План-конспект урока истории в 8 классе "Международные отношения в XVIII в."
план-конспект урока по истории (8 класс)
Цель: формирование знаний учащихся о развитии международных отношений в Европе в XVIII в.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Международные отношения в XVIII в.»
Цель: формирование знаний учащихся о развитии международных отношений в Европе в XVIII в.
Задачи:
- образовательные: показать учащимся как развивались международные отношения в Европе в эпоху Нового времени, раскрыть суть и причины международных конфликтов;
- коррекционно-развивающие: корригировать и развивать умения работать с текстом; умение анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в таблицу, умение выделять главное;
- воспитательные: воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому эпохи Нового времени и любовь к истории.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-лекция.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, карта «Западная Европа в XVIII в.»
План:
I. Орг. момент.
II. Актуализация.
III. Изучение нового материала.
1. Европа в XVIII в.
IV. Закрепление.
V. Итоги. Рефлексия.
VI. Д/З.
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация.
- Вспомните, историю каких стран мы изучали в 7 классе?
- С какими зарубежными правителями мы познакомились?
- Как развивались международные отношения в XVI-XVII вв.?
III. Изучение нового материала.
1. Европа в XVIII в.
В XVIII веке войны на континенте носили не религиозный характер, а захватнический: за колонии и династические интересы.
Большинство просветителей осуждали войну как средство решения конфликтов. Вольтер говорил: «Война превращает в диких зверей людей, рождённых, чтобы жить братьями». В свою очередь, Жан-Жак Руссо подчёркивал: «Война даёт одновременно и предлог для новых денежных поборов, и не менее благовидный предлог для того, чтобы постоянно содержать многочисленные армии, дабы держать народ в страхе». Шарль Луи де Монтескьё в своих «Персидских письмах» отмечал: «Существует только два вида справедливых войн: те, что предпринимаются для того, чтобы отразить нападение неприятеля, и вторые — чтобы помочь союзнику, подвергшемуся нападению». Однако просвещённые монархи явно предпочитали слушать философов вполуха, ведь войн в XVIII в. меньше не стало.
В XVIII в. в отношениях между европейскими государствами заметную роль играли династические связи. Короли старались поддерживать своих родственников в конфликтах, но при этом не забывали и о собственных интересах. Одним из принципов международных отношений той поры было стремление сохранить баланс сил и не допустить гегемонию какой-либо державы.
Записать в рабочую тетрадь
Гегемония — главенство, господство, первенствующее положение.
Практически параллельно династическим войнам на востоке и северо-востоке европейского континента шла не менее кровопролитная Северная война (1700-1721 гг.) Подробно вы изучали её в курсе истории Отечества. Отметим лишь ключевые события. К началу XVIII в. Швеция прочно вошла в состав великих держав Европы и начала постепенно вытеснять страны Прибалтики и Северной Европы из морской торговли региона. Сильнейшее государство севера — Данию, такое положение вещей не устраивало. Также ущемлялись торговые интересы Польши и Саксонии. Союзники заручились поддержкой ещё одной стороны, до этого момента не проявлявшей активности в европейской политике — России. Более того, Российское государство уже предпринимало ранее попытки выхода к Балтийскому морю, однако безуспешно. Что ж, теперь появился шанс и молодой царь Пётр I не преминул им воспользоваться. В результате победоносных битв у д. Лесной (1708 г.) и под Полтавой (1709 г.), а также в Гангутском (1714 г.) и Гренгамском (1720 г.) морских сражениях, завершилось безраздельное шведское влияние на Балтике. Россия же получила выход к морю на севере (по итогам Ништадтского мира 1721 г.), продемонстрировав силу своей армии и флота, она вошла в клуб великих держав Европы, прочно закрепившись там на протяжении всего XVIII и XIX веков.
Международные отношения XVIII века ознаменовались войнами за династические интересы. В связи с этим произошла Война за испанское наследство (1701-1714 гг.) Испания хоть и утратила былое величие сильнейшего королевства Европы и великой колониальной державы, всё же оставалась лакомым куском для остальных игроков, желавших нового передела политической карты. После смерти бездетного короля Испании Карла II Габсбурга, одновременно французский король Людовик XIV и австрийские Габсбурги выдвинули на вакантный трон своих представителей – Филиппа Анжуйского и эрцгерцога Карла Габсбурга соответственно. Против Франции сложилась мощная коалиция, состоящая из Австрии, Англии (извечного соперника французов), Голландии, Дании и Португалии, а также ряда германских княжеств. Война шла с переменным успехом. Французы под руководством маршала Виллара одерживали победы в Испании, их противники, которыми командовали герцог Мальборо (Джон Черчилль) и Евгений Савойский, громили неприятеля в Нидерландах и в Италии. В конце концов, обе стороны истощили свои силы и сели за стол переговоров. Силы были не в пользу Людовика и его внука Филиппа, и, следуя логике сохранения баланса сил, был заключён Утрехтский мир (1714 г.), по которому Филипп Анжуйский оставался на испанском престоле, теряя при этом права на французский трон после смерти своего деда Людовика XIV. Главным итогом обозначим рухнувшие надежды династии Бурбонов на объединение Франции и Испании. Испания была окончательно оттеснена на задворки Европы, отдав Австрии и Англии свои владения в Италии и ряда ключевых крепостей, среди которых Гибралтар, контролировавшая всё судоходство из Средиземного моря в Атлантический океан.
Записать в рабочую тетрадь
Коалиция — военный союз.
Задание. Прочитай исторический источник и ответь на вопросы к документу.
Из сочинения Г. Кеймена «Испания: дорога к империи»
По условиям [Утрехтского] мира, заключённого между Францией и Великобританией [в 1713 г.], Испания и Индия оставались за Филиппом V, который за это подтвердил отказ от всех своих прав на французский престол <…> По этому соглашению Испания уступила Великобритании форт Гибралтар и остров Минорку (захваченный британцами в 1708 году), отдала королевство Сицилию герцогу Савойскому и пожаловала Британии асьенто [королевское разрешение] на работорговлю с Америкой. <…>
Год спустя после Утрехта, 7 марта 1714 года, Франция и империя договорились об условиях мира в трактате, подписанном в Раштатте <…> Французы согласились передать императору всю испанскую территорию в Италии, включая Неаполь, Сардинию, Милан и тосканские крепости; Испанские Нидерланды отошли к нему в то же время. Когда Минорка и Гибралтар попали в руки англичан, а Италия — под контроль Австрии, Испания в одночасье оказалась лишена своей власти над западным Средиземноморьем. Утрехт и Раштатт открыли новую эру в испанской истории, оставив испанскую монархию в крайнем одиночестве в Европе и в подчинении диктату двух нарождавшихся мировых держав, Франции и Британии».
Вопросы:
1. Каких владений лишилась Испания? Как эти потери сказались на её положении в Европе?
2. Кто больше всех выиграл в результате войны за Испанское наследство?
В 1733–1735 гг. Европа делила Польское наследство. Короли в Речи Посполитой избирались сеймом (парламентом), однако тогдашний польский король Август II Сильный (1670–1733) желал передать корону своему сыну, Августу III. Часть польских дворян хотела видеть на троне Станислава Лещинского. Его кандидатуру поддерживала и Франция. Соседи Польши — Россия, Пруссия и империя Габсбургов — стремились возвести на престол более слабого правителя, Августа III. В итоге военных действий Станислав Лещинский отрёкся от престола и получил в своё владение Лотарингию (после его смерти Лотарингия отошла к Франции). Польским королём стал Август III. Правление Августа III было не слишком удачным, а после его смерти Речь Посполитая погрузилась в очередную смуту. Соседние державы всё больше вмешивались в польские дела. По требованию российской императрицы Екатерины II король Станислав Август II Понятовский (1732–1798) провозгласил равноправие православных меньшинств с католиками. Часть польской шляхты была недовольна этим решением, подняла мятеж и призвала на помощь Турцию, которая объявила войну России. В этих условиях Пруссия и империя Габсбургов, также претендовавшие на польские земли, предложили Екатерине II разделить часть Речи Посполитой. Первый раздел состоялся в 1772 г., Пруссия и Габсбурги захватили часть польских земель и Галицию, а Россия получила Восточную Белоруссию и Юго-Восточную Лифляндию. В последующие годы в Речи Посполитой предпринимались попытки укрепить государственную власть. В 1791 г. была принята новая конституция, которая отменяла liberum veto — право любого депутата польского сейма прекратить обсуждение какого-либо вопроса — и выборность короля. Устанавливалась наследственная монархия, исполнительная власть передавалась королю и правительству, подотчётному сейму. Россия и Пруссия опасались дальнейшего усиления Речи Посполитой и перешли к активным действиям. В 1793 г. был проведён второй раздел Польши. К Пруссии отошёл город Данциг, а Россия получила земли на Правобережье Днепра — Подолье и Волынь — и Центральную Белоруссию. Действия России и Пруссии вызвали бурю негодования у поляков, и в 1794 г. вспыхнуло восстание под руководством Тадеуша Костюшко (1746–1817). Он требовал восстановления Речи Посполитой в границах до 1772 г. Костюшко также отменил личную зависимость крестьян от землевладельцев, что оттолкнуло часть шляхты. Восставшим сперва сопутствовал успех, но затем они стали терпеть поражения. В конце 1794 г. русские войска под командованием А. В. Суворова взяли предместье Варшавы — Прагу (не путать со столицей Чехии), и восстание было подавлено. В 1795 г. состоялся третий и последний раздел Польши. Пруссия получила польские земли с Варшавой, империя Габсбургов — польские земли с Краковом, а к России отошли белорусские, литовские и некоторые украинские земли. Польское государство прекратило своё существование до начала XX в.
Ещё одним масштабным конфликтом стала война за Австрийское наследство (1740-1748 гг.). Ещё в 1713 г. император Карл VI издал Прагматическую санкцию. По этому документу владения австрийских Габсбургов признавались неделимыми, а женщины получали право наследовать престол. Однако после смерти Карла VI многие европейские правители оспорили право его дочери Марии-Терезии на Австрийское наследство. Прусский король Фридрих II, воспользовавшись ситуацией, занял некоторые территории Габсбургов (богатую область Силезию). Против Марии-Терезии также выступили Франция и Испания. Однако австрийской правительнице удалось привлечь на свою сторону Англию, Нидерланды и Россию. По условиям Ахенского мирного договора (1748 г.) Мария-Терезия добилась полного признания Прагматической санкции, уступив Силезию Фридриху II и Парму испанскому принцу Филиппу. Франция, вложившая в войну много сил и средств, ничего не приобрела.
Мария-Терезия была в ярости от потери Силезии. Недовольна она была и действиями Англии, которая стремилась ослабить империю Габсбургов для поддержания баланса сил в Европе. Некоторые государственные деятели убеждали Марию-Терезию отказаться от союза с Англией и привлечь на свою сторону Россию и недавнего врага — Францию. В 1755 г. обострились противоречия между Англией и Францией из-за североамериканских колоний. Англичане захватили несколько французских кораблей с оружием и припасами. Обе страны готовились к войне и искали союзников. В 1756 г. англичане заключили договор с Фридрихом II, а французы — с империей Габсбургов. Вскоре разразилась Семилетняя война (1756-1763 гг.) Через год к союзу Франции и империи Габсбургов присоединились Россия и Швеция, а чуть позже и Испания. Фридрих II быстро разгромил французские и австрийские войска, но с Россией справиться не сумел. Русская армия нанесла ему целый ряд поражений при Гросс-Егерсдорфе (1757 г.) и Кунерсдорфе (1759 г.) и даже на время захватила Берлин (1760 г.). Пруссия оказалась на грани поражения, от которого её спасла лишь смерть российской императрицы Елизаветы Петровны. Сменивший её Пётр III оказался поклонником Фридриха II и заключил с ним союз, отказавшись от всех завоеваний. Гораздо хуже для Франции складывались дела в колониях. Англичане захватили все владения французов в Северной Америке и Индии. В 1763 г. война закончилась подписанием Парижского мирного договора. Пруссия сохранила за собой Силезию. Великобритания сумела получить французские владения в Индии и огромные территории в Северной Америке и приобрела статус ведущей колониальной державы. Франция потеряла почти все свои колонии. Россия хоть и не приобрела никаких территорий, но продемонстрировала Европе мощь своей армии.
