Рисование штрихом
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

Учить изображать признаки рисуемых объектов - "колючесть", передавать штрихами фактуру веток ели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risovanie_shtrihom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Рисование штрихом

Этот приём рисования называется «чиркать» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нём видимый след, так называется штрих. Штрих – это линия, черта, проведённая одним движением руки, которая или длинная, тонкая или толстая и т.д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.

                                      Тема: «Колючая сказка»

                                                   Ход занятия

  1. Организационная часть.                                                                            

Воспитатель .Предлагает детям отгадать загадку:

                           

                          Сердитый недотрога живёт в глуши лесной;

                          Иголок очень много, а ниток – ни одной.

Дети. Это ёж.

Воспитатель. Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идёт речь о ежике.

Дети. Только у ёжика много иголок, он колючий.

Воспитатель. Верно. А как вы думаете, зачем ёжику иголки?

Дети. Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, яблоки, ягоды.

Чтение тематической сказки.

                                     Зачем ёжику колючки?

Как – то в открытом поле застиг лису проливной дождь. Заметалась лисонька из стороны в сторону, вдруг видит стоит у дороги кустик. Недолго думая, со всех ног бросилась к нему. Прибегает, а под кустом ёж. От дождя спряталась.

- Подвинься! – буркнула лиса и толкнула ежа в бок.

Толкнула и взвизгнула от боли.

- Ай – ай – ай! Да когда же ты наконец подстрижёшь свои противные колючки? не пойму, что в них красивого…

Ёж хмыкнул и тихо сказал:

- А они не для красоты.

- Вот именно, - подхватила лиса. – Тем более…. не упрямься и подстриги, не то, помни моё слово, все друзья станут тебя другой дорогой обходить.

- Друзья? – усмехнулся ёж. – Вот это ты, лисонька, ошибаешься. Мои колючки не для друзей.                   (В. Росин)

Воспитатель. А помимо грибов, яблок и других лакомств, ёжик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки.

«Ёжик по – своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иголки. Охапкой встаёт ёж и понесёт на себе листовой матрац в гнездо. Идёт неправдоподобное чудище, узнать невозможно: кнопка кнопкой!».

Воспитатель. А кто из вас хоть раз видел ёжика? Как он выглядит?

Дети. Он округлый, чуть вытянутый, с заострённый мордочкой, с колючей спинкой.

Воспитатель. А что вы ещё знаете про ежей? Где он живёт, чем питается? Делает ли на зиму запасы? (Ответы детей).

Воспитатель. Живёт ёж в лесу, спит днём, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червяков, лягушек, мышей, вступает в схватку со змеями. ёж не делает запасов на зиму, так как с наступлением холодов забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи – родители заботятся о своём потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.

                                             Физкультминутка

                                     «Ёжик топал по тропинке»

…Жили – были серый ёж и его ежиха.                            Хлопки в ладоши.

Серый ёж был очень тих,                                       Потягивания – реки вверх с

И ежиха тоже.                                                       растопыренными пальчиками.

                                                                                 Потягивания – руки в стороны.

И ребёнок был у них -                                           Приседание – плавное опускание рук вниз.

Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять                                  Ходьба на месте с размахиванием руками

Ночью вдоль дорожек                                       вдоль туловища.

Ночью вдоль дорожек                                      Ходьба бодрая.

Ёж – отец, ежиха – мать

И ребёнок тоже.                                              Ходьба замедленная.

Вдоль глухих осенних троп                              Ходьба на носочках.

Ходят тихо: топ- топ – топ.

                                             С. Маршак

Воспитатель. Сегодня мы с вами нарисуем семью колючих ежей, которая гуляет по колючему лесу. А чтобы ежи могли защищать себя от врагов , у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много – много штрихов. Штрих – это линия, которая может быть короткой и длинной, прямой  и наклонной, в зависимости от того, что мы рисуем.

  1. Практическая часть                                                                              
  1. Слева и справа в нижней части листа нарисовать контур туловища большого ежа – мамы; овальной формы  с вытянутой заострённой мордочкой, с короткими овальными лапками.
  2. Нанести ряд коротких линий – штрихов с опорой на нижний край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над первым, затем третий и т. д. Последний ряд штрихов на верхней край контура туловища.
  3. Лёгкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштриховать мордочку ежа. Дорисовать маленькие кружочки – глаза, носик.
  4. Тем же способом нарисовать 2 – 3 ежат, следующих за мамой – ежихой, только меньшего размера.
  5. Пририсовать каждому члену семьи какой – нибудь груз на спине (листик, грибок, яблоко).
  6. Верхнюю часть композиции дополнить еловой веткой: длинная основная линия – ветка с боковыми , короткими ветвями, покрытыми иголками, - мелкими штрихами с двух сторон.
  7. В нижней части композиции выполнить ряд коротких штрихов- траву. Если трава занимает более широкое место, изобразить штрихи подлиннее или расположить траву в несколько рядов. Трава может быть «прямой» под лапками ежей – штрихи под наклоном.

                                           Физкультминутка

                                                  «ЁЖ»

Вот свернулся ёж в клубок                           Ладони соединить, округлить, пальцы

                                                                          соединить в замок.

Показал колючий бок.                                    Поставить ладони под углом друг к другу,

                                                                         Переплетённые пальцы распрямить – «ёж»

                                                                         Выставил свои «иголочки».

Повторить действие ещё раз, снова прочитав стихотворение.  

  1. Итог занятия

Воспитатель. Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ежики. Им не страшны ни враги, ни голод, мак как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.

                                                    Ежи Ежовичи

                        Целый день Еж Ежовичи собирают фрукты – овощи

                       Сливы, яблоки и груши на пеньках и кочках сушат.

                       Огурцы и помидоры осторожно носят в норы…

                       Значит, если есть еда, не страшны и холода.      А. Каменчук

В конце занятия проводится подвижная игра «Сонный ёжик». По считалочке выбирается ёжик, которого разбудили после зимы:

                                      Ёжик, ёжик, чудачок, сшил колючий пиджачок.

                                     Встать в кружок и ну считать –

                                    Нам водилку выбирать.

Ёжику завязываю глаза. У играков игрушка – пищалка, которую они передают друг другу, а ёжик идёт на звук, стараясь запятнать того, кто подаёт сигнал. Тот кого ёжик запятнает, становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais   22.03.2011 г. Открытый урок Л.А. Сопиной, преподавателя вокально-хорового отде...

«МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАЯНА И АККОРДЕОНА, ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ И ШТРИХИ»

Чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игры на баяне и аккордеоне, каждому обучающемуся необходимо знать и использовать на практике выразительные возможности своего инструмента, ...

Штрихи истории ложатся на страницы

Проведение внеклассного мероприятия,посвященного Отечественной войне 1812 года....

Тест по МХК "Штрихи к портрету"

Учебный атериал для промежуточного контроля знаний по теме "Боги и герои Древней Греции"...

Рисование животных с помощью штриха

освоение приемов рисования животных  с помощью штриха...

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке.

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке....

Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"

Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...