Методические рекомендации Как подготовиться к ЕГЭ по истории?
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)
Методические рекомендации для подготовки учащихся к ЕГЭ по истории. Рассматривается осбенности сдачи ЕГЭ в 2024-2025 учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_podgotovitsya_k_ege_po_istorii.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Как подготовиться к ЕГЭ по истории
Историю считают одним из сложных экзаменов, потому что нужно помнить сразу несколько сотен дат, имён и событий, уметь работать с источниками и картами, а ещё формулировать рассуждения. Однако если начать готовиться заранее и не отступать от плана, можно не только сдать ЕГЭ, но и сохранить нервные клетки.
Для того чтобы подступиться к подготовке, нужно разобраться со структурой ЕГЭ по истории.
Экзамен состоит из 21 задания, которые проверяют:
- знание дат, событий, процессов, исторической географии, личностей, фактов по истории культуры — задания 1−5 и 7;
- умение работать с источниками исторической информации — текст (6, 11, 13, 14, 17); изображения (8, 15, 16); карты (9–12). В задании 11 даётся текст и карта, данные которых нужно обобщить для получения правильного ответа;
- навык формулировать собственные исторические рассуждения по заданному условию — задания 18–21.
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), занимающийся исследованиями в области качества образования, разработал критерии оценки ЕГЭ по истории в 2025 году.
21 задание оцениваются по следующим критериям:
- 1 балл начисляется за задания № 2, 8, 9, 10, 11;
- 2 балла оцениваются задания № 1, 3, 5, 6, 7, 12, 13, 14, 15, 16;
- 3 балла начисляется за задание №4, 17, 18, 20, 21.
Критерии оценки по ФИПИ нужны не только учащимся, но и экзаменаторам, поскольку некоторые задания оценить достаточно сложно, особенно историческое сочинение.
В проекте приказа Министерства науки и высшего образования РФ установлены минимальные баллы ЕГЭ по истории, на основании которых абитуриенты смогут поступить в вузы. В 2025 году – это 35 баллов. Поступить в вузы на бюджет становится сложнее. Поэтому готовиться к экзамену по истории следует серьезно. Для этого необходимо не только отлично усвоить школьную программу, но и знать всю информацию о начислении баллов ЕГЭ.
Таблица баллов ЕГЭ по истории
При проверке экзаменационных работ эксперты оценивают каждое задание в определенное количество первичных баллов. Затем их суммируют и переводят в тестовые. Тестовые баллы – это и есть итоговый результат ЕГЭ.
Перевод первичных баллов в тестовые осуществляют с помощью специально разработанной таблицы.
Первичный балл | Тестовый балл | Результат |
1-7 | 4-28 | Экзамен не сдан |
8-9 | 32-34 | Экзамен сдан, но баллов не хватает для поступления в большинство вузов |
10-42 | 36-100 | Экзамен сдан, баллов достаточно для поступления в вуз |
Перевод баллов ЕГЭ по истории в оценки
Для удобства можно использовать перевод баллов ЕГЭ по истории в оценки по пятибалльной системе, хотя официально такой перевод не применяют с 2008 года. Поэтому говорят о примерном переводе баллов ЕГЭ в оценки. В 2025 году может сохраняться следующая система примерного перевода баллов в оценки:
0-31 балл – неудовлетворительно;
32-49 баллов – удовлетворительно;
50-70 баллов – хорошо;
от 72 баллов — отлично
Когда начинать готовиться к ЕГЭ по истории
Вам нужно понять, сколько времени осталось до экзамена, и выбрать один из вариантов.
Идеальный вариант
✔️ Это самый редкий случай, когда ученик осознанно начал подготовку ещё в 5−9-м классах.
ОГЭ и ЕГЭ по истории построены по единой логике. Если в 9-м классе на экзамене будут задания по периоду с древности до 1914 года, то на ЕГЭ добавится период с 1914 года до современности — то есть те события, процессы и явления, которые изучают школьники в 10–11-м классах. Ещё есть схожие задания. Например, задания с картами и историческим источником во второй части.
Поэтому если ученик успешно прошёл экзаменационное испытание в 9-м классе, то он уже будет знать большую часть теории и сможет выполнить часть заданий формата ЕГЭ.
Главная задача в таком случае — не растерять уже накопленный опыт в 10–11-м классах, максимально подробно изучить новейшую историю (с 1914 года по настоящее время) и отработать все задания формата ЕГЭ.
Темп подготовки в 10–11-м классах в этом случае может быть невысоким. Зачастую такой путь проходят олимпиадники, у которых знания по истории на хорошем уровне. Им достаточно разобраться только с форматом заданий, так как он сильно отличается от олимпиадного.
