«Свобода или ответственность гражданина Российской Федерации»
презентация к уроку по истории (10 класс)
Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить, как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков. Свобода – одна из человеческих ценностей. Всё живое на Земле стремится к свободе. Птица в клетке бьётся до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения, едва встав на ноги, требует для себя свободы. Что лично для вас значит – быть свободным?
Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода».
Ученики вспоминают ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.docx | 259.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обществознанию
для 10 класса
Урок – викторина (45 мин.)
«Свобода или ответственность гражданина Российской Федерации»
Ход мероприятия:
Организационная часть
Добрый день. Уважаемые учащиеся сегодня мы проведем с вами урок в форме викторины.
Вступление
1.Определение темы, цели мероприятия (7 мин.)
(слайд №1 Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса)
Учитель: на слайде вы видите фотографию уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии.
Давайте рассмотрим иллюстрацию и попытаемся сформулировать основную тему сегодняшней викторины.
- Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса)
- Что, прежде всего, бросается в глаза?
(Выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить, и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений …)
– т.е. свобода – отсутствие ограничений. Согласны ли вы с таким определением?
(Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных»)
- Давайте попробуем назвать эти ограничения. Что нас ограничивает в этом мире?
(Законы, нормы морали, обязанности, возможности, страх, власть, привычки)
- Как можно назвать одним словом?
- О чем пойдет речь? (О свободе и ответственности)
В своей деятельности человек руководствуется собственными потребностями, желаниями, мотивами. Поэтому деятельность человека предполагает достаточно большую степень свободы.
«Свобода — это контроль над собственной жизнью».
Уилли Нельсон
Все эти годы учёбы, мы учили вас уметь преодолевать трудности, жить, соблюдая законы, быть ответственными, готовили вас к самостоятельной жизни. И вот совсем скоро долгожданное слово - с в о б о д а.
Как вы распорядитесь своей свободой, как правильно вы будете поступать, какой выбор вы будете делать в той или иной ситуации, от этого будет зависеть ваша жизнь.
Быть свободным – хорошо или плохо?
Как связаны жизнь и свобода?
Какого цвета свобода? Больше, чего свобода? Меньше, чего свобода?
2. Предоставление команд. (участники делятся на 2 группы, на все 2 мин., по 1 мин. На представление команды).
Придумать название своей команде в соответствии с темой, выбрать капитана и нарисовать эмблему.
Учитель: (2 мин.)
Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить, как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков. Свобода – одна из человеческих ценностей. Всё живое на Земле стремится к свободе. Птица в клетке бьётся до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения, едва встав на ноги, требует для себя свободы. Что лично для вас значит – быть свободным?
Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода».
Ученики вспоминают ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.
В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие ответственности.
«Свобода означает ответственность.
Вот почему многие ее боятся». (Б. Шоу)
Что значит быть ответственным? С чем связана ответственность? Может ли существовать ответственность без свободы? Свобода – друг или враг ответственности? У кого больше (свободы) ответственности у раба или господина? В чем состоит их ответственность (свобода)? Ответственным быть трудно или легко?
3.Рассмотрите несколько ситуаций и скажите, о каких гражданских ценностях идет речь в каждой из них. (2 мин. + по 1 мин. на обсуждение)
«Тираны, сменяя друг друга, долгое время правили в одной стране. Люди терпели их притеснения и несправедливости. Однако и этому терпению пришел конец. Однажды разразилась крупное восстание. Большинство жителей страны взяли в руки оружие, чтобы свергнуть правитель и его приближенных. Они не хотели отныне чувствовать униженными и подчиненными, лишенными всяких прав».
Ценность: свобода.
«Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья были уже в милиции и узнали, что за совершенную шалость вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считали свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Условного кодекса, они поняли, что им грозит».
Ценность: ответственность.
4.Уголовное право.
Каждой команде предлагается дать определение понятиям, которые выводятся на слайд. Закрытые под номерами. На выбор команд. Время на размышление – 3 мин. + ответы по 2 мин.
Оскорбление, вандализм, суд, наказание, алиби, преступление, презумпция невиновности, вердикт, дознание, грабеж.
Оскорбление – преступление, заключающееся в умышленном унижение чести и достоинства человека, выраженном в неприличной форме. Может быть нанесено словесно, письменно, действием (пощечина, неприличный жест и т.д.), публично либо в отсутствии потерпевшего (ст.130 УК РФ).
Вандализм – бессмысленное, варварское уничтожение материальных и культурных ценностей. В уголовном праве – вид преступления, выражающегося в осквернении общественных сооружений надписями, которые грубо оскорбляют общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. (ст.214 УК РФ).
Суд – орган государства, осуществляющий правосудие.
Наказание – особая мера государственного принуждения за совершенное преступление. Назначаемая только судом от имени государства и применяемая к лицам, совершившим преступление.
Алиби – в уголовном процессе – обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте.
Преступление – общественно опасное. Противоправное и наказуемое деяние.
И т.д.
5. «Свое мнение». (2 мин. 1 минута на подготовку)
«ОТЕЧЕСТВА ДОСТОЙНЫЙ СЫН»; «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН». Это Николай Некрасов.
За 2 мин. 1 представитель от каждой команды должен высказать своё мнение о том, что означает термин «ГРАЖДАНИН РОССИИ».
Гражданин – это человек, обладающий политической и правовой культурой, опирающейся на фундамент культуры нравственной, это человек, от политического волеизъявления которого зависит развитие страны, её настоящее и будущее.
6. Я будущий избиратель. (3 мин. на ответы. Обменяться командам ответами и проверить- 1 мин.).
Командам раздаются тесты и предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.
- С какого возраста гражданин Российской Федерации имеет право избирать?
Достигший возраста 16 лет.
Достигший возраста 18 лет.
Достигший возраста 20 лет.
- Какого участие гражданина РФ в выборах?
Участие является обязательным для граждан РФ.
Участие является свободным и добровольным.
- Как осуществляется деятельность комиссии по подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов?
Осуществляется тайно, в закрытом режиме.
Осуществляется открыто и гласно.
- Как осуществляется голосование на выборах?
Тайным голосованием.
Открытым голосованием.
- Осуществляется ли контроль за голосованием граждан на выборах, со стороны органов государственной власти?
Да
Нет
- Имеет ли право избирать, быть избранным, граждане, признанные судом недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда?
Да
Нет
- Имеет ли право быть избранным граждане РФ, осужденные к лишению свободы на совершение тяжких и особо тяжких преступлении и имеющие на день голосования на выборах неснятую и не погашенную судимость за указанные преступления?
Да
Нет
- Зависит ли право гражданина избирать, быть избранным, от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям?
Да
Нет
7. Конкурс капитанов «Самый трудолюбивый гражданин». (5 мин.)
Для следующего конкурса приглашаются капитаны команд за отдельный стол. Капитанам команд предлагаются незаконченные пословицы о труде. Задача в течение 5 минут - воспроизвести фразу полностью и точно или предложить свой остроумный ответ.
Капитану 1 команды.
«Кто не работает, тот…» (не ест)
«Дерево ценят по плодам, а человека…» (по делам)
«В труде рождаются……» (герои)
«Землю солнце красит, а человека…» (труд)
Капитану 2 команды
«Без труда жить, только……» (небо коптить)
«Терпение и труд ……» (все перетрут)
«Мастерство совершенствуется трудолюбием, а ……» (утрачивается праздностью).
«Суди о человеке по …» (его делам)
Пока капитаны думают над своими ответами, командам предлагается следующее задание.
Учитель: С понятием «гражданин» тесно связано и такое понятие как «обязанность», и поэтому, следующее задание - «Обязанности гражданина РФ». Командам раздаются печатные тексты. Вам нужно отметить правильные ответы также в течение 5 минут.
«Обязанности гражданина РФ».
- Соблюдать законы.
- Платить налоги с доходов.
- Состоять в рядах какой-нибудь политической партии.
- Быть членом профсоюза.
- Защищать Отечество.
- Сохранять природу и окружающую среду.
- Бережно относиться к памятникам истории культуры.
- Учиться, получать образование.
- Участвовать в управлении делами государства.
- Заботиться о своих детях и воспитывать их.
Заслушиваются ответы капитанов.
8. «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ» 4 мин.
Основным законом нашей страны является КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ. Слово «конституция» произошло от латинского KONSTITUTIO, что в переводе обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ. Это Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией формируется всё законодательство государства.
Быстрый вопрос, быстрый ответ для всех, если есть неправильный, то уточняем ответы.
1. – Россия – наша страна? – Да!
2. – Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!
3. – Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!
4. – Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!
5. – Защищён ли человек законом? – Да!
6. – Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!
7. – Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!
8. – Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!
9. – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!
10. – Может ли человек владеть имуществом? – Да!
11. – Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!
12. – Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!
13. – Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!
14. – Все ли граждане Р. Ф. равны перед законом и судом? – Да!
15. – Одинаковые права и свободы имеют мужчины и женщины? – Да!
16. – Существует ли государственная религия в Р. Ф.? – Нет!
17. – Все ли граждане Российской Федерации имеют одинаковые права и обязанности? – Да!
8. Ребусы. 2 мин.
Гражданин России
Конституция
9. Рефлексия 5 мин. (и заканчивая задание, я предлагаю вам притчу для обсуждения)
Притча о короле, который дал свободу своим сыновьям
1. Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.
- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам. Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией… Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля. — Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! «Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении», —с гордостью сказал принц.
— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король. В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.
— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. «Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных», —сказал младший принц королю. Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.
— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.
— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.
Как вы понимаете эту притчу, о чем она говорит?
Вывод. 3 мин.
Учитель: порой, совершая поступки, человек не задумывается о последствиях.
Только на плёнке можно перемотать всё назад и начать всё по – другому, а в реальной жизни – сделал выбор и понёс наказание за содеянное.
В ценности и значимости понятия свобода вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы — одно из самых тяжких наказаний в жизни человека.
Поэтому: свобода без ответственности – путь в никуда. Полной свободы в природе не существует. Свободный человек тем и отличается, что он несёт ответственность за свои поступки, не перекладывая вину за последствия на других, и задумывается над тем, какими будут последствия для меня и окружающих меня людей. У вас сейчас сложный возраст, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к жизни, миру, людям, к делу, событиям, собственное отношение к себе и окружающим и вы, как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти. Витязь думает, а мы иногда делаем, потом думаем.
И в завершении нашего классного часа, хотелось бы прочесть такие строки:
У каждого свой путь, своя дорога
Определена она судьбой,
а может случаем, иль волей Бога,
Но выбор есть всегда, он за тобой.
И всё же каждый вправе что – то поменять:
Сломать, разрушить, или же создать.
Всем людям в мире свойственно мечтать,
Желать, страдать, а иногда осуществлять.
Все люди разные и судеб разных много,
И счастья все хотят любой ценой.
У каждого свой путь, своя дорога,
Но выбор есть – он за тобой.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.( с учётом поправок внесённых Законом РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) – М.: Эксмо, 2011.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 20.09.11г. – М.: Эксмо, 2011г.
3. Гражданский Кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2011г.
4. Кодекс об Административных правонарушениях РФ. – М.: Эксмо, 2011г.
5. Конвенция ООН о правах ребенка;
6. Семейный Кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2011г.;
7. Обществознание в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс».
СЛОВО ЖЮРИ.
Много слов мы с вами сегодня говорили о государственной символике, государственных ветвях власти, о том, что последует, если человек совершил правонарушение, о правах и обязанностях человека.
Но нельзя так просто уйти с нашего мероприятия, не поставив в нём точки. Вот чего-то не хватает…
- Чтобы вы хотели сейчас сделать в конце нашего мероприятия? (спеть песню).
- Много есть песен. Песен разных, весёлых и грустных. Но какая бы песня подошла к финалу этого мероприятия? (ответы учащихся).
- Так давайте все вместе споём с вами песню Игоря Матвиенко «По высокой траве…»
Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь мне идти.
Это – батюшка-Дон у Ростова,
Это – Матушка-Волга в пути.
Всё она своим сердцем объемлет:
Ей и 20 и 1000 лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаем ли мы права и обязанности гражданина Российской Федерации
Деловая игра для детей и родителей...
классный час "Я - гражданин Российской Федерации".
сценарий классного часа позволяет воспитывать гражданскую позицию обучающихся через любовь к своей стране, области, району, селу; знакомит с флагом, гимном, геральдикой....
Вручение паспорта гражданина Российской Федерации
Пояснительная записка Получение паспорта гражданина Российской Федерации — основного документа, свидетельствующего о принадлежности личности к Российскому государству— высокая честь и од...
Вручение паспорта гражданина Российской Федерации
Пояснительная записка Получение паспорта гражданина Российской Федерации — основного документа, свидетельствующего о принадлежности личности к Российскому государству— высокая честь и од...
Физическое, духовное, психологическое и социальное оздоровление обучающегося - будущего гражданина Российской Федерации в условиях интеграции основного и дополнительного образования современной образовательной организации.
Цель проекта: модернизация региональных систем общего образования.С учётом указанной цели Проекта и педагогическим решением его задач с использованием инноваций в реализации целевых программ: «Здоровь...
Разработка урока "Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина"
Цель урока: формирование у учащихся понятия об основных ценностях свободного общества и человека: свободы, выбора, ответственности.Задачи:Обучающая (познавательная) – рас...
Конспект урока.Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина
Конспект урока.Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина...