«РИСУНОК - ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 6 класс) по теме
На уроке дается определение рисунку,определение характера и вида рисунков.Дети узнают о истории материале которым раньше выполнялись рисунки.Детям предлагается серия рисунков "Мое настроение". Знакомятся с современной техникой выполнения рисунка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6kl_1_urok.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «РИСУНОК - ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Цели:
- познакомить учащихся с творческими задачами рисун ка, его видами, с материалами для его выполнения;
- развивать навыки овладения техникой рисования;
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
- учить выполнять рисунок карандашом или фломастером.
Оборудование: наглядное пособие: 1) «Великие художники. Леонардо Да Винчи» (Леда с лебедем, Эскиз Леда, Набросок мужской головы, Зарисовки животных, Автопортрет) 2) «Великие художники. Иванов» (Явление Христа народу) 3)Е.Каменева «Какого цвета радуга» (Эскиз Явления Христа народу) 4) Учебный рисунок выполненный школьником.
План урока.
- Беседа о рисунке, его видах, материалах для его выполнения.
- Постановка художественной задачи.
- Образец педагогического рисунка.
- Практическое выполнение.
- Подведение итогов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Знакомство с классом. Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.
Рисунок - важнейшие средство изучения и ото бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.
III. Изучение нового материала.
Сообщение теоретических сведений о рисунке.
Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из величайших художников прошлого — Микеланджело, который одновременно был и живо писцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок ...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; ри сунок - источник и корень всякой науки».
Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, разви тие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.
По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впе чатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне закон ченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.
Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэле мент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.
Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живо писи и скульптуры требуют для своего создания и большого вре мени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления ху дожественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художни ком для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.
Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изо бразительного искусства.
Ознакомление с материалами и техникой работы с ри сунками.
(Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ-камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).
Для рисования художники используют очень мно гие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространен ный из них - обыкновенный графитный карандаш. Держат каран даш при рисовании особым образом, не так, как при письме. Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», ши роко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только сереб ряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловян ный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо со хранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для само стоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.
В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они дава ли очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи серебряного карандаша по происшест вии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались вели кие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.
Такие карандаши не могли получить широкого распростране ния. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто рой половине XVI века в Англии. На смену металлическим каран дашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.
Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положе ние занимают карандаши ТМ.
Для рисования наиболее подходят относительно мягкие каран даши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного.
Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возмож ности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набро сок и большое полотно.
Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря не обычайной строгости и скупости средств перовая техника учит ху дожника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.
Виды рисунка.
Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.
Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назна чение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и за мыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или вообра жению.
Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача за ключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и вос станавливать виденное.
Эскиз (французское esguisse) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполне нию значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие худо жественные средства.
Эскиз дает общее представление о том произведении, для кото рого он исполняется.
Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном ис кусстве произведение вспомогательного характера и ограниченно го размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разраба тывают детали задуманного произведения.
IV. Практическая работа.
Задание.
Используя предложенные образцы рисунков из серии « Мое настроение », вам нужно выполнить свой рисунок, передав в нем свои черты характера, настроение, поведение. Рисунок должен быть выполнен в графике. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.
Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:
1) Контроль организации рабочего места;
2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;
3) Оказа ние помощи учащимся, испытывающим затруднении;
V. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными каран дашными линиями, штрихами, которые помогут зрителю увидеть их выразительность. В своих работах вы сумели эти приемы отразить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисунок - основа изобразительного искусства
Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства, виды рисунка...
Рисунок - основа Изобразительного искусства
Конспект урока ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского....
Презентация Рисунок-основа изобразительного искусства
Презентация для урока изобразительного искусства в 6 классе. Рассматриваются основные виды рисунка и графические материалы....
Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Рисунок-основа изобразительного искусства".
Проект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства" по программе Б.М. Неменского....
Тест по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства"
Данный контрольный тест разработан с целью выявления уровня знаний по теме «Рисунок – основа изобразительного искусства».Материал составлен на основе федерального компонента государственного стандарта...
«Рисунок - основа изобразительного искусства»
Ц е л о рока: научить выполнять с натуры эскиз травянистого растения.Задачи:Обр a i о вате л ъные:1 .познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, сматериалами выполнения рисунка, т...
Методическая разработка "Рисунок - основа изобразительного искусства", 5 класс
5 классУрок № 1 на тему: «Рисунок-основа изобразительного искусства" Цели:·познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами для его вып...