План-конспект урока истории в 7 классе "Международные отношения в XVI-XVII вв."
план-конспект урока по истории (7 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: формирование знаний учащихся о развитии международных отношений в Европе в XVI-XVII вв.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Международные отношения в XVI-XVII вв.»

Цель: сформировать знания учащихся о развитии международных отношений в Европе в XVI-XVII вв.

Задачи:     

Образовательные: показать учащимся как развивались международные отношения в Европе в эпоху Нового времени, раскрыть суть и причины международных конфликтов.

Коррекционно-развивающие: скорректировать и развить умения работать  с текстом учебника, анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в  таблицу, выделять главное.

Воспитательные: воспитать у учащихся уважительное отношение к историческому  прошлому эпохи Нового времени и любовь к истории.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-практикум.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, карта «Западная Европа в 1648 г.», фрагменты документов, учебные картины и иллюстрации, портреты исторических деятелей.

План:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация. Решение теста по теме «Путь к парламентской монархии».

1. Лидером левеллеров был:

1) Джерард Уинстенли       2) Джон Лильберн

3) Оливер Кромвель           4) Карл II Стюарт

2. Какой титул принял О. Кромвель в 1653 г.?

1) лорд-канцлер                    2) лорд-протектор

3) лорд-казначей                   4) король

3. В каком году была реставрирована монархия в Англии?

1) 1658 г.     2) 1659 г.     3) 1660 г.     4) 1661 г.

4. В 1707 г. была заключена уния между Англией и …

1) Уэльсом                      2) Шотландией

3) Ирландией                  4) Голландией

5. Верно ли следующее утверждение?

В английском парламенте сложилась трехпартийная политическая система.

1) верно               2) неверно

III. Изучение нового материала.

Совместно с учениками определяем тему урока и цели.

- Ребята, мы с вами видели, к чему привела Реформация. Война поглотила Германию, Варфоломеевская ночь и многие другие кошмары захлестнули Европу. Как вы думаете, какие могут быть ещё причины начавшейся череде европейских войн?

Причины международных конфликтов:

1. Религиозное столкновение католиков и протестантов.

2. Экономические противоречия  (т. е. борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях).

3. Столкновения интересов Франции, Англии и Испании (борьба Франции и Испании за влияние в богатой Италии привело к Итальянским войнам (1494-1559 гг.)

- Отлично. Как видите, причин было много. Наша задача – понять, какие войны прошли в Европе в течение двух веков, и как они преобразовали политическую карту. Итак, запишем в тетради тему урока: «Международные отношения в XVI-XVII вв.»

- Однако ни одна из держав не могла установить своё господство на континенте, потому что:

- сильных держав было 4;

- при усилении одной из них – она начинала представлять угрозу для соседей, и соседи – объединялись в союзы.

Первая общеевропейская война произошла в 1618-1648 годах и получила название Тридцатилетней.

Задание. Самостоятельно изучить текст учебника на стр. 171-177 и составить описание войны по памятке.

План описания войны

1. Участники войны.

2. Дата.

3. Причины и повод к началу войны.

4. Основные этапы, сражения.

5. Выдающиеся личности.

6. Итоги и значение.

IV. Закрепление. Работа по вопросам в конце параграфа. Работа по карте в учебнике.

V. Итоги.

Учитель даёт детям возможность подвести итоги урока. Двум учащимся даётся слово для краткого рассказа пройденного материала и высказывания собственного мнения.

- Что же мы сегодня изучили, ребята? Пусть кто-нибудь из желающих сделает выводы и выскажет своё мнение.

Рефлексия.

Лист самооценки

На уроке я:

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был:

понятен / не понятен

Моя оценка себе…

За поведение на уроке: _____

За работу на уроке: _____

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание: ________________

VI. Домашнее задание. Параграф 18-19 (стр. 171-177) – прочитать, выучить записи в тетради, знать карту.

Приложение 1

Основными причинами Тридцатилетней войны (1618-1648) были:

1. Германский император Фердинанд II Габсбург решил искоренить протестантизм и установить контроль Габсбургов над максимально возможной территорией Европы.

2. Другие монархи (главным образом – французская династия Бурбонов) стремилась этого не допустить.

Основная слабость Германии заключалась в том, что она не была внутренне единой. Её территория состояла из относительно независимых земель, возглавляемых князьями. Причём сами земли – были как католические, так и протестантские.

Поводом для начала военных действий стали волнения в Чехии (входившей в состав Германии), вызванные заявлением императора об искоренении протестантизма.

Победа императора над повстанцами вызвала тревогу протестантских Англии и Голландии, а также – соседних Дании и Франции, опасавшихся за свои территории. В начале войны войска Фердинанда разгромили датчан и германских протестантов. Дания выбыла из войны. На большей части Германии – восстановлено господство католической церкви. Положение соседних держав стало критическим. Наибольшую угрозу Германия представляла для соседней Франции. Умный и влиятельный французский государственный деятель кардинал Ришелье смог привлечь к борьбе с Германией Швецию, одновременно помогая германским протестантским князьям.

Расчёт был верный:

1. Швеция стремилась добиться господства на Балтике (но ей мешала Германия).

2. Франция обещала оказать Швеции поддержку в борьбе с Германией.

3. Помощь Швеции (поставкой дешёвого хлеба) – оказывала Россия, надеясь при её поддержке вернуть Смоленск, захваченный Польшей.

В итоге Германия подверглась небывалому опустошению и была вынуждена пойти на заключение мира.

Война закончилась в 1648 году Вестфальским миром, согласно которому:

1. Франция и Швеция получали часть германских земель.

2. Швеция получила контроль над Балтикой и германскими торговыми путями.

3. Священная Римская империя фактически распалась: германские князья превратились в неограниченных монархов.

4. Был положен конец вражде католиков и протестантов: они были уравнены в правах.

Таким образом, равновесие сил в Европе, основанное на Вестфальском мире, держалось на:

- усилении Франции и Швеции;                    - ослаблении Германии.

Приложение 2

2021-11-25_00-01-37.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

План-конспект открытого урока по теме: «История России конца XVII в. первой четверти XVIII века» Петр I: реформы, войны

Российская история XVIII века, реформы, начатые Петром I-одна из интереснейших тем для изучения. Имя Петра связано с Рыльском: он был в городе, возвращаясь с Полтавской битвы, в городе есть улица, наз...