ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ
статья

Москаленко Надежда Викторовна

Опыт работы по формированию читательской грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Н.В. Москаленко, учитель истории и обществознания, МБОУ Заславская СОШ, Балаганский район

«Читать – это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать
прочитанное – вот в чём главное»
К. Д. Ушинский

Мы ежедневно получаем огромный поток информации, надежность и достоверность которой необходимо проверять. На помощь нам приходят умения, связанные с читательской грамотностью, и в первую очередь умения критически оценивать информацию. Таким образом задача учителя состоит в том, чтобы научить ученика проводить анализ и сравнение полученной информации, интерпретировать и обобщать информацию из различных (порой противоречащих друг другу по содержанию) источников. Данные умения необходимо формировать на протяжении всего периода обучения, ведь результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством её усвоения. Следовательно, одной из основных задач для учителя является формирование функциональной грамотности, которая является показателем качества образования.

История и обществознание как учебные предметы имеют широкие возможности для формирования всех видов функциональной грамотности, но в первую очередь для формирования читательской грамотности. На данных уроках есть возможность работать с текстами, которые включают в себя различные диаграммы, графики, карты, схемы, рисунки, фотографии. Работа с такими текстами формирует умения извлекать и интерпретировать информацию, представленную в различном виде, проводить критический анализ текста [1].

При планировании уроков учителю необходимо учитывать, что в классе могут быть дети с разным уровнем смыслового чтения и работы с информацией, следовательно, необходимо организовать такое сотрудничество, которое открывает возможности для проявления учеником своих возможностей и задает зону ближайшего развития каждого ребенка. Если учащиеся успешно справились с заданием определенного уровня, то в следующий раз уже идет подборка заданий более высокого уровня. Если не справились, то обязательно возвращаемся к заданиям того уровня, где произошел сбой, и отрабатываем умения на протяжении следующих уроков. Таким образом для успешной работы необходимо, чтобы на каждом уроке было представлено не менее одного задания на осмысление и оценку текста.

В 5 классе в начале первой четверти выявляю затруднения учащихся при работе с информацией, представленной в различном виде.

Умение работать с учебным текстом показали         2 человека, 6 человек выполнили задание с ошибками. Выделил причинно-следственные связи без ошибок 1 человек, 4 человека допустили ошибки, 3 человека не справились с заданием. Уметь применять понятийный аппарат и простейшие приёмы исторического анализа показали 3 человека, 1 – не справился с заданием, остальные выполнили частично верно. 2 человека умеют применять имеющиеся знания при поиске ошибочного суждения, 1 человек не справился с заданием, 5 человек выполнили задание с ошибками.         Навыки работы с исторической картой слабые, все ученики допустили ошибки при выполнении задания.

Проверяю умения в схематичной форме представить информацию с опорой на текст, например, составить кластер на тему «Отличия древнейших людей от животных». Справились с заданием 2 человека, частично выполнили – 3 человека и не справились с заданием 3 человека.

С заданием на проверку умения определять хронологическую последовательность событий справился 1 человек, допустили ошибку 3 человека, не выполнили задание 4 человека.

 Умение анализировать иллюстрации сформировано частично. Данные затруднения учитываю при подборе материала для работы на уроке.

Инструментом формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания является применение нетекстового компонента. Под ним мы понимаем различные иллюстрации и исторические карты, графики и т.п. При работе с иллюстрациями применяю прием «визуальной встречи», что позволяет формировать навыки декодирования информации, заложить основы для развития визуальной грамотности, способствует развитию критического мышления и формирует умение определять смысл (послание), заложенное автором [2].  

На уроках истории работа с картами обязательна. На первом уроке знакомства с государством, с опорой только на карту рассказываем о природе, климате, занятиях населения. Например, в 5 классе при изучении темы «Двуречье» с опорой на карты ищем сходство и различие в природных условиях Египта и Двуречья, определяем какие занятия населения были в стране и объясняем различия занятий на юге и севере Двуречья. А затем переходим к тексту и сравниваем наше прочтение карты с текстом параграфа. В 6 классе при изучении темы «Арабский халифат и его распад» описываем с опорой на карту природные условия Аравии. В старших классах уже смотрим геополитическое положение государства.

В ходе изучения событий, таких как военные действия, так же необходима карта и умение читать схему сражения. Например, в 5 классе при изучении греко-персидских войн рассматриваем схемы сражении и при закреплении материала прошу детей выполнить задание на соотнесение. И в следующих классах данная работа ведется постоянно, так как умение работать с картой проверяется как на ВПР, так и на ОГЭ, ЕГЭ.

Умение находить и извлекать информацию из текста и понимать текст я формирую с помощью таких заданий: «Прочитай текст и ответь на вопросы». Следующие задания помогают формировать умение определять достоверность информации. Например, представляю вниманию документ и прошу определить не фальшивка ли это. Дети с опорой на свои знания приводят аргументы за или против данного утверждения. Или определяем достоверность «слухов» о той или другой стране [3,4].

По истории России в учебниках под ред. Торкунова, очень хорошо разработан методический аппарат, для работы по формированию читательской грамотности. Представлены отрывки документов, мнения историков, карты, иллюстрации, которые сопровождаются разного уровня заданиями.

Очень эффективными являются уроки истории, интегрированные с литературой.  При изучении исторического события, подбираю отрывки из литературы посвященные этим событиям. Ребята учатся соотносить информацию исторических текстов с художественными произведениями и отличать фактическую информацию от авторского, субъективного взгляда, интерпретации, выявляем возможные причины появления данной авторской позиции.

Подобные типы заданий учат интерпретировать и интегрировать прочитанную информацию, сопоставлять и оценивать сведения различных, источников и формулировать собственное мнение.

На уроках обществознания кроме вербального текста учимся читать графики, таблицы, схемы. Чаще всего при выполнении данных заданий дети испытывают трудности при совершении логических операций, таких как анализ, синтез, сравнение. Часть учеников испытывают трудности при переводе графической информации в текстовую и наоборот приведение изученного материала в систему и графическое его обобщение.

Для отработки данных умений использую задания из открытого банка на сайте ФИПИ, что позволяет не только сформировать читательскую грамотность, но и подготовить учащихся к сдаче ГИА по обществознанию. Материалы, размещенные на сайтах «ЯКласс», ЦОК, разработаны методистами с целью оказания помощи учителю в подборе необходимых заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, и это позволяет сэкономить время при подготовке урока, грамотно подобрать необходимый материал.

Формирование функциональной грамотности невозможно осуществить в короткий срок, это требует большого количества учебного времени, системной организации познавательной деятельности в процессе изучения всех предметов, в том числе истории и обществознания. Развитие читательской грамотности позволит не только успешно усвоить учебный материал, но и сформирует метапредметные УУД, навыки критического отношения к полученной информации. И поможет нашим ученикам быть успешными в жизни и легко ориентироваться в политических и финансовых институтах.

Библиографический список

  1. Пазин Р.В. Анализ исторического источника. – Ростов на Дону: Легион, 2018. - 254 с.
  2. Ушаков П.А., Пазин Р.В. Практикум по работе с иллюстративным материалом. – Ростов на Дону: Легион, 2018. – 235 с.
  3. https://www.yaklass.ru/
  4. https://educont.ru/summer-courses/list/22fac9e7-d64a-4934-814d-9f026ae25ada 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование ч итательской грамотности на уроках истории и обществознания Москаленко Надежда Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ Заславская СОШ

Слайд 2

Британская карикатура на Карибский кризис. Художник Л. Иллингуорта "Армрестлинг", 1962г.

Слайд 3

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ (стр.65, п.1)

Слайд 4

Расскажите о природных условиях Аравии. (стр. 68)

Слайд 5

1. При Марафоне 2. При Платеях 3. При Саламине 4. При Фермопилах

Слайд 6

Умение находить и извлекать информацию из текста и понимать текст Прочитай текст и выполни задания . ( 1 ) Сре­ди всех извест­ных нам наро­дов толь­ко <они> обла­да­ют одним, но зато самым важным для чело­ве­че­ской жиз­ни искус­ст­вом. ( 2 ) Оно состо­ит в том, что ни одно­му вра­гу, напав­ше­му на их стра­ну, они не дают спа­стись; и никто не может их настичь, если толь­ко сами они не допу­стят это­го. ( 3 ) Ведь у <них> нет ни горо­дов, ни укреп­ле­ний, и свои жили­ща они возят с собой. ( 4 ) Все они кон­ные луч­ни­ки и про­мыш­ля­ют не зем­леде­ли­ем, а ското­вод­ст­вом; их жили­ща — в кибит­ках . ( Геродот) 1. О каких племенах идёт речь в тексте ? ( В ответе запиши только название племён в именительном падеже без предлогов .) Ответ: Скифы . 2 . Запиши название региона, в котором жили описанные в тексте племена . (В ответе запиши только название региона без предлогов в именительном падеже .) Ответ: Причерноморье . 3. Какую характеристику Геродот не упоминает в данном отрывке ? Обладают самым важным для человека искусством Воинов хоронят с оружием Строят курганы Промышляют скотоводством

Слайд 7

Определение достоверности информации Учёные обнаружили документ, который, возможно, был написан в Древней Спарте. Однако есть подозрение, что документ фальшивый, и часть текста в нём неверна . Прочти документ и определи, относятся ли к спартанским порядкам выделенные слова . Знайте, спартанцы, какими должны быть по предков заветам Воины, жёны и дети, живущие в Спарте великой! Воин спартанский должен (1) искусно владеть ремеслом непременно . Юноша тот славным мужем станет, который (2) лишенья терпеть не боится . Женщина та уваженья достойна, если она (3) вкусно умеет готовить для мужа . Девушке быть подобает (4) скромной и тихой, как мать . Ответ: 1. не относится к спартанским порядкам 2. относится к спартанским порядкам 3. не относится к спартанским порядкам 4. не относится к спартанским порядкам

Слайд 8

Спарта была самым необычным греческим полисом, поэтому в Греции о ней ходило множество разных слухов — правдивых и не очень . Перед тобой два свежих слуха о Спарте. Определи, правдивы они или нет. Учти, что они могут быть оба правдивыми или оба ложными, или разными . « Говорят, что в Спарте вообще нет детей». Это ложный слух «А ещё говорят, что эти спартанцы ничего не умеют делать, только сражаться». Это правдивый слух «Говорят, что в Спарте всеми делами управляют старейшины, а не Народное собрание». Это правдивый слух . «А ещё говорят, что эти спартанцы и читать-то толком не умеют». Это правдивый слух

Слайд 9

Максимилиан Волошин «Терминология» «Брали на мушку», «ставили к стенке», «Списывали в расход» – Так изменились из года в год Быта и речи оттенки. «Хлопнуть», «угробить» «Отправить на шлёку », «К Духонину в штаб», «разменять» – Проще и хлеще нельзя передать Нашу кровавую трёпку. Правду выпытывать из-под ногтей В шею вставлять фугасы, «Шили погоны», «кроили лампасы», «Делали однорогих чертей» – Сколько понадобилось лжи В эти проклятые годы, Чтобы разъярить и поднять на ноги Армии, классы, народы…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности на уроках географии

Формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 8 класса, тема "Рельеф России"....

Формирование читательской грамотности на уроках географии

формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 7 класса....

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)

В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...

Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....

Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...