Проект " Школьный киноклуб"
проект по истории
Школьный киноклуб как средство воспитания учащихся
Между тем, кино является ресурсом воспитания, который до сих пор в полной мере не рассматривается школой.
Исходя из данной проблемы, автору представляется целесообразным использовать огромный потенциал кинематографа для достижения воспитательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkolnyy_kinoklub.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(Ф-«Т»)
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Проект №__________________
(заполняется при регистрации)
«Киноклуб как средство воспитания старшеклассников»
(название проекта)
Вид : перспективный проект
Общеобразовательное учреждение:
Кыренская средняя общеобразовательная школа
Фамилия, имя, отчество автора проекта:
Сотникова Марина Сергеевна
Должность автора проекта:
Учитель истории
Контактный телефон,
адрес электронной почты автора проекта:
\83014741065(рабочий),
8 914 9836575 (сотовый),
hoimor@yandex.ru
.
(Ф-1)
Форма 1: Данные об авторе проекта
1. Общие данные
Фамилия, имя, отчество | Сотникова Марина Сергеевна |
Возраст (полных лет) | 33 |
Полное наименование ОУ - основного места работы (в соответствии со свидетельством о государственной аккредитации ОУ) | Кыренская средняя общеобразовательная школа |
Должность | Учитель истории |
Общий стаж управленческой деятельности (полных лет) | - |
Наличие ученой степени (указать какой) | - |
Наличие профессионального образования в сфере управления (нет/номер и дата диплома, специальность) | - |
Почтовый адрес ОУ (индекс обязателен) | 671010 РБ, Тункинский район , с.Кырен, ул. Ленина, 65 |
Телефон / факс служебный | 830147 41065 |
Телефон контактный | 8 (914) 9836575 |
Адрес электронной почты (обязателен для заполнения!) | hoimor@yandex.ru |
- Данные о повышении квалификации за последние 5 лет
Год окончания курсов ПК | Название направления, специальности |
2008г. 2007-2008гг. 2007г. 2007г. 2005г. 2005г. 2005г. 2001г. 1999-2001гг. | Курсы по нравственному воспитанию «Как сбываются и разбиваются мечты» при Бурятском ИПК и ПРО,
- Бурятский Государственный университет, тема «Основы управления образовательным учреждением», -Участие в работе авторского семинара доктора педагогических наук А.А.Остапенко по теме «Школьный уклад как локальная субкультура образовательного учреждения» - Участие в педагогическом совете «Использование современных образовательных технологий как обязательное условие повышения качества образования» с выступлением на тему «Формы и методы работы с одаренными детьми», РБНЛ-И № 1 -Восточно-Сибирский государственный технологический университет, курсы обучения по программе «Интернет – технологии для учителя-предметника», - Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, кафедра развития образовательных систем
- семинар «Единый государственный экзамен» при Бурятском ИПК и ПРО - Институт педагогического образования, курсы по теме «Актуальные проблемы воспитания школьников в современных социокультурных условиях» -Институт образовательной политики «Эврика», обучение по программам дополнительной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по специальности «Проектирование содержания образования» |
- Участие в научных и иных профессиональных мероприятиях (конференциях, семинарах, конкурсах и др.) международного, российского, регионального, муниципального уровней.
Год участия | Название мероприятия | Уровень (международный, российский, региональный, муниципальный ) | Результаты (публикация, победа (место/приз/др) в конкурсе) |
2008г. | «Самый классный классный» | Республиканский | Приз в номинации «За волю к победе» |
2007 | «Учитель года» | Школьный | 4 место |
Подпись автора проекта
___________________________
(Ф-2)
Форма 2 Содержание проекта
(7-10 стр.)
Стр. 1
Шифр проекта юююю
(заполняется после регистрации)
Наименование проекта __«Киноклуб как средство воспитания старшеклассников»
Содержание Использование воспитательного потенциала кино в условиях лицея - интерната
Стр. | ||
1. | Наименование проекта | 2 |
Актуальность проекта | 2 | |
Цель проекта | 3 | |
Задачи проекта | 3 | |
Ожидаемые результаты проекта | 3 | |
Краткое описание проекта | 3 | |
Механизмы реализации | 4 | |
План мероприятий по реализации проекта | 4 | |
Перспективы развития проекта | 6 | |
Смета и источники финансирования проекта | 7 | |
Приложения | 1-2 |
1. Наименование проекта
«Киноклуб как средство воспитания старшеклассников»
2. Актуальность проекта
Проблема
Воспитание детей - процесс длительный и сложный. Он включает в себя различные факторы, влияющие на характер и становление личности: атмосферу в семье, общение с родителями и близкими, отношения в школе, уличные влияния. В последние десятилетия к ним добавилось воздействие телевидения, которое имеет большое значение в жизни подростков. Во многих случаях оно играет главенствующую роль в организации их досуга: многие дети уделяют телепросмотрам больше времени, чем общению с родителями, чтению книг, школьным занятиям и даже играм со сверстниками. В подавляющем большинстве фильмы и передачи, которые видят дети, не отвечают потребности в установлении и развитии нравственных ориентиров, которая, несомненно, заложена в каждом ребенке изначально. Современный школьник находится в условиях развития в стране коммерческого телевидения и коммерческого кино с их негативным воздействием на еще не установившуюся психику. Произведения же иного направления, в частности, шедевры советского, российского и зарубежного кино, не находят пути к юному зрителю. Чаще всего показы приурочены к каким-либо датам, что не может служить показателем регулярности (юбилеи актеров, памятные события). Кроме того, подобного рода передачам отводится самое нерентабельное время. Исключением может служить канал Российской телерадиокомпании «Культура», но школьники не являются его основной целевой аудиторией. Все вышеуказанное отрицательно влияет на морально-нравственное становление детей.
Противоречие
Между тем, кино является ресурсом воспитания, который до сих пор в полной мере не рассматривается школой.
Исходя из данной проблемы, автору представляется целесообразным использовать огромный потенциал кинематографа для достижения воспитательных задач.
3. Цели проекта
-Показать большие возможности и высокую результативность использования средств киноискусства в организации воспитательной работы в школе в целом.
-Присоединить к уже созданному в школе воспитательному пространству, досуговой организации детей и подростков воспитательный потенциал произведений киноискусства.
4. Задачи проекта
-Создать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (поиск и анализ информации, принятие решений, организация совместной деятельности и т.п.)
-Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические задачи.
5. Ожидаемые результаты проекта
Положительные результаты предполагается получить в следующих направлениях:
- Идейно-нравственный воспитательный аспект (развитие патриотизма, понимание истории своей Родины, родного края, единства разнообразных культур)
- Более активное привлечение учащихся во внеучебную деятельность
- Получение учениками навыков, знаний, которые будут использованы в дальнейшей деятельности.
- Укрепить связь семьи и школы.
- Создание такой воспитательной среды, в которой дети и подростки смогут развить свои позитивные качества, а также выработать и укрепить осознанное критическое отношение к информации с экрана.
- В конечном итоге - повышение мотивации к самореализации, самоопределению, самовоспитанию учащихся.
6. Краткое описание проекта
Кинообразование и киновоспитание в частности - важнейшая часть медиаобразования . Основной задачей последнего является подготовка нового поколения к существованию в новых информационных условиях, к восприятию и пониманию различной информации, осознанию последствий ее воздействия.
В России разработаны несколько моделей медиаобразования: образовательно-информационная, воспитательно-этическая, практико-утилитарная, эстетическая, развивающего обучения. В данном проекте за основу взята модель воспитательно-этическая, т.е. рассмотрение и моральных, этических, нравственных проблем на материале фильма.
Методика кинообразования базируется на реализации разнообразных творческих заданий, способов деятельности: дескриптивного, классификационного, аналитического, личностного, объяснительно-оценочного.
Ведущими формами работы киноклуба (помимо самих кинопросмотров) являются: подготовительные беседы, киновидеокружки.
Воспитательные задачи решаются посредством подготовленного учащимися совместно с руководителем просмотра художественных и документальных фильмов, с последующим обсуждением и организацией внеклассных мероприятий (Приложение 1)
3
Основные методы: коллективное обсуждение, всевозможные игры, дискуссии, самостоятельная творческая деятельность, пропагандистская работа.
Оптимальной структурой системы кинообразования становится именно структура киноклуба, где главным действующим лицом является учащийся.
В структуру входят следующие направления:
-Познавательные (кинокружок, кинофакультатив)
-Организационно-технические (пользователи ИКТ, фотографы, заведующий медиатекой и т.д.)
-Исследовательские и пропагандистские (рецензенты, корреспонденты, лекторы, ведущие и организаторы викторин, вечеров, дискуссий, конференций и т.д.)
-Творческие (актеры, сценаристы, художники, операторы, монтажеры, звукооператоры, лаборанты и т.д.)
Происходит активное вовлечение классных руководителей в систему киновоспитания учащихся: кинооориентация учащихся, кинопросмотры, использование фрагментов фильмов при проведении бесед, классных часов, родительских собраний и т.д.
Родительская общественность также принимает активное участие в работе киноклуба: просмотры, совместные беседы, личные истории, связанные с кино, помощь детям в работе.
7. Механизмы реализации проекта
Подготовка необходимых технических условий для запуска проекта. Подготовка педагогического и ученического коллектива. Организация просмотров и дальнейших мероприятий. Мониторинг. Индикаторы - основные ценности, которые должны быть сформированы у школьников (знание истории российского и бурятского кино, навыки самоорганизации, повышение активности в школьном сообществе). Обобщение и популяризация опыта.
8. План мероприятий по реализации проекта
Этапы | Содержание | Форма | Результат |
1 этап- подготовительный (декабрь 2008г.) Цель- создать обстановку готовности педагогического и ученического коллектива к инновационной работе | 1. Знакомство педколлектива с передовым педагогическим опытом в данном направлении 2. Микроисследование среди учащихся . 3. Знакомство учащихся с миром кино |
ние
|
|
2 этап- методический, экспериментальный Цель- разработка и отработка методик, технологий и программ. |
|
|
|
3 этап- активация эксперимента, промежуточные результаты. Цель- распространение отработанных методик, соотношение целей и промежуточных результатов. |
|
|
|
9. Перспективы развития проекта
1. Развитие межпредметных связей.
Экранизации литературных произведений, биографий исторических личностей, деятелей науки и искусства могут стать сквозным материалом для кинообразования, отправной точкой для разговора о параллелях кино с другими видами деятельности человека
Уроки литературы, истории, МХК, литература и искусство Бурятии - для данных предметов возможно использование медиатеки и других материалов киноклуба, проведение совместных мероприятий. Пример: изучение темы «Отечественная война 1812г.» на уроках истории и романа Л.Толстого «Война и мир » на уроках литературы. Совместный момент – просмотр и работа по фильму «Война и мир» (Реж.С.Бондарчук). Еще одним примером может служить тема Гражданской войны, освещенная в романе «Тихий Дон» и одноименном фильме (реж.Герасимов). Использование таких форм работы позволит учащимся более полно и глубоко осмыслить материал уроков разных предметов, объединенных общей темой.
2.Расширение зоны действия проекта на основе воспроизводимости в других условиях.
Как показывает опыт, существует возможность переноса данного эксперимента на базу любой общеобразовательной школы, обладающей достаточной технической базой (ПК, отвечающий минимальным требованиям или DVD-плейер, мультимедиапроектор, коллекция фильмов на носителях, соответствующих формату оборудования). Благодаря указанному обстоятельству,
6
проект выходит за пределы одной школы и объединяет несколько школ района или города посредством совместных коллективных форм работы (дискуссии, викторины, общие публикации работ и т.д.).
Риски проекта
1. Сформированная годами привычка к «потреблению» коммерческих образцов кино может вызвать трудности в восприятии атмосферы фильмов прошлых лет. Отсюда задача руководителя- предъявление высоких требований к формированию репертуара, что позволит напрямую обращаться к содержанию того или иного фильма, его художественным достоинствам. От руководителя также требуется не допускать искажения целей и задач и подмены форм воспитательной работы клуба более упрощенными.
2. Недостаточная техническая оснащенность. Данный риск минимизируется участием школ в ПНПО, благодаря которому в основном сформирована база для данного проекта.
10. Смета и финансирование проекта
Наименование расходов | Сумма |
1. Техническое обеспечение | 55 тыс. руб. |
2. Проведение мероприятий | 10 тыс. руб. |
3. Популяризация опыта | 25 тыс. |
7
Приложение 1
План подготовленного просмотра фильма «Баллада о солдате» (Режиссер Г.Чухрай, 1959г., «Мосфильм»)
1. Группы учащихся: организаторы просмотра в параллели двух 10-х классов,
исследователи (поиск и презентация материалов о фильме, режиссере, актерах), организаторы дискуссии по фильму, оформители анонсов фильма.
2. Просмотр фильма.
- Выступление группы исследователей.
Отрывок из выступления.
