Искусствоведческая игра "Экзамен художника Тюбика"
план-конспект (изобразительное искусство) по теме
Предварительный просмотр:
Подготовила:
учитель ИЗО
Киселёва М.Н.
МОУ СОШ с. Синдякино – 2010 год
Задачи:
- закрепить знания, полученные на урока ИЗО;
- развивать мышление, творческую активность, память, речь, внимание;
- воспитывать дружеские отношения в коллективе.
Цели:
- подведение итогов учебно-воспитательной работы за год;
- создание благоприятной атмосферы для проявления изобразительных способностей и знаний обучающихся детей;
- содействование коллективному творчеству детей и коллективному сопереживаинию общей работе;
- развитие речи, памяти , мышления, творческую фантазию, познавательные потребности;
- воспитание интереса к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, культуру поведения,
трудовую дисциплину, чувства коллективизма и товарищества.
Оборудование:
для учителя: методические таблицы, раздаточный материал к зданиям;
для обучающихся : альбомы, графические материалы, краски, кисти,
ручка.
Зрительный ряд: репродукции работ художников.
Интересная игра а сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас
Чтоб победить, надо многое знать,
Видеть красоту, думать и рассуждать.
Ведущий: Добрый день! Я рада приветствовать вас в этом зале. Мы
начинаем искусствоведческую игру-викторину
«Экзамен художника-Тюбика».
И сейчас вы увидите соревнование двух команд: 6 и 7 класса.
Перед началом состязания я обращаюсь к зрителям. Для того
чтобы наши команды чувствовали себя уверенно, в зале
должна быть тишина. А между конкурсами команды с
радостью услышат
1
своих болельщиков.
Ну что ж, первый, теперь уже традиционный конкурс в нашей игре
«Визитка-приветствие»
Пока готовятся команды, позвольте представить людей. Незаменимых в нашей игре, - жюри. В его составе сегодня:
- ______________________ (Ф.И.О.)
- ______________________ (Ф.И.О.)
- ______________________ (Ф.И.О.)
Напоминаю, что все конкурсы оцениваются по 5-бальной системе.
Выступление команд.
Спасибо командам. Команды поприветствовали друг друга, жюри, зрителей. Мы в свою очередь узнали их названия.
Жюри принимает решение, выставляет баллы
2
В изобразительном искусстве живут Мастера-волшебники,
которые помогают всем желающим освоить и понять этот предмет. Назовите мастеров и роль каждого в изобразительном искусстве.
( ответ: мастер Изображения, мастер Украшения и мастер Постройки).
Спасибо командам. Закончился конкурс «Назови мастера»
Жюри оценивает команды
3
Следующий конкурс в нашей игре «Отгадай кроссворд»
Если вы правильно разгадаете кроссворд по горизонтали, то вертикали получите универсальное слово, объединяющее все отгаданные вами.
Вопросы задаются командам по очереди.
(Плакат с кроссвордом вывешивается на доску)
Вопросы:
- Жанр, в котором главный герой природа.(Пейзаж)
- Самый древний жанр.(Анималистический)
- Известный русский художник, сказочник, автор картин «Богатыри», «Алёнушка», «Ковер-самолёт».(Васнецов)
- Художник, изображающий море.(Маринист)
Жюри оценивает команды.
4
А сейчас я приглашаю на сцену капитанов.
Перед вами капитан команды «Мы» - Карина и капитан команды
«Мадонна» - Ваня
Всем известно, что капитан – это голова команды. Поэтому я объявляю интеллектуальный тур. Каждому капитану будет задано по два вопроса. Если капитан не отвечает, то право ответа переходит к сопернику.
Итак, первый вопрос капитану команды «Мы»:
- Какие русские художники писали картины на сказочно-былинные темы?
Вопрос капитану команды «Мадонна»:
- Кто автор картины «Боярыня Морозова»? В каком жанре он работал?
- Кого мы считаем родоначальниками бытового жанра в России?
- Под каким общим названием вошли в историю художники В. Перов, А. Саврасов, Н. Крамской, В. Серов, И. Репин?
Следующее задание для капитанов – отгадай слово. Слово в ответе на вопрос начинается с такой же буквы, как и последняя буква в слове предыдущего ответа.
- Тот кто придумывает внешний облик зданий.(Архитектор)
- Что получается у тебя на альбомном листе в конце урока? (Рисунок)
- Произведение художника-модельера. (Костюм)
- Пейзаж, как разновидность с изображением моря.(Марина)
- Изображение животных в живописи. (Анималистика)
- Разновидность красок, разведённых водой, - отсюда и название. (Акварель)
- Время года, часто изображаемое художниками-пейзажистами. (Лето)
- Глина, обработанная особым образом. (Обжиг)
- То, что придумывает художник по геральдике. (Герб)
- Основа для изображения, материал, на котором рисуют художники, и вы тоже . (Бумага)
Спасибо капитанам команд. Напоминаю, что конкурс капитанов оценивается по 5-бальной системе.
Жюри оценивает капитанов команды «Мы» и «Мадонна»
5
В одном городе жил мастер-шляпник. Он делал шляпы и
кепки, фуражки панамы. Однажды ему это надоело: каждый день одно и тоже! И он решил изготовить такие головные уборы, каких ещё
никогда не было. Сначала он придумал название головным уборам, а потом взялся за работу.
Сейчас я объявляю следующий конкурс «Головные уборы». Командам за 5 минут нарисовать то, что изготовил мастер-шляпник. А назывались новые головные уборы так:
- трёхкозырка
- беретейка
- фураляпа
- цилилотка
- кепканама
Ведущий: Пока участники команд готовятся, я предлагаю провести интеллектуальную викторину в стихотворной форме со зрителями:
- Только два предлога,
А волос у них много. (У-С)
- Первое –нота, второе – тоже,
А целое на горох похоже. (Фа-Соль)
- Первое нота, второе – игра,
Целое встретишь у столяра.(ДО-Лото)
- Первый слог найдёшь средь нот,
А второе – бык несёт.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути. (До-Рога)
- С «Е» - я жаркая погода,
С «О» - настольная игра. (Лето, Лото)
- Чтоб отгадать, имей терпение,
С «Л» - часть лица, а с «Б» - растение.(Лоб – Боб)
Пора посмотреть, что приготовили наши команды по конкурсу
«Головной убор». Я приглашаю команду «Мы» . Замечательная защита головных уборов. Посмотрим, что приготовила команда «Мадонна». Не менее интересную защиту мы только что увидели. Спасибо командам.
Жюри оценивает команды.
6
Следующий конкурс называется
«Знакомые картины и художники»
Командам необходимо прослушать вопрос и после слова ведущего «Время» поднять руку и дать ответ. Если команда не отвечает
или неправильно даёт ответ на вопрос, то право ответа переходит к сопернику.
Вопросы:
- Родоначальниками, каких жанров считаются «малые голландцы»?
а) портрет
б) пейзаж
в) историческая картина
г) бытовой жанр
д.) натюрморт
е) батальный жанр.
2. Кто автор знаменитой скульптуры «Давид»?
а) Рафаэль
б) Микеланджело
в) Рембрандт
г) Леонардо да Винчи
- Продолжите и закончите названия картин.
«Боярыня ……..»
«Золотая ………»
«Грачи ………...»
«Сватовство ……»
4. Кому принадлежат эти картины:
В. Суриков, А. Саврасов, И. Левитан, А. Федотов.
7
А сейчас я объявляю конкурс «Сгруппируй понятия»
Командам необходимо в течение 1 минуты сгруппировать
Понятия по видам ИЗО и жанрам ИЗО.
Плакат с понятиями вывешивается на доску:
архитектура, пейзаж, натюрморт, живопись, ДПИ, анимализм, бытовая картина, скульптура, историческое полотно, портрет, графика.
Командам говорим в очередной раз спасибо.
Жюри оценивает команды.
8
Конкурс «Закончи стихотворение»
Стихотворение команде «Мы»:
Если видим на картине:
нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые берёзки,
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк
Нарисованным быть может
Или север или юг
И любое время года
Мы в картине разглядим
Не задумываясь, скажем:
Называется ……….(пейзажем).
Стихотворение команде «Мадонна»
Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А ещё и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершении положим
Спелых персиков и слив.
А ещё в картине может
Нарисованным быть торт
И поэтому картина
Назовётся ………(натюрморт).
Спасибо командам за дружные ответы, а жюри мы попросим оценить команды.
9
А сейчас наши команды поучаствуют в последнем конкурсе,
название, которого «Чудо-букет».
Командам необходимо проявить мышление, воображение, творческую активность и самое главное быть весёлыми и дружными.
Каждая команда получает от ведущего по листу бумаги форматом А-3 и полоски из цветной бумаги, клей. Необходимо за 3 минуты создать
«Чудо-букет».
А пока наши участники будут готовиться, я проведу игру – викторину «Искусство и музыка»
- Назовите имена известных русских пейзажистов. (Шишкин, Левитан, Куинджи, Поленов, Айвазовский.)
- Каких наиболее известных художников-передвижников вы знаете? (Крамской, Перов, Саврасов, Ге, Шишкин, Репин, Суриков, Васнецов, Левитан.)
- Кто из великих художников были анатомом, биологом, астрономом, музыкантом, писателем и архитектором? (Итальянец Леонардо да Винчи, 16 век.)
- Какой великий композитор начал свою концертную деятельность в шестилетнем возрасте? (Моцарт)
- Великий русский композитор Бородин умер, не успев закончить свою оперу «Князь Игорь». Кто закончил её? (Римский-Корсаков и Глазунов).
Наши команды готовы представить свои композиции.
Спасибо командам.
Жюри оценивает команды и подсчитывает итоги игры.
Итак, настало время узнать победителя игры «Экзамен художника Тюбика»
Команда «Мы» набрала ____________ баллов.
Команда «Мадонна» набрала __________ баллов. И победитель нашей
игры – команда _____________.
Победитель получает в награду большую коробку конфет. Команда, которая сегодня не стала победителем, получает поощрительную коробку конфет и ваши аплодисменты.
Спасибо всем участникам за интересную и честную игру, зрителям – за поддержку команд, жюри за неподкупность и справедливость оценок.
Наша игра заканчивается, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по искусствоведческому краеведению, 8 класс
Программа разработана на основе программы "Узоры Тверского края" (Доскиевой Е.Н.) и программы "Музыкальное краеведение" (Волошиной). основа на краеведческом материале Тверской области....
Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».
Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...
Презентация к мастер-классу по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».
Наглядное сопровождение мастер-класса....
Урок – исследование по картине И. И. Левитана «Март» с использованием искусствоведческих текстов.
Урок - исследование по картине И. И. Левитана «Март» с использование искусствоведческих текстов. (5 класс)...
Научно - исследовательская работа по химии искусствоведческой направленности
Практика работы показала наличие у учащихся большого интереса не только к произведениям высокого искусства, но и к обычным, окружающим человека в повседневной жизни вещам. Освободить детей от готовнос...
Открытое занятие по дополнительному образованию кружка изо "Художник Тюбик".
Папка содержит конспект и технологическую карту....
Викторина по ИЗО "В гостях у Тюбика"
Викторина напр\авлена для повышения интереса к изобразительному искусству....