«Политический кризис накануне революции 1917 года».
план-конспект урока по истории (9, 11 класс) по теме
Авторский урок, может быть использован как в программе общеобразовательных школ, так и в курсе углубленного изучения истории в гимназиях, профильных классах старшей школы, а также в программах элективного курса по истории .
Место урока в программе - раздел: «Россия на рубеже XIX – XX веков». Данная тема изучается после урока «Россия в первой мировой войне». Используемые педагогические технологии- элементы игровой технологии, ТРКМ и ИКТ. Тип урока - урок объяснения нового материала.
Урок нестандартный по форме и содержанию. Нестандартность урока заключается в том, что он является уроком - трансформером. В зависимости от уровня подготовленности класса, некоторые его модули могут переноситься с начального этапа в конец урока. Например, сама тема урока может быть сформулирована как в начале урока, так и в его конце урока, когда учащиеся уже будут подведены к выводам, и смогут четко представить картину, сложившейся социально- политической ситуации в стране. Изучение и отработка новых понятий и терминов происходит на всех этапах урока в сочетании индивидуальных и групповых форм, с применением активных методов обучения, таких как «Ажурная пила» (первичное ознакомление- презентация, термины в пакете ; вторичное - проработка в парах, при формировании групп, и фронтальное закрепление при выступлении группы и написании синквейна).
В контекст урока введен исторический персонаж, от имени которого ведется ознакомление с новым материалом и делаются аналитические выводы о ситуации в России накануне февральской революции 1917 г. Разработка урока дополнена мультимедийной презентацией, которая создает эмоциональный фон, активизирует работу учащихся. В ней дана информация о ключевых фигурах правящего кабинета министров 1915-1917 гг., что позволяет визуально выделить некоторые новые понятия и термины на начальном этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
politicheskiy_krizis_nakanune_revolyutsii_1917_goda_egn.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока истории в 9-м классе по теме: «Политический кризис накануне революции 1917 года».
Автор: Едомина Галина Николаевна, учитель истории и обществознания, высшая категория. Москва.
Курс: История России
Раздел: Россия на рубеже XIX – XX веков
Тема: Политический кризис накануне революции 1917 года.
Класс: 9
Учебно-методическое обеспечение: учебник для 9 класса «История России, XX — начало XXI века : для общеобразовательных. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина., М.Ю.Брандт. М.: Просвещение, 2010 г.
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе Microsoft Power Point; схема «Последствия Первой мировой войны» .
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок -трансформер: расследование в жанре политического детектива.
Формы обучения: сочетание различных видов работы, таких как индивидуальная, фронтальная и групповая работы, эвристическая беседа.
Используемые технологии: элементы ТРКМ и ИКТ, игровые технологии.
Методы: частично-поисковый, проблемно – эвристический, исследовательский методика работы с историческими документами.
Оснащение: компьютер; экран; мультимедийный проектор, флипчат, раздаточный материал для работы в группах, фотографии императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, Григория Распутина, пластиковая маска из игры «Мафия», черная шляпа.
Основные понятия и термины: ( словарик с терминами распечатан на каждого ученика и находится у него на парте)
На доске записаны только выделенные курсивом термины.
Министерская чехарда Политический кризис
Кувырк-коллегия Прогрессивный блок великокняжеская фронда
Распутинщина Либеральная оппозиция
Придворная камарилья Коррупция
Цель урока:
На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привели её к политической изоляции, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции.
Задачи урока:
Образовательные:
- Выяснить влияние Первой мировой войны на внутриполитическую ситуацию в стране;
- познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами, и закрепить их усвоение при работе с документами;
- раскрыть причины политического кризиса 1916-1917 гг. в России,; показать факты его проявления и последствия для дальнейшего исторического развития страны.
Развивающие:
- закрепить умения анализировать исторические факты, делать выводы, выявлять причинно -следственные связи; отвечать на вопросы к документам.
- развивать умение работать в команде, умение приходить к общему решению
Воспитательные :
- воспитание гражданственности, толерантности, уважения к чужому мнению,
интереса к изучению истории России через использование инновационных технологий.
План урока:
1. Завязка с использованием презентации «Портреты для Джона Скэйла».
2. Стадия осмысления: формирование групп, работа в группах с историческими
документами ,ответы на вопросы, заполнение схемы.
3. Отчёт групп. Выводы.
4.Подведение итогов. Рефлексия.
ХОД УРОКА:
Стадия вызова. ( Приложение 1)
Учитель включает музыкальное сопровождение- завывающий вой вьюги. И через 3 секунды выводит 1 слайд на экран.
Декабрь 1916 года. Петроград. Ночь, улица, фонарь, аптека. Все допропорядочные жители города спят. Только не спит…? /достаю маску /-реакция учеников /мафия/. НЕТ!... В доме на Петровском острове не спит один человек. Он сидит за столом, в комнате, с наглухо задернутыми тяжелыми зелеными шторами. Кто он? Это агент британской разведки капитан Джон Скэйл. /на маску надеваю шляпу/
-Перед ним на столе ворох просмотренных газет. Сейчас он раскладывает пасьянс,/ 2 слайд презентации/ но не карточный. В его руках фотографии ключевых фигур в российской политике. Давайте узнаем - кого?
/на экране демонстрируется презентация – изучение нового материала/ Приложение №1.
К каким выводам пришел Джон Скэйл? Ответы учащихся.
Учитель: А теперь посмотрим, совпали ли ваши ответы с его выводами или нет.
Демонстрация слайда№12
Выводы Джона Скэйла:
- личные и деловые качества министров явно недостаточны для серьезного руководства страной.
- Многие министры правительства попали под жестокий обстрел печати, превратились в удобную мишень для насмешек.
- Министры не пользуются уважением в обществе, о чем свидетельствуют едкие, саркастические эпиграммы.
- Большинство министров является ставленниками Распутина.
- Министерская чехарда свидетельствует о кризисе власти
- верхние эшелоны власти неспособны найти действенные меры, адекватные сложившейся ситуации.
Учитель:
Предположите, зачем он собирает и анализирует материал? Для чего ему это нужно?
Ответы учащихся.
Да. Вы правы! Он составляет аналитическую справку своему руководству о ситуации в России накануне нового 1917 года. Чтобы там ,на родине, в туманном Альбионе, смогли правильно оценить дальнейшую перспективу участия России, как союзника Великобритании, в Первой мировой войне.
Итак, у нас сегодня урок в жанре политического детектива.
Целеполагание.
Учитель:
Может кто-то из вас теперь догадался о чем сегодня на уроке пойдет речь и попробует сформулировать тему урока?
Варианты ответов учащихся.
«Внутриполитическое развитие России в период Первой мировой войны», « На пути к 1917 году», «Обострение внутриполитической ситуации в стране в 1916 г»…
Учитель:
Раз это политический детектив, давайте сохраним интригу до конца.
Ваша цель: К концу урока на основе полученной сегодня информации, как можно точнее сформулировать тему урока. Может быть что-то можно взять из документов./ распечатки терминов с их объяснением лежат на столах перед учениками –показ учителя / и составить донесение шефу британской разведки МИ-6 от имени Джона Скэйла.
2 этап - Стадия осмысления:
Формирование групп /в маске лежат фрагменты исторических документов, которые промаркированы разного цвета стикерами. Ученики подходят и берут их. Читают , каждый свой документ, определяют к какому термину он имеет отношение, идут к доске и прикрепляют напротив термина свой стикер. Когда все это сделают, получится несколько стикеров напротив разных терминов. По цвету своего стикера –ребята видят в какую группу они попали и, объединяются друг с другом. Сдвигают парты и садятся за них для продолжения работы над документами, которыми теперь они обмениваются, чтобы сформулировать общие выводы и ответить на вопросы к документам. Это и есть способ формирования групп. Теперь им осталось дать своей группе название, так как именно под ним они и будут выступать.
Выбрав логотип на доске, предположите какие названия групп могут быть, или по каким принципам они формируются.
1 группа- депутаты Государственной думы либеральная оппозиция
2 группа- представители власти придворная камарилья
3группа- армия, - командование военные -генералитет
4 группа- учитель формулирует сам аналитки
Самый сильный ученик заранее объявляется экспертом, он входи в группу «Аналитиков».
Если кто-то из учеников не может правильно определиться с группой, он подходит к эксперту, который помогает ему сделать правильный выбор.
Каждая группа получает пакет материалов в конвертах: ( термины, пустую схему, которую нужно заполнить и рабочие листы с заданиями).
- Прочитать исторические документы и подготовить ответы на вопросы.
- Ознакомиться с терминами и выбрать те, которые имеют отношение к их группе.
3) Заполнить схему по кризису. (прилож.3)
4) Группа выходит к доске, выбирает себе логотип, представляется классу свое
название, по какому принципу она сформировалась и отвечает на вопросы,
используя цитаты из документов.
Учитель:
Как повлияла война на отношение к монархии и к царской семье в разных слоях общества? 1. Россия на рубеже 1916 и 1917 гг. находилась в тяжелом положении. Война истощала силы страны и подрывала ее хозяйство.2. Военные неудачи и прочие беды государства объясняли неспособностью императора Николая II руководить огромной державой.3. Либеральная и социалистическая оппозиция делает ставку на ограничение самодержавия или его полное свержение.
Какие факты свидетельствовали о политическом кризисе в стране к началу 1917 года? В чем он проявлялся? Подтвердите примерами из документов .
1.Поражения русской армии в 1915-1916 гг. обострили ситуацию в стране: разрасталось забастовочное движение, происходили выступления крестьян, начались волнения в армии.
2. Работа правительства была дезорганизована. В думе антиправительственное большинство потребовало формирования правительства, ответственного перед парламентом.
3. Николай II проявил неспособность управлять ситуацией. Не идя на уступки общественному движению, принимая непопулярные меры, он провоцировал падение своего авторитета и новый подъем недовольства и протестов.
4. Правые уповали на мудрость монарха, либералы разрабатывали планы дворцового переворота, немногочисленные социал-демократы и эсеры пытались организовать рабочих.
После выступления всех групп, они занимают свои места и готовят совместную итоговую справку Джона Скэйла шефу британской разведки. Зачитывают ее и дают свою формулировку темы урока.
Учитель:
Какую информацию отправил английский разведчик Джон Скэйл своему руководству?
Первая мировая война обострила ситуацию в России до предела. В стране экономический и политический кризис ( кризис власти- конфронтация между самодержавием и оппозицией -ГД; назревание революции; возможен выход России из войны и потеря ее как союзника, возможна переброска и сосредоточение немецких войск с Восточного фронта на Западный).
На флипчате один из учеников 4 группы «Аналитиков» заполняет и объясняет схему «Последствия Первой мировой войны».( приложение 3)
4.Подведение итогов.
Выводы:
Учитель:
К концу 1916 года высшая государственная власть оказалась дискредитирована цепью скандалов вокруг Г. Е. Распутина и его окружения. Возмущение распутинщиной достигло уже российских вооружённых сил — как офицерства, так и нижних чинов. Роковые ошибки царя в сочетании с потерей доверия к царской власти привели её к политической изоляции, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции.
Какие причины привели к ней?
(внешние – первая мировая война, и внутренние- экономический и политический кризис)
Никто не знает конца своего пути- не только люди , но и режимы. Режим царской власти в России, накопивший критическую массу ошибок и утративший всякую историческую перспективу, вплотную подошел к своему крушению.
Рефлексия. Составить синквейн по теме урока. используя новые понятия и термины.
Домашнее задание: дифференцированное по выбору самих учащихся.
- Рабочая тетрадь ,стр.32 № 4, 5
- В рабочей тетради стр.33 задание №6 : «По высказываниям определите о ком идет речь? Напишите сочинение миниатюру о роли этого человека в русской истории.
- Учебник 9 класса, стр.72 №1: Правый депутат Государственной думы В.В.Шульгин приводит фразу, которую часто повторяли в Петербурге в 1916 г: « Как ужасно самодержавие без самодержца». Почему в обществе , по вашему мнению, появилось ощущение, что самодержавие осталось без самодержца , ведь Николай находился на престоле?
Список использованной литературы:
Игорь Фроянов. История России от древнейших времен до начала XX века. http://wordweb.ru/istoriya_rossii/11_22.htm
Николай Красильников ,http://tnu.podelise.ru/docs/index-235878.html
Федоров В.А. ИСТОРИЯ РОССИИ. 1861 – 1917http://rusk.ru/st.php?idar=103278
История России XX — начала XXI века Под редакцией академика РАН Л. В. Милова
http://www.telenir.net/istorija/istorija_rossii_hh_nachala_xxi_veka/p1.php#metkadoc24
Кризис самодержавия в России: 1895 – 1917. Л., 1984
История России в XX веке (Поликарпов В.С., Лысак И.В.) Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ. 2003http://txtb.ru/14/25.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Революции 1917 года
Представлен материал из книги "История Отечества в схемах и таблицах". Работа со слайдами облегчит объяснение темы "От октября к февралю"...
Революция 1917 года
Схемы об основных событиях революции 1017 года...
Итоговый тест по истории.Революция 1917 года в России
Тест разработан для учащихся 11 классов,материал подобран в соответствии с учебной программой...
«Политический кризис накануне революции 1917 года».
Авторский урок, может быть использован как в программе общеобразовательных школ, так и в курсе углубленного изучения истории в гимназиях, профильных классах старшей школы, а также в програ...
Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции
Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....
Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"
Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями"....
12.05. ПК1, МЖКХ1. История. Кризис самодержавия в 1915-1916 годах. Февральская революция 1917 года
Задание1. Ответьте на вопросы: - Почему Первая мировая война явилась гигантским ускорителем революционного движения в России? - Назовите признаки эконом...