование декоративно-прикладного искусства в оформлении интерьеров зданий. -Современная интерпретация древних образов. | 1 урок. Белая бумага, карандаш. 2 урок. Цветная и тонированная бумага, цветные мелки, гуашь, кисти. Изображения и фото с современными интерьерами. | 1 урок. Наброски интерьеров школы по памяти. 2 урок. Эскиз панно для украшения интерьера школы. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
3-5. (29-31) | 3 часа | Декоративная работа для украшения интерьера. Витраж. -Воспитание бережного отношения к работам художников направленных на украшение интерьеров. -Знакомство с понятием – витраж, историей его появления и применения, техникой исполнения витражей. -Изучить способы изготовления витража в домашних условиях. Развитие навыков работы с бумагой. | 1 урок. Белая бумага, карандаш. 2-3 урок. Картон, ножницы, клей, цветная бумага. Фото с изображением витражей, работы учителя и детей. | 1 урок. Эскиз витража. 2-3 урок. Изготовление из бумаги витража ( имитация). | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
6-7. (32-33) | 2 часа | Декоративная работа для интерьера. -Воспитание бережного отношения к работам художников-дизайнеров. -Знакомство с различными техниками и материалами, которые могут использоваться при оформлении и украшении интерьеров (мозаика из бумаги, бумажная пластика, рельефы и барельефы из пенопласта, картона, соленого теста). -Развитие навыков работы в различных техниках. | Бумага, картон, пенопласт, ткань, соленое тесто, ножницы, картон, клей.
Всевозможные декоративные работы для украшения интерьеров (вазы, панно, рельефы и др.). | Изготовление декоративной работы для украшения интерьера. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- | |
8. (34) | 1 час | Отчетная выставка работ за год. -Обобщение изученного материала за год. -Оформление выставки детских работ выполненных за год. | Иллюстративный материал за 7 класс. Детские работы. | Беседа. Оформление выставки детских работ. | 5А- 5Б- 5В- 5Г- |
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 5 класса.
Учащиеся должны знать:
— истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
— особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
— семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
— несколько народных художественных промыслов России. Учащиеся должны уметь:
— пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
— различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
— выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
— умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
— уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
— умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
— создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
— владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
— владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).
Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:
• для самостоятельной творческой деятельности
• обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Раздел VI. Литература и средства обучения
Учебно-методическое обеспечение
Для ученика:
- Изобразительное искусство. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Школа Неменского), Автор Горяева Н.А., Островская О.В.
Для учителя :
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
- Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
- Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.
- Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Раздел VII. Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) .
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
- Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность
- Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы
- Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация
- Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ
- Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла
- Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств
- Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы
- Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)
Формы контроля уровня обученности:
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» базовый уровень, 5-6 классов, ФГОС
Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Долгопрудного средняя общеобразовательная школа №11"Составитель: Даниелян Нелли Геворковна Тип программы: общеобразовательна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" предназначена для учащихся 5 классов.
Подготовил учитель по изобразительному искусству, МБОУ Обуховская СОШ: Еремина Екатерина Алексеевна....
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 5-7 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма основного общего образования по изобразительному искусству составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных ...