Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 5 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Кутепова Елена Петровна

 

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_izo_5_klass.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 6 г. Невинномысска

«Согласовано»                                

зам. директора  по УВР        

________________Е.А.Котлярова                

Протокол № _________________                                                                                                                                             «___» _августа_ 2011 г.

« Согласовано»                                

зав. кафедрой        

_________________________________                

«___» _августа_ 2011 г.

«Утверждаю»

директор лицея

____________С. Б. Денисюк

Приказ № _____________                                                                                                                                                                      «___» _августа_ 2011 г.

Рабочая программа по предмету

«Изобразительное искусство и художественный труд»

для 5 класса

Программа предназначена для реализации в 2011-2012 учебном году.

Автор - составитель программы

учитель изобразительного искусства

Кутепова Елена Петровна.

Рассмотрено на заседании

научно-методического совета МОУ Лицей № 6

протокол № _________ от «_______»_____________ 2011 года.                                                         

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

        «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств  на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика,  скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического  переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные содержательные линии

        Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в V классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

Необходимо иметь в виду, что освоить, осознать отдельно образный язык и социальную роль декоративно-прикладного искусства невозможно. Содержание искусства можно воспринимать адекватно, лишь осваивая специфику образного языка.

Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор — человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т. е. его главной коммуникативной функции. Школьников подводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности — так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.

В процессе восприятия произведений народного, классического, современного декоративно-прикладного искусства центральным вопросом для формирования художественного мышления является вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что?» и «как?», помогающий установить в сознании ученика смысловую связь между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

        Цели обучения

Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

         • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного  переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд,  и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных  тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок. На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Древние корни народного искусства. Древняя Русь

9

Связь времен в народном искусстве

7

Декор, человек, общество, время

10

Современное декоративное искусство

8

Всего

34

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 30; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Древние корни народного искусства. Древняя Русь (9 часов)

Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. Крестьянский дом (1 час)

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы(1 час).

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифоэпических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно - символический характер.

Конструкция и декор предметов народного быта(2 часа).

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта(1 час).

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Народная праздничная одежда(2 часа).

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах  России.

 Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Праздничные народные гулянья(1 час).

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Связь времен в народном искусстве (7 часов)

Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора в игрушках (2 часа).

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие (2 часа).

Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка, особенности формы, цветовая гамма, органичное единство формы и декора. Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Натюрморт (2 часа).

Вводная беседа о широком распространении изделий народных мастеров в современной жизни людей. Обращается внимание на жизнерадостный колорит, который вносят изделия народных промыслов в нашу жизнь. Принцип гармонизации композиции на основе цветовых ритмов, цветовой доминанты.

Современный интерес к народным промыслам в нашей жизни(1 час).

Итоговый урок в форме беседы, викторины с интересными заданиями, загадками. Выступления поисковых групп об истории возникновения того или иного промысла, задаются вопросы о символике языка в народном искусстве. Выставка выполненных за 2 четверть работ.

Декор, человек, общество, время (10 часов)

Введение в проблематику четверти. Человек и декор одежды (1 час).

Роль декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива, грамотное  использование в своей жизни предметов декоративного искусства.

Создание поисковых групп для сбора материала по декоративному искусству Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма.

Из истории декоративного искусства. Роль ДПИ в классовом обществе(3 часа).

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества.

Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе (2 часа).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого  сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

 Части  классического герба, изобразительные формы. Взятые из жизни и мифологии,  их символическое значение, символика цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.  

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества (3 часа).

Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи, определенной страны; строгая регламентация одежды для людей разных сословий, например, эпоха средневековья, когда по внешнему виду (прежде всего, по одежде) легко определить и конкретное занятие человека, и его место в иерархической структуре общества. Закрепить эмоциональный интерес к стилевому единству декоративного искусства

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества(1 час).

Итоговая игра – викторина по теме четверти. Обращается внимание на чувство времени в декоративном искусстве. Работы детей выполненные в течении четверти, выступления поисковых групп с включением собранных поисковыми группами открыток, репродукций.

Современное декоративное искусство (8 часов)

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство. Современная интерпретация древних образов декоративного искусства (2 часа).

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен и т. д.). новое понимание красоты современными мастерами декоративно – прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа.

Декоративная работа для украшения интерьера. Витраж  (3 часа).

Обсуждение идеи художественного оформления интерьера школы декоративным панно обсуждение высказываемых предложений. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров.

Декоративная работа для интерьера (2 часа).

Реализация выбранного замысла в определенном материале. Технология работы с выбранными материалами. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Расчленение композиции на фрагменты. Монтаж декоративной работы.

Отчетная выставка работ за год (1 час).

РАЗДЕЛ IV. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Кол. часов

Тема урока. Воспитательные, образовательные и практические задачи урока

Материалы

Зрительный ряд

Задание

I четверть. Тема четверти: «Древние корни народного искусства. Древняя Русь» (9 часов).

1.

1 час

Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. Крестьянский дом.

- Воспитание любви к русскому народному искусству.

-Изучение органичного единства крестьянского жилища и природы, слияния конструкции с декором.

-Знакомство с народными мастерами: гончары, резчики, строители, плотники и др. Использование народными мастерами природных материалов.

Бумага, графический материал

Фото, репродукции с изображением крестьянских домов, интерьеров, «Кижи. Музей деревянного зодчества» и др.

Беседа с показом репродукций и фото.

Зарисовки фасадов русской избы

5А-

5Б-

5В-

5Г-

2.

1 час

Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы.

-Воспитание любви и уважения к русскому народному искусству.

-Знакомство с конструкцией и декором крестьянской избы. Символика формы и цвета. Цветовой декор дома.

-Представление о мироздании. Древние образы: конь, птица, солярные знаки и др.

Бумага, тушь, перо (палочка).

Бумага белая и цветная (красная, желтая, черная).

Учебные таблицы с символическими знаками, фото с изображением прялок, вышивок. Образцы вышивок, резьбы по дереву и др.

Импровизации на тему: «Древние образы».

Выполнение узоров на полотенцах, подзорах, росписях и резьбе по дереву.

5А-

5Б-

5В-

5Г-

3-4.

2 часа

Конструкция и декор предметов народного быта.

-Воспитание уважения к народному искусству. Своеобразие ДПИ.

-Знакомство с символикой образов в декоре крестьянской избы. Связь утилитарного назначения и декора предметов быта (прялка, ковш, солонка, туесок). Ограничение палитры росписи, резьба по дереву.

-Народная вышивка: полотенца, подзоры, передники и т.д. Традиционные цвета.

Бумага цветная, ножницы, картон, краски, кисти.

Репродукции с изображением народной мебели, посуды, вышивок и др.

1 урок

Вырезание из картона форм различных предметов народного быта.

2 урок

Роспись орнаментом.

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5.

1 час

Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта.

-Воспитание бережного отношения к народному искусству.

-Знакомство с интерьером народного жилища, символикой образов народного декора.

-Изучение построения перспективы внутреннего пространства  с точками схода.

Бумага, краски, кисти.

Изображения интерьеров русской избы, таблицы с построением перспективы интерьера, наглядный материал с предметами старинной народной мебелью, посудой и т.д.

Выполнение эскиза: « В русской избе».

5А-

5Б-

5В-

5Г-

6-8.

2 часа

Народная праздничная одежда.

-Воспитание бережного отношения к русскому национальному костюму, его возрождения.

-Знакомство с народным костюмом как символом мироздания. Символика орнамента и цвета в народной одежде. Структура костюма, его многообразие.

-Изучение многообразия костюма: головной убор-образ неба, вышивка подолов - пашня, концы пояса – подземный мир.

Цветная бумага, клей, ножницы, каркас (пластиковая бутылка).

Фото с изображением фигур в русском народном костюме, таблицы с отдельными элементами костюма (рубахи, сарафаны, головные уборы, пояса и т.д.).

1 урок

Беседа.

2 урок

Конструирование из бумаги предметов одежды.

3 урок

Украшение элементов костюма орнаментом.

5А-

5Б-

5В-

5Г-

9.

1 час

Праздничные народные гулянья.

-Обобщение изученного материала за первую четверть.

-Знакомство с народными праздничными гуляниями (масленица, праздник урожая, коляда и т.д.)

-Оформление выставки работ за первую четверть.

Бумага, краски, кисти.

 Детские работы за первую четверть.

Иллюстративный материал за первую четверть.

Репродукции картин с народными гуляньями.

Беседа.

Выполнение эскиза праздничных народных гуляний «Ярмарка», «Посиделки», «Колядки» и т.д.

5А-

5Б-

5В-

5Г-

II четверть. Тема четверти: « Связь времен в народном искусстве» (7 часов).

1-2.

(10-11)

2 часа

Древние образы в современных народных игрушках.

Единство формы и декора в игрушках.

-Дать понятие о древних  образах в народном искусстве (конь, всадник).

-Познакомить с промыслом глиняной игрушки (Дымково, Романово, Филимоново и др.)

-Изучить приемы  лепки и росписи игрушки по народным мотивам.

1 урок.

Пластилин, стеки.

2 урок.

Гуашь, кисти, заготовка из пластилина.

Образцы глиняных игрушек, фото  с изображением игрушек, таблицы с приемами лепки и элементами росписи  игрушек.

1 урок.

Лепка из пластилина народной игрушки.

2 урок.

Роспись игрушек.

5А-

5Б-

5В-

5Г-

3-4.

(12-13)

2 часа

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

-Знакомство с творчеством народных мастеров. Воспитание уважения к их мастерству.

-Расширение знаний о народных промыслах и их возрождении. Единство формы и декора в предметах  народных промыслов.

-Познакомить с такими народными промыслами как: Хохлома, Городец,  Жостово, Гжель.

1 урок.

Картон, ножницы, карандаш.

2 урок.

Краски, кисти, заготовка из картона.

Образцы предметов народных промыслов, фото с изображением различных предметов, таблицы с приемами росписи по мотивам народных промыслов.

Работа над проектами импровизациями по мотивам народных промыслов.

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5-6.

(14-15)

2 часа

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Натюрморт.

-Повышение интереса учащихся к предметам народного быта.

-Развитие композиционных навыков. Составление композиции из предметов народного быта.

-Рассмотрение цветовых ритмов, цветовой доминанты, колорита в натюрморте.

Белая бумага, кисти, краски.

Постановка натюрморта состоящего из предметов народных промыслов, работы художников и детские работы прошлых лет с изображением натюрмортов.

Изображение декоративного натюрморта с натуры.

5А-

5Б-

5В-

5Г-

7.

(16)

1 час

Современный интерес к народным промыслам в нашей жизни.

-Обобщение знаний за II четверть.

-Развитие вкуса, использование предметов народных промыслов в украшении интерьеров, костюмов.

-Знакомство с искусством кружева (Вологодские, Елецкие), платки.

Навощенная бумага (техника граттаж).

Работы учащихся за четверть.

Иллюстративный материал за II четверть.

Беседа.

Зарисовка кружев.

(белым по черному фону).

5А-

5Б-

5В-

5Г-

III четверть. Тема четверти: «Декор, человек, общество, время» (10 часов).

1.

(17)

1 час

Введение в проблематику четверти. Человек и декор одежды.

-Дать первоначальные сведения о принадлежности декора одежды разным социальным группам в разные исторические периоды.

-Познакомиться коротко с декоративным искусством Древнего Египта, Древней Греции, Средневековой Европы.

-Рассмотреть предметы декоративно-прикладного искусства: мебель, одежда, украшения, аксессуары.  

Репродукции, фото с изображением предметов декоративно- прикладного искусства: «Древнего Египта», «Древней Греции», «Средневековой Западной Европы» и др.

Беседа.

5А-

5Б-

5В-

5Г-

2-4.

(18-20)

3 часа

Из истории декоративного искусства. Роль ДПИ в классовом обществе.

-Познакомить с прикладным искусством древних народов. Символика украшений, знаки, цвет.

-Дать понятие единству стиля архитектуры и одежды. Одежда и ее декор.

-Рассмотреть различные украшения Древних Египтян, Древнегреческие вазы их формы, назначение, декор.

1 урок.

Соленое тесто, стеки, формочки, бусы, тесемки и др. (фольга).

2 урок.

Пластилин, стеки, пластиковые формочки.

3 урок.

Гуашь, кисти, готовая заготовка.

1 урок.

Изготовление из соленого теста макетов украшений (ожерелья, браслеты, подвески).

2 урок.

Изготовление из пластилина, с применением пластмассовых готовых форм, греческих ваз.

3 урок.

Роспись формы

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5-6.

(21-22)

2 часа

Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе.

-Расширение знаний о декоративном искусстве народов мира.

-Знакомство с языком декоративного искусства, понятиями -  геральдика, герб, эмблематика, эмблема.

-Изучение символики цвета  в классической геральдике, разновидностей форм щитов, деления щитов.

Бумага белая и цветная, клей, ножницы, краски, кисти, фломастеры.

Изображения различных гербов и эмблем. Детские работы.

Таблицы учителя.

Эскиз герба или эмблемы: «Эмблема класса», «Герб семьи», «Герб города», «Герб клуба».

5А-

5Б-

5В-

5Г-

7-9.

(23-25)

3часа

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.

-Расширение знаний о декоративном искусстве средневековой Европы. Стилевое единство формы и декора одежды, предметов быта, архитектуры.

