Рисование штрихом
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему
Учить изображать признаки рисуемых объектов - "колючесть", передавать штрихами фактуру веток ели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисование штрихом
Этот приём рисования называется «чиркать» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нём видимый след, так называется штрих. Штрих – это линия, черта, проведённая одним движением руки, которая или длинная, тонкая или толстая и т.д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.
Тема: «Колючая сказка»
Ход занятия
- Организационная часть.
Воспитатель .Предлагает детям отгадать загадку:
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной;
Иголок очень много, а ниток – ни одной.
Дети. Это ёж.
Воспитатель. Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идёт речь о ежике.
Дети. Только у ёжика много иголок, он колючий.
Воспитатель. Верно. А как вы думаете, зачем ёжику иголки?
Дети. Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, яблоки, ягоды.
Чтение тематической сказки.
Зачем ёжику колючки?
Как – то в открытом поле застиг лису проливной дождь. Заметалась лисонька из стороны в сторону, вдруг видит стоит у дороги кустик. Недолго думая, со всех ног бросилась к нему. Прибегает, а под кустом ёж. От дождя спряталась.
- Подвинься! – буркнула лиса и толкнула ежа в бок.
Толкнула и взвизгнула от боли.
- Ай – ай – ай! Да когда же ты наконец подстрижёшь свои противные колючки? не пойму, что в них красивого…
Ёж хмыкнул и тихо сказал:
- А они не для красоты.
- Вот именно, - подхватила лиса. – Тем более…. не упрямься и подстриги, не то, помни моё слово, все друзья станут тебя другой дорогой обходить.
- Друзья? – усмехнулся ёж. – Вот это ты, лисонька, ошибаешься. Мои колючки не для друзей. (В. Росин)
Воспитатель. А помимо грибов, яблок и других лакомств, ёжик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки.
«Ёжик по – своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иголки. Охапкой встаёт ёж и понесёт на себе листовой матрац в гнездо. Идёт неправдоподобное чудище, узнать невозможно: кнопка кнопкой!».
Воспитатель. А кто из вас хоть раз видел ёжика? Как он выглядит?
Дети. Он округлый, чуть вытянутый, с заострённый мордочкой, с колючей спинкой.
Воспитатель. А что вы ещё знаете про ежей? Где он живёт, чем питается? Делает ли на зиму запасы? (Ответы детей).
Воспитатель. Живёт ёж в лесу, спит днём, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червяков, лягушек, мышей, вступает в схватку со змеями. ёж не делает запасов на зиму, так как с наступлением холодов забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи – родители заботятся о своём потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.
Физкультминутка
«Ёжик топал по тропинке»
…Жили – были серый ёж и его ежиха. Хлопки в ладоши.
Серый ёж был очень тих, Потягивания – реки вверх с
И ежиха тоже. растопыренными пальчиками.
Потягивания – руки в стороны.
И ребёнок был у них - Приседание – плавное опускание рук вниз.
Очень тихий ёжик.
Всей семьёй идут гулять Ходьба на месте с размахиванием руками
Ночью вдоль дорожек вдоль туловища.
Ночью вдоль дорожек Ходьба бодрая.
Ёж – отец, ежиха – мать
И ребёнок тоже. Ходьба замедленная.
Вдоль глухих осенних троп Ходьба на носочках.
Ходят тихо: топ- топ – топ.
С. Маршак
Воспитатель. Сегодня мы с вами нарисуем семью колючих ежей, которая гуляет по колючему лесу. А чтобы ежи могли защищать себя от врагов , у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много – много штрихов. Штрих – это линия, которая может быть короткой и длинной, прямой и наклонной, в зависимости от того, что мы рисуем.
- Практическая часть
- Слева и справа в нижней части листа нарисовать контур туловища большого ежа – мамы; овальной формы с вытянутой заострённой мордочкой, с короткими овальными лапками.
- Нанести ряд коротких линий – штрихов с опорой на нижний край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над первым, затем третий и т. д. Последний ряд штрихов на верхней край контура туловища.
- Лёгкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштриховать мордочку ежа. Дорисовать маленькие кружочки – глаза, носик.
- Тем же способом нарисовать 2 – 3 ежат, следующих за мамой – ежихой, только меньшего размера.
- Пририсовать каждому члену семьи какой – нибудь груз на спине (листик, грибок, яблоко).
- Верхнюю часть композиции дополнить еловой веткой: длинная основная линия – ветка с боковыми , короткими ветвями, покрытыми иголками, - мелкими штрихами с двух сторон.
- В нижней части композиции выполнить ряд коротких штрихов- траву. Если трава занимает более широкое место, изобразить штрихи подлиннее или расположить траву в несколько рядов. Трава может быть «прямой» под лапками ежей – штрихи под наклоном.
Физкультминутка
«ЁЖ»
Вот свернулся ёж в клубок Ладони соединить, округлить, пальцы
соединить в замок.
Показал колючий бок. Поставить ладони под углом друг к другу,
Переплетённые пальцы распрямить – «ёж»
Выставил свои «иголочки».
Повторить действие ещё раз, снова прочитав стихотворение.
- Итог занятия
Воспитатель. Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ежики. Им не страшны ни враги, ни голод, мак как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.
Ежи Ежовичи
Целый день Еж Ежовичи собирают фрукты – овощи
Сливы, яблоки и груши на пеньках и кочках сушат.
Огурцы и помидоры осторожно носят в норы…
Значит, если есть еда, не страшны и холода. А. Каменчук
В конце занятия проводится подвижная игра «Сонный ёжик». По считалочке выбирается ёжик, которого разбудили после зимы:
Ёжик, ёжик, чудачок, сшил колючий пиджачок.
Встать в кружок и ну считать –
Нам водилку выбирать.
Ёжику завязываю глаза. У играков игрушка – пищалка, которую они передают друг другу, а ёжик идёт на звук, стараясь запятнать того, кто подаёт сигнал. Тот кого ёжик запятнает, становится водящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais
Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais 22.03.2011 г. Открытый урок Л.А. Сопиной, преподавателя вокально-хорового отде...
«МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАЯНА И АККОРДЕОНА, ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ И ШТРИХИ»
Чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игры на баяне и аккордеоне, каждому обучающемуся необходимо знать и использовать на практике выразительные возможности своего инструмента, ...
Штрихи истории ложатся на страницы
Проведение внеклассного мероприятия,посвященного Отечественной войне 1812 года....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/02/picture-89556.jpg)
Тест по МХК "Штрихи к портрету"
Учебный атериал для промежуточного контроля знаний по теме "Боги и герои Древней Греции"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/30/picture-155276-1354291824.jpg)
Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке.
Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/22/picture-326507-1427001360.jpg)
Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"
Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...