План-конспект урока истории в 6 классе "Столетняя война"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Цель: формирование представления, понятия и причинно-следственных связей самой долгой войны в истории – Столетней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Столетняя война»
Цель: сформировать представления, понятия и причинно-следственные связи самой долгой войны в истории – Столетней.
Задачи:
- определить причины Столетней войны;
- охарактеризовать организацию армии в Англии и Франции и назвать причины поражений Франции;
- сформировать у учащихся яркий образ французской героини Жанны Д’Арк.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-лекция.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, карта «Англия и Франция во время Столетней войны», фрагменты исторических источников, учебные картины и иллюстрации, портреты исторических деятелей.
План:
I. Орг. момент.
II. Актуализация.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление.
V. Итоги. Рефлексия.
VI. Д/З.
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация. Работа по вопросам к домашнему параграфу. Работа по карте у доски.
III. Изучение нового материала.
Мы сегодня изучаем большую и продолжительную войну. Итак, начнём с причин войны.
1328 год – во Франции прекратилась династия Капетингов (в 1314 году умер Филипп IV, в течение 15 лет умерли его сыновья, не оставив наследников). На престол вступает представитель младшей ветви Капетингов – Филипп Валуа. Однако английский король – Эдуард III, состоявший в близком родстве с королями вымершей династии, предъявил свои претензии на французский престол.
Юго-западные земли Франции – Аквитания, которыми с XII века владела Англия, французские короли стремились отвоевать у Англии, так как без присоединения этих земель невозможно было завершить объединение страны. Отстаивая свои интересы и права на эту область, английский король хотел сохранить эти земли и захватить новые.
Интересы Англии и Франции столкнулись и во Фландрии. Эта область с развитым ремеслом и торговлей была источником богатства Англии. Кроме того, горожане Фландрии считали союз с английским королем способом своей независимости.
Таким образом, острые противоречия, нежелание идти на уступки друг другу привели монархов Англии и Франции к войне. 1337–1453 гг. – Столетняя война.
В этой войне были заинтересованы феодалы обоих государств, надеявшиеся завоевать славу и богатую добычу. Все военные действия проходили на территории Франции и страдали от них французские крестьяне. Давайте обратимся к самым крупным сражениям Столетней войны.
1340 г. – в битве при Слёйсе во Фландрии Франция потеряла весь свой флот.
1346 г. – битва при Креси. Численность армий приблизительно одинаковая. Английская армия была развернута на холме и держала оборону. Не признававшие дисциплины французские рыцари, не дождавшись построения всей армии, начали разрозненные атаки. Французская армия была разгромлена с большими потерями.
1346-1347 гг. – осада порта Кале. В ходе годовой осады город-порт Кале был захвачен англичанами.
После нескольких лет затишья Англия возобновила наступление на Аквитанию.
1356 г. – битва при Пуатье. Обладая почти двойным превосходством в силах, французский король был уверен в победе. Он отказался пропустить на юг английское войско, готовое отступить. Кроме того, англичанам дали возможность укрепиться на возвышенности. Атаки французов были отбиты. Английская армия во главе с сыном Эдуарда III – Эдуардом «Чёрным принцом» – стала наступать. Французы обратились в бегство. Французское войско во главе с королем Иоанном II попало в плен.
1360 г. – перемирие. Франция и Англия, истощив свои ресурсы, заключили перемирие.
В 1415 году Франция потерпела очередное поражение у деревни Азенкур. Это поражение Франции было ещё более позорным, а английский король получил корону Франции. Франция оказалась перед угрозой потери национальной независимости.
Итак, во всех крупных сражениях Франция проиграла. В чём же тут причина?
Действительно, армия двух стран была по-разному устроена. Вернёмся к средневековому рисунку и используем его как исторический источник, а также попросим помощи у учебника.
Вопросы к учащимся
- Сравните две армии по составу, организации и вооружению (Английская армия (Эдуард III) – единое командование короля, наемное войско, отряды рыцарей подчинялись королю, а не отдельным рыцарям. Пехота, конница, лучники. Французская армия (Филипп VI) – состояло из разрозненных рыцарских отрядов, возглавляемых своими сеньорами, не было дисциплины. Пехота, конница)
- По каким признакам на рисунке можно определить, где изображены французы, а где – англичане? (Флаги, порядок в рядах войск, наличие лучников и т. д.)
Затянувшаяся война грозила стать национальной катастрофой для французов, но хрупкая девушка спасла их. Чтобы узнать подробности, давайте обратимся к событиям ХV века.
В 1415 году Английский король получил корону Франции и осадил Орлеан, прикрывавший дорогу к Парижу. Франция оказалась перед угрозой потери национальной независимости. Её спасти было суждено молодой девушке по имени Жанна Д’ Арк (сообщение ученика – опережающее задание).
ЖАННА Д’АРК
Заключительный этап Столетней войны носил во Франции ярко выраженный национально-освободительный характер. Во многом этому способствовала политика англичан на захваченных территориях – репрессии по отношению к населению, грабежи и фактически экспансия, так как все земли Генрих V стал раздавать своим феодалам.
В 1428 г. англичане осадили Орлеан. Ситуация становилась критической, и в этот наиболее тяжелый для Франции момент на исторической арене появляется Жанна д’Арк. Будучи простой крестьянской девушкой, она смогла переломить ход военных действий и потому по праву считается народной героиней.
Жанна д’Арк родилась в 1412 г. в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии. Будучи крайне религиозной, она говорила, что слышит голоса святых, которые призывали ее спасти свое Отечество. Когда Жанне исполнилось 17 лет, она отправилась в город Вокулер, где, убедив коменданта замка в своей миссии, смогла добиться, чтобы ей дали оружие и коня. В мужском одеянии она смогла преодолеть территорию, занятую бургундцами и англичанами, и прибыть к французскому дофину (наследнику престола).
Карл VII, после ряда проверок, назначил девушку главнокомандующим французским войском.
В конце апреля Жанна д’Арк с армией прибыла в Орлеан, а к 8 мая англичане вынуждены были снять осаду с крепости. Эта победа имела исключительное значение для французов. После нее Жанну д’Арк стали называть Орлеанской Девой.
Жанна убедила Карла VII отправиться на миропомазание в Реймс, традиционное место коронования французских королей. Торжественная церемония сделала Карла законным правителем государства. Армия под руководством Жанны д’Арк освободила Шампань, однако попытка взять Париж провалилась. Несмотря на небывалые успехи Жанны, Карл и его ближайшее окружение опасались ее растущего влияния и славы. В результате предательства (мост в город был поднят, что отрезало ей путь к отступлению) в стычке под городом Компьеном в мае 1430 г. она попадает в плен к бургундцам. Французский король, который был обязан ей своей короной, не предпринял ничего, чтобы освободить девушку, в результате чего герцог Бургундский за 10 000 золотых продал ее англичанам. Жанну д’Арк перевезли в Руан, где передали суду инквизиции, обвинив в колдовстве и союзе с дьяволом. На процессе она вела себя очень мужественно и, несмотря на угрозу пыток, так и не признала себя виновной. В мае 1431 г. Жанна д’Арк была заживо сожжена на площади старого рынка в Руане. Лишь спустя четверть века король приказал пересмотреть судебный процесс, найдя множество нарушений закона, Жанна была реабилитирована, а в XX в. причислена к лику святых.
Гибель Жанны д’Арк не помогла англичанам. Народная война поднялась с новой силой. Примирение с герцогом Бургундским и реформы в армии (создание наемного войска, увеличение артиллерии) нанесли окончательный удар по оставшимся силам англичан. В 1453 г. сдался город Бордо, последний оплот захватчиков в Аквитании. Столетняя война завершилась. Англичане потеряли все свои владения во Франции кроме порта Кале.
Записать даты:
1428-1429 гг. – осада Орлеана англичанами и их союзниками бургундцами.
1429 г. – освобождение Орлеана войском под командованием Жанны Д’ Арк.
1431 г. – сожжение Жанны Д’ Арк на костре в г. Руане.
До 1429 года с Англией воевала только АРМИЯ, а после на войну поднялся НАРОД, война стала национально-освободительной. Для такой войны нужен ВОЖДЬ, а им мог стать только король или человек, наделенный божественным даром. Этим человеком стала Жанна Д’ Арк.
Почему с Жанной Д’ Арк так поступили? (Англичане мстили ей за поражение и упущенную возможность воссоединить Англию и Францию под одной короной)
С англичанами всё понятно, а почему так с ней поступил Карл VІІ? Ведь союзники англичан, бургундцы, взявшие Жанну в плен, предлагали отдать её королю за большой выкуп, но Карл VІІ отказался выкупить Орлеанскую деву (Он боялся за то, что его слава померкнет в лучах славы Жанны Д’ Арк )
В 1453 году после взятия Бордо был заключён мирный договор, по которому Англия отказывалась от притязаний на французский престол и оставляла в своём владении только город Кале. Война закончилась. С итогами войны вы познакомитесь дома самостоятельно.
IV. Закрепление. Составьте синквейн по теме «Жанна Д’ Арк».
Жанна Д’ Арк.
Блаженная, отважная.
Сражалась, освободила, сожжена.
Жанна – жертва чужой несправедливости.
«Орлеанская дева».
V. Итоги.
Итоги урока подводит один из учеников.
Рефлексия.
- Самым интересным на уроке было…
- Мне понравилось…
- Меня заинтересовало…
- Моя работа на уроке была…
- Я недоволен…
- У меня получилось…
- У меня не получилось…
VI. Д/З: § 20, выучить записи в тетради, знать карту, самостоятельно изучить текст «Крестьянские восстания во Франции и в Англии» (стр. 170-171) + записать даты восстаний:
- 1358 г. – Жакерия во Франции;
- 1381 г. – восстание Уота Тайлера в Англии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...
План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....

План-конспект открытого урока истории в 5 классе " В городе богини Афины"
сценарий урока " В городе богини Афины" 5 класс...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»
Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...