Военная история 2 класс
календарно-тематическое планирование по истории
КТП для дополнительных занятий 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 815.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа № 2073»
Принята на заседании Согласовано педагогического совета зам. директора Протокол №_______ _____________ от «____»_______20__г. С.П. Жигальцова « ___» ___ 2021 |
УТВЕРЖДАЮ Руководитель ГБОУ Школа № 2073 _________О.А. Марасанова Приказ № ________ от «____»___________ 2021 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Военная история»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень программы – ознакомительный
Возраст обучающихся: 2 класс
Срок реализации: 1 год (34 ч)
Составитель:
Савинова А.С.
учитель истории и обществознания
г. Москва, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «История России (Военная история)» предназначена для организации внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению во 2 прокадетском классе, направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
В последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей и подразумевает хорошее разностороннее образование, формирование значимых личностных качеств, в первую очередь, патриотизма и любви к Родине.
Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодежной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Кадет — это, прежде всего гражданин Российской федерации. Кадет - это будущий защитник Отечества, и на него со временем возложатся обязанности по защите Российской федерации. Для того чтобы в полной мере отвечать своему высокому предназначению, кадет в первую очередь должен быть патриотом своего государства — Российской федерации. Чувство патриотизма — основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине и ее народу, неразрывную связь с ее историей, культурой, достижениями. Спецкурс «Военная история» предназначен для углубления знаний кадетов по истории нашей страны. В процессе обучения кадеты ознакомятся с историей развития и становления наших Вооруженных сил, с днями воинской славы.
История – благодатный материал для развития у детей интереса к традициям своей страны, к событиям ратных подвигов. Данная программа дополняет школьный курс истории Отечества яркими страницами, сведениями о военной истории и об искусстве полководцев.
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний по военной истории.
Новизна программы по внеурочной деятельности по истории «Военная история» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности. Важным фактором реализации данной программы является стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными, творческими, олимпиадными вопросами. Работа в команде даёт хороший опыт сотрудничества.
При подготовке курса была учтена специфика будущей профессии, выбранной учащимися. В его основе лежат требования ВУЗа, предъявляемые к объему знаний по вопросам военной истории. Курс разрабатывался с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта РФ и с учетом содержания школьных программ по истории.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Интересные, занимательные, доступные и в то же время достаточно трудные вопросы исторических викторин и игр побуждают учащихся к значительным умственным усилиям.
В основе преподавания курса «Военная история» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса учебные занятия дополнены экскурсиями, встречами с ветеранами воин, участием в проектной деятельности, вовлечением кадет в гражданскую, патриотическую деятельность. Программа курса предполагает обращение к монографиям, художественной литературе, кинофильмам по вопросам, рассматриваемым в разделах курса; посещение музеев, выставок, исторических мест, связанных с историей Вооруженных Сил и правоохранительных структур Москвы. Занятия курса разделены на теоретические и практические. В качестве дидактического материала использованы цифровые карты важнейших военных событий; портреты великих полководцев; репродукции картин и фотоальбомы.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Цель программы - воспитание патриотизма, осознанного желания посвятить свою жизнь защите Отечества.
Познавательные задачи:
- овладение историческими знаниями о становлении и развитии военных и правоохранительных структур, их месте и роли в общей системе органов власти нашего государства
Развивающие задачи:
- изучение исторического опыта нашего народа по защите Отечества, поддержанию внутреннего порядка и безопасности страны; расширение кругозора; формирование у учащихся системного представления о возникновении и развитии Вооруженных Сил и правоохранительных органов в дореволюционный, советский и постсоветский период на территории России;
Воспитательные задачи:
выработка необходимых качеств (настойчивости в выполнении полученной задачи и проведения в жизнь принятого решения, смелости, решительности, разумной инициативы, находчивости), воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества; чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, гордости за неё, её Вооруженные Силы и свою причастность к ним, как будущих воинов, умение творчески использовать опыт прошлого
Главными задачами предмета являются:
- обеспечить специальную историческую подготовку кадетов и воспитанников, которая будет одним из фундаментов тех знаний, умений и навыков которые в дальнейшем будут способствовать их профессиональной ориентации в области военной службы и правоохранительной деятельности;
- раскрытие в хронологическом порядке основных этапов становления и развития Вооруженных Сил и правоохранительных органов, направлений развития средств и способов вооруженной борьбы, поддержания правопорядка и безопасности, изучение организационных изменений структур, проведение реформ на различных этапах истории и развитие всех их составных частей;
- выработка у кадетов и воспитанников представления об основных источниках знаний о прошлом и настоящем Российских Вооруженных Сил и правоохранительных структур, о неоднозначности отражения исторических событий, фактов в дореволюционный, советский и постсоветский периоды истории России;
- выявление актуальности исторических знаний вопросов курса предмета, развитие у обучаемых способностей рассматривать события прошлого и настоящего, сопоставляя и обобщая их;
- привитие кадетам и воспитанникам умения применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирование у обучаемых ценностных ориентиров и убеждений на основе личностного осмысления социального, духовного и нравственного опыта;
- развитие у кадетов и воспитанников исторической культуры, приобщение их к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому, к традициям Вооруженных Сил и правоохранительных органов, к предшественникам, прославившимся на поприще защиты интересов государства Российского, привитие чувства любви и преданности своему Отечеству, гордости за него;
Количество часов: программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Режим занятий: продолжительность занятий: 45 минут.
Содержание курса
Хронологический период, охватываемый программой обоснован исторической преемственностью образовательного процесса.
Тема 1. Военная история Древней Руси
Военная история древних славян. Военная история Киевской Руси. Военная история периода политической раздробленности Древней Руси (домонгольский период).
Монгольское нашествие. Борьба Руси с немецкой и шведской агрессией. Невская битва и Ледовое побоище. Военная история ордынского периода.
Тема 2. Военная история Московского государства XIV – XV вв.
Военные аспекты возвышения Московского княжества. Куликовская битва и завершение зависимости от Золотой Орды. Династическая война второй четверти XV в.
Войны и политика московского государства при Иване III.
Тема 3. Военная история Московского государства XVI вв.
Войны и политика московского государства при Иване IV.
Тема 4. Военная история Московского государства XVII вв.
Гражданская война и военная интервенция Смутного времени. Войны московского государства и решение политических задач России в XVII в. Русско-польское и русскошведское противостояние. «Азовское сидение» и рост напряжения русско-османских отношений. Воссоединение Украины с Россией.
Учебно-тематическое планирование
Наименование тем | |
Военная история России с древности до XVII в. | 34 |
Тема 1. Военная история Древней Руси | 12 |
Тема 2. Военная история Московского государства XIV – XV вв. | 6 |
Тема 3. Военная история Московского государства XVI в. | 6 |
Тема 4. Военная история Московского государства XVII в. | 10 |
Результаты обучения и усвоение содержания курса истории.
Результатом изучения курса «Военная история России» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями о становлении вооружённых сил государства;
- способность применять понятийный аппарат полученные знаний для раскрытия сущности и значений военных событий России;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;
- расширение опыта оценочной деятельности военных событий прошлого и настоящего в истории своей страны и человечества; Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и т.д
- владение умениями работать с различной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д), использовать современные источники информации;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и т.д)
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ взаимодействия в школе и социальном окружении.
Личностные результаты:
- Осознание своей идентичности как гражданина страны, готового в любой момент встать на защиту интересов государства;
- Освоение воинских традиций и ценностей, уважение к воинскому прошлому страны;
- Осмысление военного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции к различным событиям военной истории;
В результате изучения курса «История России (Военная история)»: Учащиеся должны знать/ понимать
- историю военного дела России, а также выдающихся военных деятелей государства;
- содержание военных реформ и этапы строительства Отечественных Вооруженных Сил;
- историю развития военной атрибутики и военной геральдики;
- основные понятия, термины, изучаемые в курсе и соотносить их с соответствующим периодом в истории государства.
В ходе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Использовать приобретённые знания при написании творческих работ;
- Использовать различные источники информации;
- Обобщать и анализировать информацию; Высказывать собственные суждения о событиях военной истории.
Критерии и нормы оценки устных и письменных ответов
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
- Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
- Полностью не усвоил материал.
Тестирование:
Оценка 3 Выполнено не менее 50 % предложенных заданий
Оценка 4 Выполнено не менее 75 % предложенных заданий
Оценка 5 Выполнено не менее 90 % предложенных заданий
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основной формой тематического контроля являются письменные проверочные работы (задания различных типов).
Все работы составлены на основании содержания предмета «Военная история» 2 класс. Работы проверяют результаты освоения программы обучающихся по данному курсу.
Используемая литература
- Военная история России с древнейших времен до конца XIX века: учебное пособие. –
М.: МПГУ, 2012.
- Военная история. Единый учебник МО РФ для военных институтов и училищ. – М.: Воениздат, 2006.
- История военного искусства. Единый учебник МО РФ для военных академий и военных университетов. – М.: Воениздат, 2006.
- История русской армии: в 7 томах – СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003.
- Отечественная военная история. С древнейших времён до наших дней. В 3-х т. – М., 2003.
- Амельченко В.В. Древнерусские рати. – М.: ВИ, 2004.
- Базилевич К. В. Внешняя политика Русского централизованного государства: вторая половина XV в. – М., 2001.
- Богданов А. П. Опальные воеводы. – М., 2008
- Висковатов А.В. Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия. – СПб., 2004.
- Военные министры России. Биографический очерк. – М., 2002 11. Волков В. А. Войны и войска Московского государства. – М., 2004.
- Волков В. А. Русская рать: богатыри, витязи и воеводы. – М., 2005.
- Волковский Н. Л. Русская военная сила. От отрядов древних славян до массовой армии эпохи Александра II. – М.–СПб., 2006.
- Генеральный штаб Российской армии: история и современность. – М., 2005.
- Гордин Я. А. Кавказ: земля и кровь. Россия в Кавказской войне XIX в. – СПб., 2000.
- Гусев И. Е. Регулярная армия Петра I. – М., 2002.
- Гусев И. Е. Флот Петра I. – M., 2002.
- Золотарев В. История военной стратегии России. – М., 2000.
- Каргалов В. В. Московские воеводы XVI–XVII вв. – М., 2002.
- Каргалов В. В. Полководцы X–XVI вв. – М., 2009.
- Клепинин Н. Святой благоверный и великий князь Александр Невский. – СПб., 2004.
- Малов А. В. Русско-польская война 1654–1667 гг. – М., 2006.
- Монаков М. С., Родионов Б. И. История российского флота в свете мировой политики и экономики (X–XIX вв.). – М., 2006.
- Мусин А. Е. Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного менталитета. – СПб., 2005.
- На пути к регулярной армии России: Армия и флот в первой трети XIX в. – М., 2006.
- На пути к регулярной армии России: Армия и флот в эпоху дворцовых переворотов. – СПб., 2003.
- На пути к регулярной армии России: Армия и флот в эпоху Петра Великого. – М., 2002.
- На службе Отечеству. Российские полководцы, флотоводцы и военачальники. – М., 2003.
- Носов К. С. Русские крепости и осадная техника XIII–XVII вв. – М., 2003.
- Очерки истории Военного министерства. 1802–2002 гг. – М., 2003.
- Разин Е.А. История военного искусства. VI-XVI вв. – СПб.,2009.
- Регулярная армия России. История создания и становления. – М., 2003.
- Российская гвардия. Страницы истории. – М., 2003.
- Россия и Северный Кавказ: история и современность. – М., 2005.
- Русские победы. – М., «Белый город», 2006.
- Тарле Е. В. Крымская война. Т. 1–2. – М., 2005.
- Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005. 38. Храпчевский Р. П. Военная держава Чингисхана. – М., 2004.
39. Хрусталев Д. Г. Русь: От нашествия до «ига»: 30–40 гг. XIII в. – СПб., 2004.
Интернет – ресурсы:
- Библиотека электронных ресурсов истфака МГУ - http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
- Библиотека портала «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.73
- Библиотека Машкова. Крупнейшая русскоязычная электронная библиотека. Художественная литература. Литература по истории, философии, социологии. - http://lib.ru/
- Библиотека Гумер. Библиотека книг по гуманитарным наукам. -http://www.gumer.info/
- Виртуальная библиотека кафедры политических наук РУДН - http://stepanov01.narod.ru/library/catalog.htm
- Всемирная история в лицах - www.rulers.narod.ru
- Вторая мировая война - www.1939-1945.net
- Военная история - http://militera.lib.ru
- Правители России - http://www.praviteli.org/
- Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты. - http://www.hrono.info/biograf/index.php
- Интернет-проект «1812 год» - http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
- Сайт с подборкой материалов по истории России: документы, таблицы, карты, ссылки - http://lants.tellur.ru/history/
- Материалы по истории Древней Руси и Российской империи - http://rus-hist.on.ufanet.ru/
Материально-техническое обеспечение
- компьютер,
- мульти/медиа/проектор,
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Слава русского оружия». игра – викторина по военной истории
Цель: развивать интерес учащихся к военной истории, способствовать развитию коллективных качеств,...

ПРОГРАММА предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (7-8-9 классы) Разработчик: Сиренко О.Р.
Программа предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» разработана для обучающихся в 7, 8, 9-х классах кадетской школы и охватывает период истории Ро...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Тест "Военная история России". 5 класс
С какого языка слово «кадет» переводится как «младший», «маленький капитан»:1.немецкого;2.французкого;3.испанского....

Рабочая программа спецкурса по военной истории для кадетского класса 11 класс
Рабочая программа спецкурса по военной истории для кадетского класса 11 класс...

Презентация к уроку "Первая мировая война и ее герои" в рамках спецкурса "Военная история России" 11 класс
Презентация к уроку "Первая мировая война и ее герои" в рамках спецкурса "Военная история России" 11 класс...