Страны Азии в XIX - начале XX в (на примере Японии в поздний период нового времени) 9 класс
план-конспект урока (9 класс)

Свириденко Олег Николаевич

Методическая разработка урока: Современные подходы и методы в обучении истории.  Страны Азии в XIX - начале XX в (на примере Японии в поздний период нового времени) 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету «История»»

Выполнил слушатель  ИПК: Свириденко Олег Николаевич

МКОУ Абанская основная общеобразовательная школа  № 1 (5 – 9 класс)

Тема: Страны Азии в XIX - начале XX в (на примере Японии в поздний период нового времени)

Класс: 9

Учебник: А. А. Искандеров Всеобщая история. История нового времени. 9 класс. – М.: Просвещение, 2019 г.

Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний

Цель учебной деятельности (цель от ученика):  Выявить особенности процесса модернизации в Японии и её последствия

Планируемые результаты учебной деятельности (умения) предметные:

- знать значение понятий «Колониализм», «Закрытие Японии», «Сегунат», «реформы Мэйдзи», «Азиатская империя», модернизация

- использовать историческую карту как источник знаний о географическом и политическом развитии стран Азии

- характеризовать особенности взаимоотношений Японии с европейскими странами

- оценить роль европейского колониализма в странах Азии

Метапредметные:

- организовывать взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться и вырабатывать совместное решение при изучении политики колониализма в странах Азии на примере Японии конца 19 века

-  представлять результаты работы в группе: устно составлять рассказ, отвечать на вопросы кратко и подробно

- выделять главное и осуществлять поиск информации в разных источниках: учебник, документ, карта, рассказ …

Фрагмент учебного занятия:

В данном фрагменте урока, ставится акцент на формирование навыков целеполагания при помощи побуждающего диалога при формулировке проблемного вопроса: Что помогло Японии стать на один уровень с индустриально развитыми странами?

Учебные задания для формировани я УУД на предметном материале

формы организации учебной деятельности обучающихся

деятельность учителя

деятельность ученика

планируемый результат

  1. Актуализация

Выполняют кроссворд в котором ключевое слово – это тема урока

Заранее подготовлен на классной доске (презентации)

Задает вопросы, стимулирует деятельность, в случае затруднений наводящими вопросами

Работа в парах отгадывают кроссворд для того, чтобы определить тему урока

Выйти на формирование темы урока

  1. Формирование пространственных представлений

Работа с картой

  1. Найдите в юго – восточной Азии – Японию.
  2. Какие государства у неё были соседями?
  3. Назовите столицу Японии старую и новую?

Выполняют задания по карте фронтально «Страны Азии в новое время»

Отработка умений работы с картой

- использовать историческую карту как источник знаний о географическом и политическом развитии стран Азии

  1. Обобщить знания о Японии

Составить кластер – схему на основе ассоциаций о Японии

Что вы знаете о современной Японии?

Пишет в центре: ЯПОНИЯ – составляет схему на основе ответов учащихся

Фронтально

- саккура

- самураи

-тойота (автомобили)

- тошиба (бытовая техника)

- кимано …

Выделять отличительные признаки страны

Познавательное: подводятся под понятие

  1. Формируется проблемный вопрос

Побуждающий диалог

Всегда такая была Япония?

В группах

Вспоминают о закрытии Японии при сёгуне Токугаве. Объясняют  почему?

Определить проблемный вопрос по теме урока: Что помогло Японии стать на один уровень с индустриально развитыми странами?

  1. Определите цели нашего сегодняшнего урока

Мозговой штурм

Записывает на доске:

  1. Почему Япония стала развитой страной?
  2. Реформа или революция?
  3. Какая была внешняя политика у Японии?

Формулируют цели урока

Целеполагание направленное на  изучение новой  темы

Регулятивные:

- управление своей деятельностью

  1. Инструктаж

Договариваемся о способах организации деятельности

Как будем работать?

В группах:

  1. Реформы Мэйдзи
  2. Работа с тектом Конституции Японии 1889 г.
  3. Внешняя полика Японии в конце  XIX века

Работают по группам:

  1. Изучают вспомагательные дидактические материалы:

- Карточка с вопросами к группе

- Текст с ошибкой

2. Распределяют работу и готовятся к ответу.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль, коррекция

Познавательные:

Систематизировать новый материал

- работа с информацией

- выполнение логических операций (анализ, обобщение, классификация, подвести под понятие …

Коммуникативны: обсуждение вопросов в группе

  1. Умение составить рассказ, выделять главное в тексте, отвечать на вопросы

Выступление групп

Контролирует выступления, выделяет главные вопросы по теме

Выступают по группам

Коммуникативные: устная речь

Личностные: высказывание своей личной позиции по вопросу

 

Закрытие Японии, Сегунат, реформы Мэйдзи: образования, аграрная, промышленности, конституция, административная, военная, финансовая; агрессивная внешняя политика (Азиатская империя)

  1. Подведение итогов

Обобщение

Оценивает выступления, дополняет ответы

Обобщает ответы

1 минутное эссе по проблемному вопросу

Выделяют главные вопросы, дают краткий  аргументированный ответ на проблемный вопрос по теме урока: реформы Мэйдзи (Западные технологии, но восточная мораль)

  1. Оценивание

Работа с листом самооценивания

Инструктаж

Заполняют лист самооценивания

Формирование критериальной самооценки по теме урока

Кроссворд к 1 заданию:

  1. Колони Я

                                       2. СиПаи

                                   3. МетрОполия

                                    4. СегуН

                             5.  МодернИзация

                      6. Колонизаци Я

Вопросы к кроссворду:

  1. Как называли страну, находящуюся под влиянием иностранного государства?
  2. Как называли солдат в Индии, которые подняли восстание из – за новых патронов?
  3. Как называется страна, владеющая колониями?
  4. Как называли феодальных правителей Японии?
  5. Как называется переход от традиционного к индустриальному обществу?
  6. Как называли захват и заселение чужой страны?

В группах:

  1. Группа Реформы Мэйдзи

Прочитайте п. Реставрация Мэйдзи к П. 15 с. 143 – 144 и ответьте на вопросы:

  1. Почему власть в Японии перешла от сёгуна к императору?
  2. Объясните высказывание: «Знания всего мира – для укрепления власти императора!»
  3. Расскажите о реформах, которые проводились в Японии в конце XIX века: Образования, административная, финансовая, военная, аграрная, промышленности.
  4. Оцените результаты реформ.

  1. Группа: Работа с текстом Конституции Японии 1889 г.
  1. Составьте схему управления Японией в конце 19 века.
  2. Какие изменения появились в Японии по новой Конституции?
  3. В чем большое значение новой Конституции для Японии конца 19 века?

Глава I. Император.

Статья I. Японская империя должна управляться и над нею должна царствовать непрерывная во веки веков линия императоров.

Статья II. Императорский престол должен переходить по наследству к мужским потомкам императора, согласно постановлениям закона об императорском доме.

Статья III. Император есть лицо священное и неприкосновенное.

Статья IV. Император есть глава империи, соединяющий в себе права верховные и осуществляющий их в согласии с постановлениями настоящей конституции.

Статья V. Император осуществляет законодательную власть с согласия императорского сейма (парламента).

Статья VI. Император дает законам свое утверждение и распоряжается об их обнародовании и исполнении.

Статья VII. Император созывает императорский сейм, открывает, закрывает, отсрочивает его и распускает палату депутатов.

Статья IX. Император издает или повелевает издать распоряжения, необходимые для исполнения законов или для поддержания общественного порядка и спокойствия и благосостояния подданных. Но никакой приказ не может каким бы то ни было образом изменять существующие законы…..

Глава II. Права и обязанности подданных.

…Статья XIX. Японские подданные могут, если удовлетворяют условиям, обозначенным в законах или распоряжениях, быть назначаемы как на военные, так и на гражданские должности, а равно исполнять и другие общественные службы.

Статья XX. Японские подданные подлежат отбыванию военной или морской службы, согласно определениям закона.

Статья XXI. Японские подданные обязаны платить налоги, согласно постановлениям закона.

Статья XXII. Японские подданные пользуются свободой выбора местожительства и перемены такового в пределах закона.

Статья XXIII. Ни один японский подданный не может быть арестован, удержан в заключении, судим или наказан иначе, как по закону.

Статья XXIV. Ни один японский подданный не может быть лишен права быть судимым судьями, установленными законом.

Статья XXVI. Помимо случаев, в законе обозначенных, тайна переписки каждого японского подданного не может быть нарушаема.

Статья XXVII. Право собственности каждого японского подданного должно оставаться неприкосновенным. Меры, необходимые в интересах общего блага, должны устанавливаться законом.

Статья XXVIII. Японские подданные пользуются свободой вероисповедания, поскольку она не нарушает порядка и спокойствия и не наносит ущерба их обязанностям, как подданных.

Статья XXIX. Японские подданные, в пределах закона, пользуются свободой слова, письма, печати, общественных собраний и союзов. ….

Глава III. Императорский сейм.

Статья XXXIII. Императорский сейм состоит из двух палат — палаты пэров и палаты депутатов.

Статья XXXIV. Палата пэров, согласно указу о палате пэров, должна состоять из членов императорской фамилии, из представителей дворянства и из лиц, возведенных в это звание императором.

Статья XXXV. Палата депутатов должна состоять из членов, выбираемых народом, согласно постановлениям избирательного закона.

…Статья XXXVII. Каждый закон требует одобрения императорского сейма.

Статья XXXVIII. Обе палаты голосуют о законопроектах, докладываемых им правительством, а также могут и сами вносить законопроекты.

…Статья XL. Обе палаты могут делать правительству представления как относительно законов, так и по другим доводам. Но если эти представления не будут приняты, то вторично делать их в ту же сессию не дозволяется.

Статья XLI. Императорский сейм должен быть созываем ежегодно.

Статья XLII. Сессия императорского сейма должна продолжаться три месяца. В случае необходимости, сессия может быть продолжена императорским приказом.

Статья XLIII. В случае крайней необходимости, в дополнение к обыкновенной сессии может быть созвана чрезвычайная. Продолжительность чрезвычайной сессии определяется высочайшим приказом.

Статья XLIV. Открытие, закрытие, продолжение и отсрочка сессии императорского сейма совершается одновременно для обеих палат. Если палата депутатов должна быть распущена, то одновременно с этим отсрочивается сессия палаты пэров.

…Статья XLVI. Ни в одной из палат императорского сейма не могут быть начаты ни дебаты, ни голосование, если нет налицо по крайней мере трети общего числа членов.

Статья XLVII. Вопросы решаются в общих палатах абсолютным большинством голосов. При равенстве голосов решающий голос принадлежит председателю.

Статья XLVIII. Занятия обеих палат происходят публично. Однако по требованию правительства или по решению палаты заседания могут быть сделаны закрытыми.

Статья XLIX. Каждая из палат императорского сейма может подавать императору адреса.

Статья L. Обе палаты могут принимать петиции, подаваемые подданными….

Глава IV. Министры и Тайный Совет.

Статья LV. Министры дают советы императору и являются ответственными за это.

Все законы, императорские повеления и императорские рескрипты какого бы то ни было рода, относящиеся до государственных дел, требуют скрепы министра.

Статья LVI. Тайный Совет, согласно положениям об организации Тайного Совета, имеет совещаться по важным государственным делам, когда император спрашивает его мнения.

Глава V. Судебная часть.

Статья LVII. Правосудие отправляется судами, согласно закону, именем императора.

Устройство судов должно определяться законом.

Статья LVIII. Судьи должны назначаться из числа лиц, удовлетворяющих указанным в законе условиям.

Судья не может быть смещен с своего поста иначе, как по судебному приговору или в виде дисциплинарного наказания.

Правила о дисциплинарных взысканиях должны определяться законом.

…Статья LXI. Никакой процесс относительно прав, полагаемых нарушенными незаконными мерами исполнительной власти, притом подлежащий ведению административного суда, особо учрежденного законом, не может разбираться обыкновенным судом.

Глава VI. Финансы.

Статья LXII. Обложение новым налогом или изменение норм существующего налога должно определяться законом.

Однако все административные сборы или доходы, имеющие характер вознаграждения, не могут причисляться к вышеупомянутой категории.

Выпуск государственных займов и отягощение государственного казначейства другими обязательствами, за исключением тех, которые предусмотрены в бюджете, требуют согласия императорского сейма.

…Статья LXIV. Расходы и доходы государства требуют утверждения императорского сейма в форме годового бюджета.

Всякий и каждый расход, превышающий сметные назначения, обозначенные в статьях и параграфах бюджета, или непредусмотренный бюджетом, должен получить последующее одобрение императорского сейма.

Статья LXV. Бюджет должен сперва вноситься на рассмотрение палаты депутатов.

Статья LXVI. Расходы по императорскому дому должны покрываться ежегодно из государственного казначейства, согласно установленной цифре, и не требуют утверждения парламента, кроме тех случаев, когда необходимо увеличить цифру издержек.

…Статья LXXI. Если императорский сейм не голосовал бюджета, или если бюджет не получил еще действительной силы, то правительство исполняет бюджет предшествующего года.

Статья LXXII. Окончательный счет государственных доходов и расходов должен быть проверен и утвержден Счетной Палатой и представлен правительством на одобрение императорского сейма вместе с отчетом указанной палаты.

Устройство и круг ведомства Счетной Палаты должны быть определены особо.

        

        Глава VII. Дополнительные правила.

Статья LXXIII. Если в будущем окажется необходимым исправить положения настоящей конституции, то по высочайшему повелению в императорский сейм представляется проект в соответственном смысле.

В этом случае ни одна палата не может приступить к дебатам, если на лицо имеется менее двух третей общего числа членов; и никакая поправка не может пройти, если за нее высказалось менее двух третей числа наличных членов.

Ресурс: https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_Японской_империи 

  1. группа: Внешняя политика Японии в конце  XIX века

  1. Изучите карту учебника «Индия, Китай, Япония в конце XIX века»

- определите основные действия Японии: войны и соперников

- докажите, что внешняя политика Японии имела агрессивный характер

2) прочитайте текст учебника на с. 144 и дайте характеристику внешней политики Японии в конце 19 века.

- Оцените внешнюю политику Японии. Почему она была агрессивной?

- В чем причины успеха?

Текст с ошибкой

Япония вступила в эпоху феодализма (капитализма). Сложная задача встала перед сегуном (императором): ничего не менять (провести реформы по западному образцу) и не потерять свою национальную самобытность, свои традиции.

На учебу все поехали в японские монастыри (европейские университеты).  В жизни крестьян ничего не изменилось (расслоение). Самым главным в развитии промышленности играло само государство. Согласно конституции в Японии установилась абсолютная (конституционная) монархия.

Внешняя политика Японии оказалась неудачной (удачной Корея, Китай, Россия). Так Япония была на одном уровне развития с такими странами как: Китай и Индия (превосходила, стала первой азиатской великой державой).

Главной причиной успеха Японии является преданность традициям    (модернизация по европейскому образцу).

Критерии оценивания устного ответа учащихся:

Оценка «5»  - речь грамотная, правильное использование терминов и понятий. Ответ полный есть аргументация в ответе у учащихся на учебный материал не менее 3 аргументов, вывод. Отсутствуют дополнения учителя и одноклассников. Изложено не менее 90 % материала.

Оценка «4» - речь грамотная правильное использование терминов и понятий.   Ответ полный есть аргументация в ответе у учащихся на учебный материал не менее 2 аргументов, вывод. Есть незначительные дополнения и уточнения учителя и одноклассников. Основная суть ответа на вопрос изложена полно не менее 75 % учебного материала.

Оценка «3» в речи имеются предметные неточности не искажающие основного содержания ответа. Неполный ответ, неточности в аргументации или изложении вывода по проблеме (заданию). Есть дополнения одноклассников, учителя. Изложено не менее 50 % материала.

Оценка «2» - речь непонятна, много фактических ошибок в изложении учебного материала. Изложено менее 50 % материала. Нет вывода по проблеме (заданию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Россия к началу Нового времени" по учебнику "История России Нового времени XVI - XVIII века". 7 класс

Демо-тест  к теме: "Россия к началу Нового времени" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Российская история Нового времени XVI - XVIII  века" для 7 класса.  Перед и...

Презентация к уроку по новой истории в7 классе "Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени"

Урок-путешествие по истории нового времени для семиклассников. Поможет закрепить знания об основных слоях населения в Европе 15-16 веков, создаст образное представление о жизни европейцев, поможет раз...

Проверочная работа по теме "Страны Азии: Китай, Япония, Индия" 11 класс

Проверочная работа по теме "Страны Азии: Китай, Япония, Индия"      11 класс...

Тест по странам Азии (Индия, Китай, Япония)

Работа составлена в виде диктанта. Как правило проводится как итоговая работа. Организовать можно в парах работу. Предварительно страны разбирались тоже по группам. В каждую группу входят учащиеся , к...

Персия и Афганистан в период Нового времени

Презентация подготовлена на основе учебника для 9 класса, издательство "Просвещение"...

Япония в период раннего Нового времени

Презентация подготовлена на основе учебника для 9 класса, издательство "Просвещение"...