Сценарий урока "Натюрморт в графике"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Художники всегда любили изображать что-то необычное, фантастическое, но гораздо больше во все времена их волновало изображение окружающей жизни. Изображая ее события и ее повседневное течение, художники раскрывают нам жизнь своего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natyurmort_v_grafike____word.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение - Лицей №2
Октябрьского района г. Саратова
Натюрморт в графике
Сценарий урока
Учитель изобразительного
искусства
Первой квалификационной
категории Фомичева Г.В.
Саратов. 2011г.
Сценарий урока
1-ый слайд.
Учитель: Предлагаю посмотреть слайды с произведениями изобразительного искусства
Звучит музыка. Идет показ слайдов.
Возьму палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.
Бравурный танец пляшет кисть:
Рисую сказку.
Сижу с натурой тет-а-тет,
Белила, сажа.
Пейзаж, этюд, автопортрет –
Да мне не важно!
И пусть средь множества картин
Моей не видно.
Я рисовал ее один
И мне не стыдно!
Уже закончено почти,
Рукою смелой
Я пёстрый холст без жалости
Замажу белым.
И радость жизни ощутив,
Ведь мне все мало,
Закончу тысячу картин –
Начну сначала!
1-ый – 6-ой слайды. Н.Н.Купреянов.
-Сейчас вашему вниманию для просмотра было предложено несколько произведений изобразительного искусства
И вы уже наверняка поняли, о чем пойдет речь на уроке.
- Пожалуйста, назовите вид изобразительного искусства, представленный на слайдах.
Дети: Эти произведения искусства относятся к графике.
Учитель: А что такое графика?
Дети: Черно-белое изображение карандашом, тушью, углем, сангиной, акварелью.
Учитель : А с помощью, каких выразительных средств показывают художники свои мысли и чувства в графике? Назовите средства выразительности в графике.
Дети. Пятно, силуэт.
Линия, штрих. Точка.
Учитель: Мы с вами выяснили чем и как работаю т художники в графике . А теперь скажите мне , а что же изображено на картинах и о чем нам повествуют авторы.
Дети: На картинах изображен натюрморт.
Учитель: Какие картины мы относим к жанру натюрморт?
Дети: Если на картине изображены предметы быта: вазы, кувшины, посуда, цветы, фрукты, продукты, то такую картину мы назовем натюрморт.
Учитель: Что пытались сказать художники, рисуя предметы быта.
Дети: Художники показали поэзию быта, нарисовав предметы окружающие нас в повседневной жизни.
Учитель: Художники всегда любили изображать что-то необычное, фантастическое, но гораздо больше во все времена их волновало изображение окружающей жизни. Изображая ее события и ее повседневное течение , художники раскрывают нам жизнь своего времени.
Итак тема нашего урока: «Натюрморт в графике».
Графикой занимаются все художники, будь они живописцами или скульпторами, - рисунок им необходим как этап работы. Однако рисунок может быть самостоятельным графическим произведением.
Художнику-графику бывает достаточно очень простых средств – карандаша, фломастера или ручки, чтобы создать замечательную графическую композицию,
Существует и особый вид графики – печатная графика. В этом случае с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла или линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется гравюра.
И гравюра бывает разной
Презентация
Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы называем только рисунок. По-французски “гравер” означает “вырезать.
Какие же гравюры бывают?
Гравюра, созданная на дереве – это ксилография. Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева — самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами — штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые не тронул резец художника. Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра. Гравюрой называют как доску, на которой вырезано, награвировано изображение, так и отпечаток, оттиск с этой доски на бумаге. Оттиск называют еще эстампом.
Линогравюра — гравюра на линолеуме, по которому художник режет как по дереву.
Литография — гравюра на камне (от греческого “литос” — “камень”). Гравирование делается на особом известковом камне. Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатываются специальными составами, и рисунок на камне как бы “закрепляется”. Когда рисунок готов, на камень кладут бумагу и под прессом делают оттиск — эстамп. В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, а остается ровной.
Офорт — гравюра на металле. Медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в процарапанных местах, потому что их уже не защищает лак. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.
Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Бывает цветная и одноцветная.
Цветная монотипия – художник пишет масляными красками на гладкой поверхности стекла, затем сверху кладут увлажненную бумагу и прокатывают на печатном станке.(можно получить только один оттиск).
Граттография или граттаж – техника царапания рисунка. натирают лист бумаги свечой или яичным желтком, сверху наносят гуашь перемешанную с тушью, наносят карандашом рисунок и острыми предметами процарапывают по рисунку изображение.
ГРАТТАЖ – от французского слова «греттер» означает скрести, царапать.
Вот с этой техникой мы подробнее и познакомимся на уроке.
Но прежде чем приступить к практической работе предлагаю выполнить физкультразминку.
Физкультминутка.
Вверх руки подняли и покачали,
Руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись,
Всем улыбнулись
И сели работать опять.
. И так приступаем к работе.
Подготовимся к работе. На столы постелите газеты, чтоб не испачкать их. Для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность, внимание.
1-ый этап работы. Придумываем композицию натюрморта. Какой натюрморт простой, а какой сложный?
Простой состоит из 1,2 предметов, сложный состоит из множества предметов.
Что является в картине центром композиции? Центром композиции является кувшин.
. Когда в карандаше на белом чистом листе вы нарисовали композицию, приступаем к следующему этапу работы.
2-ой этап работы. Накладываем лист с карандашным наброском на загрунтованный лист яичным желтком и черной тушью. Берем пилочку для ногтей и прокалываем точечно по рисунку бумагу так , чтобы слегка прорисовалось на черном листе композиция.
3-ий этап работы. Пилочкой для ногтей выцарапываем задуманную композицию на загрунтованном листе. Тот мусор, который будет получаться после снятия грунта, слегка стряхивайте спереди на газетку. Если мусора слишком много и он мешает видимости изображения , стряхивайте его еще дополнительно салфеткой. Пилочкой можно работать очень разнообразно: используя острый конец, процарапывать поверхность тонко , плашмя, широко как флейцем, как лопаточкой можно выбирать грунт и т. п..
4-ый этап работы. Работа от пятна. Начинать нужно с главного элемента , с центра композиции. И далее помере значимости элементов в композиции. Мелкими элементами заканчиваем композицию, придавая ей целостность, завершенность.
Критерии к оценке рисунков
- композиция рисунка.
- оправданное заполнение места
- владение материалами
- аккуратность, нет порезов бумаги, дырок
- завершенность, достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка
- дать название
Сейчас всем предлагаю приступить к работе, на выполнения которой вам дается 20 минут.
А на доске в это время предлагаю поработать над выполнением более сложных композиций 3-ем художникам смельчакам. С каждого ряда приглашаю по одному желающему.
Пока все работают на формате А-4 ,вы будете работать на формате А-2 в смешанной технике. Каждому из вас дается набор готовых предметов. Ваша задача – составить натюрморт и если захочется дорисовать что–то свое.
Практическая работа. Звучит классическая музыка. Дети работают за столами и на доске.
По мере выполнения работ, их прикрепляют на доску магнитиками.
Итог.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с новым видом графики – граттографией или граттажем. Надеюсь, что вам было интересно.
А еще какие виды графики вы знаете?
Слайды с вопросами.
1.Ксилография – это гравюра на дереве, металле, линолеуме?
2. Что такое эстамп? Это: оттиск изображения, пластина, камень?
3. Когда художник пишет масляными красками на гладкой поверхности стекла, затем сверху кладут увлажненную бумагу и прокатывают на печатном станке.(можно получить только один оттиск), как такой вид графики называется? Ксилография, граттаж, монография?
4.Выполнение рисунка путем процарапывания острым инструментом на бумаге загрунтованной свечкой или яичным желтком, а затем черной тушью называется: граттаж, офорт, монография?
Итог.
Вы прекрасно справились с заданием, ваши восхитительные, прекрасные работы тому подтверждение. Надеюсь, что вы получили удовольствие от занятия таким видом творчества, узнали что-то новое, загорелись интересными идеями. Все сегодня получают за работу на уроке оценку « пять».
Закончить свой урок я хотела бы словами:
Проходят года, ручейками стекающие в реку времени,
а музыка, стихи и картины
неизменно волнуют сердца, потому что у искусства
нет возраста... а есть Душа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерная графика вчера и сегодня. Виды компьютерной графики.
Презентация предназначена для изучения темы `Компьютерная графика` в 7-8 классах по учебнику Семакина. В презентации рассматривается применение и история развития компьютерной графики, виды компьютерн...
Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"
Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...
Методика построения графика квадратичной функции и использование графика для решения неравенств. (развивающее обучение)
Каждому учителю необходимо помнить о следующих структурных элементах урока:· Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.·...
Чтение свойств функции по графику и распознование графиков элементарных функций
Изучение данной темы проводится на спаренном уроке алгебры в 10 лассе, а также все эти ресурсы применяю при подготовке к контрольным работам и подготовке ЕГЭ по математике...
Урок Информатика и ИКТ Тема: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel
Разработка урока и презентация по информатике и ИКТ в 9 кл. по теме: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel...
Сценарий урока в 11 классе "Повторение графиков функций при подготовке к контрольной работе по материалам и в форме ЕГЭ"
Проведение краевых контрольных работ при подготовке к ЕГЭ помогает учителю правильно распределить время при организации повторения учебного материала. Пэтому предложенный урок направлен на...
Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»
Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...