План-конспект урока истории в 6 классе "Столетняя война"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: формирование представления, понятия и причинно-следственных связей самой долгой войны в истории – Столетней.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Столетняя война»

Цель: сформировать представления, понятия и причинно-следственные связи самой долгой войны в истории – Столетней.

Задачи:

- определить причины Столетней войны;

- охарактеризовать организацию армии в Англии и Франции и назвать причины поражений Франции;

- сформировать у учащихся яркий образ французской героини Жанны Д’Арк.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-лекция.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, карта «Англия и Франция во время Столетней войны», фрагменты исторических источников, учебные картины и иллюстрации, портреты исторических деятелей.

План:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Д/З.

Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация. Работа по вопросам к домашнему параграфу. Работа по карте у доски.

III. Изучение нового материала.

Мы сегодня изучаем большую и продолжительную войну. Итак, начнём с причин войны.

1328 год – во Франции прекратилась династия Капетингов (в 1314 году умер Филипп IV, в течение 15 лет умерли его сыновья, не оставив наследников). На престол вступает представитель младшей ветви Капетингов – Филипп Валуа. Однако английский король – Эдуард III, состоявший в близком родстве с королями вымершей  династии, предъявил свои претензии на французский престол. 

Юго-западные земли Франции – Аквитания, которыми с XII века владела Англия, французские короли стремились отвоевать у Англии, так как без присоединения этих земель невозможно было завершить объединение страны. Отстаивая свои интересы и права на эту область, английский король хотел сохранить эти земли и захватить новые.

Интересы Англии и Франции столкнулись и во Фландрии. Эта область с развитым ремеслом и торговлей была источником богатства Англии. Кроме того, горожане Фландрии считали союз с английским королем способом своей независимости.

Таким образом, острые противоречия, нежелание идти на уступки друг другу привели монархов Англии и Франции к войне. 1337–1453 гг. – Столетняя война. 

В этой войне были заинтересованы феодалы обоих государств, надеявшиеся завоевать славу и богатую добычу. Все военные действия проходили на территории Франции и страдали от них французские крестьяне. Давайте обратимся к самым крупным сражениям Столетней войны.

1340 г. – в битве при Слёйсе во Фландрии Франция потеряла весь свой флот.

1346 г. – битва при Креси. Численность армий приблизительно одинаковая. Английская армия была развернута на холме и держала оборону. Не признававшие дисциплины французские рыцари, не дождавшись построения всей армии, начали разрозненные атаки. Французская армия была разгромлена с большими потерями.

1346-1347 гг. – осада порта Кале. В ходе годовой осады город-порт Кале был захвачен англичанами.

После нескольких лет затишья Англия возобновила наступление на Аквитанию.

1356 г. – битва при Пуатье. Обладая почти двойным превосходством в силах, французский король был уверен в победе. Он отказался пропустить на юг английское войско, готовое отступить. Кроме того, англичанам дали возможность укрепиться на возвышенности. Атаки французов были отбиты. Английская армия во главе с сыном Эдуарда III – Эдуардом «Чёрным принцом» – стала наступать. Французы обратились в бегство. Французское войско во главе с королем Иоанном II попало в плен. 

1360 г. – перемирие. Франция и Англия, истощив свои ресурсы, заключили перемирие.

В 1415 году Франция потерпела очередное поражение у деревни Азенкур. Это поражение Франции было ещё более позорным, а английский король получил корону Франции. Франция оказалась перед угрозой потери национальной независимости.

Итак, во всех крупных сражениях Франция проиграла. В чём же тут причина?

Действительно, армия двух стран была по-разному устроена. Вернёмся к средневековому рисунку и используем его как исторический источник, а также попросим помощи у учебника.

Вопросы к учащимся

- Сравните две армии по составу, организации и вооружению (Английская армия (Эдуард III) – единое командование короля, наемное войско, отряды рыцарей подчинялись королю, а не отдельным рыцарям. Пехота, конница, лучники. Французская армия (Филипп VI) – состояло из разрозненных   рыцарских отрядов, возглавляемых своими сеньорами, не было дисциплины. Пехота, конница)

По каким признакам на рисунке можно определить, где изображены французы, а где – англичане? (Флаги, порядок в рядах войск, наличие лучников и т. д.)

Затянувшаяся война грозила стать национальной катастрофой для французов, но хрупкая девушка спасла их. Чтобы узнать подробности, давайте  обратимся к событиям ХV века.

В 1415 году Английский король получил корону Франции и осадил Орлеан, прикрывавший дорогу к Парижу. Франция оказалась перед угрозой потери национальной независимости. Её спасти было суждено молодой девушке по имени Жанна Д’ Арк (сообщение ученика – опережающее задание).

ЖАННА Д’АРК

Заключительный этап Столетней войны носил во Франции ярко выраженный национально-освободительный характер. Во многом этому способствовала политика англичан на захваченных территориях – репрессии по отношению к населению, грабежи и фактически экспансия, так как все земли Генрих V стал раздавать своим феодалам.

В 1428 г. англичане осадили Орлеан. Ситуация становилась критической, и в этот наиболее тяжелый для Франции момент на исторической арене появляется Жанна д’Арк. Будучи простой крестьянской девушкой, она смогла переломить ход военных действий и потому по праву считается народной героиней.

Жанна д’Арк родилась в 1412 г. в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии. Будучи крайне религиозной, она говорила, что слышит голоса святых, которые призывали ее спасти свое Отечество. Когда Жанне исполнилось 17 лет, она отправилась в город Вокулер, где, убедив коменданта замка в своей миссии, смогла добиться, чтобы ей дали оружие и коня. В мужском одеянии она смогла преодолеть территорию, занятую бургундцами и англичанами, и прибыть к французскому дофину (наследнику престола).

Карл VII, после ряда проверок, назначил девушку главнокомандующим французским войском.

В конце апреля Жанна д’Арк с армией прибыла в Орлеан, а к 8 мая англичане вынуждены были снять осаду с крепости. Эта победа имела исключительное значение для французов. После нее Жанну д’Арк стали называть Орлеанской Девой.

Жанна убедила Карла VII отправиться на миропомазание в Реймс, традиционное место коронования французских королей. Торжественная церемония сделала Карла законным правителем государства. Армия под руководством Жанны д’Арк освободила Шампань, однако попытка взять Париж провалилась. Несмотря на небывалые успехи Жанны, Карл и его ближайшее окружение опасались ее растущего влияния и славы.  В  результате предательства (мост в город был поднят, что отрезало ей путь к отступлению) в стычке под городом Компьеном в мае 1430 г. она попадает в плен к бургундцам. Французский король, который был обязан ей своей короной, не предпринял ничего, чтобы освободить девушку, в результате чего герцог Бургундский за 10 000 золотых продал ее англичанам. Жанну д’Арк перевезли в Руан, где передали суду инквизиции, обвинив в колдовстве и союзе с дьяволом. На процессе она вела себя очень мужественно и, несмотря на угрозу пыток, так и не признала себя виновной. В мае 1431 г. Жанна д’Арк была заживо сожжена на площади старого рынка в Руане. Лишь спустя четверть века король приказал пересмотреть судебный процесс, найдя множество нарушений закона, Жанна была реабилитирована, а в XX в. причислена к лику святых.

Гибель Жанны д’Арк не помогла англичанам. Народная война поднялась с новой силой. Примирение с герцогом Бургундским и реформы в армии (создание наемного войска, увеличение артиллерии) нанесли окончательный удар по оставшимся силам англичан. В 1453 г. сдался город Бордо, последний оплот захватчиков в Аквитании. Столетняя война завершилась. Англичане потеряли все свои владения во Франции кроме порта Кале.

Записать даты:

1428-1429 гг. – осада Орлеана англичанами и их союзниками бургундцами.

1429 г. – освобождение Орлеана войском под командованием Жанны Д’ Арк.

1431 г. – сожжение Жанны Д’ Арк на костре в г. Руане.

До 1429 года с Англией воевала только АРМИЯ, а после на войну поднялся НАРОД, война стала национально-освободительной. Для такой войны нужен ВОЖДЬ, а им мог стать только король или человек, наделенный божественным даром. Этим человеком стала Жанна Д’ Арк.

Почему с Жанной Д’ Арк так поступили? (Англичане  мстили ей за поражение и упущенную возможность воссоединить Англию и Францию под одной короной)

С англичанами всё понятно, а почему так с ней поступил Карл VІІ? Ведь союзники англичан, бургундцы, взявшие Жанну в плен, предлагали отдать её королю за большой выкуп, но Карл VІІ отказался выкупить Орлеанскую деву (Он боялся за то, что его слава померкнет в лучах славы Жанны Д’ Арк ) 

В 1453 году после взятия Бордо был  заключён мирный договор, по которому Англия отказывалась от притязаний на французский престол и оставляла в своём владении только город Кале. Война закончилась. С итогами войны вы познакомитесь дома самостоятельно.

IV. Закрепление. Составьте синквейн по теме «Жанна Д’ Арк».

Жанна Д’ Арк.

Блаженная, отважная.

Сражалась, освободила, сожжена.

Жанна – жертва чужой несправедливости.

«Орлеанская дева».

V. Итоги.

Итоги урока подводит один из учеников. 

Рефлексия.

- Самым интересным на уроке было…

- Мне понравилось…

- Меня заинтересовало…

- Моя работа на уроке была…

- Я недоволен…

- У меня получилось…

- У меня не получилось…

VI. Д/З: § 20, выучить записи в тетради, знать карту, самостоятельно изучить текст «Крестьянские восстания во Франции и в Англии» (стр. 170-171) + записать даты восстаний:

- 1358 г. – Жакерия во Франции;

- 1381 г. – восстание Уота Тайлера в Англии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...