IV. Закрепление.
1. Смерть российской императрицы Елизаветы Петровны Фридрих II назвал «чудом бранденбургского дома», (то есть прусской королевской династии). Объясните смысл этого высказывания.
2. С опорой на карту расскажите о разделах Речи Посполитой. Почему они стали возможны во второй половине XVIII в.?
3. Как изменилось положение европейских стран в XVIII в.?
V. Итоги.
Итоги урока подводит один из учеников.
Рефлексия.
Лист самооценки
На уроке я…
выполнил(а) / не выполнил(а) все задания
соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения
Материал урока мне был…
понятен / не понятен
Моя оценка себе
За поведение на уроке:
За работу на уроке:
На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:
VI. Д/З. Параграф 18-19 (стр. 177-179) – прочитать, выучить записи в тетради, знать карту.
Задание. Прочитай исторический источник и ответь на вопросы к документу.
Из сочинения Г. Кеймена «Испания: дорога к империи»
По условиям [Утрехтского] мира, заключённого между Францией и Великобританией [в 1713 г.], Испания и Индия оставались за Филиппом V, который за это подтвердил отказ от всех своих прав на французский престол <…> По этому соглашению Испания уступила Великобритании форт Гибралтар и остров Минорку (захваченный британцами в 1708 году), отдала королевство Сицилию герцогу Савойскому и пожаловала Британии асьенто [королевское разрешение] на работорговлю с Америкой. <…>
Год спустя после Утрехта, 7 марта 1714 года, Франция и империя договорились об условиях мира в трактате, подписанном в Раштатте <…> Французы согласились передать императору всю испанскую территорию в Италии, включая Неаполь, Сардинию, Милан и тосканские крепости; Испанские Нидерланды отошли к нему в то же время. Когда Минорка и Гибралтар попали в руки англичан, а Италия — под контроль Австрии, Испания в одночасье оказалась лишена своей власти над западным Средиземноморьем. Утрехт и Раштатт открыли новую эру в испанской истории, оставив испанскую монархию в крайнем одиночестве в Европе и в подчинении диктату двух нарождавшихся мировых держав, Франции и Британии».
Вопросы:
1. Каких владений лишилась Испания? Как эти потери сказались на её положении в Европе?
2. Кто больше всех выиграл в результате войны за Испанское наследство?
Задание. Прочитай исторический источник и ответь на вопросы к документу.
Из сочинения Г. Кеймена «Испания: дорога к империи»
По условиям [Утрехтского] мира, заключённого между Францией и Великобританией [в 1713 г.], Испания и Индия оставались за Филиппом V, который за это подтвердил отказ от всех своих прав на французский престол <…> По этому соглашению Испания уступила Великобритании форт Гибралтар и остров Минорку (захваченный британцами в 1708 году), отдала королевство Сицилию герцогу Савойскому и пожаловала Британии асьенто [королевское разрешение] на работорговлю с Америкой. <…>
Год спустя после Утрехта, 7 марта 1714 года, Франция и империя договорились об условиях мира в трактате, подписанном в Раштатте <…> Французы согласились передать императору всю испанскую территорию в Италии, включая Неаполь, Сардинию, Милан и тосканские крепости; Испанские Нидерланды отошли к нему в то же время. Когда Минорка и Гибралтар попали в руки англичан, а Италия — под контроль Австрии, Испания в одночасье оказалась лишена своей власти над западным Средиземноморьем. Утрехт и Раштатт открыли новую эру в испанской истории, оставив испанскую монархию в крайнем одиночестве в Европе и в подчинении диктату двух нарождавшихся мировых держав, Франции и Британии».
Вопросы:
1. Каких владений лишилась Испания? Как эти потери сказались на её положении в Европе?
2. Кто больше всех выиграл в результате войны за Испанское наследство?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»
Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....

План-конспект открытого урока истории в 5 классе " В городе богини Афины"
сценарий урока " В городе богини Афины" 5 класс...

План-конспект открытого урока по теме: «История России конца XVII в. первой четверти XVIII века» Петр I: реформы, войны
Российская история XVIII века, реформы, начатые Петром I-одна из интереснейших тем для изучения. Имя Петра связано с Рыльском: он был в городе, возвращаясь с Полтавской битвы, в городе есть улица, наз...