Некоторые факты о фильме (выступление сопровождается презентацией)
Фильм о простом пареньке Алеше Скворцове, отправившемся с фронта на побывку домой в награду за свой подвиг. На весь путь ему отводится 6 дней. Но ему останется только несколько минут, чтобы встретиться с матерью – все остальное время он потратит на помощь другим людям, порой совершенно для него посторонних. И он не может поступить иначе. Весь фильм приводит зрителя к мысли о том, что именно благодаря таким людям, как Алеша Скворцов – честным, смелым и бескорыстным, верным своему долгу, мы победили в той страшной войне.
1959г. – эпоха «оттепели» Н.Хрущева. В фильм включены сцены и персонажи, которые ранее не могли бы пройти цензуры – жена бойца Красной Армии, не дождавшаяся его с фронта, солдат, пережидающий тяготы войны в поисках теплого местечка. Но они лишь контрастно оттеняют настоящих героев этой драмы – женщину, которая ждет своего мужа и со слезами радости встречает его – ставшего инвалидом, озлобленного, разуверившегося; чистую, прекрасную девушку Шуру, которая встретится главному герою на его пути и других.
Фильм «Баллада о солдате» получил главный приз Берлинского кинофестиваля «Золотой медведь» и множество других престижных наград сразу при выходе на экраны нашей страны и за рубежом. Он по праву считается достоянием золотого кинофонда советского и российского кино.
Для режиссера Григория Чухрая это была первая крупная работа. После «Баллады…» им были сняты такие шедевры отечественного кинематографа как «Чистое небо» и другие.
Молодые актеры Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко навсегда запомнились и полюбились миллионам кинозрителей как Алеша и Шура – по именам их героев.
- Беседа по фильму
- Рефлексия
- Задание проблемным группам по следующему показу.
Приложение 2
Каталог медиатеки киноклуба
Тематические разделы
Гражданская война
- «Тихий Дон»
- «Бег»
- «Белая птица с черной отметиной»
- «Служили два товарища»
- «Чапаев»
- «Неуловимые мстители»
Фильмы о Великой Отечественной войне
- «Баллада о солдате».
- «Судьба человека»
- «Летят журавли»
- «Обыкновенный фашизм»
- «Иди и смотри»
- «Радуга»
- «Иваново детство»
- «Белорусский вокзал»
- «Звезда»
- «Восхождение»
- «Они сражались за Родину»
- «До свидания, мальчики!»
- «Молодая гвардия»
- «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»
Советское кино 30-40-х гг.
- «Адмирал Нахимов»
- «Петр Первый»
- «Веселые ребята»
- «Цирк»
- «Волга-Волга»
- «Свинарка и пастух»
- «Кубанские казаки»
- «Светлый путь»
Фильмы послевоенных лет, 40- 90-е г,.
- «Родная кровь»
- «Никто не хотел умирать»
- «Война и мир»
- «Иван Грозный»
- «Андрей Рублев»
- «Холодное лето 53-го»
- «Я шагаю по Москве»
- «Дикая собака Динго»
- «Александр Невский»
- «Когда деревья были большими»
- «Два Федора»
- «Печки-лавочки»
- «Живет такой парень»
- «Евдокия»
- «Тупейный художник»
Бурятское кино, а также кинофильмы с участием бурятских актеров
- «Потомок Чингисхана»
- «Пора таежного подснежника»
- «Пропажа свидетеля»
- «Первый нукер Чингисхана»
- «Улыбка Будды»
- «Песня табунщика»
Зарубежное кино
- «Список Шиндлера»
- «Красный гаолян»
- «Семь самураев»
- «Великолепная семерка»
- «Буч Кэссиди и Санденс Кидд»
- «Рим - открытый город»
- «Ромео и Джульетта»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"
Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....
« Проект « Школьный виртуальный школьный музей»"
Метод проектов широко используется в школьной практике и как нельзя лучше подходит для разработки веб – сайта. Работа над проектом сайта краеведческой тематики дает уникальное сочетание научных ...
Положение о школьном проекте "Школьная сцена"
Проект "Школьная сцена" проводится с целью реализации творчсекого потенциала учащихся, педагогов и родителей....
Проект "Школьный киноклуб"
Киноклуб как эффективное средство создания воспитательно-образовательной среды в школе. Имеет широкие возможности для преподавания истории и предметов эстетического цикла....
Школьный проект " Школьный двор-территория радости" в рамках конкурса социальных проектов «Измени свой город к лучшему»
Цель проекта:привлечь внимание обучающихся школы, сотрудников и родителей к участию в социально – значимой деятельности по созданию экологического пространства школы, рассмотреть решение п...
"Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"
quot;Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"...
Проект школьного СМИ "Школьные известия"
Информационное издание "Школьные известия"...