-Знакомство с художественными стилями, цветами одежды в разные эпохи.

Сословная одежда высших слоев общества, цеховая, крестьянская.

-Рассмотрение предметов окружения человека: кареты, мебель, посуда, подсвечники и др.

Бумага цветная и белая, лоскуты ткани, клей, ножницы, краски, кисти.

Изображения костюмов средневековой Европы, сословные одежды.

Коллективное панно: «Бал во дворце», «Три толстяка», «Золушка на балу».

5А-

5Б-

5В-

5Г-

10.

(26)

1 час

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

-Обобщение изученного материала за четверть.

-Выставка детских работ за третью четверть.

-Игра-викторина.

Работы детей и иллюстративный материал за III четверть.

Выставка детских работ.

Игра-викторина.

5А-

5Б-

5В-

5Г-

IV четверть. Тема четверти: «Современное декоративное искусство» (8 часов).

1-2.

(27-28)

2 часа

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство.

Современная интерпретация древних образов декоративного искусства.

-Знакомство с работами художников -  дизайнеров. Развитие творческого воображения.

-Использование декоративно-прикладного искусства в оформлении интерьеров зданий.

-Современная интерпретация древних образов.

1 урок.

Белая бумага, карандаш.

2 урок.

Цветная и тонированная бумага, цветные мелки, гуашь, кисти.

Изображения и фото с современными интерьерами.

1 урок.

Наброски интерьеров школы по памяти.

2 урок.

Эскиз панно для украшения интерьера школы.

5А-

5Б-

5В-

5Г-

3-5.

(29-31)

3 часа

Декоративная работа для украшения интерьера. Витраж.

-Воспитание бережного отношения к работам художников направленных на украшение интерьеров.

-Знакомство с понятием – витраж, историей его появления и применения, техникой исполнения витражей.

-Изучить способы изготовления витража в домашних условиях. Развитие навыков работы с бумагой.

1 урок.

Белая бумага, карандаш.

2-3 урок.

Картон, ножницы, клей, цветная бумага.

Фото с изображением витражей, работы учителя и детей.

1 урок.

Эскиз витража.

2-3 урок.

Изготовление из бумаги витража ( имитация).

5А-

5Б-

5В-

5Г-

6-7.

(32-33)

2 часа

Декоративная работа для интерьера.

-Воспитание бережного отношения к работам художников-дизайнеров.

-Знакомство с различными техниками и материалами, которые могут использоваться при оформлении и украшении интерьеров (мозаика из бумаги, бумажная пластика, рельефы и барельефы из пенопласта, картона, соленого теста).

-Развитие навыков работы в различных техниках.

Бумага, картон, пенопласт, ткань, соленое тесто, ножницы, картон, клей.

 

Всевозможные декоративные работы для украшения интерьеров (вазы, панно, рельефы и др.).

Изготовление декоративной работы для украшения интерьера.

5А-

5Б-

5В-

5Г-

8.

(34)

1 час

Отчетная выставка работ за год.

-Обобщение изученного материала за год.

-Оформление выставки детских работ выполненных за год.

Иллюстративный материал за

7 класс.

Детские работы.

Беседа.

Оформление выставки детских работ.

5А-

5Б-

5В-

5Г-

Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства  5 класса.

Учащиеся должны знать:

—        истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

—        особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

—        семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

—        несколько народных художественных промыслов России. Учащиеся должны уметь:

—        пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

—        различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);

—        различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

—        выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

—        умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

—        уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

—        умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

—        создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

—        владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

—        владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).

Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

•        для самостоятельной творческой деятельности

•        обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;

•        оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Раздел VI. Литература и средства обучения

Учебно-методическое обеспечение

Для ученика:

  1. Изобразительное искусство. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Школа Неменского), Автор Горяева Н.А., Островская О.В.

Для учителя :

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
  2. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.
  4. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.
  5. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

Раздел VII. Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) .

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

  1. Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме  выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность
  2. Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы
  3. Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация
  4. Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ
  5. Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла
  6. Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств
  7. Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы
  8. Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)

Формы контроля уровня обученности:

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» базовый уровень, 5-6 классов, ФГОС

Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Долгопрудного средняя общеобразовательная школа №11"Составитель: Даниелян Нелли Геворковна Тип программы: общеобразовательна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" предназначена для учащихся 5 классов.

Подготовил учитель по изобразительному искусству, МБОУ Обуховская СОШ: Еремина Екатерина Алексеевна....

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 5-7 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма основного общего образования по изобразительному искусству составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных ...