Природные условия Месопотамии (Междуречья) и их влияние на занятия населения
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (5 класс)
Урок истории в 5 классе по теме «Природные условия Месопотамии (Междуречья) и их влияние на занятия населения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Природные условия Месопотамии (Междуречья) и их влияние на занятия населения
Урок истории в 5 классе по теме «Природные условия Месопотамии (Междуречья) и их влияние на занятия населения»
Цели урока:
- познакомить обучающихся с географическим положением и природно-климатическими условиями Месопотамии, своеобразием быта и основными занятиями ее жителей;
- совершенствовать умение работать с картой, материалом учебника;
- расширить кругозор учащихся;
- пополнить словарный запас обучающихся новыми терминами и понятиями;
- стимулировать познавательный интерес к истории развития древних цивилизаций.
Задачи урока:
Образовательная: Познакомить обучающихся с географическим положением, природными условиями, занятиями, бытом и религиозными верованиями древних шумеров.
Развивающая:
Продолжить развитие у учащихся умения работать с исторической картой, материалом учебника.
Воспитательная:
Продолжить формирование научной картины мира, воспитывать любовь к природе, традициям и историческому прошлому регионов мира.
УУД:
Личностные УУД: умение высказывать свое мнение о роли истории в жизни людей.
Регулятивные УУД: умение принимать решения в сложной ситуации, оценивать свой вклад в общее дело.
Коммуникативные УУД: учащиеся смогут формулировать и высказывать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению работая в группе.
Познавательные УУД: обучающиеся научатся анализировать географическую карту и материал учебника, освоят умение преобразования текстовой информации в иллюстративную.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование умений применения исторических знаний для понимания смысла природных и общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение Месопотамии.
Личностные: формирование основ критического мышления, формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности, формирование коммуникативной компетентности в общении и взаимодействии со сверстниками, расширение кругозора путем ознакомления со своеобразием древней цивилизации Месопотамии.
Метапредметные: умение разрабатывать алгоритм действий по достижению целей на основе индивидуального анализа условий, средств и способов их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению как учебных так и личностных задач, расширение кругозора, развитие познавательного интереса и желания самостоятельно изучать своеобразную цивилизацию Древней Месопотамии.
Оборудование урока: учебник: История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая под ред. А. А. Искендерова, - М. : Просвещение, 2022.; атласы и контурные карты; ноутбук, проектор, экран; большая карта Месопотамии; 3 чистых листа А3 и цветные карандаши; комплекты сигнальных карточек красного/зеленого цвета по количеству обучающихся.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методические приемы:
- Словесный;
- Наглядный;
- Практический.
Применяемые технологии: элементы проблемного изучения.
Новые слова: Месопотамия, Тигр, Евфрат, шумеры, зиккурат, клинопись.
СТРУКТУРА УРОКА
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа с обучающимися с использованием карты Египта.
III. Мотивация учебной деятельности.
Ознакомление с интересным фактом о Месопотамии;
Постановка проблемного вопроса.
IV. Объявление темы урока, целей и ожидаемых результатов.
V. Изучение нового материала.
Блок информации № 1. Природно-географические условия Месопотамии.
Организация познавательной деятельности. Работа с картой Месопотамии;
Работа с контурной картой;
Физкультминутка.
Блок информации № 2. Особенности быта, верований и культурных достижений жителей Древнего Двуречья.
Групповая работа. Работа с учебником;
Физкультминутка (в положении сидя).
VІ. Закрепление знаний полученных на уроке.
Игра «Да» или «Нет».
VІІ. Подведение итогов урока.
Прием рефлексии «Закончи предложение».
VIII. Д/З.
Ход урока
І. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята! Я очень рада каждой нашей встречи и уверенна, что и вы тоже рады встречи со мной.
Ребята, мы с вами на предыдущих уроках уже познакомились с одной из древних цивилизаций - египетской, а сегодня начнем знакомство с еще одной не менее интересной древней цивилизацией. Какой? Скоро вы это узнаете, а пока давайте вспомним, что мы узнали о Египте…
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить некоторые факты о Египте(учитель беседует с обучающимися по плану, в помощь учащимся на экран выведена карта Египта и Месопотамии).
Вопросы:
Имеет ли Египет выход к морю? (Да, имеет выход к Средиземному и Красному морям).
Какая река протекает в Египте? (р. Нил).
Какой рельеф в Египте? Какие почвы? (преимущественно равнинный; почвы в долине р. Нил и в оазисах плодородные, а на остальной территории – песок и камни).
Каким был климат в Египте? (жаркий и сухой).
Какие занятия были развиты в Египте? (ирригационное земледелие, скотоводство, ремесла и торговля, рыболовство).
Что вам известно о письменности древних египтян? (иероглифическое письмо, писали на папирусе).
Как называлась религия древних египтян? (многобожие).
Учитель: Молодцы, на вопросы ответили правильно.
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель: А сейчас давайте внимательно посмотрим на карту, которую вы использовали в своих ответах о Египте.
Вы, конечно, заметили, что на этой карте изображена территория не только Египта, но есть и еще какой-то регион, вам пока неизвестный.
Но для начала я вас ознакомлю с интересным фактом об этом регионе:
«Были обнаружены клинописные таблички, описывающие, как боги Древней Месопотамии спускались с небес. Некоторые из наиболее изобретательных ученых предположили, что это было не описание мифа, а реальное историческое событие. Согласно этой теории, которая не получила большой поддержки среди трезвомыслящих и серьезных ученых, древние месопотамские боги на самом деле были расой человекоподобных пришельцев, спустившихся с небес на Землю тысячи лет назад».
Учитель: Итак, ребята, вы конечно заметили новое для себя словосочетание «Древняя Месопотамия», а это говорит о чем?
Обучающие высказывают предположения: это новый регион, который будем изучать сегодня на уроке.
Учитель: Да, вы все правильно поняли: на нашем сегодняшнем уроке мы действительно начнем знакомится с культурой Древней Месопотамии(Междуречья).
IV. Объявление темы урока и ожидаемых результатов.
Учитель: Ребята запишите, пожалуйста, дату и тему урока «Природные условия Месопотамии (Междуречья) и их влияние на занятия населения» в тетради.
Блок информации № 1. Природно-географические условия Месопотамии.
Учитель вместе с учащимися рассматривает и анализирует карту Месопотамии(которая выведена на экран и которую до этого использовали для характеристики природных условий Египта) по плану и сообщает дополнительную информацию, которую не возможно узнать используя только карту Междуречья.
План обсуждения карты Месопотамии на предмет определения природно-географических условий региона:
- Какие 2 реки обозначены на карте? (р. Тигр и р. Евфрат). Почему Месопотамию называют еще Междуречьем/«Двуречьем»?(территория расположена между двух рек);
- Какой рельеф у Месопотамии? (равнинный и только на востоке и северо-востоке региона есть горы и возвышенности);
- Имеет ли Месопотамия выход к морю/океану? (да, имеет выход через Персидский залив к Индийскому океану);
- Где расположены основные районы земледелия? (возле рек, преимущественно на юге региона);
- Богата ли Месопотамия на полезные ископаемые? (Нет);
- Какие древнейшие поселения(города) отмечены на карте? (Ур, Урук в южной части Междуречья).
Итак, мы определили, что в северной части страны местность горная, а на юге – ровная, а это значит, что на севере были более благоприятные условия для развития скотоводства в то время как на юге региона благоприятные условия были для развития земледелия хотя и с оговорками(при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало почву в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки). Лето в Месопотамии было очень жарким, температура достигала 50 градусов, а зимы были дождливыми. Основными сельскохозяйственными культурами были: ячмень, пшеница, просо. Так же в Месопотамии было широко распространено выращивание финиковых пальм.
Среди других занятий местных жителей в те времена можно отметить рыболовство так как в реках и в океане было много рыбы, торговлю так как через территорию Месопотамии проходили важные торговые пути, развивались ремесла.
Тигр и Евфрат становились в момент полноводия бурными реками, что заставляло жителей Месопотамии опасаться их мощи. Весной в горах таял снег и реки становились многоводными и выходили из берегов. Осенью ситуация ухудшалась так как со стороны Персидского залива начинал дуть сильный ветер, от порывов которого вода в заливе поднималась и реки начинали течь вспять. Вода могла снести все на своем пути, уничтожить посевы и скот. Поэтому что бы защититься от наводнения, людям приходилось строить специальные насыпи(дамбы) по берегам рек. Главным материалом для строительства жилья и других сооружений в Древнем Двуречье была глина.
На территории Междуречье проживало несколько племен, которые со временем объединялись в укрепленные поселения, а уже эти поселения с течением времени превратились в города. Примерно 5 тыс. лет назад в нижнем течении р. Тигра и р. Евфрат возникают первые города-государства, созданные шумерами – народом, который в те времена проживал на территории Двуречья. Историкам неизвестно откуда пришел этот народ, а их язык был не похож ни на какой другой.
Блок информации № 2. Особенности быта, верований и культурных достижений жителей Древнего Двуречья.
Шумеры считаются создателями письменности — ещё в середине четвёртого тысячелетия до н. э. у них появилась клинопись. Чтобы учитывать имущество и точно знать, сколько налогов отправляется в казну, в шумерских городах придумали специальные знаки-рисунки. Эти знаки выдавливались на глиняных табличках тростниковой палочкой, имеющей форму клина на конце, — отсюда и название письменности. Значки обозначали не только понятия, но и сочетания букв. Всего в клинописи использовалось несколько сотен знаков.
Таблички с текстом высушивали на солнце, а некоторые, имеющие важные надписи, обжигали в печи. Такие записи были защищены от воздействия воды и огня, поэтому сохранились до наших дней и служат источником ценной информации о далёкой древности. Например, учёные сумели расшифровать записанное на табличках древнешумерское литературное произведение — «Эпос о Гильгамеше».
Эпос о Гильгамеше
Сказание о Гильгамеше — старейшее из дошедших до нашего времени литературных произведений, написанное древними шумерами. Произведение, в котором нашло отражение мировоззрение человека того времени, посвящено легендарному царю Урука.
Гильгамеш, согласно сказанию, жестоко подавлял народ, заставляя работать до изнеможения. Жители Урука решили обратиться к богам с жалобами на Гильгамеша.
Боги, желая им помочь, создали Энкиду — богатыря с необыкновенной силой. Гильгамеш и Энкиду боролись друг с другом, но никто из них так и не смог одержать победу в схватке. В итоге герои стали друзьями и вместе отправились совершать подвиги.
В ходе путешествия они попали в кедровый лес, охраняемый свирепым великаном Хумбабой. Гильгамеш и Энкиду сразились с ним и победили. Много других геройских деяний выпадает на участь приятелей, но в конце концов Энкиду заболел и умер. Горько оплакивал Гильгамеш потерю друга. Он отправился в далёкое странствие на поиски бессмертия. Преодолев множество испытаний, он узнал о растении на дне океана, дарующем вечную жизнь. Гильгамеш похитил это чудесное растение, но не успел омолодиться — во время сна к нему подползла змея и съела траву бессмертия.
Увы, бессмертие недостижимо, и даже герои не смогли преодолеть смерть.
В Междуречье были созданы многочисленные школы, где мальчиков, которые хотели стать чиновниками и жрецами, учили считать и читать. Обучение было платным, поэтому его могли себе позволить только дети из знатных семей. Строгих учителей называли «отцами», а учеников — «сыновьями» школы. Уроки длились от восхода до заката солнца.
Научиться читать и писать в Древнем Двуречье было так же трудно, как и в Египте — чтобы в совершенстве овладеть клинописью, нужно было посещать школу много лет.
Большое внимание уделялось также изучению математики — она была нужна для измерений при возведении плотин и дамб и расчётов массы грузов, которые перевозили корабли. Особенно почитали в Междуречье число 60: оно признавалось священным.
В Двуречье была хорошо развита медицина — врачи умели лечить болезни глаз и дыхательных путей, делали сложные операции с помощью хирургических инструментов.
Шумерские астрономы наблюдали за звёздами и планетами, благодаря чему смогли составить указатели времени появления комет, а также затмений Луны и Солнца. Жрецы Междуречья создали лунный календарь, где счёт времени определялся по обороту Луны вокруг Земли. Продолжительность месяца составляла по нему 28 дней, месяц состоял из четырёх недель по семь дней в каждой. Именно с тех пор большинство народов мира использует семидневную неделю. Тем не менее, такой календарь был несовершенен: по нему нельзя было определить начало следующего года, поскольку год — это оборот Земли вокруг Солнца. Чтобы высчитать начало года, в лунный календарь вносили специальные поправки в виде дополнительных дней.
Клинопись — древнейшая система письма, зародившаяся в Древнем Междуречье. Своё название получила от клинообразных знаков, из которых она состоит.
Религия в Междуречье
В Древнем Междуречье верили в многочисленных богов, обожествлялись также небо, земля и вода.
В центре города возводили зиккурат — высокую ступенчатую башню, вверху которой находился храм бога. В каждой местности был свой особо почитаемый бог, олицетворявший высшие силы. Где-то почитали больше бога солнца Шамаша, в где-то — бога луны Сина.
Одним из главных богов был Таммуз — бог умирающей и воскресающей природы. В представлении людей от него зависело, какой будет урожай. Большим почтением у жителей Двуречья пользовалась богиня любви Иштар, которую просили помочь с рождением детей. Религиозные обряды проводили жрецы, которым было разрешено подниматься в святилище в башне. Как и в Египте, жрецы Междуречья обладали колоссальными богатствами, они ухаживали за статуями богов, читали им молитвы, устраивали жертвоприношения в их честь.
Зиккурат — ступенчатое религиозное сооружение в Древнем Междуречье.
Цивилизация Междуречья зародилась в плодородных долинах рек Тигр и Евфрат. В Древнем Двуречье было мало полезных ископаемых, поэтому население занималось в основном земледелием и животноводством. В Междуречье была создана древнейшая в мире письменность — клинопись — и процветали многочисленные школы. Жители Шумера верили во многих богов и обладали обширными знаниями в астрономии, математике и медицине.
V. Закрепление изученного материала.
1. Назовите не менее трёх общих черт в природных условиях Древнего Двуречья и Древнего Египта. Какие условия способствовали развитию земледелия в Междуречье? А какие препятствовали?
2. Используя материал учебника и интернет, назовите не менее четырёх культурных достижений жителей Двуречья в математике, астрономии и медицине.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая под ред. А. А. Искендерова, - М.: Просвещение, 2022.
- История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь/по ред. А. А. Вигасина. – М., 2008.
- Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/сост. Е. А. Черкасова. – М.: Просвещение, 2011. - 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-конкурс потеме "Природные условия и население Республики Башкортостан"
Разработка урока - конурса на знание природных условий Республики Башкортостан, его населения, истории образования некоторых городов....
Урок по теме "Уральский экономический район, ЭГП, природные условия и ресурсы, население"
Урок изученя нового материала с испоьзованием мультимедийного учебника...
Урок по географии "Япония: ЭГП, природные условия и ресурсы, население"
Урок в технологии РКЛМЧП для 11 класса....
«Географические, природные условия, население, официальные языки англоязычных стран»
Цели:- совершенствование умений и навыков устной речи;- расшир...
Урок географии в 11-м классе "Зарубежная Азия: ЭГП, природные условия, ресурсы, население" ________________________________________
Вводное слово учителя.(Приложение2: слайд 1)Добрый день, ребята! Недавно мы закончили изучение Зарубежной Европы и теперь нам предстоит знакомство с Зарубежной Азией. И начать мне его хотелось бы с оп...

История 5 класс 12 урок: Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения.
Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...

Презентация к уроку "Природные условия Древней Греции и их влияние на занятия населения"
Презентация к уроку "Природные условия Древней Греции и их влияние на занятия населения" в 5 классе...