Отличный вариант
✔ Не самый распространённый , но наиболее оптимальный.
Подготовку к экзамену нужно начинать в 10-м классе, выбрав путь.
Двухгодичный умеренный темп подготовки. Так у учеников будет время на выполнение школьных обязанностей и они без особых затруднений смогут параллельно готовиться к ЕГЭ по другим предметам. План подготовки в таком случае нужно разбить на две части: в 10-м классе разобрать историю с древности до 1914 года, а в 11-м сконцентрироваться на новейшей истории России.
Интенсивный темп. Нужно разобрать весь материал в 10-м классе, а в 11-м только повторять его и устранять пробелы в знаниях.
Чаще всего в 10-м классе ребята уже определяются со специальностью и вузом, поэтому их высокая мотивация позволяет готовиться к ЕГЭ по истории в течение двух лет. Однако есть и минусы в двухгодичной системе подготовки. Например, возможное изменение структуры и содержания ЕГЭ по истории. Экзаменационные модели 2021 и 2022 годов в значительной степени отличались друг от друга. Поэтому те, кто должен был сдавать ЕГЭ в 2022 году, а начал готовиться заранее, в 10-м классе, вынуждены были скорректировать свою подготовку.
Хороший вариант
✔ Самый массовый и наиболее подходящий для большинства учеников.
Нужно начать готовиться с 11-го класса. Интенсивность подготовки в этом случае будет высокой, но за один учебный год возможно освочить весь необходимый материал и отточить его на практике. Лучше комбинировать самостоятельное изучение и работу с репетиторами. А ещё можно попробовать проходить онлайн-курсы.
Рискованный вариант
✔ Если ученик решил начать готовиться во втором полугодии 11-го класса.
Изучить теорию полностью за такой короткий срок практически невозможно, учитывая подготовку к другим предметам. Но можно нарешать максимальное количество заданий ЕГЭ. Да, в этом случае выпускник не будет знать весь материал от древности до современности в единой логике повествования, но успеет выучить необходимые для ЕГЭ по истории элементы содержания и запомнить шаблонные ответы к заданиям второй части.
Важно иметь под рукой краткие подборки со всеми необходимыми элементами содержания по истории.
Как готовиться к ЕГЭ по истории самостоятельно
Любую подготовку нужно разбить на шаги, чтобы следовать плану и точно знать, сколько у вас времени и что вам необходимо на каждом этапе.
Шаг 1. Ознакомьтесь с документами на сайте ФИПИ
Чтобы понять, какие темы изучать и как уложиться в свой график, нужно ознакомиться с нормативной базой. Для этого перейдите в раздел «История» на официальном сайте ФИПИ.
Демоверсия экзамена — чтобы попробовать прорешать вариант и посмотреть верные ответы.
Спецификация — чтобы знать структуру экзамена и форматы заданий.
Кодификатор — чтобы понимать содержание экзамена.
Ниже вы увидите те же документы по экзаменам прошлых лет. Можете использовать демоверсии, чтобы познакомиться с форматом задач на конкретных примерах. На сайте вы найдёте открытый банк заданий. В новой версии банка заданий есть правильные ответы, но, к сожалению, нет подробных решений.
Шаг 2. Составьте расписание
Определите, сколько осталось времени до экзамена. Возьмите все темы по отечественной истории из кодификаторов ОГЭ и ЕГЭ — от начала расселения восточных славян и до сегодняшнего дня. Распланируйте их по календарю таким образом, чтобы закончить разбирать всё за пару недель до экзамена.
Если впереди учебный год, то обязательно включите в план подробное изучение теории. Например, читайте параграф учебника и смотрите лекцию на образовательном портале resh.edu.ru, media.foxford.ru, videouroki.net.
Также для подготовки можно использовать следующие ресурсы:
История
- Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru
- Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала http://historydoc.edu.ru
Отечественная история
- 65 лет битве под Москвой http://pobeda.mosreg.ru
- Аллея славы http://glory.rin.ru
- Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев http://www.1941-1945.ru
- Виртуальный музей декабристов http://decemb.hobby.ru
- Герои страны: патриотический интернет-проект http://www.warheroes.ru
- Династия Романовых http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html
- Интернет-проект «1812 год» http://www.museum.ru/museum/1812/
- История России с древнейших времен до наших дней http://rushistory.stsland.ru
- Ленинград. Блокада. Подвиг http://blokada.otrok.ru
- Наша Победа. День за днем http://www.9may.ru
- Образование Киевской Руси http://oldru.narod.ru
- Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России http://lants.tellur.ru/history/
- Правители России и Советского Союза http://www.praviteli.org
- РККА — Рабоче-Крестьянская Красная Армия http://www.rkka.ru
- Родина: Российский исторический иллюстрированный журнал http://www.istrodina.com
- Русский биографический словарь http://www.rulex.ru
- Сайт «Я помню»: воспоминания о Великой Отечественной войне http://www.iremember.ru
- Сталинградская битва http://battle.volgadmin.ru
- Старые газеты: история СССР, войны и предвоенного периода http://www.oldgazette.ru
- Страницы русской истории в живописи: картинная галерея Александра Петрова http://art-rus.narod.ru
Всемирная история
- Historic.Ru: Всемирная история http://www.historic.ru
- Биография.Ру: биографии исторических личностей http://www.biografia.ru
- Великая французская революция http://liberte.newmail.ru
- Всемирная история в лицах http://rulers.narod.ru
- Всемирная история: единое научно-образовательное пространство http://www.worldhist.ru
- Вторая мировая война: каталог ресурсов http://www.1939-1945.net
- Древняя Греция: история, искусство, мифология http://www.ellada.spb.ru
- История Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса http://www.ancienthistory.spb.ru
- История Древнего Рима http://www.ancientrome.ru
- Холодная война: история и персоналии http://www.coldwar.ru
- ХРОНОС — Всемирная история в Интернете http://www.hrono.ru
Если осталось 3−4 месяца, то нужно сконцентрировать все силы на практике и разбирать теорию в учебнике, только если есть ошибки при решении заданий. В плане обязательно оставьте минимум две недели на общее повторение материала.
Включите подготовку к ЕГЭ в ежедневник, чтобы не прокрастинировать и не отставать от плана. Оценивайте свои силы трезво. Вам нужно подготовиться к нескольким ЕГЭ сразу. Минимум русский язык, математика и история.
Шаг 3. Найдите учебники, пособия и атласы
Для изучения и повторения теории понадобятся учебники по истории России. Рекомендуем две линейки:
1. Под редакцией А. В. Торкунова:
- История России: 6-й класс: учебник в 2 частях. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др.; под ред. Торкунова А.В. «Издательство «Просвещение»
- История России: 7-й класс: учебник в 2 частях Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др.; под ред. Торкунова А.В. «Издательство «Просвещение»
- История России : 8-й класс: учебник в 2 частях. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др.; под ред. Торкунова А.В. «Издательство «Просвещение»
2. Под редакцией В. Р. Мединского:
- История России. XIX — начало XX века: 9-й класс: учебник. Вишняков Я.В., Могилевский Н.А.,Агафонов С.В.; под общ. ред. Мединского В.Р. «Издательство «Просвещение»
- История России. 1914–1945 годы. 10 класс. Мединский В.Р., Торкунов А.В. «Издательство «Просвещение»
- История России. 1945 год — начало XXI века. 11 класс. Мединский В.Р., Торкунов А.В. «Издательство «Просвещение»
Используйте интернет-ресурсы для решения типовых заданий ЕГЭ: открытый банк заданий, сборник типовых заданий ЕГЭ по истории под редакцией И. А. Артасова и др.
Шаг 4. Конспектируйте темы
Не полагайтесь на готовые бумажные или электронные схемы и таблицы. Пишите и рисуйте от руки, чтобы лучше структурировать и запомнить материал. Так вы разложите информацию по полочкам и не дадите ей превратиться в кашу.
Подходите к задаче творчески:
- используйте мнемотехники;
- клейте стикеры с датами;
- рисуйте скетчи;
- собирайте интеллект-карты;
- применяйте разные форматы;
- используйте разные подходы — визуальный, аудиальный и кинестетический.
Систематизируйте знания. Можно вести таблицу современников с краткой информацией по каждой персоналии.
Сделайте небольшие двусторонние карточки. Например: «дата — событие», «термин — расшифровка» или «личность — описание». Такой способ поможет больше запоминать и быстрее сопоставлять данные.
Не забывайте про географию и использование ассоциаций. Стоит вспомнить основы географии, научиться ориентироваться по рекам, морям и озёрам, знать основные географические точки, которые могут подсказать, какая историческая ситуация или процесс отображены на карте.
Работатайте с текстом. При прочтении текста стоит выделять слова-подсказки и личностей, которые помогают атрибутировать текст (определение подлинности или подложности рукописного текста и установление его автора).
А самое главное, думайте о том, что вы можете сделать, а не о том, чего не можете!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Как подготовить и провести дискуссию".
Из опыта организации и проведения дискуссий....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Рекомендации "Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам"
Рекомендации для родителей "Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам". Материал может быть использован для проведения родительского собрания в 9 классе...
Методические рекомендации как подготовить ребенка к сдаче ОГЭ
Методические рекомендации как подготовить ребенка к сдаче ОГЭ по английскому языку...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...