разработка урока "Экономический и политический кризис начала 1920 годов"
методическая разработка по истории (10 класс)
Урок посвящен крестьянским восстаниям, реквизиции церковных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
План –конспект урока истории в 10 классе
Тема: Экономический и политический кризис начала 1920-х годов.
Переход к нэпу
Подготовила
учитель истории и обществознания
МКОУ «Любостанская СОШ»
Большесолдатского района
Курской области
Тема: Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к нэпу.
Тип урока: Изучение нового материала
Цель: Подвести обучающихся причин и сущности проблем, которые предстояло решать Советской России после окончания Гражданской войны;
продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий на основе анализа исторических источников;
вызывать интерес к изучаемым событиям, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.
План урока:
1. Последствия мировой войны, революции, гражданской войны для демографии и экономики.
2. Власть и церковь
#1050;рестьянские восстания.
4. Кронштадтское восстание.
5. Переход к новой экономической политике.
Ресурсы урока: учебник, электронные ресурсы.
Основные понятия и термины: Нэп, антоновщина, реквизиция, денационализация промышленности, Союз воинствующих безбожников.
Основные даты и периоды: март 1921г.- восстание в Кронштадте. Лето 1920 г.- лето1921г. –Тамбовское антибольшевистское восстание. 14 марта 1921г. – переход к нэпу.
Персоналии: С.М. Буденный, Ф.Э. Дзержинский, С.С. Каменев, В.И. Ленин, Н.И. Махно, Л.Д. Троцкий, М.Н. Тухачевский, М.В. Фрунзе, патриарх Тихон, А. С. Антонов, И.П. Уборевич
Ход урока.
#1054;рганизационный этап.
Учитель проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой, зачитывает цитату.
«Я предвижу громадную будущность России. Конечно, и ей придётся пройти через известные встряски и, может быть, тяжёлые потрясения, но все это пройдёт, и после того Россия воспрянет и сделается оплотом всей Европы, самой могущественной, может быть, во всем мире державой». Теодор Рузвельт 26 –й президент США
II. Постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности
Учитель зачитывает отрывок из книги английского писателя и публициста Г. Уэллса «Россия во мгле»: «Магазины в Петрограде имеют жалкий и запущенный вид…Сейчас, когда идет отчаянная борьба за общественный контроль над распределением продуктов и за то, чтобы лишить спекулянтов возможности фантастически взвинчивать цены на остатки продовольствия, все большие рынки Петрограда также закрыты…Во время нашего пребывания в Петрограде был введен бесплатный проезд… создается впечатление, что все население бежит из города… многие вернулись в деревню…».
- какой период в истории нашей страны описывает Герберт Уэлллс?
Как называлась политика, проводимая советским правительством в данный период?
Учитель. Войны рано или поздно заканчиваются. Но проблемы, которые они порождают, остаются. Их нужно решать. Давайте определим, какие актуальные задачи развития государства в историческом контексте стояли перед советским правительством после окончания Гражданской войны. Это будет главный вопрос, ответ на который мы получим в конце урока.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Понятийный диктант (по терминам гражданская война, добровольческая армия, «Расказачивание», атеизм, рабфак, ГОЭЛРО, комбеты, политика военного коммунизма )
Учитель читает содержание понятий, учащиеся записывают определение
#1042;ооруженная борьба противоборствующих сил внутри страны за обладание государственной властью, которая сопровождается массовым кровопролитием, наличием нескольких полярных течений - ? (Гражд. война)
#1054;перативно-стратегическое объединение Белой армии на Юге России с ноября 1917 по март 1920 года во время Гражданской войны в России.? (Добровольческая армия )
3. Политика, проводившаяся большевиками в ходе Гражданской войны и в первые десятилетия после неё, направленная на лишение казаков самостоятельных политических и военных прав...? (Расказачивание )
4. Простое отсутствие веры в существование богов? (атеизм)
5. Учебное заведение для подготовки рабочей и крестьянской молодежи к обучению в высшей школе? (Рабфак)
6. Государственный план электрификации Советской России после Октябрьской революции 1917 года? (ГОЭЛРО)
2. Даты. Презентация
IV. Первичное усвоение новых знаний
- Работа с учебником.
Задание. Прочитать пункт Последствия мировой войны, революции, гражданской войны для демографии и экономики. Начать заполнение таблицы.
Две колонки заполнить сейчас, а третью после изучения темы, политический в конце урока
Кризис 1920 -1921 гг.
Экономический | Социальный | Политический |
Падение промышленного производства. Транспортный кризис. Падение производительности труда. Сокращение посевных площадей. Голод | «Размывание» рабочего класса, главной опоры большевиков. Миграция рабочих в деревню. Недовольство крестьян политикой большевиков | Антибольшевистские восстания, август 1920 г.: Махно на Украине, Антонов в Тамбовской губернии. Кронштадтский мятеж 1921 г. Повстанческие движения шли до конца лета 1921 г. |
- Власть и церковь
Работа с несколькими документами, объединенными одной проблемой, но разными историческими эпохами
1)Из записки В.И. Ленина 19 марта 1922 г. с. 90 учебника
19 марта 1922 г.
СТРОГО СЕКРЕТНО.
Товарищу Молотову. | Просьба ни в каком случае копий не снимать, а каждому члену Политбюро (тов. Калинину тоже) делать свои заметки на самом документе. Ленин. |
По поводу происшествия в Шуе, которое уже поставлено на обсуждение Политбюро, мне кажется, необходимо принять сейчас же твердое решение в связи с общим планом борьбы в данном направлении. Так как я сомневаюсь, чтобы мне удалось лично присутствовать на заседании Политбюро 20-го марта, то поэтому изложу свои соображения письменно.
Происшествие в Шуе должно быть поставлено в связь с тем сообщением, которое недавно Роста переслало в газеты не для печати, а именно, сообщение о подготовляющемся черносотенцами в Питере сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей. Если сопоставить с этим фактом то, что сообщают газеты об отношении духовенства к декрету об изъятии церковных ценностей, а затем то, что нам известно о нелегальном воззвании патриарха Тихона, то станет совершенно ясно, что черносотенное духовенство во главе со своим вождем совершенно обдуманно проводит план дать нам решающее сражение именно в данный момент.
Очевидно, что на секретных совещаниях влиятельнейшей группы черносотенного духовенства этот план обдуман и принят достаточно твердо. События в Шуе лишь одно из проявлений и применений этого общего плана.
Я думаю, что здесь наш противник делает громадную стратегическую ошибку, пытаясь втянуть нас в решительную борьбу тогда, когда она для него особенно безнадежна и особенно невыгодна. Наоборот, для нас, именно в данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля на голову и обезпечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и безпощадной энергией и нё останавливаясь подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо во всяком случае будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету.
Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обезпечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство, в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе, в особенности, совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть, и в несколько миллиардов) мы должны во чтобы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать нам этого не Удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не Даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обезпечивал нам сочувствие этой массы, либо, по крайней мере, обезпечил бы нам нейтрализирование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне.
Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что, если необходимо для осуществления известной политической цели, пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый краткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут. Это соображение в особенности еще подкрепляется тем, что по международному положению России для нас, по всей вероятности, после Генуи окажется или может оказаться, что жестокие меры против реакционного духовенства будут политически нерациональны, может быть, даже черезчур опасны. Сейчас победа над реакционным духовенством обеспечена нам полностью. Кроме того главной части наших заграничных противников среди русских эмигрантов заграницей, т. е. эсэрам и милюковцам, борьба против нас будет затруднена, если мы, именно в данный момент, именно в связи с голодом, проведем с максимальной быстротой и безпощадностью подавление реакционного духовенства.
Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и безпощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. Самую кампанию проведения этого плана я представляю себе следующим образом:
Официально выступить с какими то ни было мероприятиями должен только тов. Калинин,— никогда и ни в каком случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий.
Посланная уже от имени Политбюро телеграмма о временной приостановке изъятий, не должна быть отменяема. Она нам выгодна, ибо посеет у противника представление, будто мы колеблемся, будто ему удалось нас запугать (об этой секретной телеграмме, именно потому, что она секретна, противник, конечно, скоро узнает).
В Шую послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИК или других представителей центральной власти (лучше одного, чем несколько), причем дать ему словесную инструкцию через одного из членов Политбюро. Эта инструкция должна сводиться к тому, чтобы он в Шуе арестовал, как можно больше, не меньше, чем несколько десятков представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на полном собрании Политбюро или перед двумя уполномоченными на это членами Политбюро. На основании этого доклада Политбюро дает детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как разстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности, также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров.
Самого патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать хотя он несомненно стоит во главе всего этого мятежа рабовладельцев. Относительно него надо дать секретную директиву Госполитупру, чтобы все связи этого деятеля были как можно точнее и подробнее наблюдаемы и вскрываемы, именно в данный момент. Обязать Дзержинского и Уншлихта лично делать об этом доклад в Политбюро еженедельно.
На Съезде партии устроить секретное совещание всех или почти всех делегатов по этому вопросу совместно с главными работниками ГПУ, НКЮ и Ревтрибунала18. На этом совещании провести секретное решение Съезда о том, что изъятие ценностей, в особенности, самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с безпощадной решительностью, безусловно ни перед чем не оста[на]вливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу разстрелять, тем лучше[.] Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.
Для наблюдения за быстрейшим и успешнейшим проведением этих мер назначить тут же на Съезде, т. е. на секретном его совещании, специальную комиссию при обязательном участии т. Троцкого и т. Калинина без всякой публикации об этой комиссии с тем, чтобы подчинение ей всех операций было обезпечено и проводилось не от имени комиссии, а в общесоветском и общепартийном порядке. Назначить особо ответственных наилучших работников для проведения этой меры в наиболее богатых лаврах, монастырях и церквах.
Ленин.
2)Н.И. Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»
«Приказано к весне набирать новые полки… приготовить новые орудия и при этом отбирать у церквей и монастырей колокола для переливки на пушки. Царь во внутренних делах обращал главнейшее внимание на достижение как можно более денежных средств для ведения войны. В этих видах Петр предпринимал коренные изменения в церковном и, главное – в монашеском быте. ... Запрещено в монастырские имения посылать монахов , а так как оказалось , что монахи возбуждали недовольство против царя , то монахам запретили в кельях писать и давать им чернила и бумагу … Если мы примем во внимание , то что во владении монастырей было 130000 дворов и один Троицкий монастырь владел 58000 душ, то ясным покажется , как важна была для финансовых целей Петра эта мера, передававшая в его руки столько доходов.
В феврале следующего, 1702 года отняты были в вотчинах церковного ведомства и пустоши и розданы в потомственное владение разным лицам… »Н.И. Кастомаров
Вопросы:
- какая общая проблема объединяет эти документы? (отношения государства и церкви)
- как с помощью церковного имущества предполагалось решить возникшие в ходе войны проблемы.
- кто из них был более радикален в своих высказываниях? Каково ваше личное мнение. Можно ли оправдать их политику по отношению к церкви?
Работа над понятиями: Реквизиция- возмездное изъятие имущества у собственника в чрезвычайных ситуациях в интересах общества.
Союз воинствующих безбожников – добровольная общественная организация, созданная в СССР в 1925 году.
- Крестьянские восстания.
- 1)Фрагмент фильма #1082;рестьянские%20восстания%20в%20тамбове%20поволжье%20кубани%20сибири%20против%20совет
Задание на сравнение различный позиций на основе документа. Выявление общего или различий в позициях, взглядах, настроениях.
Работа в парах. (3 пары . Каждая пара получает по одному документу с противоположными позициями . В ходе обсуждения должна занять позицию ее автора и попытаться доказать)
2) Самостоятельное чтение документа. Учебник с. 94 «Приказ командования войсками тамбовской губернии от 12 июня 1921 г. , подписанный Тухачевским»
Русский историк С.П. Мельгунов был социалистом, резко отрицательно отнесся к октябрьскому перевороту. ... Наряду с П. Н. Милюковым автор первого в эмиграции научого анализа истории Февральской, Октябрьской революций и Гражданской войны. В 1920-50 написал серию кни. В своей книге "Красный террор в России" писал:
- "Это было до так называемого антоновского восстания, охватившего огромный район и явившегося скорее ответом на то, что делали большевики во имя "классового террора" с деревней… Дело идет о подавлении "беспорядков" в ноябре 1919 года. Поводы для восстания были разные: мобилизация, реквизиции скота, учет церковного имущества и т.д. Вспыхнув в одной, они быстро, как зараза, распространились по другим волостям и, наконец, охватили целые уезды. "Советская власть двинула на места десятки карательных отрядов…. По селам много расстрелянных. На площади города Спасска публично, при обязательном присутствии горожан-односельчан, было расстреляно десять крестьян вместе со священником, причем телеги для уборки трупов должны были предоставить горожане-односельчане. Расстрелянных за Спасской тюрьмой 30 человек заставили перед смертью вырыть себе одну общую могилу» (С.П. Мельгунов)
- Кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и российской истории института гуманитарного и социокультурного образования ТГУ им. Державина, Владимир Дьячков:
«Крестьянин – это не высокоморальный ангел. Крестьяне жгут имения в 1905 году, ещё при царе. Те же крестьяне режут помещиков в сентябре 1917, когда ещё большевики не пришли к власти. С начала 20 века во всех социальных группах нарастает агрессия. Как снабжать большевикам армию, города? Поэтому они и приходят в деревню с продразверсткой, которая не сразу формируется. И в то же время в 1918 начинается переход от добровольческой Красной армии к мобилизации. Этого крестьяне не хотели…. советская власть кроме насилия открывала широкие социальные возможности для большинства населения. »(В.Л.Дьячков)
#1050;ронштадский мятеж
1)Просмотр фрагмента фильма ;v=a2SmxaPJcio
2) Выборочное чтение. Работа с учебником. ( с. 93-94, последний абзац. Ответить на 3 вопрос с. 95.)
Работа с картой. Задание. Показать на карте районы крестьянских выступлений (Учитель показывает на настенной карте, учащиеся находят в атласах )
#1047;акрепление
- Закончить заполнение таблицы. (Политический кризис )
- V. Рефлексия. Голосование
Учитель. На прошлом уроке вы получили задание прочитать отрывок из романа
Шолохова «Тихий Дон». Как вы думаете, как связано его содержание с темой? нашего урока?
- Голосование. Теперь мы можем вернуться к главному вопросу, какие важнейшие проблемы предстояло решить Советской России после окончания Гражданской войны? (восстановить промышленность, накормить страну, а значит сельское хозяйство, решить проблему беспризорности)
Каждому раздается «Бюллетень »
Считаете ли вы, что переход к нэпу был выходом из экономического и политического кризиса, в котором оказалась Россия в начале 20-х годов
|
Домашнее задание § 9 учебника.
Задание по группам 1. Из дополнительных информационных источников узнайте о судьбах участников Кронштадтского восстания.
2. Подготовьте сообщения, презентации об одном из видных командиров Красной Армии. Выясните, какова была его дальнейшая судьба
Приложение
Из романа Шолохова «Тихий Дон»
Нет, о восстании и гутарить нечего. Глупой это разговор. Хотя чума их знает, чего они, казачки, удумать могут...
– А чего же они удумать могут? Ты это к чему?
– Соседи-то наши удумали же...
– Ну?
– Вот тебе и ну. Восстание в Воронежской губернии, где-то за Богучаром, поднялось.
– Брехня это!
– Какая там брехня, вчера сказал знакомый милиционер. Их как будто туда направлять собираются.
– В каком самое месте?
– В Монастырщине, в Сухом Донце, в Пасеке, в Старой и Новой Калитве и ишо где-то там. Восстание, говорит, огромадное.
– Чего же ты вчера об этом не сказал, гусь щипаный?
– Не схотел при Михаиле говорить, да и приятности мало об таких делах толковать. Век бы не слыхать про такие штуки, – с неудовольствием ответил Прохор. Григорий помрачнел. После долгого раздумья сказал:
– Это плохая новость.
А-а, Мелехов! Сколько лет, сколько зим...
Григорий повернулся. К нему подходил Яков Фомин – однополчанин Петра, бывший командир мятежного 28-го полка Донской армии.
Это был уже не тот Фомин, нескладно и небрежно одетый атаманец, каким его некогда знавал Григорий. За два года он разительно изменился: на нем ловко сидела хорошо подогнанная кавалерийская шинель, холеные русые усы были лихо закручены, и во всей фигуре, в подчеркнуто бравой походке, в самодовольной улыбке сквозило сознание собственного превосходства и отличия.
– Какими судьбами к нам? – спросил он, пожимая руку Григория, засматривая ему в глаза своими широко поставленными голубыми глазами.
– Демобилизован. В военкомат заходил...
– Давно прибыл?
– Вчера.
– Часто вспоминаю братана твоего Петра Пантелеевича. Хороший был казак, а погиб зря... Мы же с ним друзья были. Не надо было вам, Мелехов, восставать в прошлом году. Ошибку вы понесли!
Что-нибудь нужно было говорить, и Григорий сказал:
– Да. Ошиблись казаки.
– Ты в какой части был?
– В Первой Конной.
– Кем?
– Командиром эскадрона.
– Вот как! Я тоже зараз командую эскадроном. Тут у нас, в Вешенской, свой караульный эскадрон. – Он глянул по сторонам и, понизив голос, предложил: – Вот что, пойдем-ка пройдемся, проводишь меня трошки, а то тут народ слоняется, не дадут нам потолковать.
Они пошли по улице. Фомин, искоса поглядывая на Григория, спросил:
– Думаешь дома жить?
– А где же мне жить? Дома.
– Хозяйствовать?
– Да.
Фомин сожалеюще покачал головой и вздохнул:
– Плохое время ты, Мелехов, выбрал, ох, плохое... Не надо бы тебе домой являться ишо год, два.
– Почему?
Взяв Григория под локоть, слегка наклонившись, Фомин шепнул:
– Тревожно в округе. Казаки дюже недовольные продразверсткой. В Богучарском уезде восстание. Нынче выступаем на подавление. Лучше бы, тебе, парень, смыться отсюда, да поживее. С Петром друзья мы были большие, поэтому и даю тебе такой совет: уходи!
– Мне уходить некуда.
– Ну, гляди! Я к тому это говорю, что политбюро офицеров зачинает арестовывать. За эту неделю трех подхорунжих с Дударевки привезли, одного с Решетовки, а с энтой стороны Дона их пачками везут, да и простых, нечиненых, казаков начинают щупать. Угадывай сам, Григорий Пантелеевич.
План –конспект открытого урока истории в 10 классе
Тема: Экономический и политический кризис начала 1920-х годов.
Переход к нэпу
Подготовила
учитель истории и обществознания
МКОУ «Любостанская СОШ»
Дементьева Т.П.
Тема урока | Э Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к нэпу. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель урока | Подвести учащихся к пониманию причин, сущности проблем которые предстояло решать Советской России после окончания Гражданской войны; продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими источниками; вызывать интерес к изучаемым событиям, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
План урока | 1) Последствия мировой войны, революции, Гражданской войны для демографии и экономики России. 2) Власть и церковь. 3) Крестьянские восстания. 4) Кронштадтское восстание. 5) Переход к новой экономической политике |
Ресурсы урока | Учебник, § 9. Электронные ресурсы |
Основные понятия и термины | Нэп. Антоновщина. Реквизиция. Денационализация промышленности. Союз воинствующих безбожников |
Основные даты, периоды | Март 1921 г. — восстание в Кронштадте. Лето 1920—лето 1921 г. — Тамбовское антибольшевистское восстание. 14 марта 1921 г. — переход к нэпу |
Персоналии | С. М. Будённый. Ф. Э. Дзержинский. С. С. Каменев. В. И. Ленин. Н. И. Махно. Л. Д. Троцкий. М. Н. Тухачевский. М. В. Фрунзе. Патриарх Тихон. А. С. Антонов. И. П. Уборевич |
Домашнее задание | § 9 учебника. 1. Из дополнительных информационных источников узнайте о судьбах участников Кронштадтского восстания. 2. Подготовьте сообщения, презентации об одном из видных командиров Красной Армии. Выясните, какова была его дальнейшая судьба |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»
Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...
Политический кризис 1993 года.
конспект урока, видиофильм "Хроника событий в Москве 3-4 октября", текст Конституци, результаты референдума 12 декабря 1993 года....
«Политический кризис накануне революции 1917 года».
Авторский урок, может быть использован как в программе общеобразовательных школ, так и в курсе углубленного изучения истории в гимназиях, профильных классах старшей школы, а также в програ...
Экономический и политический кризис начала 20-х гг.
Материал предназначен для уроков по истории России 20 века....
Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к нэпу
Экономические трудности, вызванные войной, а также общее недовольство населения царским правительством вызвали массовое забастовочное движение. Вспыхнувшая в результате этого движения революция в 1918...
Презентация "Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к НЭПу"
Презентация "Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к НЭПу". Урок истории. 10 класс. Может быть использована при работе с любым УМК. Соответствует этапам урока....