Возрождение традиций Прикамья
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
В методической разработке представлен материал об Обвинской росписи, её происхождении, особенности росписи, методике преподавания, приемы , материалы необходимые для овладения техникой росписи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._raz._obva.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ
«ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ. УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ОБВЫ»
Выполнила: преподаватель МБОУ ДОД «ПДШИ» Хамантова Галина Юрьевна
п. Полазна
Изучение местных промыслов в ОУ как фактор их возрождения
В настоящее время и дети, и даже многие взрослые, особенно те, которые живут в больших городах, могут и не знать о широком распространении в народном быту Прикамья живописного начала, о зарождении и развитии здесь самобытной художественной культуры.
Начиная с дошкольного возраста дети знакомятся с достоинствами произведений умельцев из Дымково, Хохломы, Городца, Палеха и других центров народного искусства. А какова традиционно-бытовая культура Прикамья? А как выглядит хозяйственная утварь Добрянского района? Что такое домовая урало-сибирская роспись?
Педагог выступает своего рода медиумом, проводником, от которого требуется с одной стороны профессионализма учёного- историка, этнографа, искусствоведа, а с другой – педагогические навыки, владение методической работой.
Большая роль в методической разработке отведена истории возникновения Обвинской росписи, её символике, языческому наследию и технологии.
« Погружение» ребёнка в мир традиционной культуры Прикамья лучше начинать с культуры более близкой, знакомой, родной. Интерес к теме возникнет у ребёнка лишь тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная среда. Это достигается благодаря включению в программу занятий игр, элементов театрализаций, фольклора и практической работы. Учитывая возрастные особенности ребёнка, это может быть от «путешествия» до «деловой игры» с участием ребёнка-экскурсовода.
Данная разработка имеет приложения. В ней собраны образцы крестьянской утвари с элементами Обвинской росписи Ильинского, Усольского, Пермского и Добрянского районов начиная с ХVIII века.
Для практической работы продемонстрированы учебные таблицы с основными приёмами росписи и композициями автора Мизгулиной М. П.
Методическая разработка «Возрождение традиций народов Прикамья. Уральская роспись Обвы.» является актуальной, она поможет педагогу в повышении собственного образовательного уровня и включению практической части в программу уроков связанных с народной культурой Прикамья.
История возникновения художественных промыслов
Есть места, где жители из века в век занимались одним ремеслом. А Обвинский край Прикамья - на редкость мастеровой, где крестьяне талантами не обделены. Славились Ильинские кожевники и чеботари, скорняки и бондари, мастера деревянной игрушки, кузнецы, свечники. На разные
выставки их изделия возили и даже награды за них получали. Поистине «ремёсла- успеха вёсла». А мастерство и вкус рядом идут. Вот почему не просто ремёсло, а искусство можно назвать резную деревянную утварь, расписные прялки да вышивки. Они достойны музеев и пристального изучения искусствоведами. Много тайн хранит это безымянное творчество.
Экспедиции НИИ художественных промыслов, исследования В. А. Барадулина открыли миру такое художественное творение, как обвинская роспись. Теперь изделия с обвинской росписью коллекционируют не только музеи Прикамья, но и центральные музеи России.
В Обвинском поречье резьба по дереву была распространена широко. Геометрической резьбой украшали набелки - детали ткацкого станка. В резных орнаментах можно выделить три солярных знака. В центре располагалась крупная розетка, грани лучей, которых закручиваются «посолонь». Справа и слева от неё располагались розетки с шестью и восемьюлепестковыми цветками. Этот архаичный сюжет изображающий движение солнца по небесному своду. Часто он дополнялся изображением вспаханного поля. Интересны цветочно-растительные мотивы росписи обвинских прялок. Наиболее характерным является мотив цветка-«розы» с круто закрученной спиралью серединкой и отлетающей от неё лепестками. Часто встречается мотив восьмилепесткового цветка-звезды. «Роза» обычно располагалась в центре композиции на пересечении осей симметрии, справа и слева от неё лепестковые цветы. Такие цветы рисовали и в верхней части лопасти прялки, а в нижней её части у соединения с ножкой прялки также рисовали «розу». Оставшееся пространство заполняли травкой, веточками, гирляндами разноцветных капель. Композиция росписи могла делить лопасть прялки на три части.
Важную особенность обвинских прялок отметил один из первых её исследователей В. А. Барадулин: «расположение главных мотивов - двух-трёх цветков и плодов на оси симметрии - сближает роспись обвинских прялок с резными прялками вологодской и архангельской областей».
Резные прялки были предшественниками расписных. Резные узоры стали ключом к разгадке символики обвинских прялок. Сходство рисунка резьбы на набелках и расписных прялок, несомненно. Если внимательно присмотреться к изображению обвинской «розы», то заметим её изменение от живописно выполненного цветка, лепестки-лучи которого закручиваются посолонь, как и в резных орнаментах, до графически изображенного яблока – крупной «розы» с туго закрученной спиралью в центре. Таков рисунок в наиболее поздних по времени расписных прялках.
Символика и языческое наследие
«Перед нами очень важная система расположения солярных знаков, идущая из древности, и связанная с геоцентрическим движением Солнца вокруг Земли»- пишет академик Б. А. Рыбаков. Левый восьмилепестковый цветок означает утреннее восхождение солнца, правый цветок - вечернее заходящее, а центральный - солнце в зените. Таким образом, центральную часть композиции можно расшифровать как «тресветлое» солнце. Объяснить это можно тем, что обычно прялкой пользовались в зимние вечера уже после захода солнца. На прялках ночное солнце изображалось в виде «розы» отлетающими вверх лепестками. Обвинский мастер помещал ночное солнце в самом низу лопасти прялки, интересно, что ночное солнце изображалось и на другой стороне лопасти, куда подвязывалась кудель. Пряха постоянно могла видеть это изображение.
Теперь попробуем расшифровать смысл цветка-звезды с восемью лепестками в верхней части лопасти. Можно предположить, что это изображение дневного солнца в зените. Но в таком случае иного объяснения потребует центральный цветок- «роза».
На резных прялках русского Севера в центре находится розетка, символизирующая «белый свет», светящийся как бы сам по себе. Сравнение помогает утверждать, что мотивы обвинской росписи скрывают древние солярные символы. В.А.Барадулин писал о значении восьмилепесткового цветка-звезды: «размещение звезды вверху, её отличие от растительных форм может быть объяснено только тем, что она является эмблемой, своего рода фирменным знаком мастера». Вероятно, на Обве сложился свой тип резных прялок с солярной символикой. Их форма и сюжет рисунка близок к Поморским, так как в конце XVI начале XVII веков обвинские земли были заселены их выходцами.
Почему же обвинские мастера сделали своим символом восьмилепестковый цветок? Может быть это языческое наследие? Однозначно ответить трудно. Разгадку надо искать в особенностях веры местных крестьян. Население края сформировалось из крестьян Поморья и Коми-Пермяков. В сознании крестьян уживалось христианство, славянское язычество и местные верования. Археолог В.А.Оборин доказал популярность в Прикамье культа Перуна- бога молнии и грома, перекрытого поздним христианским Ильёй пророком. Попытку расшифровать сюжеты росписи по дереву предпринял и ассистент кафедры Истории России Пермского университета Олег Кутьев.
Технология обвинской росписи
В повседневной жизни русских крестьян в течение многих веков прочно бытовала роспись по дереву.
Одной из разновидностей сельской росписи Прикамья, самой значительной является Обвинская роспись.
Река Обва, приток Камы, находится к северу от Перми, в долине которой и расположилось селение. Наиболее вероятным временем появления расписных прялок можно считать середину XIX века. Самый ранний памятник, датированный Обвинской росписью - прялка 1848 года.
«Местные крестьяне в свободное от полевых работ время, обыкновенно осенью или зимой, занимались приготовлением разного рода деревянных изделий».
Обвинская роспись - своеобразна, ярка, празднична и проста в исполнении.
Этой росписью украшали домашнюю утварь: жбаны, прялки, игрушки.
Почти на всех Обвинских прялках встречается 8-лепестковый цветок, похожий на звезду или два 4-лепестковых цветка, похожих друг на друга.
Мотив расположен либо в верхней части лопасти прялки, либо в центре на пересечении диагоналей, либо внизу лопасти прялки у ножки. Звезду от остальной росписи отделяли рядами точек или кружков, чтобы обратить на неё внимание. По мнению искусствоведа В.А.Барадулина, такая звезда, является эмблемой, фирменным знаком мастера, её же ставили на своих работах рисовальщики, иконописцы и маляры Выгорецкого старообрядчества (Карелия), которые в XVIII-XIX веках из-за веры были разогнаны. Поэтому в ранней Обвинской росписи видна её связь с искусством Русского Севера. О близости к северной традиции говорит и живописная манера письма, когда поверх подмалёвков накладывали пробелы, придавая этим мягкие переходы от цвета к цвету и объёмность.
Обвинская роспись – это особый вид народных уральских росписей, в которой получили развитие орнаментально-графические элементы.
Сначала живописная и сдержанная по цвету, она превратилась в красочную мозаичную графику. Обвинской росписи свойственен холодный колорит: синий, чёрно-зелёный, пронзительно голубой или зеленоватый фон обычно сочетается с тёплыми тонами растительных мотивов. Мазки кисти скупы и точны, отдельные элементы написаны одним цветом, отчего они играют, как камушки смальты. Графичность мотивов и локальность окраски создают особую декоративность обвинской росписи.
Благодаря массовому изготовлению изделий на рынок, для привлечения внимания в базарной торговле, крестьянские мастера стали использовать яркие, сильные по цветовому эффекту цвета.
На оранжевом фоне они рисовали голубые листья, а разживку – жёлтой. Если фон был зелёный, то в орнаменте преобладал красный. Остальные цвета были подголостками, усиливающими или смягчающими цветовой контраст.
В обвинской прялочной росписи встречаются необычные композиции, но все их варианты объединяет образ необычно цветущего дерева или куста: древа-жизни, древа-символа райских садов. По-разному трактовался этот мотив в многочисленных крестьянских росписях.
Во II половине XIX века для обвинской росписи характерно контрастное сопоставление яркого фона с живописным орнаментом. Цветы - «обвинские розы» располагались в центре или на оси симметрии, а травка с длинными пушистыми стеблями и ягодами заполняла свободное пространство.
Период расцвета обвинской росписи приходится на 1870-1900 годы. Вследствие роста промысла была упрощена композиция, симметрия уступает место свободной росписи. Появились стилизованные приёмы, связанные с ускорением процесса выполнения рисунка. Изменился колорит - стали преобладать ярко-зеленые, голубые и оранжевые цвета.
«Обвинская роза» - цветок с круто закрученной спиралью в середине и мелкими лепестками, превратился в бутон. Листья приобрели чётко очерчённую ланцетовидную форму. Много места стали занимать мягкие пушистые веточки-травки. Исчезли живописные переходные цвета, роспись стала плоскостной. В обвинской росписи конца XIX века существовали две разновидности: графическая, где главную роль играла чёткая линия и живописная в которой предпочтение отдавалось мазку. Живописная роспись выполнялась маховым приёмом: лохматые контуры форм, неровная закраска плоскостей с просвечивающим фоном. Основным мотивом оставалась крупная розетка с пятью или семью лепестками. В поздней обвинской росписи выделялся живописный вариант с небольшими пастозными мазками, на которых при высыхании остаются следы кисти. Густотёртые краски и неровные контуры придают росписи несколько небрежный вид.
При сохранении традиций трёхчастной композиции, грубые приёмы письма создали иной образ, в котором цветущее дерево заменилось фейерверком каплевидных мазков, расходящихся лучами от главных пятен, цветы превратились в огненные колёса, а травка в плотные кудрявые ветви.
Мягкие мазки сменились закрученными завитками - мотив шенкурской кудрявой веточки (связь с шенкурской росписью Русского Севера). На обвинских прялках такие же округлые формы, связывающие листья, завитки, утолщающие основной стебель.
На рубеже XIX-XX веков изменился характер композиций, увеличение травки, цветового контраста. Мотивы приобрели большую выразительность за счет того, что отбрасывались мелкие элементы.
На протяжении десятилетий мотив обвинских прялок претерпел ряд изменений, но неизменным элементом композиции оставалась «Обвинская роза»
Выполнение росписи:
Основной инструмент – кисти (колонковые и беличьи), размер с №1- 10.
Расписывать можно гуашью по фону и по чистому дереву, промазанному клеем ПВА или столярным, крахмальным клеем. Он отбеливает древесину, и краски не расплываются по её волокнам.
Роспись закрепляют прозрачным нитролаком точками, чтобы не размазать краску. После высыхания работы можно нанести масляный лак, дающий хороший блеск.
Росписью украшают современные изделия – хлебницы, тарелки, игрушки.
По материалам Обвинской росписи в 1991 году художницей Мизгулиной М.П. (г. Пермь) был разработан методический альбом из 16 учебных таблиц
и фотографий изделий из дерева с росписью. См. приложения.
Рекомендуемая литература:
Барадулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск,1982г.
Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. Москва,1986г.
Барадулин В.А. Народная роспись по дереву. Пермь,1987г.
Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Ленинград,1988г.
Ботякова О.А.,Зязева Л.К.,Прокофьева С.А. и др. Этнографический музей-детям. Санк-Петербург,2001г.
Мизгулина М.П.Обвинская роза. Методический альбом-пособие. Пермь,1991г.
Шилова Т.М. Из коллекции. Пермь, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.
Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...
Возрождение традиций казахского национального рукоделия в авторской программе "Художественная обработка тканей с элементами декоративно-прикладного творчества" для учащихся СКШ с нарушениями интеллекта.
В настоящий период времени в коррекционной педагогике стало актуальным обращение к народным национальным истокам. Широкое использование этнопедагогическ...
Национальное многоборье как одно из условий сохранения и возрождения традиций коренных малочисленных народов Севера
Представление опыта работы по национальному многоборью...
Презентация классному часу :"Готов к труду и обороне. Возрождение традиций"
Массовый спорт, по словам Путина, должен развиваться и быть более доступным для людей разного возраста, состояния здоровья, на что и направлена инициатива по возрождению ГТО. Запуск программы ГТО остр...
Влияние возрождения традиций казачества и их значение в патриотическом воспитании через организацию республиканских мероприятий
Духовно-нравственное воспитание на традициях казачества выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента. Традиции казачества позволяют привить учащимся духовно-нравственный и...
Всероссийский урок «Готов к труду и обороне. Возрождение традиций. Путь к здоровью через нормы ГТО»
Классный час на тему: «Готов к труду и обороне. Возрождение традиций. Путь к здоровью через нормы ГТО» Цели: познакомить с понятием «ГТО», закрепить знания детей о здоровом обра...