"Искусство Городца"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Искусство Городца. Роспись разделочных досок.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
1 | Организационный момент. Целеполагание | Приветствие. Сообщение темы, цели урока. | Знакомство с планом урока | 3 мин |
2 | Самостоятельное изучение нового материала | Организация самостоятельного изучения материала | Решение творческих задач | 5 -10мин |
3 | Практическая часть -1 | Объяснение и показ тренинговых упражнений | Практическое выполнение тренинговых упражнений | 15 мин |
4 | Практическая часть - 2 | Обход и индивидуальная помощь обучающим | Самостоятельное выполнение и закрепление темы урока | 10 + 30 мин |
5 | Подведение итогов | Организация выставки работ | Сравнение и сопоставление результатов работ с предполагаемой оценкой | 10 мин |
6 | Домашнее задание | Сообщение домашнего задания | Запись домашнего задания | 1 мин |
Цели:
1. Познакомить обучающихся с историей развития городецкой росписи и произведений промысла.
2. Воспитывать любовь к Родине, её истории.
3. Формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.
Оборудования и материалы:
1. Презентация с изображением произведений городецкой росписи.
2. Раздаточные материалы: цветной картон или разделочная доска, шаблоны элементов росписи: окружности (будущих цветов) разных диаметров, птиц, коней; карточки с надписями и изображением порядка выполнения основных элементов городецкой декоративной росписи.
3. Для обучающихся: цветной картон (жёлтый) или разделочная доска (прошкуренная), кисти беличьи №1, №2, №3, гуашь художественная, линейка, карандаш, ластик, баночка для воды, палитра, белый лист.
План урока 1.
1. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементов росписи.
2. Постановка художественной задачи.
3. Выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции.
План урока 2.
1. Постановка художественной задачи (расписать разделочную доску по мотивам городецкой).
2. Практическое выполнение задания.
3. Анализ работ. Выставка работ «Городецкая ярмарка».
Ход урока 1
Из истории Городецкой росписи
На берегу Волги чуть севернее Нижнего Новгорода раскинулся древний русский город Городец, основанный еще в 1152 г. Юрием Долгоруким.
В XVII в. этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, подставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.
Каждую неделю, по субботам, в Городец съезжались крестьяне из соседних деревень, купцы из разных городов, в том числе и из Нижнего Новгорода. На обозрение покупателей выставлялись декоративно - прикладные изделия местных мастеров - игрушки, прялки, деревянная посуда. Любая ярмарка с её красочными изделиями собирала народ, поднимала настроение, радовала глаз и сердце крестьянина.
Городецкие мастера становятся известны за пределами своего края уже в начале VIII века. "Дамы и кавалеры" украшали поверхности изделий. Целые живописные полотна появились на донцах прялок и другой домашней утвари. Основные "сюжеты"дополнялись изображением цветов, птиц, животных. Яркость и разнообразие делали городецкую роспись особенно декоративной, а значит красивой. Мастерство, складывавшееся веками и передававшееся от родителей к детям, живо и по сей день.
Птица и конь - главные герои городецкой росписи. Розаны, купавка, бубенчик - основные элементы декоративной композиции.
Постановка художественной задачи
А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы постараемся научиться писать бубенчик, купавку, розан, птицу, коня. Помогут вам карточки с изображением последовательности выполнения элементов росписи и таблица на доске.
Выполнение упражнений по написанию элементов городецкой композиции.
Учитель демонстрирует выполнение элементов росписи на доске, ватмане. Ребята стараются выполнить как можно больше элементов росписи.
Ход урока 2
Постановка художественной задачи. Учитель. После тренинговых упражнений, перейдём к выполнению росписи на разделочной доске. (Ребята заранее дома покрывают их жёлтой гуашью). Ребята используя шаблоны самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы.
Практическое выполнение задания.
Объяснение последовательности упражнений и приёмов рисования кистью элементов Городецкого узора.
Наблюдаем, как ритмично чередуются цветы, как располагаются чёрные линии и белые мазки, украшающие цветы, бутоны, листья.
На картоне (доске, заранее пошкуреной мелкой шкуркой) жёлтого цвета, создать симметричную или асимметричную композицию из элементов росписи с помощью шаблонов (окружности разного диаметра). Отступить от края рабочего картона 2 см, между цветами должно быть расстояние 1 - 1,5 см.
НАМ ПОНАДОБЯТСЯ:
1. Кисти беличьи №1 - для контурной работы и №2, 3 - для замалёвка.
2. Гуашь художественная + баночка с водой.
3. Плотный лист бумаги или изделие, которое хотите расписать (предварительно пошкуреное)
4. Карандаш, ластик, линейка.
5. Шаблоны, вырезанные из картона - круги разного диаметра. У меня - 4,5 см - большой,
3 см-средний, 2 см – малый и самый маленький -1,5 см. Для чего нужны шаблоны - окружности?
Для того, чтобы не применять циркуль, так как окружность, является основой Городецкой росписи.
Этапы:
1 - «замалёвок», напоминает раскраску
2 - «оттенёвка», закрашиваем серцевинки (кружочки вверху) и оттеняем дужки.
3 - «разживка», начинаем с чёрного цвета. Разживляем листья, с одной стороны (дуги), внутри листика - пара усиков, с другой стороны листика - капельки. Затем разживка, белым цветом в форме капелек, на бутоне. Штриховка на серцевинках. На листьях белой краской - тычки.
Замалёвок Оттенёвка Разживка
Несколько советов:
-чаще меняйте воду в банке,
-не оставляйте кисточку в банке с водой,
-не используйте хорошую кисть для смешивания красок.
Свойства гуаши:
-при высыхании она светлеет,
-пачкает руки,
-быстро сохнет.
Поэтому не оставляйте гуашь надолго открытой. Не бойтесь вертеть рабочую поверхность так, чтобы всегда было удобно.
Этапы рисования цветка - купавки.
1. Обвести карандашом шаблон большой окружности (1). Затем, разместить на большой круг - окружность (2), от центра вверх (купавки направлены маленькой окружностью к центру композиции), обвести и раскрасить розовым цветом, дать просохнуть («замалёвок). Розовый цвет получаем, путём смешения красного цвета с белым. Основное правило работы гуашью - очень незначительное добавление воды. Краска должна быть размешана в баночках до густоты сметаны. Смешиваем краски на палитре получаем нужное количество полученного колера. Колер - цвет, окраска; оттенок и густота краски. Затем окружность (4) расположить на круг (2), также обвести карандашом и раскрасить красной краской и вокруг окружности (2), в виде дужки. Затем берём красную краску для маленького круга и дужки цветка - купавки («оттенёвка»)
2. Слева и справа расположить и обвести шаблон двух средних кругов (2), на них разместить шаблоны (3) и раскрасить голубой краской, обвести дужки вокруг круга (3), синей краской, для среднего бутона купавки. Голубую краску получаем, смешивая белила с небольшим количеством синей краски. Над сине - голубыми бутонами купавки, можно расположить ещё круги, другого цвета, другого цветка.
3. Следующий этап выполнения упражнения - рисование листьев приёмом прикладывания кисти. Листочки можно расположить веером, по три листочка слева и справа от бутона. Можно по два листочка, по одному... По центру композиции можно расположить птицу - фазан или вороного коня.
4. Следующий этап разживления, («разживка») начинаем с чёрного цвета. Тонкой кистью №1, наносят плавные линии чёрным цветом внутри листьев - пара усиков, с другой стороны - капельки. Затем разживка, белым цветом в форме капелек, на бутоне. Штриховка на серцевинках. На листьях белой краской - тычки.
Подведение итогов.
1 этап - оценка "3", (замалёвок)
2 этап - оценка "4", (оттенёвка)
3 этап - оценка "5", (разживка)
Таблица достижений поможет фиксировать ваши достижения.
В конце урока проводится анализ и выставка Городецкой росписи.
Домашнее задание.
Самостоятельно, познакомиться с народной праздничной одеждой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла"
г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс...
Тема: «Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Городца» 5 класс
Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений промысла. Воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре. Развивать творческую фантазию, познавательную акти...
«Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла» 5 класс по программе Б. Неменского
конспект урока с презентацией...
5 класс "Искусство Городца"
Коспект урока...
Презентация к уроку изо 5 класс по теме "Искусство городца"
Презентация изо "Искусство городца" 5 класс...
Разработка открытого урока по ИЗО : "Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла"
В разработке урока поставлены следующие задачи: изучение истории появления городецкой росписи, техника выполнения и образы данного промысла....
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. ИСКУССТВО ГОРОДЦА. РОСПИСЬ РАЗДЕЛОЧНЫХ ДОСОК.
Создание композиции Городецкой росписи.Варианты росписи городецких разделочных досок.Применение Городецкой росписи в быту.Поэтапное выполнение росписи разделочной доски....