ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ КРАЕВЕДЕНИЯ
статья по истории

Ильина Наталья Викторовна

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Воспитание патриотизма является главнейшей гражданской и педагогической проблемой нашего общества. Основной материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви, привязанности и уважения к  Отчизне даёт краеведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл воспитание патриотизма17.43 КБ

Предварительный просмотр:

       Н.В. Ильина,

преподаватель, ЧПОУ ТОСПО Тюменский колледж экономики, управления и права,

г. Тюмень

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ КРАЕВЕДЕНИЯ

«Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит он равнодушен к своей стране» (Д. С. Лихачёв).

Патриотизм, духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения, безусловно является главной задачей современного российского общества.    Воспитание патриотизма – это воспитание любви и уважения, преданности своему Отечеству. Патриотизм и краеведение неразделимы. И если большинство респондентов на вопрос: «Что вы понимаете под словом патриотизм?». Ответят сразу: «Патриотизм – это любовь к Родине!». То простой вопрос: «В каком году был основан ваш родной город?»  - может вызвать затруднение. Почему так происходит? Казалось бы, для понимания большого, надо начинать с малого. Прежде, чем изучать историю Отечества, необходимо знать происхождение своей семьи, поселка, города и тд.

Для меня, как историка, патриотизм — это прежде всего, любовь к истории своей страны.  Поэтому своим долгом, я считаю воспитание патриотизма на занятиях по истории.

Несомненно, краеведческая работа должна занимать важное место в деятельности каждого образовательного учреждения. Хотя основа гражданской идентичности: «Я- гражданин России! Я люблю свою страну», безусловно закладывается в семье. В тех семьях, где хранят традиции, чтят своих предков, уважительно относятся к основам государства, растут патриоты.

Сам процесс формирования патриотического сознания является достаточно длительным и трудным. Это связано и с общественным сознанием, значительно изменившимся после распада СССР, когда в основе лежали ценности капитала и единоличия, и с современной геополитической ситуацией, и с тем идеологическим и политическим давлением, которое испытывает наша страна со стороны ведущих держав мира, и с информационной войной и навязыванием чуждых европейских идеалов и ценностей нашей молодёжи. Единственный путь для нас – воспитать нравственно здоровых граждан, патриотов России.

Основная цель исторического краеведения – обратить обучающихся к прошлому, научить любить и уважать свой город, народ, страну. Ценность занятий по краеведению заключается в предметности, наглядности, непосредственной демонстрации: посетить историческое здание, познакомиться с предметами, особенностями быта изучаемой эпохи. Примером могут послужить посещение музея – Усадьбы Колокольниковых, Дома-музея декабриста И.Д. Якушкина.

 В рамках занятий по краеведению мы изучаем событие анализируя деятельность не какой-то абстрактной личности, указанной в учебнике, а организуем встречу с конкретным человеков, земляком, участником исторических событий, который делится личными воспоминаниями, передает свои эмоции и мысли. Примером могут послужить встречи с войнами-афганцами, тружениками тыла, оставшихся в живых, геологами – нефтяниками, первооткрывателями тюменской нефти и газа, участниками СВО. Так формируется образ истинного патриота своей страны, пример для подражания и уважения.

Одним из эффективных средств краеведческой работы являются экскурсии, туристско – краеведческие походы, археологические экспедиции, где можно изучить краеведческие особенности прилегающей к маршруту местности, собрать этнографический материал для будущих проектов.

Среди разнообразных методов краеведческой работы особое место занимает исследовательская деятельность. Она позволяет изучать обучающимся историко-краеведческие факты, анализировать, проводить беседы и собирать материал у своих родственников или участников событий. Иными словами, не только собирать теоретическую информацию, но и становится активными участниками краеведческого движения. Примерами могут послужить работы о ветеранах труда, первооткрывателях тюменской нефти, героях- участниках боевых действий и т.д. Собирая материал по истории своей семья, зачастую ребятам открываются родственники, предки с другой стороны. Например, когда слушают истории о сложной жизни в годы Великой Отечественной войны, как трудились с тылу не покладая рук, или как трудно приходилось восстанавливать хозяйство после войны, как приходилось геологам жить в тундре в суровых условиях. Происходит осознание своей сопричастности к великому делу своего отца и деда. Укрепляются семейные связи, традиции, а это и есть воспитание патриотизма.

Краеведческий материал является важным для изучения не только для изучения своего края, но и для понимания общеисторических процессов. Многие события ученикам гораздо проще объяснить на местном материале, потому что он близок и понятен. Для эффективной работы необходим системный подход по формированию интереса к истории своего края и личная заинтересованность педагога, чтобы представить материал в доступной, увлекательной форме.

Патриотические ценности объединяют русский народ, что так необходимо в современной ситуации. Чувства единства, силы и защиты. Мы вместе – значит мы сильны!

Список литературы:

1. Лихачев Д.С. Краеведение // Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / сост. Д. С. Бакун. - М.: Рос. фонд культуры, 2006. - С. 71 - 87. 

2. Родионов, А. С. Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения / А. С. Родионов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103708


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В повседневной учебной работе  учителя истории не всегда, к сожалению, уделяется должное внимание краеведческому компоненту. В данной работе описан опыт шестилетнего краеведческого исследования с...

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

Выступление на методическом объединении. Тема: «Воспитание патриотизма у детей и подростков посредством проведения народных праздников.»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна - из актуальных  задач современного образования. Как найти те ниточки, чтобы привить любовь к своим истокам, научить гордиться своей необъят...

ВОСПИТАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое ...

Открытый урок на тему "Воспитание патриотизма посредством изучения кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский"

Урок с учащимися 7 класса музыкального отделения, раздел "Отечественная музыка XX века"...

Воспитание патриотизма через краеведение в Батаринской школе

Воспитание патриотизма через краеведение в школе — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, фор...

Воспитание патриотизма средствами краеведения

В статье представлен опыт работы по реализации проекта "Разговоры о важном" через внедрение регионального и местного компонента....