«Свобода или ответственность гражданина Российской Федерации»
презентация к уроку по истории (10 класс)

Расенко Татьяна Григорьевна

Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить, как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков. Свобода – одна из человеческих ценностей. Всё живое на Земле стремится к свободе. Птица в клетке бьётся до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения, едва встав на ноги, требует для себя свободы. Что лично для вас значит – быть свободным?

Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода».

Ученики вспоминают ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx259.68 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по обществознанию

для 10 класса

Урок – викторина (45 мин.)

 «Свобода или ответственность гражданина Российской Федерации»

Ход мероприятия:

Организационная часть

Добрый день. Уважаемые учащиеся сегодня мы проведем с вами урок в форме викторины.

Вступление

1.Определение темы, цели мероприятия (7 мин.)

(слайд №1 Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса)

Picture background

Учитель: на слайде вы видите фотографию уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии.

Давайте рассмотрим иллюстрацию и попытаемся сформулировать основную тему сегодняшней викторины.

- Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса)

- Что, прежде всего, бросается в глаза?

(Выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить, и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений …)

– т.е. свобода – отсутствие ограничений. Согласны ли вы с таким определением?

(Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных»)

- Давайте попробуем назвать эти ограничения. Что нас ограничивает в этом мире?

(Законы, нормы морали, обязанности, возможности, страх, власть, привычки)

- Как можно назвать одним словом?

- О чем пойдет речь? (О свободе и ответственности)

В своей деятельности человек руководствуется собственными потребностями, желаниями, мотивами. Поэтому деятельность человека предполагает достаточно большую степень свободы.

«Свобода — это контроль над собственной жизнью». 

 Уилли Нельсон

 Все эти годы учёбы, мы учили вас уметь преодолевать трудности, жить, соблюдая законы, быть ответственными, готовили вас к самостоятельной жизни. И вот совсем скоро долгожданное слово - с в о б о д а.

Как вы распорядитесь своей свободой, как правильно вы будете поступать, какой выбор вы будете делать в той или иной ситуации, от этого будет зависеть ваша жизнь.

Быть свободным – хорошо или плохо?

Как связаны жизнь и свобода?

Какого цвета свобода? Больше, чего свобода? Меньше, чего свобода?

2. Предоставление команд. (участники делятся на 2 группы, на все 2 мин., по 1 мин. На представление команды).

Придумать название своей команде в соответствии с темой, выбрать капитана и нарисовать эмблему.

Учитель: (2 мин.)

Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить, как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков. Свобода – одна из человеческих ценностей. Всё живое на Земле стремится к свободе. Птица в клетке бьётся до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения, едва встав на ноги, требует для себя свободы. Что лично для вас значит – быть свободным?

Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода».

Ученики вспоминают ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.

В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие ответственности.

«Свобода означает ответственность.

Вот почему многие ее боятся». (Б. Шоу)

Что значит быть ответственным? С чем связана ответственность? Может ли существовать ответственность без свободы? Свобода – друг или враг ответственности? У кого больше (свободы) ответственности у раба или господина? В чем состоит их ответственность (свобода)? Ответственным быть трудно или легко?

 3.Рассмотрите несколько ситуаций и скажите, о каких гражданских ценностях идет речь в каждой из них. (2 мин. + по 1 мин. на обсуждение)

«Тираны, сменяя друг друга, долгое время правили в одной стране. Люди терпели их притеснения и несправедливости. Однако и этому терпению пришел конец. Однажды разразилась крупное восстание. Большинство жителей страны взяли в руки оружие, чтобы свергнуть правитель и его приближенных. Они не хотели отныне чувствовать униженными и подчиненными, лишенными всяких прав».

Ценность: свобода.

«Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья были уже в милиции и узнали, что за совершенную шалость вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считали свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Условного кодекса, они поняли, что им грозит».

Ценность: ответственность.

4.Уголовное право.

Каждой команде предлагается дать определение понятиям, которые выводятся на слайд. Закрытые под номерами. На выбор команд. Время на размышление – 3 мин. + ответы по 2 мин.

Оскорбление, вандализм, суд, наказание, алиби, преступление, презумпция невиновности, вердикт, дознание, грабеж.

Оскорбление – преступление, заключающееся в умышленном унижение чести и достоинства человека, выраженном в неприличной форме. Может быть нанесено словесно, письменно, действием (пощечина, неприличный жест и т.д.), публично либо в отсутствии потерпевшего (ст.130 УК РФ).

Вандализм – бессмысленное, варварское уничтожение материальных и культурных ценностей. В уголовном праве – вид преступления, выражающегося в осквернении общественных сооружений надписями, которые грубо оскорбляют общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. (ст.214 УК РФ).

Суд – орган государства, осуществляющий правосудие.

Наказание – особая мера государственного принуждения за совершенное преступление. Назначаемая только судом от имени государства и применяемая к лицам, совершившим преступление.

Алиби – в уголовном процессе – обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте.

Преступление – общественно опасное. Противоправное и наказуемое деяние.

И т.д.

5. «Свое мнение». (2 мин. 1 минута на подготовку)

«ОТЕЧЕСТВА ДОСТОЙНЫЙ СЫН»; «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН». Это Николай Некрасов.
За 2 мин. 1 представитель от каждой команды должен высказать своё мнение о том, что означает термин «ГРАЖДАНИН РОССИИ».

Гражданин – это человек, обладающий политической и правовой культурой, опирающейся на фундамент культуры нравственной, это человек, от политического волеизъявления которого зависит развитие страны, её настоящее и будущее.

6. Я будущий избиратель. (3 мин. на ответы. Обменяться командам ответами и проверить- 1 мин.).

Командам раздаются тесты и предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. С какого возраста гражданин Российской Федерации имеет право избирать?

Достигший возраста 16 лет.

Достигший возраста 18 лет.

Достигший возраста 20 лет.

  1. Какого участие гражданина РФ в выборах?

Участие является обязательным для граждан РФ.

Участие является свободным и добровольным.

  1. Как осуществляется деятельность комиссии по подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов?

Осуществляется тайно, в закрытом режиме.

Осуществляется открыто и гласно.

  1. Как осуществляется голосование на выборах?

Тайным голосованием.

Открытым голосованием.

  1. Осуществляется ли контроль за голосованием граждан на выборах, со стороны органов государственной власти?

Да

Нет

  1. Имеет ли право избирать, быть избранным, граждане, признанные судом недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда?

Да

Нет

  1. Имеет ли право быть избранным граждане РФ, осужденные к лишению свободы на совершение тяжких и особо тяжких преступлении и имеющие на день голосования на выборах неснятую и не погашенную судимость за указанные преступления?

Да

Нет

  1. Зависит ли право гражданина избирать, быть избранным, от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям?

Да

Нет

7.  Конкурс капитанов «Самый трудолюбивый гражданин». (5 мин.)

 Для следующего конкурса приглашаются капитаны команд за отдельный стол. Капитанам команд предлагаются незаконченные пословицы о труде. Задача в течение 5 минут - воспроизвести фразу полностью и точно или предложить свой остроумный ответ.

Капитану 1 команды.

«Кто не работает, тот…» (не ест)

«Дерево ценят по плодам, а человека…» (по делам)

«В труде рождаются……» (герои)

«Землю солнце красит, а человека…» (труд)

Капитану 2 команды

«Без труда жить, только……» (небо коптить)

«Терпение и труд ……» (все перетрут)

«Мастерство совершенствуется трудолюбием, а ……» (утрачивается праздностью).

«Суди о человеке по …» (его делам)

Пока капитаны думают над своими ответами, командам предлагается следующее задание.

Учитель: С понятием «гражданин» тесно связано и такое понятие как «обязанность», и поэтому, следующее задание - «Обязанности гражданина РФ». Командам раздаются печатные тексты. Вам нужно отметить правильные ответы также в течение 5 минут.

 «Обязанности гражданина РФ».

  • Соблюдать законы.
  • Платить налоги с доходов.
  • Состоять в рядах какой-нибудь политической партии.
  • Быть членом профсоюза.
  • Защищать Отечество.
  • Сохранять природу и окружающую среду.
  • Бережно относиться к памятникам истории культуры.
  • Учиться, получать образование.
  • Участвовать в управлении делами государства.
  • Заботиться о своих детях и воспитывать их.

Заслушиваются ответы капитанов.

8. «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ» 4 мин.

Основным законом нашей страны является КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ. Слово «конституция» произошло от латинского KONSTITUTIO, что в переводе обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ. Это Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией формируется всё законодательство государства.

Быстрый вопрос, быстрый ответ для всех, если есть неправильный, то уточняем ответы.

1. – Россия – наша страна? – Да!

 2. – Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

3. – Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

4. – Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

5. – Защищён ли человек законом? – Да!

6. – Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

7. – Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

8. – Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

9. – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

 10. – Может ли человек владеть имуществом? – Да!

11. – Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!

12. – Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!

13. – Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

14. – Все ли граждане Р. Ф. равны перед законом и судом? – Да!

15. – Одинаковые права и свободы имеют мужчины и женщины? – Да!

16. – Существует ли государственная религия в Р. Ф.? – Нет!

17. – Все ли граждане Российской Федерации имеют одинаковые права и обязанности? – Да!

8. Ребусы. 2 мин.

Гражданин России

Конституция

9. Рефлексия 5 мин. (и заканчивая задание, я предлагаю вам притчу для обсуждения)

Притча о короле, который дал свободу своим сыновьям

1. Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.

- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам. Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией… Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля. — Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! «Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении», —с гордостью сказал принц.

— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король. В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.

— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. «Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных», —сказал младший принц королю. Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.

— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.

— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.

Как вы понимаете эту притчу, о чем она говорит?

Вывод. 3 мин.

Учитель: порой, совершая поступки, человек не задумывается о последствиях.

 Только на плёнке можно перемотать всё назад и начать всё по – другому, а в реальной жизни – сделал выбор и понёс наказание за содеянное.

В ценности и значимости понятия свобода вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы — одно из самых тяжких наказаний в жизни человека.

 Поэтому: свобода без ответственности – путь в никуда. Полной свободы в природе не существует.  Свободный человек тем и отличается, что он несёт ответственность за свои поступки, не перекладывая вину за последствия на других, и задумывается над тем, какими будут последствия для меня и окружающих меня людей. У вас сейчас сложный возраст, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к жизни, миру, людям, к делу, событиям, собственное отношение к себе и окружающим и вы, как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти. Витязь думает, а мы иногда делаем, потом думаем.

 И в завершении нашего классного часа, хотелось бы прочесть такие строки:

У каждого свой путь, своя дорога

Определена она судьбой,

а может случаем, иль волей Бога,

Но выбор есть всегда, он за тобой.

И всё же каждый вправе что – то поменять:

Сломать, разрушить, или же создать.

Всем людям в мире свойственно мечтать,

Желать, страдать, а иногда осуществлять.

Все люди разные и судеб разных много,

И счастья все хотят любой ценой.

У каждого свой путь, своя дорога,

Но выбор есть – он за тобой.

                                                  Список литературы

1.                 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.( с учётом поправок внесённых Законом РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) – М.: Эксмо, 2011.

2.                 Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 20.09.11г. – М.: Эксмо, 2011г.

3.                 Гражданский Кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2011г.

4.                 Кодекс об Административных правонарушениях РФ. – М.: Эксмо, 2011г.

5.                 Конвенция ООН о правах ребенка;

6.                 Семейный Кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2011г.;

7.                 Обществознание в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс».

СЛОВО ЖЮРИ.

Много слов мы с вами сегодня говорили о государственной символике, государственных ветвях власти, о том, что последует, если человек совершил правонарушение, о правах и обязанностях человека.
Но нельзя так просто уйти с нашего мероприятия, не поставив в нём точки. Вот чего-то не хватает…

  • Чтобы вы хотели сейчас сделать в конце нашего мероприятия? (спеть песню).
  • Много есть песен. Песен разных, весёлых и грустных. Но какая бы песня подошла к финалу этого мероприятия? (ответы учащихся).
  • Так давайте все вместе споём с вами песню Игоря Матвиенко «По высокой траве…»

Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь мне идти.
Это – батюшка-Дон у Ростова,
Это – Матушка-Волга в пути.
Всё она своим сердцем объемлет:
Ей и 20 и 1000 лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Я - гражданин Российской Федерации".

сценарий классного часа позволяет воспитывать гражданскую позицию обучающихся через любовь к своей стране, области, району, селу; знакомит с флагом, гимном, геральдикой....

Вручение паспорта гражданина Российской Федерации

Пояснительная записка Получение паспорта гражданина Российской Федерации — основного документа, свидетельствующего о принад­лежности личности к Российскому государству— высокая честь и од...

Вручение паспорта гражданина Российской Федерации

Пояснительная записка Получение паспорта гражданина Российской Федерации — основного документа, свидетельствующего о принад­лежности личности к Российскому государству— высокая честь и од...

Физическое, духовное, психологическое и социальное оздоровление обучающегося - будущего гражданина Российской Федерации в условиях интеграции основного и дополнительного образования современной образовательной организации.

Цель проекта: модернизация региональных систем общего образования.С учётом указанной цели Проекта и педагогическим решением его задач с использованием инноваций в реализации целевых программ: «Здоровь...

Разработка урока "Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина"

Цель урока:  формирование у  учащихся понятия об основных ценностях свободного общества и человека: свободы, выбора, ответственности.Задачи:Обучающая (познавательная) –   рас...

Конспект урока.Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина

Конспект урока.Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина...