5 класс Ассирийская военная держава
план-конспект урока по истории (5 класс)

Уварова Наталья Борисовна

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon assiriyskaya_voennaya_derzhava.doc85 КБ
Office presentation icon assiriyskaya_voennaya_derzhava.ppt2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Уварова Наталья Борисовна

Учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»

Методическая разработка урока по «Истории Древнего мира»

Ассирийская военная держава. 

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Форма урока: комбинированный урок

Цель: 1. Через постановку проблемного вопроса: «Почему Ассирию называли военной державой?» способствовать формированию у уч-ся представлений об особенностях местоположения Ассирии и влиянии природных условий на занятия ее жителей,  о причинах возвышения Ассирии как военной державы, ее завоеваниях и причинах гибели.

2. Продолжить работу над формированием умений работать с картой, учебником; определять  и раскрывать причинно-следственные связи исторических событий и явлений,  способствовать развитию умений  работать с дополнительными информационными источниками; способствовать формированию навыков анализа и обобщения    исторические события и явления,  умения давать оценку  ключевым событиям.

3. Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению военной истории, формированию личностно-ориентированного восприятия связи времен. А также  развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи при самостоятельной и парной работе, толерантного общения.

Задачи предметные: обучающиеся должны научиться показывать на карте и описывать географическое положение Ассирии, определять причины ее возвышения, определять направления и причины военных завоеваний Ассирийской державы, особенности организации управления завоеванными землями. Описывать ассирийскую армию, ее вооружение и приемы ведения войны. Давать характеристику роли исторической личности. Уметь показывать на карте территорию Ассирийской державы, давать объяснение историческим понятиям, называть основные исторические события в истории Ассирийской державы.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД:

- усвоение данной темы способствует формированию и развитию умений обучающихся соблюдать дисциплину, уважительно относиться к участникам образовательного процесса;

- формирует понимание ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

- в сфере трудового воспитания: понимание, на основе знания истории, значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов.

Изучение данной темы способствует формированию метапредметных УУД:

- определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты своей работы (регулятивные УУД);

- сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям; строить речевые высказывания в устной и письменной форме (познавательные УУД);

- уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения, делать логически 0боснованные рассуждения в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка (коммуникативные УУД)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Форма урока: комбинированный урок

Этапы урока:

  1. Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.
  3. Формулирование интегрированной цели урока
  4. Изучение новой темы
  5. Закрепление изученного на уроке
  6. Итоги урока
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

1. Мотивационная беседа.

1-2 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Для этого учитель предлагает учащимся поработать с картой и настроиться на урок

Работа учащихся с картой и по вопросам:

С какими государствами мы уже познакомились? В какой части света находились: Египет, Китай, Индия, Финикия, Палестина, Междуречье?

Методы: по содержанию: проблемный; по форме: словесно-наглядный

2. Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.

Цель: актуализировать основные знания учащихся, подвести к определению цели изучения нового материала.

5-6 мин

1.Учитель истории: На территории Западной Азии были расположены Палестина, Финикия, Междуречье. Откуда такое название- «Междуречье»? Какое государство здесь было образовано? Как звали его самого знаменитого правителя? Чем он прославился в истории?

2.Словарная работа:

3. Из полученных слов или словосочетаний, выпишите первую букву.

1.Учащиеся отвечают на вопросы.

2. Выполняют словарную работу – выполнение задания №1 рабочего листа.

3.Проверка выполненного задания: ДРЖВ.

Представители какого народа,  могли так записать слово? Почему?

Ответы учащихся и работа с новым понятием «держава»

Держава – большое, сильное государство

Методы: по содержанию: репродуктивный; по форме: словесно-наглядный, письменно-устный, фронтальный, индивидуальный.

3.Формулирование интегрированной цели урока.

Цель: подвести учащихся к определению темы урока, цели его изучения и задачам урока.

2 мин

Объясните, почему эти слова написаны рядом? Верхнее течение Тигра, предгорья и горы, независимое государство, Западная Азия, Ассирия, железная руда, держава – Составить предложения, подведя учащихся к формулированию темы урока.

Учащиеся из слов составляют предложение и определяют цель урока, и что они должны узнать на этом уроке

Методы: по содержанию: проблемный; по форме: словесно-наглядный

4. Изучение новой темы.

Цель:

Выяснить, почему  Ассирию называли военной державой.

15-17 мин

Учитель направляет работу учащихся, по плану:

1. Географическое положение Ассирии.

2. Ассирийское войско

3. Завоевания Ассирийской армии.

4. Причины гибели Ассирийской

1.Задание: Вспомните, с чего мы начинаем изучение новой страны? (Памятка определения географического положения). Работу учащихся с картой.

2. Ассирийское войско

Дата: X век до н.э. – освоение железа.

1) Задание: О чем говорит тот факт, что в гробнице фараона Тутанхамона были найдены только три вещи из железа – кинжал, браслет и священный жук-скоробей?

Какие еще металлы использовали в Древнем мире? Сравните железо, медь и олово: какой металл имеет преимущества? Почему? Что можно было изготовлять из железа? (Оружие).

2) Ассирийская армия:

- Из каких родов войск состояла ассирийская армия? (конница, колесницы, пехота)

- Как  и чем была вооружена армия?

- В каком еще государстве Востока была создана сильная армия? (Египет).

- Сравните армии Египта и Ассирии.

Вывод: Почему Ассирия стала военной державой?- В Ассирии была создана самая сильная армия в мире.

3. Завоевания Ассирийской армии.

Работа с картой

-Какие страны были завоеваны Ассирией?

-Почему она стала называться военной державой?

Управление ассирийской державой.

Почему ассирийцы перемешали население завоеванных стран? Ниневия – «город крови» и «логовище львов».

4. Причины гибели Ассирийской державы.

Методы: по содержанию: проблемно-поисковый; по форме: словесно-наглядный, письменно-устный, фронтальный, групповой.

5. Закрепление изученного на уроке

7 мин

Учитель предлагает учащимся вспомнить:

1. Почему Ассирию называли Ассирийской военной державой?

2. Почему она была разрушена?

1. Учащиеся отвечают на вопросы:

2. Выполняют письменное задание.

Проверьте себя: задание №3 рабочего листа

Методы: по содержанию: репродуктивный; по форме: письменный, индивидуальный.

6. Рефлексия:

1 мин

Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке

На уроке я работал. На уроке я узнал

Методы: по форме: письменный, индивидуальный.

7. Итоги урока

2 мин

8.Домашнее задание:

1-2 мин

1. Прочитать параграф 17, запомнить новые понятия и даты.

2. Задание по выбору* Ответьте на вопросы:

  1. Почему библиотека Ашшурбанапала сгорела, а книги уцелели?

b. В чем состояла сила, а в чем слабость Ассирийской державы?

с. Чем поучительна для современных людей история Ассирийской державы?

Использование дифференцированного подхода

 Ход урока.

1. Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

  1. Учитель истории: Посмотрите на карту. С какими государствами мы уже познакомились? В какой части света находились: Египет, Китай, Индия, Финикия, Палестина, Междуречье?

Цель урока:  Сегодня мы познакомимся с еще одной страной, расположенной на территории Западной (Передней) Азии. Нам предстоит узнать ее географического положения, занятиях ее жителей, особенности возникновения и развития государства на территории этой страны.

Задачи урока: 

  1. Мы продолжим развивать умения работать с картой, учебником, умения сравнивать, определять причины и последствия исторических событий, делать выводы.
  2. Во время работы с заданиями не забывайте правильно распределять время. При ответе на вопросы старайтесь правильно, четко и полно формулировать предложения.
  3. Во время работы на уроке не забывайте основное правило: «Сначала слушаем, потом комментируем, дополняем, исправляем».

Методы: по содержанию: проблемный; по форме: словесно-наглядный

  1. Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.

Цель: актуализировать основные знания учащихся, подвести к определению цели изучения нового материала.

  1. Учитель истории: На территории Западной Азии были расположены Палестина, Финикия, Междуречье. Откуда такое название- «Междуречье»? Какое государство здесь было образовано? Как звали его самого знаменитого правителя? Чем он прославился в истории?
  2. Словарная работа: 

1. Как называется место впадения реки Нил в Средиземное море?___________

2. Кем становились пленники, захваченные во время походов Египетских фараонов?___________

3. Служитель бога?__________

4. Как называется первая часть Библии, в которой изложена история еврейского народа?_____________

Из полученных слов или словосочетаний, выпишите первую букву

  • Проверка выполненного задания: ДРЖВ. Представители какого народа могли так записать слово? Почему?
  • Держава – большое, сильное государство.
  1. Объясните, почему эти слова написаны рядом?

Верхнее течение Тигра, предгорья и горы, независимое государство, Западная Азия, Ассирия, железная руда, держава – Составить предложения, подведя учащихся к формулированию темы урока.

Методы: по содержанию: репродуктивный; по форме: словесно-наглядный, письменно-устный, фронтальный, индивидуальный.

3.Изучение темы урока: «Ассирийская военная держава»

Цель: Выяснить, почему  Ассирию называли военной державой.

  1. Географическое положение Ассирии.

Задание: Вспомните, с чего мы начинаем изучение новой страны? (Памятка определения географического положения). Работу учащихся с картой.

  1. Ассирийское войско

Дата: X век до н.э. – освоение железа.

1) Задание: О чем говорит тот факт, что в гробнице фараона Тутанхамона были найдены только три вещи из железа – кинжал, браслет и священный жук-скоробей?

Какие еще металлы использовали в Древнем мире? Сравните железо, медь и олово: какой металл имеет преимущества? Почему? Что можно было изготовлять из железа? (Оружие).

2) Ассирийская армия:

- Из каких родов войск состояла ассирийская армия? (конница, колесницы, пехота)

- Как  и чем была вооружена армия?

- В каком еще государстве Востока была создана сильная армия? (Египет).

- Сравните армии Египта и Ассирии.

Вывод: Почему Ассирия стала военной державой?- В Ассирии была создана самая сильная армия в мире.

3. Завоевания Ассирийской армии. Работа с картой (с.101 учебника)

-Какие страны были завоеваны Ассирией?

-Почему она стала называться военной державой?

Управление ассирийской державой. Почему ассирийцы перемешали население завоеванных стран? Ниневия – «город крови» и «логовище львов».

 

4. Причины гибели Ассирийской державы. Фронтальная беседа.

Методы: по содержанию: проблемно-поисковый; по форме: словесно-наглядный, письменно-устный, фронтальный, групповой.

4. Закрепление изученного на уроке.

1. Почему Ассирию называли Ассирийской военной державой?

2. Почему она была разрушена?

2. Проверьте себя:

  • Большое сильное государство называется держава
  • Ассирия была расположена в верхнем течении реки Тигр
  • Столицу Ассирии, город Ниневия, называли «логовищем львов», «городом крови».
  • Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном  деле строительное сооружение катапульту.
  • Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли  таран.
  • Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували кожаные мешки и на них переправлялись через реку.
  • Воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла - железа.
  • Ниневия была захвачена и сожжена врагами в 612 году до н.э.

Методы: по содержанию: репродуктивный; по форме: письменный, индивидуальный.

  1. Итоги урока
  2. Рефлексия: На уроке я работал. На уроке я узнал

Методы: по форме: письменный, индивидуальный.

  1. Домашнее задание: §17.

       Задание по выбору*

  1. Почему библиотека Ашшурбанапала сгорела, а книги уцелели?
  2. В чем состояла сила, а в чем слабость Ассирийской державы?
  3. Чем поучительна для современных людей история Ассирийской державы?

Рабочий лист ученика (-цы) __________класса___________________________________

I

Словарная работа:

Оценка работы

1. Как называется место впадения реки Нил в Средиземное море?_____________

2. Кем становились пленники, захваченные во время походов Египетских фараонов?______________

3. Служитель бога?____________

4. Как называется первая часть Библии, в которой изложена история еврейского народа?________     _______

Из полученных слов или словосочетаний, выпишите первую букву:

Критерии  взаимооценивания:

«5» - 4 правильных ответа,

«4» - 3 правильных ответа,

«3» - 2 правильных ответа,

«2» - 1-0 правильных ответа

II

Ассирийское войско

Вооружение и приспособления

Виды войск

1)

2)

3)

4)

1)

2)

3)

4)

III.

1.Большое сильное государство называется ___________

2.Ассирия была расположена в верхнем течении реки_____________

3.Столицу Ассирии, город ______________, называли «логовищем львов», «городом крови».

4.Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном  деле строительное сооружение -  к____________у.

5.Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли  т_______н.

6.Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували_________________   ____________- и на них переправлялись через реку.

7.Воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла_________________

8.Ниневия была захвачена и сожжена врагами в __________году до н.э.

Критерии самооценки:

«5» - 8 правильных ответа,

«4» - 6-7 правильных ответа,

«3» - 4-5 правильных ответа,

«2» - 1-3 правильных ответа

IV

На уроке я работал: (отметьте галочкой или «+»)

активно

удовлетворительно

Не работал

На уроке я узнал:….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С какими государствами мы уже познакомились?

Слайд 2

Откуда такое название- «Междуречье»? Какое государство здесь было образовано? Как звали его самого знаменитого правителя? Чем он прославился в истории?

Слайд 3

Словарная работа 1. Как называется место впадения реки Нил в Средиземное море?___________ 2. Кем становились пленники, захваченные во время походов Египетских фараонов?___________ 3. Служитель бога?__________ 4. Как называется первая часть Библии, в которой изложена история еврейского народа?_____________ Из полученных слов или словосочетаний, выпишите первую букву

Слайд 4

Словарная работа 1. Как называется место впадения реки Нил в Средиземное море? Дельта 2. Кем становились пленники, захваченные во время походов Египетских фараонов? Рабами 3. Служитель бога? Жрец 4. Как называется первая часть Библии, в которой изложена история еврейского народа? Ветхий Завет ДРЖВ. Представители какого народа могли так записать слово? Почему?

Слайд 5

Критерии оценивания «5» - 4 правильных ответа, «4» - 3 правильных ответа, «3» - 2 правильных ответа, «2» - 1-0 правильных ответа

Слайд 6

Словарь: Держава – большое и сильное государство.

Слайд 7

Объясните, почему эти слова написаны рядом? Верхнее течение Тигра, предгорья и горы, независимое государство, Западная Азия, Ассирия, железная руда, держава

Слайд 8

Ассирийская военная держава

Слайд 9

План урока Географическое положение Ассирии. Ассирийское войско. Завоевания ассирийской армии. Причины гибели Ассирийской державы.

Слайд 10

Проблемный вопрос: Почему Ассирию называют Ассирийской военной державой?

Слайд 11

Памятка описания географического положения страны 1 . Где ( в какой части света) находится страна? 2. Какие природные объекты на ней расположены. Где они находятся? (реки, горы, моря, заливы). 3.Какой климат она имеет? 4. Какие растут растения и водятся животные? 5. Каким занятиям благоприятствует природа и климат страны?

Слайд 12

Географическое положение Ассирии Географическое положение: Верхнее течение Тигра, предгорья и горы, независимое государство, Западная Азия, Ассирия, железная руда, держава Занятия жителей охота (распространена на львов) , скотоводство (разводили лошадей) , торговля

Слайд 13

Запишите дату: X век до н.э. – освоение железа.

Слайд 14

Ассирийское войско Вооружение и приспособления Виды войск 1)………………….. 2)…………………. 3)…………………. 4)………………….. 1)…………… 2)………….. 3)…………… 4)……………

Слайд 15

Ассирийское войско

Слайд 16

Вооружение и приспособления Виды войск Лук копье меч Кинжал топор Щиты Катапульты Таран бурдюки Конница Колесницы Лучники Строительные войска

Слайд 17

Словарь: Таран – стенобитное орудие Катапульты – орудия для метания камней

Слайд 18

Сравните египетское и ассирийское войско. Почему Ассирия стала военной державой?

Слайд 19

Завоевания ассирийской армии. (стр.101 учебника).

Слайд 20

Какие страны были завоеваны Ассирией? Почему она стала называться военной державой?

Слайд 21

В 8-7 вв. до н.э. ассирийские цари завоевали Вавилонию, Междуречье, Финикию, Сирию, Иудею и Египет. Образовалась ассирийская военная держава. Самым беспощадным завоевателем был Синаххериб, правивший в начале 7 века до н.э. Ассирийские завоевания Синаххериб на троне

Слайд 22

Причины военных походов?

Слайд 23

Запоминаем Цели военных походов: Расширение владений Захват новых богатств Приобретение рабов

Слайд 24

Управление ассирийской державой Царь-военачальник Области во главе с наместниками Население налоги Воинская повинности

Слайд 25

Ниневия – «город крови», «логовище львов»

Слайд 26

Интерьер царского дворца в Ниневии

Слайд 27

Разрушение Ниневии в 612 г. до н.э. В 612 г. до н.э. вавилоняне объединились с мидийцами и восстали. Ниневия была захвачена врагами. Ассирийская держава погибла.

Слайд 28

Библиотека Ашшурбанапала Приказал собирать книги из разных стран. В 612 г. до н.э. библиотека сгорела, а книги остались.

Слайд 29

Запишите дату: 612 год до н.э. – гибель Ассирии.

Слайд 30

Почему Ассирия называлась Ассирийской военной державой? Почему В 612 г. до н. э. она была разрушена?

Слайд 31

Впишите недостающие слова и буквы. Большое сильное государство называется ______ Ассирия была расположена в верхнем течении реки_________ Столицу Ассирии, город -------, называли «логовищем львов», «городом крови». Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле к-----у. Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли т---н. Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували -------- ----- и на них переправлялись через реку. Воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла------. Ниневия была захвачена и сожжена врагами в --- году до н.э.

Слайд 32

Впишите недостающие слова и буквы. Большое сильное государство называется держава Ассирия была расположена в верхнем течении реки Тигр Столицу Ассирии, город Ниневия , называли «логовищем львов», «городом крови». Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле конницу. Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли таран. Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували кожаные мешки и на них переправлялись через реку. Воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла - железа. Ниневия была захвачена и сожжена врагами в 612 году до н.э.

Слайд 33

Д/З: § 17, Задание по выбору* Почему библиотека Ашшурбанапала сгорела, а книги уцелели? В чем состояла сила, а в чем слабость Ассирийской державы? Чем поучительна для современных людей история Ассирийской державы?

Слайд 34

На уроке я работал активно удовлетворительно Не работал

Слайд 35

Закончи предложение На уроке я узнал ……………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ассирийская военная держава

Презентация к уроку истории в 5 классе...

Урок истории в 5 классе "Ассирийская держава"

Материалы к уроку, опорный конспект и рабочий лист...

Урок истории в 5 классе "Ассирийская держава"

Урок-путешествие в страну Ассирию....

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Ассирийская Держава"

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по ФГОС "Ассирийская держава" с приложением...

Презентация для урока истории в 5 классе "Ассирийская держава"

Презентация  по теме "Ассирийская держава" для 5 класса...

Конспект урока для 5 класса "Ассирийская держава"

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"Цель урока:·        познакомить учащихся с понятием "держава";·        выяснить в ч...

5 класс Ассирийская военная держава

Методическая разработка урока....