Взаимодействие школы и музея в малом городе.
методическая разработка по истории
Инновационная музейная педагогика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие школы и музея в малом городе.
Образовательная школа и музей являются социальными институтами, которые активно участвуют в социализации личности.
В современном образовательном пространстве у образовательной организации и музея появилась возможность активнее взаимодействовать между собой в области образования и культурно-просветительской работы. Зарождаются новые формы взаимодействия музея и школы. Отдельно хочется обозначить тему сотрудничества музея и школы в малом городе, каким является г.Саки.
Сакский музей краеведения и истории грязелечения был создан в 1909 году. В 2014 году Музей истории грязелечения города Саки был официально признан одним из лучших музеев полуострова, заняв третье место в конкурсе Министерства курортов и туризма Республики Крым «Экскурсионная мозаика Крыма» в номинации «Лучший экскурсионный объект».
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сакская общеобразовательная школа №2 им. Героя Советского Союза З.А. Космодемьянской» функционирует с 1952 году. В нашей школе очень большое внимание уделяется гражданско - патриотическому, духовно – нравственному, эстетическому, историко-краеведческому воспитанию учащихся
В попытке успеть за временем образовательные организации и музеи в своей деятельности широко используют активные способы сотрудничества. Они открывают доступ каждому школьнику к новым реальностям освоения культуры, приобретения опыта, самовыражения, общения; создают образовательные возможности для учителя, обогащают его методы и приемы; делают музей открытым и доступным. Музей приходит на помощь образованию.
В современном образовательном пространстве изменилась роль ученика Гуманизация образования становится главной тенденцией. Обучение, ориентированное на ученика, отличается от традиционного, в центре которого стоял учитель. Целью учеников является поиск правильных ответов, а учитель является проводником и наблюдателем.
Использование данной модели выводит на новый уровень совместную работу музея и образовательной организации, содействует повышению качества общего образования. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные возможности личности, а каждая экспозиция - целая программа передачи через экспонаты знаний, навыков, оценок . Музей и школа формируют духовность человека. Это слияние послужило образованию нового направления работы музеев – музейной педагогики.
На сегодняшний день ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, а также с определением музея в системе учреждения образования. [] Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики,
Анализ нашей совместной работы показал, что наиболее востребованными являются следующие модели взаимодействия: «урок-музей», «музейный экспонат в проектной работе».
Взаимодействие с ребенком и школой, формируется личностный подход, способствует интерактивным методам работы. Это придает наглядность, динамику экспозиции, а самое главное — изменяет статус посетителя, он становится не наблюдателем, а участником . Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми. Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, выполнять задания, но и активно действовать.
Модель «урок-музей» предполагает очное посещение школьниками музея. Тематика урока и содержание определяется в соответствии со школьной программой, но само занятие проходит на территории музея с использованием его экспонатов, технических и образовательных ресурсов.
В данной модели основную роль играет образовательная организация. Она выступает заказчиком, определяет тематику, цели, даты, периодичность занятий. Образовательная организация, выполняя свои основные функции, использует урок в музее как метод в работе со школьниками. Основной образовательный процесс происходит в школе, а вместо одного из уроков учащиеся отправляются в музейные залы. Под руководством учителя или работника музея они получают новые знания или закрепляют ранее полученные с помощью экспонатов, иллюстрирующих учебный материал, выполняют индивидуальные или групповые задания. Музей играет важную роль, он является «усилителем», небольшой, но очень значимой частью образовательного процесса. Занятие в музее вызывает интерес учащихся и более глубокое погружение в тему, нередко становится ярким событием их жизни.
Примером использования модели «урок-музей» является урок памяти для молодежи «Выстоял. Сражался. Победил» посвященный событиям блокады Ленинграда, урок «Помним, чтим и не забудем(урок мужества посвященный Сталинградской битве», «Конференция большой тройки», «Путешествие Екатерины II в Крым».
Преимущества использования модели «урок-музей» очевидны. Работа строится на основе диалога, при очном участии школьников использование модели «урок-музей» способствует формированию универсальных учебных действий .
Заинтересованность ребенка повышается при нахождении его в необычном месте — музее. В отличие от традиционной экскурсии по музеям, основная цель которой — рассказать об экспозиции, применение модели «урок-музей» не ставит задачи знакомства с экспозицией музея, музейные ресурсы используются с целью изучения и/или закрепления определенной темы урока.
Урок в музее — это отдельное занятие или цикл занятий. Урок строится на основе музейных коллекций и использует экспозицию музея для более глубокого и прикладного изучения предмета. Внедрение инновационной технологии активного обучения «музейная педагогика» в образовательный процесс обучающихся является актуальным и своевременным шагом и позволяет эффективно использовать потенциал музея, его экспонатов в деле воспитания и образования учащихся, а также систематизировать внеурочную деятельность.
В связи с широким распространением метода проектов в общем образовании можно рассмотреть модели «музейный экспонат в проектной работе». В данном случае сотрудничество школ и музеев направлено на создание условий для выполнения индивидуальных проектов (или учебно-исследовательских работ) учащимися с использованием музейной экспозиции под руководством сотрудника музея. Так в проекте «Без срока давности» использовался материал краеведческого музея учащимся 11 класса Бондарь Сергеем о подвиге С.А.Пастак как отражении геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны. Работа стала победителем конкурса научно-исследовательских работ в г. Симферополе и вызвала широкий общественный резонанс. Насущной задачей становится и расширение возможностей проекта «Пушкинская карта» в направлении «Музейными тропами Крыма»
Изучение практики взаимодействия музеев и образовательных организаций в области образовательной деятельности показывает, что это взаимодействие необходимо расширять, выстраивать эффективную систему, расширять инновации в образовательном процессе, мотивировать учащихся к исследовательской проектной работе, повышать уровень нравственного, патриотического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школы искусства малых городов. Особенности. Проблемы.
В публикации идёт речь о жизни, проблемах и особенностях ШИ и в частности, ДХШ малых городов и их значении в воспитании подрастающего поколения. О том, какие задачи должен ставить перед собой художник...

Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""
Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""...

Методическая разработка «Современная городская культура как средство пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи, проживающих в условиях малых городов и поселков городского типа»
Работа представляет собой модульную программу курса «Здоровая Урбания» для обучающихся 7 – 9 классов образовательных учреждений, расположенных в небольших городах и поселках городского типа. В пояснит...

Доклад "Сетевое взаимодействие Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы № 2 муниципального образования "Город Донецк" в сфере физкультурно-спортивного обучения учащихся"
Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетев...
«Возможности реализации профориентационной работы в малых городах»
Одной из важнейших задач функциональной стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» и целевой программы «Молодежь ОАО «Российские Железные Дороги» является последов...

Статья "Направленность практического взаимодействия гимназии с малым городом"
В статье представлена направленность практического взаимодействия гимназии с малым городом на решение воспитательных задач, на реализацию личностно-ориентированного воспитания гимназистов, сплоче...